Решемский монастырь в XVII веке
«В монастырских документах (...) под 1684 годом упоминается (...) деревянный храм с пятью престолами: во имя Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Девы Марии, Вознесения Господня, преп. Макария, и св. великомученицы Екатерины» 1.
Первое столетие истории монастыря
СКОРЕЕ всего, первым в Решемском монастыре построили храм во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского. Вероятно, как и в обители на устье р. Нёмды, это был небольшой клетский храм. И.Э. Грабарь пишет о клетских храмах: «По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада (...). Перекрытая кровлями на два ската, по подъёму совершенно сходными с обычным подъёмом кровель жилищ и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны литургической, но слишком мало отличалась своею внешностью от обычных жилищ» 2. Клетские церкви, обычно, венчала одна небольшая главка, покрытая осиновым лемехом.
«Клетские церкви, – отмечал архитектор А.В. Ополовников – очень быстро отживали свой век. Их заменяли более обширными деревянными или каменными» 3.
По-видимому, клетский храм в Решемском монастыре простоял до второй половины XVII в., когда его сменил храм в честь Святой Троицы, который впервые упоминается в 1684 г. 4 Выбор в честь Святой Троицы, конечно, не являлся случайным. И второй и третий монастыри, основанные прп. Макарием на Желтых Водах и на Унже, были посвящены Святой Живоначальной Троице. Видимо, в Решме исходили из этого.
Как писалось выше, нам неизвестно имя первого настоятеля; мы вообще знаем лишь двух настоятелей Макарьевской пустыни в XVII в. – игумена Савватия, назначенного сюда в 1646 г. и игумена Питирима, упоминаемого в 1677 г. 5 О жизни монастыря в XVII в. практически ничего неизвестно. Главной причиной этого, конечно, являлось то, что он не обладал никакими вотчи74 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории нами и поэтому не представлял интереса для государственных органов.
Если бы монастырь владел крестьянами и угодьями, то он, конечно, попал бы в различные переписи и описания. «Если учет пустыней и монастырей – вотчиновладельцев, – пишет в связи с этим историк В.С. Румянцева, – неоднократно проводился в XVII в., то о безвотчинных пустынях отсутствуют какие-либо количественные данные» 6.
По-видимому, к началу XX в. в монастырском архиве сохранилось всего несколько документов XVII в., которые использовал историк И.В. Баженов (подробнее об этом чуть ниже).
Всё XVII столетие монастырь находился на берегу Волги, у подножия высокого гористого берега 7.
Выше сообщалось, что в начале XX в. при земляных работах на этом месте были найдены человеческие кости и металлические вериги 8. Напомним, что вериги – это «кандалы, оковы, разного рода железные цепи, кольца, полосы и т.п., носимые спасающимися на голом теле для смирения плоти» 9.
Вериги, найденные в Решме, скорее всего, в XVII в. носил монах-подвижник из Макариевой пустыни.
Предание о разгроме Решемского монастыря
СУДЯ по всему, всего через несколько лет после своего основания Макариевский монастырь был захвачен и подвергся разгрому.
Вплоть до начала XX в. в Решме бытовало предание о разгроме их монастыря. В.И. Смирнов в 1921 г. писал: «Рассказывают, что Решемский монастырь когда-то был разграблен разбойниками, и все сокровища потом были ими зарыты где-то в лесной даче “Серовка”»* 10.
Вряд ли данное предание – пустой вымысел. Вероятно, оно имеет какую-то реальную основу. Но кто и когда мог разграбить монастырь? Если эта легенда не является плодом народной фантазии, то разграбление монастыря, скорее всего, произошло в XVII в. – самом «темном» веке в истории обители.
По-видимому, это случилось осенью 1614 г. Избрание на русский престол царя Михаила Федоровича Романова означало коренный перелом в ситуации в стране, но до окончания Смутного времени оставалось еще несколько лет.
Волны Смуты продолжали бушевать и сотрясать корабль российской государственности. В ноябре 1614 г. отряды «воровских казаков» из Ярославского уезда вторглись в Костромской уезд. Костромской воевода Андрей Колычев сообщал царю Михаилу Федоровичу, что «ноября в 15 день пришли в Костромской уезд воры казаки; и село Зогзино и Молвятино** и иные многие места повоевали» 11.
Воевода также сообщал царю: «А ныне нам ведомо учинилось, что многие козаки пошли к Юрьеву Поволскому и к Кинешме» 12.
* Лесной массив под названием «Серовка» и доныне примыкает к Решме с запада. Почему он носит такое название, неизвестно. Можно предположить, что некогда этот лес принадлежал крестьянину или купцу по фамилии Серов, отсюда и название.
** «Молвятино» – это село Молвитино, с 1939 г. с. Сусанино – современный п. Сусанино, центр Сусанинского района Костромской области. Зогзино – д. Зогзино в том же районе.
Монастырь в Московской Руси.
Художник А.М. Васнецов.
Начало XX в.
Результатом этого похода стали новые разгромы Кинешмы и Юрьевца.
Нижегородский воевода князь В.И. Бутурлин докладывал царю, что сообщил ему из Балахны Федор Сомов: «...прибежали к ним на Балахну ярославцы торговые люди и иная бежъ многие люди; а в роспросе им сказывали: черкасы и козаки Кинешму взяли. Да с Балахны Федор Сомов писал (...) в Нижней, что генваря в 1 день прибежали на Балахну с Юрьевца ключник Ондрей Сабуров, что черкасы и козаки пришли в Юрьевец и Юрьевец выжгли, а хотят де идти к Нижнему» 13.
Казаки, по-видимому, взяли Кинешму в начале декабря 1614 г., а в конце декабря захватили и Юрьевец*.
Разумеется, помимо Кинешмы и Юрьевца, разграблению в очередной раз подверглись и местные селения. По-видимому, по дороге от Кинешмы к Юрьевцу «воры козаки» разорили и Решму и недавно основанный Макариевский монастырь. Последний, конечно, был небогат, но ведь за годы Смутного времени уже почти всё ограбили не по одному разу и выбирать не приходилось. Возможно, что память именно об этом разгроме и сохранялась в Решме вплоть до начала XX в.
Монастырь на рубеже XVII и XVIII веков
ВО второй половине XVII в. главный храм Решемского монастыря был посвящен Святой Живоначальной Троице. Впервые он упоминается в 1684 г. и тогда храм имел пять престолов: в честь Святой Троицы, в честь Благовещения Пресвятой Богородице, в честь Вознесения Господня, во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского и во имя святой великомученицы Екатерины 15.
* Н.Н. Виноградов почему-то пишет, что казаки «добрались до Кинешмы и взяли её в феврале 1615 г.» 14
Наличие у храма пяти престолов говорит о том, что это была не скромная клетская церковка, а большое и сложное сооружение. Троицкий храм, видимо, имелся в обители один, и поэтому, часть его помещений должна отапливаться, чтобы можно было совершать богослужения в холодное время года. Вероятно, отапливался какой-нибудь придел.
Придельные храмы в деревянном зодчестве чаще всего представляли собой небольшие церкви, пристроенные к главному храму. Иногда приделы имели отдельный вход, возможно, так было и здесь. Вероятно, Троицкий храм завершал монументальный шатер.
Теперь о престолах храма. Наличие Троицкого и Макариевского престолов понятно. Вознесенский, возможно, связан с памятью о разгроме Кинешмы в канун дня Вознесения Господня в 1609 г. Благовещенский престол, возможно, не связан с мемориальным характером Решемской обители. Наличие престола во имя святой Екатерины не может быть объяснено с точки зрения исторической традиции. Ни в одном из монастырей, основанных прп. Макарием, не было престола во имя святой Екатерины*. Престол же этот явно имел большое значение для Решемского монастыря. Когда в 1767 г.
деревянный храм сменил каменный, то в него вместе с Троицким и Макариевским был перенесен и Екатерининский престол (правда, сохранение Екатерининского придела, возможно, связано с тем, что в это время в России правила императрица Екатерина II). Не произошел ли предполагаемый нами разгром Макариево-Решемского монастыря казаками в 1614 г. в день святой Екатерины – 24 ноября (7 декабря)? Вплоть до закрытия монастыря в 1927 г. в нем сохранялась икона святой великомученицы Екатерины, являвшаяся престольным образом Екатерининского придельного храма Троицкого собора. Надпись в нижней части иконы гласила: «1702 года писал царев изограф Кирилл Уланов» 16.
Выдающийся иконописец рубежа XVII и XVIII вв., бывший царский изограф Кирилл Уланов (? – 1731 гг.) жил на Верхней Волге в первой трети XVIII в.
Около 1708 г. он из Москвы переселился в Кривоезерскую Троицкую пустынь (она находилась у впадения р. Унжи в Волгу), где в январе 1709 г. принял монашество с именем Корнилий (с 1720 г. в схиме – Карион). В 1714 г. епископ Нижегородский и Алатырский Питирим рукоположил о. Корнилия в иеромонаха и назначил настоятелем Кривоезерской пустыни (на посту настоятеля он оставался вплоть до 1720 г.). Во время жизни в пустыни о. Корнилий написал много икон, украсивших храмы окрестных городов и монастырей.
Два образа, написанные им, почитались как чудотворные: Иерусалимская Кривоезерская икона Божией Матери, вплоть до начала XX в. пребывавшая в Кривоезерской пустыни, и Тихвинская икона Божией Матери, вплоть до начала XX в. находившаяся в Христорождественском соборе г. Макарьева Костромской губернии 17.
* Святая великомученица Екатерина Александрийская (по-гречески – всегда чистая). Память – 24 ноября (7 декабря).