Церковь Илии Пророка из села Верхний Березовец
С. А. Пиляк, заместитель директора по развитию Костромского музея-заповедника «Костромская слобода»
Летом 2015 года вновь открыт для посещения туристов и гостей города уникальный памятник культовой народной архитектуры Костромского края
Древняя Костромская земля, несмотря на ускоряющийся процесс мировой глобализации и постепенное угасание глубинки, еще сохраняет старинные села – настоящие заповедники, сохраняющие древнюю культуру. Подобно таким селам более полувека назад был создан Костромской музей деревянного зодчества. Древние сооружения, еще сохраняющие стук топора, запах сосновой древесины и тепло солнца, размещены в музее на своих традиционных местах. Высотными доминантами являются храмы. Легко отличимые от других сооружений благодаря своим размерам, сложному характерному силуэту, постановке на обозримых с разных сторон местах, храмы во многом определяют характер сельской застройки. Храм это древнейший тип общественного сооружения, дошедший до наших дней.
Красота и величие сельского храма составляли престиж церковного причта – населения села и тяготевших к нему деревень, объединенных церковью или храмовым ансамблем, поэтому и строили в старину «как мера и красота скажут», «со всем завидом» и «добрым мастерством». Именно так и писали в наказах на строительство церквей [4, c. 94]. Как известно, «древнерусские плотники XVI-XVIII веков работали в основном на заказ. Еще в XVI веке существовали артели, ходившие из города в город, подряжаясь на различные работы» [7, c. 59]. Одна из таких артелей, очевидно, и построила храм Илии Пророка.
Интересно, что и основание уездного города Солигалича, ныне районного центра, связано с сооружением храма. Об основании Воскресенского монастыря, вокруг которого впоследствии вырос город Солигалич, сохранилось лаконичное летописное упоминание. По сообщению Воскресенского летописца, 5 мая 1334 года была заложена церковь, постройка которой продолжалась недолго, всего два с половиной месяца и была закончена на Ильин день. Церковь была «велми чудна, яко отовсюду бяше видение ея, а высота ея 35 сажен» [6, c. 19]. Если перевести высоту храма в современные меры длины, мы увидим, что в высоту храм достигал 70-метровой отметки. Монастырский собор был в два раза выше Пожарной каланчи в Костроме, знаменитого двадцатидвухглавого Преображенского храма в Кижах и сравним по высоте с 23-этажным жилым домом. Создание такого крупного сооружения требовало от плотников особых знаний и умений, тем более, что деревянные здания в редких случаях живут столетиями – регулярные ремонты являются спутниками рубленых шедевров, часто страдающих от пожаров или биологических разрушений. Уже в 1372 году храм был утрачен в пожаре во время нападения на монастырь Ветлужского и Хлыновского князя Никиты Байбороды [6, c. 116]. Тем ценнее архитектурное наследство предков, дошедшее до наших дней. Одним из редчайших памятников в архитектурной экспозиции Костромского музея деревянного зодчества по праву считается крупный ярусный храм – церковь Илии Пророка, перевезенная из села Верхний Березовец Солигаличского района.
Наиболее подробно памятник был исследован выдающимся ученым Софьей Яковлевной Забелло в ходе экспедиции Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР в 1946 году. Материалы экспедиции были опубликованы в сборнике «Архитектурное наследство» [2]. В настоящее время храм находится на территории Костромского музея деревянного зодчества, являясь высотной доминантой северной части территории. Автором проекта рестврации выступил архитектор КСНРиПМ Вадим Сергеевич Шапошников. Церковь отреставрирована с сохранением ряда поздних наслоений ремонтов XIX века. При постановке церкви на музейной территории была сохранена ориентация храма. Пятигранная алтарная апсида обращена на восток. Общая длина здания составляет около 30 м. [2, c. 30]. Высота – чуть более 22 метров.
Реставрация храма, начавшаяся в 1970 году, позволила сохранить сооружение. Как отмечено в отчете Костромской реставрационной мастерской, «к началу перевозки памятника на территорию музея деревянного зодчества здание долгое время использовалось под склад облпотребсоюза. Убранство интерьера было нарушено, состояние росписи свода было под угрозой утраты» [1, л. 7]. Реставрационные мероприятия заняли значительное время: «Памятник был перевезен в Кострому в январе 1970 года. Реставрация памятника по разным причинам организационного характера затянулась. Сборка срубов основных объемов церкви была начата в 1971 году и закончена в 1973 году. Были возведены стены основных объемов, кровли и завершение с установкой главки и дальнейшая работа приостановлена. В 1976 году произведены работы по антисептированию древесины памятника глубокой панельной пропиткой...» [1, л. 8].
Во второй половине XX века большинство архитекторов-реставраторов, работавших с памятниками деревянного зодчества, придерживались принципов Александра Викторовича Ополовникова, автора проекта реставрации объектов Кижского погоста. Согласно данной теории, реставратор при изучении памятника в первую очередь выявляет наслоения, которые памятник получил при реконструкциях, перестройках и ремонтах. Наслоения делятся на традиционные, нейтральные и чуждые. Последние, по мнению А.В.Ополовникова, должны быть удалены [3, c. 140]. Однако в случае с Ильинской церковью автор проекта реставрации Вадим Сергеевич Шапошников предпочел сохранить существовавшее «купольное» завершение и сам кровельный материал – листовой металл, выкрашенный в зеленый цвет. Такое решение противоречит общепринятой концепции, но в данном случае оправдано. Во-первых, данных для воссоздания иного завершения обнаружено не было, что увеличивало вероятность ошибки, а во-вторых, металлическое кровельное покрытие является более долговечным. С 1976 года кровля храма не дала ни одной протечки.
Главным документом для реставрации храма стал сам храм: «основные конструкции памятника не получили изменений – четверик, алтарь, трапезная и завершение восьмериков были воссозданы в том виде, в каком они сохранились к моменту перевозки. Некоторые изменения получил входной комплекс. Сохраняя прежний характер в деталях и материале*, объем сеней был изменен: увеличено основное помещение, что позволило разместить лестницу для входа на основной этаж без дополнительной пристройки крыльца и сделать удобный вход в подклет» [1, л. 9]. Как отмечают костромские реставраторы, «использование подклета как зимней церкви подтверждается также тем, что бревна в срубе подклета положены на мох» [1, л. 3]. Данное решение сохранено при реставрации. В настоящее время первый этаж служит для размещения экспозиционного оборудования музея.
Как сообщает С.Я.Забелло, на историческом месте храм стоял без фундамента [2, c. 30]. Вследствие этого за время существования храма несколько нижних венцов постепенно подгнили, храм ушел в землю практически до половины высоты окон первого этажа.
Однако такая оценка фундаментов не вполне верна. Костромские реставраторы отмечают следующее: «Здание было поставлено на деревянные тупики, полностью сгнившие к моменту перевозки памятника. Шурфы, сделанные перед разборкой, позволили установить, что под северно-западный и юго-западный углы четверика в XIX веке были подведены кирпичные столбы из красного кирпича» [1, л. 3]. Несмотря на наличие фундаментов, нижние венцы к середине XX века оказались разрушены. Именно поэтому в ходе реставрационных работ «все здание поставлено на буто-бетонный столбчатый фундамент с кирпичным цоколем. Подведены утраченные нижние венцы сруба» [1, л. 9].
В 1982 году специалисты Костромской реставрационной мастерской приступили к установке и воссозданию резьбы иконостаса. В это же время были окончены работы по устройству входного комплекса [1, л. 8-9]. В 1984 году начинается реставрация росписи неба [1, л. 9], однако к настоящему моменту реставрационные работы не завершены.
Ильинская церковь, редкая для нашего региона деревянная церковь, один из памятников Костромского музея деревянного зодчества, составляет славу и культурное богатство Костромской области. Исследователь Алексей Тиц совершенно справедливо называет Ильинскую церковь подлинной жемчужиной древнерусского искусства [5, с. 122].
Развитие музея-заповедника «Костромская слобода» в значительной степени заключается в расширении доступных для показа объектов культурного наследия и обновлении экспозиций. Насыщение их подлинными артефактами позволяет соединить прошлое и настоящее, и в итоге ощутить эту связь времен, чтобы помнить историю, и, опираясь на нее, создавать будущее богохранимого Костромского края.
Примечания* Прежние сени, как и современные, были срублены из бруса сечением 15 на 15 сантиметров.
1. Архив КСНРиПМ. Отчет в 2-х томах о реставрации Ильинской ц. из с. Верхний Березовец Солигаличского района (на территории музея народного деревянного зодчества).
2.Забелло С. Я. Костромская экспедиция// Архитектурное наследство. Выпуск 5. –М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. с. 19-36
3. Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества.- М.: Стройиздат, 1974. 391 с.
4. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Избяная литургия. -М.: Ополо, 2001. -512 с.
5. Тиц. А. А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). –М.: «Искусство», 1971. -135 с.
6. Фигуровский Н. А. Очерки средневековой истории города Солигалича. – Кострома: Авантитул, 2010. -268 с.
7. Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. –М.: Искусство, 1974. -190 с.
Художественно-этнографический альманах «Костромская слобода»