Возникновение Макариево-Решемского монастыря
«Тогда же (...) в (...) Решме и Пурехе, монастыри (...) тамошние жители богоносному Макарию состроиша» 1.
Основание Макариево-Решемского монастыря
ИЗДАВНА в честь военных побед и в память о павших на поле брани воздвигали монастыри, храмы и часовни.
После покорения в 1552 г. Казани в Москве был построен собор Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного.
В 1636 г. в Москве на Красной площади, в присутствии царя Михаила Федоровича и Патриарха Иоасафа, состоялось освящение Казанского собора – памятника освобождения Москвы от польских захватчиков.
В честь победы над шведами под Полтавой в 1852-1856 гг. на месте битвы сооружен храм во имя святого Сампсона Странноприимца (Полтавская битва состоялась в день памяти святого – 27 июля 1709 г.).
В честь победы над Наполеоновским нашествием 1812 г. в Москве воздвигнут храм Христа Спасителя.
В 1397 г. в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия Тамерлана (1395 г.) в столице был основан Сретенский монастырь, а в 1839 г. в память о русских воинах, погибших в Бородинской битве, – Спасо-Бородинский монастырь.
В память о погибших в 1609 г. защитников Кинешмы в городе появился Вознесенский женский монастырь 2.
В память о разгроме воинства Лисовского под Решмой жители слободы основали монастырь во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского, что, по-видимому, явилось выполнением принятого ими обета.
«Обет, на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. (...) К обету в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учГлава 5. Возникновение Макариево-Решемского монастыря 45 реждения. (...) Неисполнение свободно данного обета составляет тяжкий грех перед Богом» 3.
Когда жители Решмы приняли обет о построении монастыря? Вероятно, это произошло накануне первого сражения у Решмы, когда к слободе, по дороге к Юрьевцу, подошли отряды Лисовского и Наумова.
Однако под Решмой земское ополчение было разбито, а слобода наверняка подверглась грабежу и разгрому. Казалась, враг торжествует, и молитва решемцев, обращенная к прп. Макарию, не была услышана. Но прошло всего несколько дней, и на глазах жителей Решмы эти же Лисовский и Наумов терпят поражение и с позором уходят.
После этого решемцы решают – в благодарность Богу и прп. Макарию – построить в своей слободе небольшой монастырь. Согласно житию прп. Макария, на них повлияло решение жителей Коряковской волости, находящейся напротив Юрьевца, основать в честь своей победы над Лисовским монастырь во имя прп. Макария.
Вообще, события 1609 г. привели к созданию на участке Волги от Решмы до Юрьевца целого ряда храмов и монастырей во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского.
В житии прп. Макария говорится, что после прихода к власти царя Михаила Федоровича «граждане юрьевстии, сподоблящиися милость Божию в беде сущее видети, совокупляшеся со окрестных весей жительми, молитвенные храмы преподобному Макарию вскоре во граде убо в монастыре Богоявления Господня, в весях же, в Елнатской на реце Лазореве, в Березнитской на реце Сегати возградиша и приданием земли на сеяние хлеба и сенокосных мест пресвитеры, служащия в них удовлиша и писанием утвердиша» 4.
Приделы во имя прп. Макария вплоть до начала XX в. сохранялись в Богоявленском храме Юрьевца (преемнике Богоявленского монастыря) 5, в Вознесенском храме в с. Лазаревка (в 10 верстах от Юрьевца) 6 и в Никольской церкви в с. Сеготь (27 верст от Юрьевца) 7*.
Однако главными памятниками событий 1609 г. стали два Макариевых монастыря, первый из которых был основан на устье реки Нёмды (напомним, что Мамшин остров до 1956 г. находился вблизи устья Нёмды), а второй – в слободе Решме.
Небольшой мужской монастырь во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского жители Коряковской волости выстроили на правом берегу р. Нёмды на холме над рекой. В житии об этом сказано: «В веси же, именуемые Коряковския, земледельцы с великим тщением елико возмогша, близ реки Немды, преподобнаго отца Макария монастырь возградиша, в нем же церковь и келии устроиша и игумена и братию собраша, и довольство, по возможном, определиша» 9.
Об обстоятельствах создания монастыря в Решме в житии прп. Макария сказано весьма невнятно. Согласно ему, «решемстии жители (...), понеже предслышавши, елико преподобный Макарий о граде Юрьевце и окрестных его, паче же о веси Коряковской побора (...) на моление ко Христу Богу и Пречистей Богородице и чудному Макарию Унженскому обратишеся, дабы им избавиться от душегубных еретиков» 10. Решемцы «обещашася» в своем селении монастырь «чудотворцу Макарию воздвигнути» 11. Вскоре «от российского воинства, ово из Юрьевца, ово из Нижняго (...) противнии низложении быша, и тако и тии поселяне свободу от горькия той беды нечаянно, молитвами богоносного Макария прияша» 12. Через какое-то время местные жители монастырь во имя прп. Макария «состроиша» 13.
* Локализация села Березнитского на р. Сеготи вызывает у нас затруднения. Предположительно, это с. Сеготь, где в начале XX в. деревянном храме имелся престол во имя прп. Макария 8.
Из жития видно, что в Решме обитель была устроена по обещанию (обету) местных жителей, принятому ими перед сражением с тушинцами.
Как писалось выше, подобное обещание они, скорее всего, приняли накануне сражения с войском И.Ф. Наумова. Поражение Лисовского и Наумова, случившееся всего через несколько дней после разгрома ополчения, жители Решмы восприняли, как результат помощи и заступничества прп. Макария.
Когда именно были построены Макариевские монастыри на устье Нёмды и в Решме, точно неизвестно. Иногда в литературе указывается, что это произошло уже в 1609 г. Однако маловероятно, чтобы в условиях продолжающейся Смуты можно было реально приступить к устройству обителей. Вероятно, в 1609 г. состоялись только их закладка, а построили их через несколько лет.
По церковным правилам, для основания нового монастыря необходимо получить благословение правящего архиерея. В 1609 г. Решма, видимо, входила в состав Суздальской епархии, и благословение должен был дать суздальский архиерей. Однако сомнительно, чтобы в 1609 г. решемцы послали ходатаев к суздальскому владыке. Во-первых, Суздаль находился в руках тушинцев и никто бы там не разрешил строительство обители в честь победы над Лисовским. Во-вторых, в 1609 г. архиепископ Суздальский Галактион, управлявший епархией с 1593 г., был изгнан с кафедры, и новый архиерей, архиепископ Герасим, появился в Суздале только в 1612 г. 14
1612 год: ополчение Минина и Пожарского проходит через Решму
КАК известно, в 1611 г., когда Россия стояла уже на краю гибели, в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которому и было суждено спасти нашу страну. Во главе ополчения встали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и посадский человек Кузьма Минин.
Весной 1612 г. ополчение из Нижнего двинулось к Москве. Его путь по берегу Волги лежал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плесо (Плёс), Кострому и Ярославль.
Пройдя через Балахну и Юрьевец, ополчение Минина и Пожарского, пришло в Решму. В «Новом летописце сказано: «...и приидоша на Решму» 15.
В Решме Д.М. Пожарский получил два важных известия. Окольничий Артемий Васильевич Измайлов из Владимира уведомил его о том, что во Пскове появился новый самозванец – Лжедмитрий III и что стоявшие под Москвой остатки Первого земского ополчения «целовали оному вору крест» (то есть принесли присягу). Руководители Первого ополчения князь Д.Т. Трубецкой и атаман Иван Заруцкий известили Минина и Пожарского «глаголяще: прельстихомся, яко целовали крест вору явльшемуся во Пскове, и ныне паки все целовахом крест, что всем православным христианом бытии во единомыслии и чтоб шли под Москву не опасаяся» 16. Полученные известия были публично оглашены воинам ополчения в Решме: «Присланни же поведоша всем и писания их присланная пред всеми ратными прочтошася» 17.
По подсчету историка П.Г. Любомирова, Минин и Пожарский достигли Решмы около 10 марта 1612 г. В книге «Очерк истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг.» (1917 г.) он пишет: «По указанию троицкой грамоты, это крестоцелование происходило 2 марта, и сведения о нем вряд ли могли достигнуть Решму чрез Владимир (расстояние Москва-Решма не меньше 400 верст) ранее 10 марта (...)» 18.
В 1939 г. в журнале «Новый мир» был опубликован исторический роман горьковского писателя В. И. Костылева (1884 – 1950 гг.) «Кузьма Минин», на страницах которого рассказывалось о создании ополчения Минина и Пожарского и об освобождении им Москвы. Достаточно слабый в художественном отношении роман В.И. Костылева, конечно, изобиловал «родимыми пятнами» эпохи революционного нигилизма, когда представители дворянства и духовенства изображались заведомо негативно, как пособники иноземных захватчиков. Но всё-таки сам факт выхода романа знаменовал собой огромный сдвиг. Ведь еще совсем недавно о Минине и Пожарском (особенно о Минине, в котором, как торговце, видели представителя буржуазии) писали почти что с ненавистью, как о подавителях крестьянской революции, которые посадили на шею народа кровавую династию Романовых. И вот теперь Минин и Пожарский вновь представали перед потомками как национальные герои России.
В том месте романа В.И. Костылева, где описывается переход ополчения из Нижнего Новгорода до Кинешмы, упоминалась и Решма: «У Юрьевца Волга делает размашистый поворот. До сих пор она шла к северу. Теперь свернула на запад. Впереди – остановки в селе Решме, Кинешме, на Плёсе и Костроме. А там уже и Ярославль! (...) От Юрьевца до Кинешмы дорога оказалась очень тяжелой. Пролегая по нагорному берегу Волги, она пересекалась многими оврагами и речками, выступившими из берегов. Всадники, рискуя утонуть, переправляли на своих конях и пехоту. Приходилось наскоро сооружать паромы, и затем их снова разбирать. Ополченцы по пояс в воде вытаскивали на берег бревна и тесины паромов. Снова складывали их на дровни и везли дальше. Переправы отнимали много времени и сильно утомляли людей.
(...) Большою помехою на дороге стала высокая гора при селе Нагорном*, вблизи Решмы. Глинистая почва её, размякнув, причинила ополченцам немало хлопот. Падали люди; катились вниз кони, ломая себе ноги, застревали на одном месте сани и телеги, приходилось их брать «на руки» 19 **.
В романе В.И. Костылева кратенько упомянут и эпизод в Решме. «В Решму из Владимира прискакал гонец от тамошнего воеводы Измайлова. Новость: * Села Нагорного в 1612 г., конечно, еще не было. В середине XVII в. на месте будущего села Нагорного находилась деревня Нагорная (подробнее о ней чуть ниже).
** Писатель В.И. Костылев изображает погоду марта 1612 г., какой она обычно бывает в апреле.
У нас, конечно, нет данных по погоде на то время, когда ополчение Минина и Пожарского проходило через Решму, но вряд 10 марта 1612 г. уже была такая распутица.
Выход Нижегородского ополчения. Художник И.С. Куликов. 1941 г.
подмосковные бояре Трубецкой и Заруцкий привели к присяге псковскому самозванцу – вору Сидорке – всё казачье ополчение. Минин и Пожарский собрали совет. Пожарский велел поблагодарить воеводу за известие и передать ему, что вору Сидорке присягнули Заруцкий и Трубецкой, а не казаки. Им не нужен новый вор. Довольно с них и прежних воров. Казаки в том не повинны» 20.
Из Решмы ополчение двинулось на Кинешму и далее – на Плесо (Плёс), Кострому и Ярославль.
Строительство монастыря в Решме
ОСЕНЬЮ 1612 г. Москва была освобождена от захватчиков, а 21 февраля 1613 г.
Земский собор избрал новым русским государем Михаила Федоровича Романова, что знаменовало собой полное восстановление российской государственности. 14 марта 1613 г. Великое посольство, прибыв в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где находился тогда Михаил Федорович, официально нарекло его царем. Через несколько дней Михаил Федорович убыл в Москву, где 11 июля 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его коронация – венчание на царство.
По-видимому, строительство монастыря в Решме началось вскоре после воцарения Михаила Федоровича.
В житии прп. Макария говорится, что оба монастыря – на устье р. Нёмды и в Решме – были созданы после того, как престол занял царь Михаил Федорович, то есть в 1613 г. или после 1613 г. В церковной летописи Макариевской церкви (преемницы монастыря, построенного в память о сражении у Мамшина острова) сказано, что монастырский храм на устье Нёмды построен «между 1612-1615 годами» 21. Вероятно, строительство монастыря в Решме произошло в 1613-1615 гг.
Как правило, большинство монастырей на Руси основывались князьями, боярами, церковными иерархами. Немало монастырей, начиная с XIV в., было создано церковными подвижниками. Какая-то часть монастырей организовывалась волостными общинами-мирами. Иногда это носило характер благодарности Богу или какому-нибудь святому за помощь в чрезвычайной ситуации – например, за спасение от смертоносной эпидемии или от нашествия врагов.
По-видимому, оба монастыря во имя прп. Макария – и на устье Нёмды и в Решме – относились к числу так называемых «мирских монастырей», создававшихся и содержавшихся волостными общинами 22.
О том, что обитель в Решме относилась к числу «мирских монастырей» говорит то, что она никогда не имела своих крестьян и вплоть до конца XVIII в.
не обладала никакими угодьями.
Сооружение монастыря в Решме, скорее всего, являлось делом не только жителей слободы, но всего населения Юмахонской волости. Кто-то жертвовал деньги, кто-то участвовал в строительстве, кто-то подвозил бревна, кто-то жертвовал иконы.
Монастырь в Решме был основан не на том месте, где он находился в начале XX в. и где доныне сохранились некоторые его постройки, то есть на высоком гористом берегу над Волгой. Его построили у подножия горы, на берегу Волги.
«По древнему, – пишет И.В. Баженов, – доселе живому преданию она (обитель – Н.З.) была сначала устроена под горою, на которой ныне расположена. Такое предание отчасти подтверждается недавно по нагорной плоскости найденными при раскопке костями человеческими и железными веригами, которые служат явными признаками некогда существовавшего здесь кладбища; последние же в древние времена устроялись обыкновенно близ храмов. Затем такое же значение должно придавать общепризнанному среди местных жителей преданию о том, что доселе существующий под горою, ныне вне монастырской ограды, колодезь выкопан преп. Макарием совместно с учениками» 23.
По поводу колодца надо сказать, что он был выкопан, конечно, не прп. Макарием, но сам факт нахождения колодца внизу под горой, подтверждает, что первоначально монастырь находился на этом месте – под горой, на берегу Волги.
Слобода Решма тянулась узкой полосой у подножия высокого берега.
Монастырь был поставлен на окраине слободы, на её верхнем (по течению Волги) конце.
Скорее всего, в монастыре построили небольшой храм во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возле него встали жилые кельи и хозяйственные постройки. Постепенно у храма появилось монастырское кладбище.
Вероятно, в первые годы своего существования обитель в Решме выглядела примерно как его «товарищ» – Макариев монастырь на устье реке Нёмды. В писцовой книге 1620 г. последний описан так: «В Коряковской волости монастырь на реке Немде, а в нем церковь во имя святаго Макария Желтоводского Унженского чудотворца, древяна, клетцкая. А в церкви образы и книги и всякое церковное строение, и колокола, все мирское. А в монастыре пять келий, а в них поп черной да восемь братов кормятца милостынею от мирских, да за монастырем слоботка монастырская десять дворов бобыльских и нищецких кормятца от мирских» 24.
Вероятно, и в Решме первая община была крайне невелика: настоятель – священноинок (иеромонах, «черный поп»), несколько монахов и послушников. Первого настоятеля, имя которого нам, к сожалению, неизвестно, скорее всего, нашли где-то «на стороне». Им мог стать насельник какой-нибудь разоренной в период Смуты обители.
Обратимся теперь к вопросу о том, почему монастыри на устье р. Нёмды и в Решме были посвящены именно прп. Макарию Унженскому и Желтоводскому, а не какому-нибудь другому русскому святому?