Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский: особенности почитания в Костромском крае в XV–XVII веках
«Стена и помощник явился еси, блаженнее Макарие, всем прибегающим к тебе» 1.
ДЛЯ того чтобы ответить на вопрос: почему монастырь в Решме и ряд других обителей, возникших на Верхней Волге на излёте Смутного времени, были посвящены именно прп. Макарию Унженскому и Желтоводскому, необходимо вспомнить биографию этого святого и коснуться особенностей его почитания в Костромском крае.
Жизненный путь преподобного Макария
КАК известно, прп. Макарий родился в Нижнем Новгороде. Традиционно считается, что он появился на свет в 1349 г.,* но эта дата крайне сомнительна, скорее всего, будущий подвижник родился позже. Мирское имя святого неизвестно. Его отец был купец по имени Иван, его мать звали Мария.
Согласно житию, он принял монашество в 12 лет, став насельником Вознесенского Печерского монастыря, настоятель которого архимандрит Дионисий** постриг его в монашество с именем Макарий – скорее всего, в честь одного из основателей православного монашества прп. Макария Великого.
Через какое-то время Макарий, разумеется, по благословению о. Дионисия, ушел из Вознесенского монастыря на реку Лух.
В средней полосе Европейской части России название Лух носит несколько рек. Река Лух, на которую пришел прп. Макарий, в XIX в. протекала * Год рождения прп. Макария в 1349 г. выводится из сообщения жития, где говорится, что он умер в 1444 г. в возрасте 95 лет 2. Путем вычитания получается, что Макарий родился в 1349 г.
** Основатель Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Дионисий в 1374 г. стал епископом Суздальским, Нижегородским и Городецким. В 1383 г. он был возведен в сан архиепископа. Скончался в Киеве в 1385 г. в сане митрополита Киевского и вся Руси 3.
52 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории по Костромской и Владимирской губерниям, а ныне протекает по Ивановской и Владимирской областям и является левым притоком реки Клязьма. Длина реки Лух – свыше 200 километров 4 *.
На р. Лух прп. Макарий основал свой первый монастырь в честь Богоявления Господня (подробнее о Богоявленской обители на р. Лух будет рассказано в следующей главе).
Прожив здесь какое-то время, прп. Макарий оставил обитель и ушел на тогдашнюю границу Русской земли: он спустился вниз по Волге от Нижнего Новгорода и на левом берегу реки, возле озера Желтые Воды, основал монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы.
В литературе в качестве условной даты основания монастыря при Желтых Водах еще в XIX в. принят 1435 г., однако дата эта не подтверждена источниками и трудно сказать, насколько она соответствует действительности.
В 1439 г. в результате нашествия войск казанского хана Улу Мухаммеда Желтоводский Троицкий монастырь был уничтожен. В житии сказано, что татары «доидоша святыя Желтоводския обители (...) на и юже нечаянно нападше, до основания разориша ю, всех в ней обретохшихся святые иноки и белцы мечи, яко классы зрелыя пожаша (...) святую обитель (...) со всеми зданиями огню предаша, прочих же, иже в живых оставшихся, окаяннии в плен взяша. С ними же емше жива и самого богоносного отца Макария и ведоша его к воеводе своему» 5.
По-видимому, личность преподобного произвела на татарского «воеводу» столь сильное впечатление, что он не только даровал ему свободу, но и когда тот «начаша молити его о плененных христианех, и о женах, и о чадех их», он «вся пленныя христиани дарова ему. Бе же мирян плененных до четыредесят мужей, разве жен и детей» 6.
По распоряжению татарского «воеводы» прп. Макарий вынужден был покинуть пепелище Желтоводского монастыря. С группой освобожденных им из татарского плена людей он пришел на реку Унжа, где и основал свою третью обитель – Макариево-Унженский Троицкий монастырь. Заметим, что уйдя с одной границы Русского мира, прп. Макарий поселился на другом её участке, ибо р. Унжа на протяжении нескольких столетий фактически являлась границей Русской земли. Нижнее и среднее течение Унжи в то время входило в состав Нижегородского княжества 7.
Согласно житию, прп. Макарий скончался 25 июля (7 августа по нов. стилю) 1444 г. в г. Унжа (ныне – с. Унжа Макарьевского района Костромской области), в котором он находился, как сказано в житии, «некия ради потребы» 8.
Из города его перенесли в основанный им монастырь, где и похоронили.
Правда, точность даты смерти прп. Макария, указанной в житии, ставит под сомнение сообщение Ермолинской летописи. В этой летописи, впервые опубликованной в 1910 г., содержится сообщение о том, что князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, захвативший в ходе междоусобной борьбы Москву, в лето 7955 г. (1447-1448 гг.) собрал в столице совещание епископов, архимандритов * В XVIII-XIX вв. река Лух протекала по Юрьевецкому уезду Костромской губернии, а также по Вязниковскому и Гороховецкому уездам Владимирской губернии. Ныне Лух протекает по Кинешемскому, Лухскому, Верхнеландехскому, Южскому и Пестяковскому районам Ивановской области, Гороховецкому и Вязниковскому районам Владимирской области.
Глава 6. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский: особенности почитания... 53 и игуменов. В тексте сказано: «и бысть туто же муж свят, именем Макарие, игумен Желтоводский» 9. Если сообщение Ермолинской летописи соответствует действительности, то прп. Макарий скончался не в 1444 г., а несколько позднее, то есть после 1447-1448 гг.
Святой Макарий – «крепкий хранитель» от набегов казанских татар
ВО второй половине XV – первой половине XVI вв. прилегающие к Унже земли периодически подвергались опустошительным набегам казанских татар. В это время, будучи единственным святым Поунженского края и примыкающего к нему районов, прп. Макарий стал почитаться местным населением как небесный защитник и «крепкий хранитель».
Со второй половины XV в. почитание прп. Макария, постепенно распространяясь по течению р. Унжи, охватывает весь обширный Галичский уезд, включавший в себя тогда примерно половину современной Костромской области и часть Нижегородской области. Известно, что уже в начале XVI в.
чтимые иконы прп. Макария имелись в соборных храмах Унжи и Соли Галицкой (Солигалича).
Особенно широкое почитание прп. Макария началось после нападения казанских татар на города Унжу в 1522 г. и Соль Галицкую в 1532 г.
В житии святого о нашествии на г. Унжу в 1522 г.
говорится: «пришедшее ратию на град Унжу множество безбожных: граждане зело убоявшеся, зане малое число их против множества татарского» 10. Защитники Унжи мужественно сражались: «Граждане же три дни и три нощи непрестанно с варвары боряхуся и уже изнемогаху зело» 11. Согласно житию, воевода Унжи Федор Супоня «в церковь притече пред образом паде преподобного отца Макария со слезами Преподобный Макарий Унженский с чудом спасения молящеся (...) варвары же града Солигалича от агарян. Икона середины XVIII в.
из Успенской (Макарьевской) «старособорной» церкви в это время приступ сотво- г. Солигалича (Костромской историко-архитектурный риша ко граду и огнем за- и художественный музей-заповедник) жгоша» 12. И прп. Макарий не оставил город, в котором окончилась его земная жизнь. В решающую минуту на татар напал старец в монашеском облачении верхом на коне. Русские воины кинулись в атаку и обратили татар в бегство. По показаниям захваченных пленных, жители Унжи узнали, что в разгар боя против татар выступил некий сидящий верхом на коне «калугер*, сед власы, одеяние чернеческое» 14.
Возможно, в сообщении жития воедино слилась память о двух нападениях на г. Унжу, о которых сообщают летописи, – в 1521 и 1522 гг.
26 мая 1521 г. «приходили татарове казаньские с черемисою на Унженские волости (...) и много зла учинили и в полон поведоша, а иных иссекоша и поидоша прочь» 15. Это нападение закончилось для татар полным разгромом: «И унженя (...) много с татары бишася, и много татар и черемисы побиша и плен весь отяша. И на костях сташа» 16. Буквально через несколько дней, 4 июня того же 1521 г., татары вновь подступили к Унже: «приидоша татары под Унжу, и к городу приступиша и мост зажгоша и ворота. И поможе Господь Бог унжаном, татар много побиша пищалма и пушками» 17. Хотя татары разорили окрестности, но город вновь удалось отстоять: «А волости поплениша и полону много взяша и долго стояли и прочь поидоша» 18.
28 сентября 1522 г. татары вновь внезапно («безвестно») подошли к Унже: «...и церковь Николы чюдотворца ожгоша и люди в полон поведоша, а иных иссекоша» 19. Галичский воевода Андрей Пиялов «поиде за ними в погонь з галическими детми боярскими» 20.
Через десять лет, 18 января 1532 г., татары напали на город Соль Галицкую (Солигалич). Согласно житию святого, его жителям также помог отбить врагов прп. Макарий.
В одном из списков жития, вплоть до начала XX в. хранившегося в Успенской «старособорной» церкви в бывшем кремле Солигалича, сказано о нашествии: «...прииде рать велия поганых варвар в галичские пределы, четыренадесять тысящ, и доидоша убо варвары и до града, глаголемыя Соли Галичския (...) и всюду облегше окрест града, (...) овии хотяху сожещи град той, друзии же стреляюще» 21. Местные жители, укрывшиеся в Солигаличском кремле, сопротивлялись из последних сил: «..и тако граждане три дня и две нощи биющеся с варвары» 22.
В житии говорится: «Бе бо граде том храм всеславна Успение Пречистыя Владичицы нашея Богородицы, в нем же бе убо образ Макария чюдотворца Желтоводского» 23. Духовенство вынесло икону прп. Макария из храма, и возле него произошел коллективный молебен о спасении города.
Вскоре, как сообщается в житии, солигаличане увидали «мужа честна, едуща на коне много лепотными сединами украшена, и одежда бе его огнеобразна иноческого чина багряновидна, конь же имея под собою сив» 24.
Всадник «вне града ездяща, граждан закрывающее от варвар ризою своею, и поганым такого глаголюща: беззаконницы, злодеи, отступите от града сего, аще ли не отступите, то имате побеждени бытии. Варвары же слышавше и видевше, познаша его (...) и начаша полки своими мястися и зело страх велий нападе на них и не ведаху камо бежати» 25. Согласно житию, разгром татар в Солигаличе произошел 19 января.
* Калугер – почтенный старец, монах 13.
После 1532 г. в Успенском соборе Солигаличского кремля был устроен придел во имя прп. Макария.
Особое почитание святого сохранялось в Солигаличе вплоть до революции. До нашего времени дошла икона середины XVIII в.
из Успенской «старособорной» церкви Солигалича «Преподобный Макарий Унженский с чудом спасения града Солигалича». На иконе отображено нападение казанских татар на СольГалицкую, и преподобный Макарий представлен здесь в монашеском облачении, скачущим на белом коне с копьем в руке 26.
До начала XX в. в той же Успенской «старособорной» церкви (солигаличане обычно именовали её «Макарьевской») находилась «резная икона» – деревянная скульптура прп. Макария (последняя четверть XVIII в.). В правой руке святой держал крест, в левой – копьё (скульптура ныне находится в Костромском музее) 27.
Вплоть до революции «резная икона» оставалась одной из главных святынь Солигалича и Солигаличского уезда. Главным днем памяти прп. Макария для жителей Солигалича остаПреподобный Макарий Унженский и Жел- валось 19 января. «Костромские губернские товодский. Скульптура XVIII в. Успенская ведомости» писали в 1857 г.: «Празднование (Макарьевская) «старособорная» церковь г. Солигалича. Фото начала XX в. преподобному Макарию Унженскому совершаВ правой руке преподобный держит крест, ется в 19 день генваря месяца. День 19 генваря в левой – копье. ежегодно проводится жителями Солигалича с особенным торжеством: во всех градских церквах отправляется служение и молебствия прп. Макраию, некоторые из граждан и поселян наблюдают добровольный пост (...)» 28.
После событий 1522 и 1532 гг. почитание прп. Макария, как небесного защитника и «крепкого хранителя», распространилось по всему Костромскому краю, прилегающему к Унже – на землях, к началу XX в.
относящихся к Солигаличскому, Чухломскому, Галичскому, Кологривскому, Макарьевскому, Юрьевецкому, Кинешемскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам Костромской губернии. Всего к началу XX в. в пределах Костромской губернии (на территории современных Костромской, Ивановской и Нижегородской областей) было около 60 приходских храмов, в которых имелись престолы во имя прп. Макария 29. В этом отношении в Костромском крае с прп. Макарием не может сравниться никто другой из русских святых.
В трагический период Смутного времени начала XVII в. имя прп. Макария в Костромском Поволжье поистине стало знаменем освободительной борьбы против иностранных захватчиков и их пособников. Памятниками этого, в частности, явились несколько монастырей во имя прп. Макария, основан56 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории ных в Верхнем Поволжье в начале XVII в. Один из них – это Макариевский монастырь в Решме.
Решемский краевед, Татьяна Леонидовна Шпаненкова, пишет в стихотворении «Макарий Преподобный»:
Так в старину бывало:
Когда придет беда –
Враг черными крылами
Накроет города,
Огнем пожаров душит,
Людей уволит в плен,
Мечом разит и рушит,
Всё превращая в тлен.
Народ судьбу решает:
Позор иль смерть принять?
И с честью выбирает
В бою героем пасть.
Вот тьма закрыла солнце,
И рубит враг с плеча;
И кровь, что в землю льется,
Чиста и горяча.
Без Бога нет спасенья!
Мы просим Небеса,
Надеясь на прощенье
И веря в чудеса.
И, слыша глас народный
С мольбою к небесам,
Макарий Преподобный
Спешит на помощь нам!
В руке копье сжимая,
На белом скакуне
Врагов он настигает,
Являя Божий гнев.
И в страхе враг злочестный
Бежит сломя главу,
О мощи Сил Небесных
Узнавши наяву.
И там, где злые битвы
Еще недавно шли,
И воинов молитвы
Победу принесли, –
Там встали Божьи храмы,
Чтоб поминал народ
Победу предков славных
В далекий черный год.
Ликуй, земля святая,
Многострадальный край,
Заступника Макария
С любовью почитай!
Так в старину бывало...
Но если вновь беда,
И снова запылают
В России города,
И плач раздастся скорбный,
Тогда на смерть врагам
Макарий Преподобный
Опять поможет нам!