Ошибочное мнение об основании Решемского монастыря преподобным Макарием Унженским и Желтоводским
«...прииде к реце, глаголемой Лух, и возлюби место безмолвнаго си ради пребывания и (...) воздвиже (...) церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чуднаго его Богоявления, и обитель огради, и братию совокупи» 1.
ТЕПЕРЬ коснемся появившегося в XIX в. ошибочного мнения о том, что будто бы Макариев монастырь в Решме основан прп. Макарием Унженским и Желтоводским.
Основой для появления этого мнения послужило, как ни странно, житие прп. Макария. Если возникновение Макарьевского монастыря на устье р. Нёмды в житии описано весьма подробно, то о создании обители в Решме сказано довольно невнятно и в самых общих словах.
По-видимому, первые насельники Макариевского монастыря на р. Нёмде составили что-то вроде повести о его основании, которая со временем вошла в состав рукописного жития святого. Нельзя не пожалеть, что насельники Решемской обители не последовали их примеру.
Возникновение мнения об основании Решемского монастыря преподобным Макарием
В ПЕРВОЙ половине XIX в. главным торжищем России была Макарьевская Нижегородская ярмарка, которая возникла в первой половине XVII в.
у стен Макариево-Желтоводского монастыря. В 1816 г. ярмарку перевели в Нижний Новгород, но при этом она сохранила историческое название «Макарьевская» и неизменно начиналась с молебна прп. Макарию.
В середине XIX в. в изданиях нижегородских краеведов, посвященных Макариево-Желтоводскому монастырю и прп. Макарию, стало высказываться мнение о том, что прп. Макарий является и основателем Макариево-Решемского монастыря.
Кажется, первым написал об этом в вышедшей в 1846 г. книге, посвященной Макариево-Желтоводскому монастырю, П.И. Пискарев*. Излагая житие святого, он пишет, как прп. Макарий оставляет Вознесенский Печерский монастырь и уходит: «...в пустыню на реку Лух, что в нынешней Костромской губернии. Здесь (...) он (...) основал обитель во имя Богоявление Господа Иисуса Христа, которая находится доныне в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решме, и известна под именем Макарьевской пустыни» 2.
И в историческом, и в географическом отношениях это утверждение представляет собой нелепицу. Место, где прп. Макарий основал Богоявленский монастырь на р. Лух, действительно в XIX в. находилось в Юрьевецком уезде. Слобода же Решма в XIX в. пребывала в Кинешемском уезде. Таким образом, уважаемый П.И. Пискарев искусственно слил воедино два разных монастыря.
Затем данное утверждение повторил иеромонах (позднее епископ) Макарий (в миру – Николай Кириллович Миролюбов; 1817 – 1894 гг.). Сын священника Рязанской губернии, Н.К. Миролюбов, после окончания в 1842 г. Московской духовной академии был направлен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию. В 1846 г. он принял монашество с именем Макарий (скорее всего, в честь прп. Макария Унженского и Желтоводского) и в том же году стал иеромонахом. Отец Макарий прожил в Нижнем Новгороде до 1853 г. 3 Иеромонах, архимандрит, епископ Макарий (Миролюбов) является автором многих выдающихся трудов по церковной истории, в частности, по истории Нижегородского края. Почти все его работы входят в золотой фонд церковного краеведения. Однако вслед за П.И. Пискаревым этот выдающийся человек повторил (и подкрепил своим авторитетом) ошибочное мнение о том, что основателем Решемской пустыни был прп. Макарий.
В своей книге «Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца» (её первое издание вышло в Москве в 1850 г.) о. Макарий практически повторил текст П.И. Пискарева. Он писал, что, посетив реку Лух, прп. Макарий прошел на Волгу и «остановился на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда 4. Макарий строит здесь хижину, к нему стекается братия. «Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая находится сейчас в Юрьевецком уезде** Костромской губернии при слободе Решме, и известна под именем Макарьевской пустыни» 5.
Таким образом, о. Макарий повторяет нелепицу П.И. Пискарева и смешивает воедино слободу Решма и село Богоявленское на р. Лух в Юрьевецком уезде, где находился основанный прп. Макарием Богоявленский монастырь (подробнее об этом чуть ниже), находящиеся друг от друга на расстоянии в 60 верст. Это всё равно, что сказать: он поселился в Рязани, ныне это место находится в Казани.
* Петр Иванович Пискарев (1821 – 1904 гг.) – нижегородский краевед. В 2017 г. в Нижнем Новгороде вышло издание «Наследие архивиста. Собрание трудов П.И. Пискарева», впервые объединившее под одной обложкой работы исследователя.
** Еще раз повторим, что в XIX в. Решма входила в состав Кинешемского уезда.
Впрочем, география часто являлась слабой стороной многих писавших о Решме. Иеромонах Амвросий (Орнатский) писал в 1813 г. в своей «Истории российской иерархии» о Решемском монастыре: «Макарьевская, что при слободе Решме, Костромской епархии, мужеская пустыня; находится в Луховском уезде при слободе Решме близ реки Волги» 6. Однако Решма никогда не относилась к Луховскому уезду. В известные нам времена она входила в состав Юрьевецкого, Суздальского и Кинешемского уездов.
Почему П. И. Пискарев и о. Макарий (Миролюбов) допустили в своих книгах подобный «ляп», мы не знаем. Возможно, что П.И. Пискарев бывал в Решме и слышал от местных жителей утверждение, что их монастырь основан прп. Макарием (об этом будет речь ниже).
Благодаря авторитету святителя Макария (Миролюбова), ошибочное утверждение, что Решемский монастырь был основан прп. Макарием, попало в целый ряд серьёзных изданий.
В путеводителе «Волга от Твери до Астрахани» Н.П. Боголюбова (1862 г.) сказано: «Рядом с Решмой находится Макарьева пустынь, основанная св.
Макарием Желтоводским, чудотворцем, в XV столетии» 7.
В «Географическо-статистическом словаре Российской империи» (1867 г.) говорится, что Макариевская пустынь в Решме «основана в XV в. св. Макарием Желтоводским» 8.
В справочнике «Православные монастыри и архиерейские дома в России, ныне существующие» (1889 г.) о Макарьевской-Решемской пустыни написано, что она основана «около 1440 г.» 9.
* В тексте ошибочно написано – Ромне.
В конце XIX в. эту же ошибку повторил М.В. Толстой. В своей книге «Рассказы из истории Русской Церкви», говоря об основании прп. Макарием монастыря на р. Лух, он замечает: «Теперь на месте первой обители преп. Макария стоит храм Св. Троицы, при слободе Решме*» 10.
После того, как в 1901 г. Решемская пустынь была преобразована в женскую обитель, в изданиях монастыря прп. Макарий стал указываться, как его основатель.
В вышедшем в 1903 г. в Костроме издании «Макарьевский Решемский женский монастырь (бывшая Решемская Макарьевская мужская пустынь), написанном некой «В.Ч.», прямо утверждалось: «Макарьевская Решемская пустынь получила основание свое от преподобного Макария Унженского и Желтоводского Чюдотворца. Следовательно, считает своему существованию более 500 лет» 11. Изложив житие святого, автор доходит до момента, когда он покидает Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде: «Отошедши около 60 верст, остановился на берегу р. Волги, близ слободы Решмы. На этом месте Макарий сперва построил малую келию. (...) Увлекаемые его высоким примером, многие оставляли своим мирские занятия и давали обет проводить с ним пустынническую жизнь. Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа Нашего Иису са Христа, которая находится Кинешемского уезда Костромской губ. при слободе Решме и известна под именем Макарьевской пустыни (...). Устроив Макарьевскую пустынь при слободе Решме и избрав для братии игумена, пр. Макарий не захотел остаться с ними. По любви к безмолвному уединению, он желал скрыться от людей в пустыню. Тайно ушел, как и прежде, из устроенной им обители вниз по реке Волге, он основал еще Желтоводскую обитель (...)» 12.
Даже И.В. Баженов – выдающийся знаток церковной истории Костромского края, основатель Костромского церковно-исторического общества – полагал, что первой обителью, основанной прп. Макарием, был монастырь в Решме. В 1904 г. И.В. Баженов писал: «Чтобы избежать мирской славы и похвал за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из Печерской обители и в удобное для этого время отправился вверх по течению р. Волги. В 160 верстах от упомянутой обители Макарий облюбовал повыше слободы Решмы нагорное место на берегу Волги и здесь устроил небольшую келью, в которой теперь уже вдали от мирской суеты и славы немалое время подвизался в подвигах бдения, поста и молитвы. Сюда-то к пустынножителю мало-по-малу стали многие из ближайших окрестностей приходить за благими советами и давали обет проводить вместе с Макарием подвижническую жизнь. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, известную под именем Макарьевской пустыни. По устроении последней с назначением игумена для братии, Макарий недолго пребывал здесь; по великой любви к безмолвному уединению он тайно удалился вниз по р. Волге для основания других обителей. Хотя неизвестен год основания Макариевой пустыни, но с вероятностию следует предположить устроенье её в самом конце XIV в.» 13.
В издании «Православные русские обители» (1910) об основании Решемского монастыря прп. Макарием писалось как о несомненном факте: «Основателем его был преп. Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец. С малых лет он питал склонность к иночеству и, будучи отроком, принял пострижение в Печерском монастыре, недалеко от Нижнего Новгорода.
Но жажда уединения побудила оставить его эту обитель, и Макарий, идя вверх по Волге, пришел на место около слободы Решмы. Здесь, в нагорной возвышенности, на берегу Волги, он и основал обитель во имя Богоявления Господня. Предполагают, что это событие произошло в конце XIV века» 14.
С.В. Булгаков в книге «Русские монастыри в 1913 году» в разделе о Решемской обители практически повторил этот текст: «Основал монастырь преп. Макарий Унженский и Желтоводский чудотворец. Первоначально он устроил небольшую келью, где и начал подвизаться в одиночестве. Скоро к нему стали приходить из окрестностей и давали обет проводить вместе с Макарием подвижническую жизнь. Это было в конце XIV века. По устроении обители во имя Богоявления (более известной под названием Макарьевской) он недолго пребывал здесь и удалился вниз по Волге для основания других обителей» 15.
Эту же версию повторяют и многие современные авторы.
В издании «Русская Православная Церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник» (2000 г.) о монастыре говорится: «Осн. в кон. XIV в. ок. торговой слободы Решма в 25 км от Кинешмы, на правом высоком берегу р. Волги иноком Печерского Нижегородского монастыря преп. Макарием Унженским и Желтоводским чудотворцем. Мужская обитель была названа во имя Богоявления Господня (стала известна под названием Макарьевской пустыни)» 16.
Н.В. Воробьёв (2002 г.): «Основателем монастыря в слободе Решма признается прп. Макарий Унженский и Желтоводский» 17.
Отец Зосима (Шевчук) и О.В. Гылко (2003 г.): «Возле Решмы он (прп. Макарий – Н.З.) основал обитель во имя Богоявления Иисуса Христа, именуемую тогда Макарьевской пустынью. Временем основания некоторые источники называют конец XIV века, иные – XV век. Сам же прп. Макарий удалился из обители, ища уединения» 18.
А.А. Федотов (2003 г.): «На Ивановской земле преподобным Макарием была основана Решемская обитель (...)» 19.
Учебное пособие по краеведению для учащихся 9 класса «Ивановский край в истории Отечества» (2007 г.): «...в конце XIV в., на берегу Волги около слободы Решмы преподобный Макарий Унженский основал монастырь, впоследствии названный Макарьевым Решемским» 20.
Однако большинство историков совершенно справедливо указывают, что монастырь в Решме был основан местными жителями в начале XVII в. и поэтому никак не мог быть основан прп. Макарием.
Один из первых историков Костромского края, Иван Кузьмич Васьков 1746 – 1813 гг.), (подробнее о нем чуть ниже), в своем труде «Описание Костромского наместничества» (1792 г.) заметил о Решемском монастыре: «(...) построенный в давном времени жителями сей слободы, но когда неизвестно» 21.
Выдающийся историк Костромского края, протоиерей Михаил Яковлевич Диев (1794 – 1866 гг.), писал об основании Решемского монастыря: «В это же время (1609 г. – Н.З.), когда поляки по взятии Юрьевца пошли на Решму, решемцы, призвав в помощь молитвы угодника Макария Унженского, защитника Северной Руси, – одни без помощи других отразили неприятелей, в память чего и построили близ Решмы монастырь преподобного Макария, доселе существующий» 22.
В другой своей работе М.Я. Диев вновь отметил: «По отшествии Лисовского от Юрьевца к Костроме, приписывая избавление своей стороны от поляков предстательству преп. Макария Унженского, обрадованные жители основали во имя сего угодника монастыри, коряковцы в селе Немде, там где река того же названия вливается в Волгу и жители Решмы в своем селе (...)» 23.
В.В. Зверинский в 1892 г. писал о Макариево-Решемской пустыни: «Полагают, что она основана в XV в. преп. Макарием Желтоводским; но это 62 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории не справедливо; она основана в начале XVII столетия жителями Решмы во имя преп. Макария, предстательством которого их сторона избавлена от поляков» 24. Мнение В.В. Зверинского поддержал И.Ф. Тюменев, который заметил в 1906 г.: « «О нем (о монастыре в Решме – Н.З.) рассказывают, что он основан св. Макарием Желтоводским в XV столетии, но, по словам известного знатока русских монастырей В.В. Зверинского, рассказ этот лишен основания.
Пустынь основана не преподобным Макарием, а только во имя его жителями Решмы, и не в XV, а в начале XVII века, в благодарность за избавлением их стороны от поляков» 25.
В выпущенной Императорской Археологической комиссией книге «Церкви Костромской епархии» (1909 г.) сказано: «Макарьевская Решемская пус тынь основана в начале XVII века в честь преподобного Макария, оградившего страну от поляков» 26.
В капитальном издании «Православные монастыри Российской империи» (М., 1908 г.) о Решемском Макарьевском монастыре написано: «Основан в XVII столетии жителями слободы Решмы» 27.
Существует, правда, и компромиссная точка зрения. Так В.А. Самарянов писал, что Макарьевская Решемская пустынь «основана преп. Макарием Унженским и возобновлена в начале XVII века жителями Юрьевецкого уезда и в особенности слободы Решмы в воспоминание чудесной помощи, явленной им преп. Макарием Унженским при поражении близ Решмы поляков (...)» 28.
Подобную же мысль в 1904 г. высказал и И.В. Баженов: «В чувстве глубокой признательности за явленные преподобным чудесное избавление от врагов жители Решмы и Юрьевецкого уезда возобновили Макариеву обитель, которая к тому времени, видимо, пришла в большой упадок, и затем приняли на себя обязательство содержать её на свои средства» 29.
А.Н. Рождественский в книге «Краткое географическое и историческое описание Костромской губернии» (Кострома, 1913) также пишет: «Макарьевская Решемская пустынь, основанная Макарием Унженским, возобновлена в воспоминание поражения поляков» 30.
Эта же версия приведена и в ряде ежегодных «Костромских календарей» на рубеже XIX и XX вв. Так в «Костромском календаре на 1900 год» сказано: «Макарьевская Решемская пустынь, основанная преподобным Макарием Унженским и возобновленная в начале XVII в. жителями Юрьевецкого уезда и слободы Решмы в воспоминание чудесной помощи, явленной им преподобным Макарием при поражении близ Решмы поляков, грабивших Костромскую и Владимирскую страны в смутное время междуцарствия» 31.
Весь этот разнобой мнений возник только из-за того, что: а) не все писавшие о прп. Макарии читали его житие, б) из-за плохого знания географии Костромской губернии. Отрицательную роль сыграло, конечно, и то, что в XIX-XX вв. ни один из списков жития прп. Макария не был опубликован.
В житии прп. Макария ясно говорится, что свою первую обитель в честь Богоявления Господня он основал на реке Лух. Ни о какой Решме, в качестве места основания им монастыря в житии ничего не говорится.
Чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорится в литературе о действительном местонахождении первой обители, основанной прп. Макарием.
Где на самом деле находился первый монастырь, основанный преподобным Макарием?
МЕСТО, где находился Богоявленский монастырь на р. Лух, определено в литературе уже давно. Это – село Богоявленское, что в Рыболовской Луке, Юрьевецкого уезда Костромской губернии (совр. с. Худынское Лухского района Ивановской обл.).
В «Описании Николаевского Луховского Костромской епархии третьеклассного мужского монастыря» (1836 г.) говорится, что «в исходе 14 столетия» на р. Лух пришел прп. Макарий и основал здесь «обитель во имя Богоявления Господня. Но за отшествием его (...) сия обитель не могла долго существовать. Ныне тут село Богоявленское» 32.
В книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса» (1879 г.) сказано, что прп. Макарий пришел на р. Лух и поселился здесь. «Со временем (...) образовался здесь монастырь и в нем построен храм во имя Богоявления Господня. Ныне здесь село, известное под названием Богоявленского, что в Рыболовской Луке» 33.
П.А. Илинский* в книге «Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии» (1898 г.) писал: «Святой Макарий основал было в этих местах иноческую обитель, но скоро оставил её, и она просуществовала недолго, на том месте теперь село Богоявленское» 35.
В издании «Краткие статистические сведения о церквах Костромской епархии. Справочная книга» (1911 г.) о Богоявленской церкви в с. Богоявленском, что в Рыболовской Луке, сказано: «Церковь сия находится на месте монастыря, устроенного преп. Макарием Унженским, каковой монастырь за недостатком братии, вскоре после основания своего прекратил своё существование» 36.
Действительно, построенная в с. Богоявленском, что в Рыболовской Луке, и освященная в 1841 г. каменная церковь имела 4 престола, в том числе главный – в честь Богоявления Господня и во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского 37. В Богоявленском храме до сих пор сохраняется редкая икона прп. Макария, стоящего на фоне этого самого храма, которая была написана в 1843 г. в селе Палех мастером Григорием Хреновым 38.
Есть и еще одно свидетельство. Летом 1838 г. г. Лух и окрестности посетили братья-художники Г.Г. и Н.Г. Чернецовы (оба – уроженцы г. Луха, что в данном случае особенно важно). В своем дневнике они упоминают о церкви в селе Богоявление: «Слабые предания передают, что тут находилась пустынь, основанная преподобным Макарием Унженским в XV столетии, но за отшествием его она недолго существовала. (...) При рытии фундамента для построения новой церкви села Богоявления в этом месте найдены были следы несомненных доказательств существовавшего тут монастыря, подтвердившие истину предания» 39.
* Петр Алексеевич Илинский (1837 – 1907 гг.) – уроженец Тверской губернии, сын сельского священника. Выпускник Петербургской медико-хирургической академии, врач, участник Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. С 1895 г. – санитарно-эпидемиологический врач при Костромской губернской земской управе. Краевед, в 1906-1907 гг. – председатель Костромской губернской ученой архивной комиссии 34.
Когда был упразднен Богоявленский монастырь на р. Лух, неизвестно.
По-видимому, он просуществовал недолго и вскоре после ухода отсюда прп. Макария был обращен в приходской храм.
В XVIII – начале XX вв. село Богоявленское входило в состав Юрьевецкого уезда; вспомним, как П.И. Пискарев и о. Макарий (Миролюбов) ошибочно пишут, что Решма находилась в Юрьевецком уезде.
Правда, есть и еще одна версия о том, где находился первый монастырь, основанный прп. Макарием.
По мнению В.В. Зверинского, первый монастырь, основанный Макарием на р. Лух находился там, где позднее возникло с. Болдырева Пустынь, Юрьевецкого уезда Костромской губернии 40. Село это находилась в 3-х верстах к югу от г. Лух. Причем, исследователь конструирует для монастыря искусственное и сложное название: «Макариевская-Богоявленская-Луховская, иначе Красногорская-Болдырева или Булдырева, мужская пустынь» 41.
Однако в храме села Болдырева Пустынь, посвященном Владимирской иконе Божией Матери, никогда не было престола во имя Богоявления Господня 42 и уже только поэтому данная версия является ошибочной. Мнение В.В. Зверинского не нашло поддержки в литературе. Её разделяет в наше время только ивановский историк А.Ю. Кабанов.
В издании по истории Луховского края А.Ю. Кабанов пишет: «В 3 километрах от Луха по дороге на село Слободки на берегу реки находится живописное место, в народе называемое Пустынькой. Здесь долгое время располагался Вход-Иерусалимский монастырь, более известный под именем Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. По церковной традиции её основание относится к началу XV века и принадлежит преподобному Макарию Унженскому – одному из самых почитаемых русских святых. По устному народному преданию, пустынь была разорена поляками в начале XVII века» 43.
Этот же текст А.Ю. Кабановым повторен в книге «Лухский край, земля заповедная» 44.
Но это, конечно, ошибка А.Ю. Кабанова, спутавшего два разных монастыря, находившихся неподалеку друг от друга. В Болдыревой пустыни явно был какой-то монастырь (само слово «пустынь» не могло появиться просто так), но только не Богоявленский. Как писалось выше, в храме, стоявшем в с. Болдырева пустынь, не было Богоявленского престола, а в селе Богоявленском такой престол есть, к тому же одновременно освященный и во имя прп. Макария.
Итак, нет сомнений, что, как и сказано в житии святого, первый монастырь был основан прп. Макарием на р. Лух и его преемницей до сих пор является Богоявленская церковь в бывшем селе Богоявленском. В советское время село Богоявленское объединили с соседней д. Худынское, центром Худынской волости. По-видимому, по антирелигиозным соображениям объединенный населенный пункт получил название «село Худынское».
Мнение о том, что Решемский монастырь был основан прп. Макарием, конечно, является ошибочным. Ошибка эта явилась следствием двух главных причин.
Первая из них состоит в том, что, если второй и третий монастыри, основанные прп. Макарием, были хорошо известны и существовали к началу XX в.
(Макариев Желтоводский в Нижегородской губернии и Макариев Унженский в Костромской), то о первой обители, основанной Макарием, имелось очень мало известий, что открывало простор для всяких фантазий.
Вторая причина, о которой мы уже писали, состоит в том, что текст жития прп. Макария не издавался вплоть до начала XXI в.
Житие святого дошло до нас в большом количестве списков XVII-XIX вв.
В.А. Ключевский выделил две редакции жития святого – краткую и пространную. По содержанию краткая может быть датирована временем около 1552 г. Н.В. Понырко полагает, что краткое житие было написано либо в Макариево-Унженском монастыре, либо в Соли Галицкой (Солигаличе).
66 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории Пространная редакция, по мнению В.Н. Понырко, возникла между 1615 и 1633 гг. 45 Д.Р. Ерофеев выделяет 5 редакций жития: 1) Краткую, составленную в сер. XVI в. в г. Унже или в Макариево-Унженском монастыре, 2) Краткую редакцию с 16 чудесами, 3) Пространную, составленную в Макариево-Унженском монастыре между 1625 и 1633 гг., 4) Редакцию Макарьевского сборника, составленную в Макариево-Унженском монастыре между 1688 и 1740 гг., 5) Сокращение редакции Макарьевского сборника 46.
Текст жития Макария не издавался ни в XIX в., ни в XX в. Только в 2005 г.
в «Библиотеке литературы древней Руси» (т. 13, СПб., 2005) впервые была опубликована его краткая редакция.
Ни один из тех авторов, кто писал об основании Решемского монастыря в конце XIV или начале XV вв., не привел в подтверждение этого ни одного документального доказательства. А, между тем, если бы монастырь и в самом деле существовал с начала XV в., то он, так или иначе, мелькнул бы в источниках XV-XVI вв. Но никаких документальных подтверждений существования Решемской обители до XVII вв. нет.
К тому же, подобные утверждения противоречат житию прп. Макария, в котором сказано, что монастырь в Решме был основан в эпоху Смутного времени – в начале XVII столетия.
В конечном счете, утверждения тех первых авторов, кто писал об основании Решемской обители прп. Макарием, основывались на мнении жителей Решмы, которые к середине XIX в. стали считать, что их монастырь создал знаменитый русский святой (подробнее об этом будет ниже).
Решемский монастырь не единственный, основание которого приписывалось прп. Макарию. Такое же предание было связано и с «сотоварищем» Решемской обители по обстоятельствам возникновения – бывшим Макарьевским монастырем на устье реки Нёмды.
Этот монастырь просуществовал около столетия. По одним данным, он был упразднен в 1708 г. 47 По другим, пустынь на Нёмде упразднили в 1729 г. 48 Обычно, при упразднении монастырь обращался в приходской храм. Так произошло и здесь, но при упразднении обители оставшийся здесь храм получил весьма редкий статус.
Во-первых, Макарьевская церковь стала ружной 49, то есть получила ругу* (регулярную плату) от Удельного ведомства. Во-вторых, церковь не имела своего прихода и в просторечии именовалась «Макарий Бесприходный» 51. В 1798 г. взамен деревянного здесь был построен каменный храм, имевший только один престол – во имя прп. Макария 52.
* Руга – плата, жалованье, вознаграждение 50. Ругу получали очень немногие особо почитаемые храмы. В XIX в. ружные церкви в Костромской губернии можно пересчитать на пальцах одной руки.
К середине XIX в. храм числился в селе Нёмде. Однако поселение у стен храма только называлось селом, а фактически это был классический церковный погост, в котором были только храм, кладбище и дома церковного причта. В 1907 г. в селе Нёмде стояло 4 двора и проживало 19 человек 53.
Так вот, и по поводу этого Макарьевского храма, преемника Макарьевской обители на устье Нёмды, существовало предание об основании его прп. Макарием. В начале XX в. А. Батуев, посетивший «Макарий Бесприходный», писал: «Предание говорит, что на том месте, где теперь храм, «в старинныя времена» стояла пустынь, обитель. Жил тут, спасаясь от мира, преподобный Макарий. В те поры, в давние дни напали на обитель поляки. Шайка врагов, громившая Волгу, Кострому (...) подступила к обители. Окружили кольцом. На них вышел преподобный Макарий. Враги схватились за луки, стали стрелять. А он ловил вражьи стрелы, в лодочку складывал у ручья. Из лодочки отдавал инокам. И те стреляли обратно вражьими стрелами. Одолели врага. И народ – тогдашний народ – почтил за это инока, как святого...» 54.
Однако Макарьевский монастырь на устье р. Нёмды был упразднен и обращен в бесприходной храм, о котором знали только жители ближайшей округи. Решемский же монастырь стоял на берегу Волги и поэтому предание об основании его прп. Макарием стало известно весьма широко.
Ничего удивительного в появлении всех этих преданий нет. Прп. Макарий – один из самых, если можно так выразиться, народных святых, и о нем издавна существовало множество преданий и легенд.
Приведем еще один пример такого предания, связанного с Решмой. В Макарьевском уезде Костромской губернии существовало село Устье, которое лежало на левом берегу Волги, при впадении речки Студенец (ныне это территория Сокольского района Нижегородской обл.). Жители данного села также связывали свой храм с именем прп. Макария. Н.П. Боголюбов в путеводителе «Волга от Твери до Астрахани» (1862 г.) пишет про село Устье: «По преданию, здесь останавливался св. Макарий Желтоводский, когда шел из Нижнего Новгорода в Решму. В память этого события, в Устье построена церковь во имя св. Макария» 55. Со ссылкой на это издание данный текст повторен в «Географическо-статистическом словаре Российской империи», где о селе Устье сказано: «По преданию, здесь останавливался в конце XIV ст. св. Макарий Желтоводский, когда шел из Нижнего Новгорода в Решму. В память этого события в селе построили церковь во имя св. Макария» 56. В 1822 г. в с. Устье был построен каменный Никольский храм, один из трех престолов которого был освящен во имя прп. Макария 57.
Возникшее по недоразумению мнение о том, что Решемский монастырь был основан прп. Макарием, давно пора забыть. Монастырь в Решме основан не им, но во имя его. Имя же прп. Макария в период Смутного времени стало знаменем освободительной борьбы, и монастырь в Решме является памятником победы наших предков над внешними и внутренними врагами.