Книгу можно приобрести в самом монастыре с. Решма и в церковной лавке епархиального Управления по адресу: ул. Волжская, д. 4 (г. Кинешма).
Сайт Макариев-Решемского монастыря: http://reshma-m.blogspot.com/
Тел. / факс: 8(49331)98343
E-mail: reshma-m@yandex.ru
Зонтиков Н. А. Макариев-Решемский монастырь: вехи истории. – Кинешма: Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2019. – 880 с.
Книга посвящена истории Макариев-Решемского монастыря (с. Решма Кинешемского района Ивановской области), на протяжении столетий бывшего одним из главных центров духовной жизни Кинешемского края. В 1901 г. в связи с преобразованием в женскую обитель монастырь пережил свой расцвет, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой). После революции духовенство монастыря и большое количество его насельниц стали жертвами гонений, были расстреляны, сидели в тюрьмах и лагерях, находились в ссылках. С историей монастыря неразрывно связаны имена православных подвижников: святителя Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, матери Веры Меркуловой, епископа Волховского Даниила (Троицкого) и др. Повествование охватывает историю обители от начала XVII в. до наших дней. Книга предназначена для всех, кто интересуется историй Кинешемского края, историей России и Русской Православной Церкви.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО
И ПАЛЕХСКОГО
ИЛАРИОНА
Дорогие братья и сестры!
Уважаемые читатели!
Сердечно поздравляю вас с выходом книги Н.А. Зонтикова «Макариев-Решемский монастырь: вехи истории»!
Обитель во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского в Решме – старейший монастырь Кинешемского края, который всегда занимал в его истории особое место.
Он возник в трагическую и героическую эпоху Смутного времени начала XVII в., когда жители Решмы основали его в благодарность преподобному Макарию за победу, одержанную здесь в 1609 г. над войсками Тушинского самозванца и польско-литовскими интервентами.
В XVII–XIX вв. Решемская пустынь являлась одним из главных центров духовной жизни Кинешемского уезда. Несколько столетий у её стен проходила Решемская Макарьевская ярмарка, недавно вновь возрождённая.
В начале XX в., в связи с преобразованием в женскую обитель, монастырь в Решме пережил свой расцвет, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой; 1851–1934 гг.).
В первую треть XX в. с монастырём были тесно связаны судьбы православных подвижников: святителя Василия (Преображенского; 1876–1945 гг.), епископа Кинешемского, епископа Волховского (позднее архиепископа Брянского и Севского) Даниила (Троицкого; 1887–1934 гг.), матери Веры Меркуловой (в монашестве - Вероники, в схиме – Михаилы; 1874 –1935 гг.) и др.
В эпоху революции для Макариево-Решемского монастыря, как и для всей нашей Церкви, наступили трудные времена, завершившиеся в 1927 г. его насильственным закрытием. С 1927 г. и вплоть до 60-х годов в бывшей обители находился детский дом.
Судьбы многих насельниц обители после 1927 г. сложились трагично: десятки их подвергались арестам, содержались в тюрьмах и лагерях, были расстреляны.
Две бывшие Решемские насельницы прославились в лике святых. Одна из них – преподобная Анимаиса Острецовская (Смертина; 1875–1963 гг.) – местночтимая святая, вторая – преподобномученица Анна Корнеева (1880–1938 гг.), расстрелянная в 1938 г. под Москвой на печально известном Бутовском полигоне, причислена к лику святых в 2000 г.
Жертвами террора стали и все священнослужители монастыря. В1937 г. был расстрелян один из последних священнослужителей обители – о. Иоанн Нарбеков (1891–1937 гг.). В том же 1937 г. погиб и священник Василий Руфин (1887–1937 гг.), в 1909–1912 гг. служивший в монастыре диаконом. Священника Иоанна Румянцева (1889 – после 1937 гг.), бывшего диаконом в обители в 1912 –1923 гг., в 1937 г. осудили на 5-летнее заключение в лагере, где он и скончался. В 2000 г. о. Иоанн Румянцев причислен к лику святых.
В 30–40 годы значительная часть строений монастыря была разрушена.
В 90-е годы XX в. Макариевская обитель в Решме возродилась. Начался новый этап в её истории.
Первая книга по истории Решемского монастыря вышла в 1904 г. и была написана классиком костромского церковного краеведения Иваном Васильевичем Баженовым (1854–1920 гг.) – основателем и руководителем Костромского церковно-исторического общества. Книга Николая Александровича Зонтикова вышла спустя сто с лишним лет, и само издание её является одним из свидетельств возрождения Макариево-Решемского монастыря.
От всей души поздравляю настоятельницу монастыря игумению Феофанию, сестёр обители, священника о. Владимира Смирнова, жителей Решмы, всех жителей Кинешемского края с выходом этого замечательного труда, возвращающего нас к незабываемым страницам нашей истории.
ИЛАРИОН
Введение
«От Кинешмы до Юрьевца-Повольского по нагорной стороне лежит живописная дорога, пересекаемая глубокими оврагами, очаровательная видами, которые открывается, как только она приблизится к реке. Одну из таких чудных местностей представляет пустынь Макарьевская, приникшая к вершине горы, которая господствует над всею Заволжскою окрестностью» 1.
А.Н. Муравьев (1850 г.)
«На правой возвышенной стороне Волги, в 23-х верстах от города Кинешмы, стоит обитель, которая живо и надолго очаровывает всякого посетителя как своею красивою местностью, так и открытым великолепным видом на левый берег Волги» 2. Православные русские обители (1910 г.)
Данная книга посвящена истории Макариево-Решемского монастыря - одной из старинных обителей на территории Кинешемского района Ивановской области
Монастырь на берегу Волги, возле слободы Решмы, возник на излете Смутного времени в начале XVII в. Подобно Казанскому собору на Красной площади площади в Москве или храму Христа Спасителя, он был создан в память о победе, одержанной нашими предками над иноземными захватчиками возле Решмы в 1609 г.
В XVII – начале XX вв. Макариево-Решемский монастырь являлся главной монашеской обителью Кинешемского уезда.
У его стен несколько столетий ежегодно собиралась Макарьевская Решемская ярмарка, игравшая важную роль в экономической жизни местной округи.
В начале XX в., в связи с преобразованием из мужского в женский, монастырь пережил период расцвета, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой; 1851 – 1934 гг.).
В первой четверти XX в. с монастырем были тесно связаны судьбы ряда православных подвижников: матери Веры Меркуловой (в монашестве – Вероники, в схиме – Михаилы; 1874 – 1935 гг.), святителя Василия (Преображенского; 1876 – 1945 гг.), епископа Кинешемского, епископа Болховского (позднее – архиепископа Брянского и Севского) Даниила (Троицкого; 1887 – 1934 гг.) и др.
История монастыря неотделима от истории находившихся рядом с ним слободы Решмы и села Нагорное. В XVIII в. в этих селениях на крутом берегу Волги был возведен неповторимый ансамбль, состоящий из четырех каменных храмов.
С Решмой связано творчество таких деятелей русской культуры, как А.Н. Островский, И.И. Левитан и Б.М. Кустодиев.
В эпоху революции для Решемского монастыря, как и для всей Русской Церкви, наступили трудные времена, завершившиеся в 1927 г. его насильственным закрытием. С 1927и до 1967 г. в бывшей обители находился детский дом.
Судьбы большого количества бывших насельниц монастыря после её закрытия сложились трагично: многие из них подвергались арестам, сидели в тюрьмах и лагерях, были расстреляны.
Две бывшие насельницы монастыря прославлены в лике святых. Одна из них – местночтимая преподобная Анимаиса (Смертина; 1875 – 1963 гг.), вторая – преподобномученица Анна Корнеева (1880 – 1938 гг.), расстрелянная в 1938 г. в Подмосковье на печально известном Бутовском полигоне и включенная в состав Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
Жертвами террора и репрессий стали и священнослужители монастыря. В 1937 г. был расстрелян последний (перед закрытием монастыря) священник обители – о. Иоанн Нарбеков (1891 – 1937 гг.). В том же 1937 г. погиб и священник Василий Руфин (1887 – 1937 гг.), служивший в монастыре диаконом в 1909–1912 гг. Священника Иоанна Румянцева (1889 – после 1937 гг.), бывшего диаконом в обители в 1912 – 1923 гг., в 1937 г. осудили на 5 лет лагерей, где он и скончался. В 2000 г. о. Иоанн Румянцев причислен к лику святых.
В 30-40 годы значительная часть строений монастыря подверглась уничтожению. Были разрушены Троицкий храм и недостроенный Казанский храм, возведение которого началось в 1911 г.
Большой урон нанёс Решме подъём уровня Волги в середине 50-х годов XX в., когда в связи со строительством возле г. Городца Горьковской ГРЭС уровень реки в её верхнем течении поднялся. В результате этого строения старинной Решмы, стоявшей на берегу Волги, были разобраны и перенесены наверх – в село Нагорное, которое и стало теперь называться село Решма.
В 90-е годы XX в. Макариевская обитель в Решме возродилась.
История Макариево-Решемского монастыря – история всей Русской Православной Церкви последних нескольких веков в миниатюре.
* * *За большую помощь, оказанную ему во время работы над книгой, автор особенно благодарит:
настоятельницу Макариева Решемского монастыря игумению Феофанию (Губайдулину);
ректоров Иваново-Вознесенской духовной семинарии игумена Ювеналия (Лепешкина) и игумена Германа (Дворцова);
настоятеля Покровской церкви в д. Дьячево (Кинешемский район) священноинока Александра (Завьялова);
сотрудников Государственного архива Костромской области (ГАКО): Ольгу Юрьевну Кивокурцеву и Ирину Халидовну Тлиф;
костромского краеведа Галину Вольдемаровну Брезгину;
костромского искусствоведа Ольгу Святославовну Куколевскую;
профессора Воронежского государственного университета, доктора филологических наук Аллу Борисовну Ботникову;
сотрудника Государственного архива Ивановской области (ГАИО), кандидата исторических наук Егора Сергеевича Бутрина;
руководителя духовно-просветительного центра Кинешемской епархии, члена Союза писателей РФ Елену Александровну Потехину;
директора Благотворительного фонда сохранения наследия Василия, епископа Кинешемского Светлану Юрьевну Фокину;
сотрудников Кинешемского художественно-исторического музея Наталью Рудольфовну Шепелеву и Игоря Николаевича Лебедева;
кинешемского историка Алексея Владимировича Смирнова; священника Кинешемской Благовещенской церкви протоиерея о. Сергия Смирнова и его супругу Светлану Николаевну;
главу администрации Решемского сельского поселения Ирину Геннадьевну Кошкину;
жительницу Решмы и первую старосту Никольской церкви Валентину Ивановну Овчинникову;
методиста Решемского музейно-выставочного центра Татьяну Леонидовну Шпаненкову;
жительниц Решмы Маргариту Ивановну Сорокину и Елену Юрьевну Митачкину;
директора Решемской средней школы Валентину Рудольфовну Жукову и учительницу Ольгу Вячеславовну Балашову;
ряд людей, связанных судьбой своего рода с Решмой: Елену Владимировну Заварихину (г. Москва), Юрия Германовича Тимохина (г. Москва), Алексея Вячеславовича Ставицкого (г. Москва), Валерия Аркадьевича Обрезкова (г. Уфа).
Особая благодарность – начальнику УФСБ РФ по Ивановской области генерал-майору Игорю Ивановичу Завозяеву.
Книга в PDF-формате