Почитание преподобного Макария в первой половине XVII века
«Государь (...) по нашему общему духовному совету о Святем Дусе, проповедати дела Божия преславно есть и угоднику его, преподобному отцу Макарию, честь воздаяти такоже, якоже и прочим святым преподобным отцем» 1.
Из письма Патриарха Филарета царю Михаилу Федоровичу от 3 сентября 1619 г.
Первые годы существования Макариево-Решемского монастыря пришлись на время всероссийского прославления прп. Макария, когда на Верхней Волге возникали новые и возрождались старые обители во имя святого.
Всероссийское прославление преподобного Макария Унженского и Желтоводского
С ИМЕНЕМ прп. Макария неразрывно связаны восстановление российской государственности и избрание нового царя – Михаила Федоровича Романова, основателя Дома Романовых.
Поздней осенью 1612 г., сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, едва выйдя из стен Московского Кремля, мать и сын Романовы – инокиня Марфа Ивановна и Михаил, будущий царь Михаил Федорович – направились на р. Унжу в Макариев-Унженский монастырь помолиться у гроба прп. Макария об освобождении главы семьи, митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, с весны 1611 г. находящегося в плену у поляков. Большую часть времени, проведенного Романовыми в монастыре, они пробыли в Макариевом храме, где, как сказано в житии прп. Макария, «молящеся богоносному отцу да поможет им своим ко Христу ходатайством в печалех их и да сподобит я видети блаженного воистину и многодобродетельного преосвященного Филарета митрополита Ростовского и Ярославского в Польше тогда удержанного» 2. Тогда, поздней осенью 1612 г. освобождение митрополита Филарета казалось едва ли сбыточной мечтой, ведь война с Речью Посполитой продолжалась, и конца-краю ей не было видно.
Через несколько месяцев, 21 февраля 1613 г., на Земском соборе Михаил Федорович Романов был избран царем, что знаменовало собой долгожданное восстановление российской государственности.
Макариевский Унженский монастырь. Вторая половина XIX в.
Гравюра В царствование Михаила Федоровича (1613 – 1645 гг.) почитание прп. Макария Унженского и Желтоводского приобрело всероссийский масштаб.
В конце 1618 г. с Польшей была заключено Деулинское перемирие. Одним из результатов этого стало то, что удалось добиться освобождения родного отца Михаила Федоровича – митрополита Филарета, находящегося в плену у поляков. Летом 1619 г. после восьмилетнего пребывания в плену владыка Филарет наконец-то обрел свободу. 14 июня 1619 г. торжественно встреченный святитель въехал в Москву. Через несколько дней церковный собор избрал его Патриархом Московским и всея Руси. 24 августа 1619 г. царь Михаил Федорович и инокиня Марфа отправились из столицы с благодарственным паломничеством на Унжу, в Макариево-Унженский монастырь. Почему именно туда? Вспомним 1439 г., когда после разорения Макариево-Желтоводской обители прп. Макарию удалось освободить из татарского плена группу русских людей. По-видимому, позднее прп. Макарий стал почитаться как покровитель находящихся в плену, и именно поэтому Михаил Федорович и его мать сразу после освобождения в 1612 г. поехали в далекую обитель на Унже, чтобы помолиться об освобождении из плена владыки Филарета.
И.Е. Забелин писал про паломничество в 1619 г.: «Поход на богомолье в этот далекий край был предпринят, вероятно, по обещанию в благодарность за избавление от плена Филарета Никитича, а вместе и за избавление Москвы от нашествия королевича Владислава, ибо св. Макарий прославился чудесами избавления от плена городов и людей» 3.
Последние 20 верст пути от Спасской Унженской пустыни, «что на Красной Горе» (позднее – с. Спас Красная Гора, ныне с. Красногорье Макарьевского района Костромской обл.) «великий государь со всеми своими князи и боляры шел до обители чудотворца пеши. А в монастырь чудотворца Макария пришел он, великий государь, месяца октября в 2 день к вечеру» 4. Во время пребывания в монастыре Михаил Федорович «нарече (...) преподобного отца Макария великим чудотворцем» 5.
Перед отъездом из Москвы на Унжу Михаил Федорович распорядился о сборе свидетельств об исцелениях от святого Макария. Высокие паломники еще не доехали до Макариево-Унженского монастыря, когда произошло 70 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории общероссийское прославление прп. Макария (до этого он считался местночтимым святым). 3 сентября 1619 г. Патриарх Филарет писал своему сыну, что всего выявлено 74 человека, исцеленных от прп. Макария, и что «по нашему общему духовному совету о Святом Дусе, проповедати дела Божия преславно есть, и угоднику его, преподобному отцу Макарию, честь воздаяти такоже, якоже и прочим святым преподобным отцем» 6.
Всё это дает нам основание полагать, что первые Романовы – государь Михаил Федорович и Патриарх Филарет – почитали прп. Макария Унженского и Желтоводского как покровителя своей династии. Всероссийское прославление прп. Макария в 1619 г. стало первой канонизацией святого в царствование Михаила Федоровича.
Сразу после 1619 г. на Верхней Волге возникло еще несколько монастырей во имя прп. Макария.
Монастырь во имя преподобного Макария, основанный князем Д.М. Пожарским
ВСКОРЕ после воцарения Михаила Федоровича монастырь во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского основал один из спасителей России – бывший вождь народного ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Д.М. Пожарский «по обещанию» (по обету) основал монастырь во имя прп. Макария в своей вотчине в Пурецкой волости Нижегородского уезда*.
Основание монастыря во имя прп. Макария – явное свидетельство того, что князь Д.М. Пожарский почитал этого святого как покровителя народного ополчения 1612-1613 гг.
Земли в Пурецкой волости были пожалованы князю Д.М. Пожарскому «за московское очищенье». Традиционно считается, что данное пожалование состоялось в 1613 г., но документального подтверждения этому, как кажется, нет. Точное время основания Преображенского Макариевского монастыря в Пурецкой волости неизвестно. Вероятно, он был основан вскоре после общероссийского прославления прп. Макария, то есть в начале 20-х годов XVII в.
Впрочем, возможно, что Д.М. Пожарский создал этот монастырь и раньше. 3 сентября 1619 г. Патриарх Филарет в письме к своему сыну, государю Михаилу Федоровичу, говоря о выявленных чудесах от прп. Макария, писал: «Да про Макарьеве ж, государь, Желтоводского чюдеса принес ко мне твой государев боярин князь Дмитрей Михайлович Пожарский писмо, что от Макарьева ж, государь, чудотворцова образа в его князь Дмитрееве поместье в Пурецкой волости чюдеса и исцеление многим людям» 7. Образ же, о котором писал князь Пожарский, по-видимому, находился в храме или в монастыре, раз к нему имели доступ многие люди.
* В XVII в. это была территория Нижегородского уезда, в XVIII – начале XX вв. – Балахнинский уезд Нижегородской губернии, в настоящее время – Чкаловский район Нижегородской области.
В 20-40 годы XVII в. в обители был возведен каменный Преображенский храм – пятиглавый, двухстолпный, на высоком подклете и с двумя приделами – во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского и во имя прп. Евфимия Суздальского 8.
Дмитрий Михайлович Пожарский не дожил до окончания Преображенского храма. Завершение работ произошло уже при его сыне, Петре Дмитриевиче Пожарском.
В XVII в. Преображенский Макариев монастырь в Пурецкой волости обладал статусом вотчинного монастыря, не входившего в Нижегородскую епархию.
В 1693 г. правнучка Д.М. Пожарского, Прасковья Дмитриевна Нарышкина, писала царям Ивану и Петру: «вотчина де за нею прадеда ей, боярина князя Дмитрея Михайловича Пожарского, в Нижегородском уезде, в Стрелицком стану, в Пурецкой волости, в четверти слободки Макарьевской, с деревнями и с пустосшми; а как та ее вотчина была за прадедом ее, за боярином за князем Дмитрием Михайловичем, и он построил в той вотчине монастырь преподобнаго Макария Желтоводского на вотчинной своей пустоши Пет ряевской, и в том монастыре церковь Преображения Господня с пределы; и будучи при нем и при детях его, а ее дедех, при околничих при князе Петре Дмитриевиче да при князя Иване Дмитриевиче Пожарских, в том монастыре бывали иноки, человека по три и по четыре, нищие и дряхлые, постригаются для милостыни из той же вотчины, а в том монастыре в церкви служат белые попы, и в приходе в той церкви и кладбище крестьян ее и иных вотчинников и помещиков» 9.
Преображенский Макариевский монастырь был упразднен в первой четверти XVIII в. (точная дата неизвестна) и обращен в приходской храм. После упразднения обители слободу, выросшую у стен монастыря, стали именовать село Макарий-Пурех, со временем – село Пурех.
Правда, еще в середине XIX в. село Пурех сохраняло своё второе название – Макарьевская слобода 10.
Придел во имя прп. Макария оставался в Преображенском храме с. Пурех вплоть до начала XX в. 11
Возрождение Макариево-Желтоводского монастыря
В 1620 г., на другой год после общероссийского прославления прп. Макария, после почти двухвекового перерыва, в Нижегородском уезде был возрожден Макариево-Желтоводский Троицкий монастырь. Предварительно возобновитель монастыря монах о. Авраамий посетил Макариеву обитель на Унже, чтобы «честному (...) и чудотворному поклониться гробу» и попросил у игумена Зосимы образ прп. Макария. Игумен и братия «дароваша ему икону» и благословили на труд по возрождению Желтоводского монастыря 12 (принесенная Авраамием с Унжи икона стала главной святыней возрожденной обители). Благодаря покровительству царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета, монастырь на Желтых Водах быстро рос и креп. Уже в 20-е годы XVII в. возле него возник торг, со временем превратившийся в знаменитую Макарьевскую ярмарку 13.
Вид Макарьевского Желтоводского монастыря.
Художник А.Г. Ухтомский. 1816 г. Гравюра. Государственный Русский музей О возобновителе Макариево-Желтоводского монастыря о. Авраамии известно крайне немного. Согласно Степенной книге 1679 г., в миру его звали Алексей, он был уроженцем Мурома или Муромской земли. Авраамий скончался в 1640 г. 14 Как видим, основание Макариево-Решемского монастыря пришлось на время едва ли не высочайшего почитания прп. Макария Унженского и Желтоводского.