ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ - ОТ ЗАКРЫТИЯ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

Данная работа является приложением к житию преподобного Пахомия, повествующему о подвигах угодника Божия и судьбе основанного им монастыря до XVIII века. 

В начале XVIII века, во времена тяжело отразившихся на жизни Церкви петровских преобразований, Троице-Сыпанов монастырь стал приходить в упадок. В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель, как и сотни других русских монастырей, была закрыта и обращена в приходскую церковь. Последнего настоятеля игумена Антония вместе с братией перевели в костромской Богоявленский монастырь.

Упразднение обители, действовавшей на протяжении четырех столетий, стало настоящей трагедией для прекрасного архитектурного ансамбля бывшего монастыря. Для приходской церкви значительная часть его строений оказалась просто ненужной; за ненадобностью во второй половине XVIII - начале XIX веков были разобраны Покровская церковь, братские кельи и хозяйственные постройки. От монастырских строений сохранились лишь Троицкий собор с колокольней, Святые врата и часть каменной стены, ограждавшей обитель, с двумя каменными башнями.

В XIX - начале ХХ веков Троицкий храм в Сыпановой слободе (которая впоследствии стала именоваться селом Троица) занимал совершенно особое место среди церквей Нерехтской земли. К святым мощам преподобного Пахомия, покоившимся в нем, приходило множество богомольцев, не только нерехтчан, но и жителей соседних уездов - Костромского и Ярославского. Кроме святых мощей угодника Божия как особая святыня храма почитался его большой надгробный образ. В начале XIX века помещик Протасьев из села Иваньково под Костромой, ослепший и вновь чудесным образом прозревший у раки преподобного Пахомия, пожертвовал Троицкому храму для украшения образа на раке серебряную ризу весом около 7 килограммов, которую изготовил в 1805 году костромской мастер В. Тевяков. Во времена больших эпидемий холеры в 1831 и 1853 годах (только за время последней из них в Нерехтском уезде скончались от холеры около 3000 человек) причт Троицкой церкви, взяв надгробный образ преподобного Пахомия, изо дня в день обходил вначале все селения своего и соседних приходов, а затем - улицу за улицей в Нерехте; местные жители стекались к образу своего небесного защитника и покровителя с молитвой о спасении от болезни себя и ближних...

Особый период в истории бывшего монастырского храма связан с именем протоиерея Михаила Диева (1794-1866), служившего в Сыпанове священником в 1832-1865 годах. Истинный пастырь - "честнейший делатель винограда Христова", как называли его современники, отец Михаил благоговейно чтил память преподобного Пахомия и многое сделал для благоустройства Троицкого храма, хранившего в свои стенах святые мощи угодника Божия. Попечением отца Михаила Пахомиевский придел в 1832-1834 годах был расширен и перестроен в стиле классицизма (автором проекта был выдающийся костромской архитектор П.И. Фурсов). В это время на гробницу преподобного установили новую медно-посеребренную раку, изготовленную на средства, пожертвованные нерехтским городским головой Б.И. Дьяконовым. 5 июля 1838 года обновленный Пахомиевский придел освятил епископ Костромской и Галичский Владимир (Алявдин), выразивший отцу Михаилу Диеву архипастырскую благодарность за попечение о храме. В это же время с запада к церковному зданию была пристроена обширная трапезная, объединившая храм с колокольней - стоявшей до этого отдельно - в единое целое. Во время эпидемий 1848 и 1853 годов отец Михаил, обходя с иконой преподобного Пахомия зараженные холерой деревни и дома в Нерехте, проявил себя не только как усердный, но и мужественный пастырь.

За время служения в Троицком храме скромный сельский священник стал не только всероссийски известным специалистом по истории России, Русской Православной Церкви и Костромского края, автором целого ряда глубоких трудов (к сожалению, до сих пор во всей полноте не опубликованных), которые высоко ценили такие выдающиеся современники, как агиограф А.Н. Муравьев, митрополит Евгений (Болховитинов), министр народного просвещения С.С. Уваров, историки М.П. Погодин и И.М. Снегирев, поэт В.А. Жуковский, - но и первым историком Пахомиевой пустыни.

В сентябре 1857 года за одно из своих сочинений по представлению святителя Филарета, митрополита Московского, священник Михаил Диев был удостоен сана протоиерея и вскоре стал благочинным округа. 22 июля 1860 года в Успенском кафедральном соборе епископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский) возложил на отца Михаила золотой наперсный крест, которым он был награжден указом Святейшего Синода. В августе 1865 года по состоянию здоровья отец Михаил вышел за штат и вскоре, 3 февраля 1866 года, скончался. Погребен он был в селе Ильинском на реке Мезе в Костромском уезде; можно лишь искренне сожалеть, что прах его покоится не в Сыпанове, где прошла основная часть его жизни.

В 1891-1901 годах в Троицкой церкви служил священником отец Николай Новосельский (1859-1916), ставший достойным продолжателем трудов отца Михаила Диева. Опубликованная отцом Николаем в 1896-1897 годах большая работа по истории Пахомиева монастыря и Троицкой церкви в Сыпанове является настоящей летописью этого места. Им же в 1896 году была издана первая книга о преподобном Пахомии.

К началу ХХ века Троицкий храм близ Нерехты был одной из почитаемых святынь Костромского края. Ежегодно в день памяти преподобного (15/28 мая) к церкви сходились едва ли не все жители Нерехтского уезда; по традиции после окончания богослужения паломники посещали Пахомиев источник - изведенный, как гласит монастырское предание, по молитве преподобного. Храм в Сыпанове часто посещали костромские архипастыри. Озаренный мерцающим светом неугасимой лампады над ракой преподобного, Троицкий храм хранил в своих стенах свидетельства многовековой истории этого святого места. Значительная часть икон церкви относилась к XVII веку, несколько образов были еще более раннего написания. Одной из главных святынь Троицкого храма была глубоко почитаемая верующими икона Пресвятой Троицы - видимо, та самая, которую написал в XIV веке сам преподобный Пахомий. Ризницу храма наполняли бесценные памятники старинного церковного искусства, сохранялся весьма обширный заведенный еще с монастырских времен архив.

После событий 1917 года история Троицкой церкви, как и всей страны, наполняется трагическими страницами. При новой власти, не скрывавшей своего отношения к вере и Церкви, судьба древнего храма в Сыпанове была предрешена - его закрытие являлось лишь вопросом времени. Уже весной 1922 года во время проходившего по всей России изъятия церковных ценностей подкомиссия губернской комиссии по изъятию конфисковала в Троицкой церкви все предметы, изготовленные из драгоценных металлов, являвшиеся в основном вкладами жертвователей - в том числе посеребренную раку с гроба преподобного, серебряную ризу с его надгробного образа и серебряный оклад с храмовой иконы Пресвятой Троицы.

В начале 30-х годов, в разгар насильственной коллективизации, Троицкий храм удалось захватить обновленцам - церковным раскольникам, организовавшимся в 1922 году при содействии органов ГПУ. Борясь против законного главы Русской Православной Церкви - святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, они декларировали полную подержку всех мероприятий советского режима. Известно, что в Костромском крае обновленцы смогли добиться немногого: в 20-е годы, несмотря на всемерную подержку властей, из всей епархии к ним перешло лишь 15 храмов - правда, как правило, наиболее известных и почитаемых. В Сыпанове они также потерпели неудачу: после перехода храма в руки обновленцев значительная часть прихожан перестала посещать богослужения. В 1935 году при поддержке управлявшего Костромской епархией священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского (Кроткова; 1868-1937), местным верующим удалось вернуть Троицкий храм в лоно Матери-Церкви. 

Осенью 1935 года началось служение в Троицком храме священника Василия Разумова (1879-1937). Уроженец деревни Кучино в Костромском уезде, выходец из крестьянской семьи, он был рукоположен в иерейский сан уже после революции - в 1922 году. В 1932 году отец Василий, служивший в селе Сидоровском Красносельского района, был арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной пропаганде и приговорен к 5 годам заключения в лагере. Освобожденный после трех лет пребывания в одном из северных лагерей по состоянию здоровья, он приехал в Кострому и получил от святителя Никодима назначение на приход в село Троица. 

С появлением отца Василия Разумова богослужения в Троицком храме вновь стали посещать многие верующие из нескольких сельсоветов Нерехтского района, а более всего - из Нерехты. Следует заметить, что в это время значение храма в Сыпанове было, возможно, как никогда велико: в самой Нерехте из семи храмов осталась действующей лишь одна кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, и многие нерехтчане приходили на службы в бывший монастырский храм. Кроме этого, к середине 30-х годов большая часть мощей костромских святых уже была недоступной для поклонения верующих: либо их изъяли власти, либо доступ к ним стал невозможен; поэтому древняя церковь в окрестностях Нерехты оставалась одним из немногих мест Костромской земли, где православные еще могли поклониться святым мощам угодника Божия.

Служение отца Василия Разумова в селе Троица совпало с началом нового этапа гонений на Церковь. Если на рубеже 20-х - 30-х годов закрытию подвергались в основном городские храмы, то к середине 30-х годов, завершив в целом коллективизацию, государство получило возможность приступить к массовому закрытию сельских церквей. Весной 1936 года власти предприняли попытку снять и разбить колокола с колокольни Троицкой церкви; но - редкий случай для того времени! - местные жители вместе с отцом Василием не дали совершиться этому. 28 мая 1936 года, в день памяти преподобного Пахомия, службу в Троицком храме совершил святитель Никодим (уроженец Нерехтского уезда, он с детства глубоко чтил память святого подвижника XIV века). Святитель Никодим высоко ценил отца Василия, в 1936 году неоднократно встречался с ним в Нерехте и в Костроме, а в ноябре 1936 года - наградил его наперсным крестом.

В ноябре-декабре 1936 года, одновременно с шумной кампанией по принятию новой Конституции СССР, власти обрушили на Русскую Православную Церковь новые жестокие гонения. Поздним вечером 3 декабря 1936 года в Костроме после всенощного бдения накануне двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы был арестован святитель Никодим. Узнав об этом, отец Василий Разумов совершил поразительный по своему мужеству поступок: в течение нескольких месяцев на всех службах он возглашал: "Еще молимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме". С православной точки зрения молитва о любом заключенном - явление вполне естественное, но в условиях 1936-1937 годов это было настоящим подвигом: с точки зрения властей подобная публичная молитва об арестованном святителе являлась опасым контрреволюционным преступлением. Следует учесть, что так поступал священник, уже пробывший 3 года в заключении и поэтому прекрасно понимавший, что его может ожидать.

Отец Василий Разумов был арестован 5 августа 1937 года сразу после окончания богослужения. Еще не все прихожане разошлись, когда на их глазах нерехтские чекисты вывели батюшку из храма... После первых допросов его отправили в Ярославль - центральный город области, к которой тогда принадлежал Нерехтский район, в знаменитую тюрьму в Коровниках, а через некоторое время вновь привезли в Нерехту.

19 сентября 1937 года тройка Управления НКВД по Ярославской области приговорила отца Василия Разумова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 21 сентября. Место его захоронения неизвестно; скорее всего, оно находится в окрестностях Нерехты. 

Оставшийся без священника, храм в селе Троица в том же 1937 году был закрыт, неугасимая лампада над гробницей преподобного Пахомия погасла... С церковной колокольни были сброшены колокола, уничтожено почти все внутреннее убранство, иконы - в том числе и почитаемый образ Пресвятой Троицы, написанный, по преданию, самим угодником Божиим. Лишь спустя 7 лет верующим удалось перенести из храма надгробный образ преподобного Пахомия. 

Как известно, в сентябре 1943 года по ряду соображений Сталин смягчил свою политику по отношению к Церкви; так же стали поступать и власти на местах. В мае 1944 года было разрешено перенести икону преподобного Пахомия с его раки из Троицкого храма в единственную действующую церковь Нерехты - Крестовоздвиженский кладбищенский храм. Очевидцы до сих пор вспоминают этот - может быть, самый необычный из всех - крестный ход с иконой преподобного, состоявшийся 9 июня 1944 года. Множество людей, в основном женщин (подавляющее большинство мужчин находилось на фронте), одетых по-праздничному, шло к Нерехте; впереди несли большую икону преподобного Пахомия, и казалось, что святой идет вместе со всеми. Однако нести икону по центральным улицам города власти запретили, и идти к Крестовоздвиженской церкви пришлось окольными путями. Прихожане храма, возглавляемые настоятелем отцом Алексием Соболевым, преклонив колени, встретили образ небесного покровителя Нерехты и нерехтской земли, а затем внесли его в церковь. Здесь надгробный образ угодника Божия пребывал почти 50 лет.

Храм в Сыпанове стоял закрытым, все более и более превращаясь в руины... От прежних времен - и монастырских, и приходских - к началу 60-х годов сохранялась только одна живая традиция: в день памяти преподобного Пахомия 28 мая к источнику у подножия Сыпановой горы, как и в прежние времена на протяжении многих столетий, приходили за водой сотни людей. Долгое время власти не обращали на это внимания; однако в начале 60-х годов, во время новых гонений на Церковь, развернутых по инициативе Н.С. Хрущева, особым отличием "антирелигиозной работы" стала борьба с почитанием святых источников - их стали повсеместно осушать и засыпать. Конечно, эта кампания не могла не затронуть и Пахомиев источник. В конце 1965 года В. Кудрявцев, занимавший тогда пост уполномоченного Совета по делам религий по Костромской области, сообщал в Москву: "в праздник "Святого Пахомия" (...) верующие, по традиции, небольшими группами и в одиночку после службы в церкви идут на ключ для того, чтобы набрать "святой воды"". Отметив, что 28 мая 1965 года источник посетило 600-700 человек, уполномоченный сообщал, что "патрулирование (то есть использование милиции - Н.З.) там проводить нецелесообразно, т.к. можно было привлечь толпу зевак. Учитывая такое обстоятельство, группа партийно-советских работников проводила беседы с верующими непосредственно у ключа". В. Кудрявцев сообщал также, что на 1966 год запланировано "провести гидротехнические работы (...) и ликвидировать ключ". Летом 1966 года этот план был претворен в жизнь: уполномоченный доложил, что "при проведении работ по осушению местности ключ был засыпан". Однако на следующий год засыпанный песком и камнями источник вновь пробился на поверхность земли. В 1968 году его опять засыпали, и вновь источник пробился. При очередной последовавшей засыпке был сломан деревянный сруб, заключавший в себе источник, и уполномоченный с удовлетворением доложил в столицу: "Можно считать, что место паломничества в Нерехтском районе ликвидировано полностью".

В 70-е - 80-е годы Троицкая церковь, прошедшая обычным путем закрытого сельского храма, являла собой ужасающую картину. Из пяти ее глав целыми остались только две, отсутствовали перекрытия над приделом преподобного Пахомия и трапезной; своды густо поросли травой, кустами и деревьями. Замечательный памятник русского зодчества, древнейший храм Нерехтской земли и ее главная святыня был обращен в руины. И все же духовно храм не умер; святые мощи преподобного Пахомия по-прежнему находились под спудом, под завалами кирпича и мусора, самим фактом своего существования даруя верующим надежду на чудо возрождения...

Большинство храмов Нерехты к тому времени пребывало не в лучшем состоянии. Однако в конце 80-х годов, когда в городе был организован участок Костромской реставрационной мастерской, ситуация стала меняться: один за другим нерехтские храмы одевались в строительные леса, к ним начало постепенно возвращаться былое внешнее благолепие. Наконец, реставраторы пришли и к руинам бывшего Пахомиева монастыря в селе Троица. 

Начало восстановления материального совпало и с началом подлинного - духовного - возрождения этого святого места. 28 мая 1990 года после службы в Крестовоздвиженском храме Нерехты в Сыпаново впервые за много десятилетий пришел многолюдный крестный ход, возглавляемый епископом Костромским и Галичским Александром. В полуразрушенном приделе преподобного Пахомия, в который впервые после 1944 года был принесен из Крестовоздвиженского храма надгробный образ угодника Божия, епископ Александр совершил молебен, а затем при большом стечении народа освятил новый колодец, установленный незадолго до этого на расчищенном Пахомиевом источнике. Богослужения в день памяти преподобного Пахомия совершались в Сыпанове и в 1991, и в 1992 году. Постепенно, но неизбежно все возвращалось на круги своя...

В конце 1992 года - юбилейного года, посвященного 600-летию преставления преподобного Сергия Радонежского - Епархиальный совет Костромской епархии принял решение о возобновлении в селе Троица монашеской обители - женского монастыря, и обратился с прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду. В декабре того же года епископ Александр направил в администрацию Костромской области ходатайство о возвращении епархии бывшего Троице-Сыпанова монастыря, и 17 февраля 1993 года было принято историческое решение - возвратить обитель ее законному хозяину, Русской Православной Церкви. В марте 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода настоятельницей возобновляемой обители была назначена благочинная костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря монахиня Алексия (Ремизова), возведенная епископом Александром 24 апреля 1993 года в кафедральном Богоявленско-Анастасиином соборе в сан игумении. В этот же день новопоставленная игумения Алексия и 8 сестер, на которых теперь было возложено церковное послушание возрождать обитель преподобного Пахомия, приехали из Костромы в село Троица. 

С начала работ по восстановлению Троицкой церкви реставраторы смогли сделать немало; но для того, чтобы окончательно воссоздать святыню, требовалось приложить во сто крат больше усилий. И все же, несмотря на многочисленные трудности, с появлением истинных хозяев началось настоящее возрождение обители. Уже 28 мая 1993 года епископ Александр совершил малое освящение придела преподобного Пахомия, где был установлен временный иконостас, и первую после 1937 года Божественную литургию в стенах древнего монастыря.

Начальный период работ по восстановлению обители был самым трудным. Матушке игумении и еще немногочисленным сестрам приходилось одновременно и продолжать восстановление храма (это было особенно тяжело, так как в 1993 году после прекращения финансирования нерехтские реставраторы ушли из Сыпанова), и заниматься устройством собственного быта (ведь и жилые помещения в обители надо было либо восстанавливать, либо строить заново), и создавать монастырское хозяйство. 

В первый же год существования обители был окончательно расчищен Пахомиев источник, над которым установили сень, увенчанную крестом. Немного более чем через год после возобновления монастыря его - впервые за многовековую историю Троицкой обители на Сыпанове - посетил предстоятель Русской Православной Церкви: в дни празднования 250-летия Костромской епархии (22-25 июля 1994 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй половине дня 22 июля прибыл в Нерехту. Посетив восстанавливающиеся храмы города - Никольский, Владимирский и Преображенский и совершив в последнем из них молебен перед образом почитаемой нерехтчанами Владимирской (Нерехтской) иконы Божией Матери, Святейший Патриарх приехал в Сыпаново, где его ожидало множество местных жителей.

Встреченный во Святых вратах монастыря игуменией Алексией и сестрами обители, предстоятель Русской Православной Церкви, архиепископ Александр и сопровождающие их лица прошли в храм. Святейший Патриарх совершил молебен пред святыми мощами преподобного Пахомия, а затем обратился к молящимся со словом:

"Посещение этого древнего града, существующего уже более восьми веков, навсегда сохранится в моей памяти. Прекрасные храмы, украшающие его, в большинстве своем разделили судьбу многих тысяч российских церквей и монашеских обителей - они были поруганы, осквернены и разорены, на сем святом месте воцарилась "мерзость запустения" (Мф. 24, 15). Семь десятилетий продолжалось насильственное отторжение нашего народа от веры в Бога; но ныне, милостью Божией, происходит возвращение людей к вере отцов, к Святому Православию, и наши древние святыни восстанавливаются в былом величии и красоте. 

Многие ныне вновь находят дорогу к православному храму, и дай Бог, чтобы в этом древнем городе общими усилиями руководителей областного и районного центров, трудами и заботами правящего архипастыря - владыки Александра, духовенства Нерехтского благочиния, всех местных жителей продолжалось возрождение порушенных храмов Божиих, возвращение людей в спасительную ограду Церкви Христовой. 

Для того, чтобы строить новое справедливое общество, следует вернуться к отеческой Православной вере, к традициям общественного и семейного воспитания в благочестии и духовной чистоте. Всем нам необходимо возрастать в христианских добродетелях, делами - ибо, по сову апостола, "вера без дел мертва" (Иак. 2, 26) - проявлять свою веру в Бога, надежду на Него и любовь к Богу и ближнему. Пусть эта святая обитель, восстановленная ныне из запустения и поругания, станет для всех вас духовной опорой, местом, где вы будете черпать благодатные силы для своих повседневных трудов.

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский, основатель сего монастыря, своими трудами и подвижнической жизнью был известен не только в Костромском крае, но и в окрестных землях. Со всех сторон к благодатному старцу стекались люди, ищущие духовного совета, утешения в скорбях, отеческого наставления и назидания. Господь прославил преподобного чудотворением и при жизни, и после его кончины: святые мощи угодника Божия источали благодатные исцеления, и поток верующих, притекавших к небесному предстательству преподобного, не иссякал. Ныне мы вновь видим, как множество православных возносит свою молитву к святому покровителю сего града пред ракой его мощей, в основанной им обители, возрожденной молитвой и поистине подвижническими трудами ее новых насельниц. Надеюсь, что сестры обители, исполняя свое монашеское служение, пребывая в трудах и молитве, возродят во всей полноте и добрые традиции паломничества и благотворительного попечения о нуждающихся, сохранявшиеся на протяжении многих веков, памятуя слова Самого Господа: то, что "вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40).

Благодарю владыку архиепископа Александра и матушку игумению Алексию, всех сестер Пахомиево-Нерехтской обители за труды, приложенные к возрождению святыни, за теплую и сердечную встречу. Молитвенно желаю всем, собравшимся ныне в стенах этого древнего монастыря, чтобы благословение Божие сопутствовало вам, вашей жизни, трудам и духовному возрастанию".

В последующие годы возрождение Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря успешно продолжалось. Обитель возродила добрую традицию костромских монастырей дореволюционного времени - иметь в губернском городе свои подворья или часовни. В июне 1995 года областная администрация передала монастырю Никольскую часовню в Костроме на Молочной горе; вскоре над ней был водружен позолоченный крест, начаты работы по восстановлению внутреннего убранства. В апреле 1996 года накануне праздника Пасхи на колокольню обители были подняты и установлены 8 вновь отлитых колоколов; в Пасхальную ночь их торжественный звон впервые за много десятилетий снова торжественно разнесся над окрестностями... В 1998 году в монастыре был создан детский приют, в котором ныне проживают и учатся 12 девочек в возрасте от 8 до 14 лет. Важной вехой в деле возрождения обители стало восстановление (пока еще без иконостаса) холодного (неотапливаемого) Троицкого храма, в котором 28 мая 1999 года было совершено первое богослужение.

Возрождающаяся Троице-Сыпанова обитель играет важную роль в духовной жизни Нерехтского района. После десятилетий господства воинствующего атеизма с каждым годом все более восстанавливается прежнее почитание преподобного Пахомия, небесного покровителя Нерехтской земли. 13 февраля 1998 года в Нерехте состоялись первые Пахомиевские образовательные чтения, проведенные совместно Костромской епархией и областным управлением образования (отметим, что еще с октября 1969 года в Нерехте проводятся Диевские краеведческие чтения, посвященные памяти отца Михаила Диева). День празднования памяти преподобного Пахомия 28 мая 2000 года - юбилейного года 2000-летия Рождества Христова - навсегда вошел в историю Троицкой обители: именно тогда, вместе с торжественным празднованием 325-летия всероссийского прославления преподобного в лике святых, совершилось причисление к лику местночтимых святых Костромской епархии священномученика Василия Разумова, последнего священника приходского Троицкого храма, мученически скончавшегося за исповедание веры Христовой в 1937 году. В его лице мы чтим память всех новомучеников Костромской земли, пострадавших в ХХ веке. Отныне в истории Троице-Сыпанова монастыря рядом с именем его святого основателя, напоминающим нам великие образы русской святости XIV века - Московского святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Димитрия Донского, - всегда будет стоять рядом и имя священномученика Василия Разумова, подвижника и новомученика ХХ века.

© Nikolay Zontikov