Крестовоздвиженский монастырь
Описание Костромскаго Крестовоздвиженскаго третьекласснаго девичьяго монастыря, составленное из подлинных Монастырских бумаг в 1835 году. – М.: Синодальная типография, 1835. – 39 с.
Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из типографии, представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги.
Сентября 7 дня, 1835 года.
Московская Духовная Академия.
Цензор, Профессор философии,
Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин, Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о граммате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут. Сия граммата подтверждена была в 1437 году Великим Князем Василием Васильевичем Темным. Первая Церковь в сем Монастыре была во имя положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Анастасии; от чего он именовался до 1765 года Ризположенским Анастасеиным Монастырем. Из некоторых писменных сведений видно, что Анастасеии Монастырь был в уважении у народа, и что поступали в него для монашеской жизни из знатных и богатых фамилий дворянских. В старинной описной книге Ипатиевскаго Монастыря между прочим о вкладах значится: «что Ризположения Настасейнаго Монастыря Старица Вера Жуковская жена Кудрявцева приложила в вотчину в Костромском уезде в Минском стану половину деревни Елкутова да пустынь Долгушу ___ (1589)».
Во время нашествия Литовских людей на город Кострому Анастасеии Монастырь совершенно был раззорен и разграблен, и жалованныя грамматы на вотчины и тарханныя сгорали. По чему Игуменья Юлия вынужденною нашлась в предотвращение притязаний и обид от разных окольных людей испросить в 1623 году у Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича подтвердительную граммату на безпритеснительное владение прежними отчинами, землями и разными угодьями. Сия граммата по прошению Игуменьи Елены в 1655 году подтверждена Царем и Великим Князем Алексеем Михайловичем.
В писцовых книгах Князя Василья Романовича Волконскаго, да подьячаго Остафья Колюпанова 1628 и 1629 годов, которыя хранятся в градской Думе, состояние сего Монастыря описывается следующим образом: «за новым городом на Суле Пресвятыя Богородицы риз положенье девичь Настасеин Монастырь. А в Монастыре церковь Пресвятыя. Богородицы риз положенье да предел Михаила Малеина, да другой предел Мученицы Анастасии древяна вверх шатровой на каменное дело, да другая церковь теплая с трапезою, вход во Иерусалим, да предел Великомученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы. На колокольнице пять колоколов. Строение Церковное Государево да Монастырское и Игуменьи с сестрами. А на Монастыре 51 келья а вних пятдесят стариц. Земли под Монастырем вдоль от города от Монастырской ограды чрез Монастырь до Сулы 54 сажени. Поперег от святых ворот до Монастырской ограды 40 сажень. А около всего Монастыря, около Монастырской ограды и Святых ворот к Суле 151 сажень. Да в тойже мече по скаске и обыску посадских людей пригорожено в Анастасеин Монастырь черные тяглые земли в длину против рву 31 сажень. А поперег от города к Святым воротам по Монастырской стене в широком месте 16 ½ сажен а в уском месте к Василью Касаревскому поперег 10 сажен».
По обветшании деревянной Ризположенской Церкви вновь сооружена была каменная в тоже именование о пяти главах. А в 1712 году по благословенной граммате Стефана Яворскаго, Митрополита Рязанского и Муромскаго, управлявшаго Костромскою Патриаршею Епархиею, пристроен к ней с полуденной стороны Игуменьею Параскевою каменный теплый придельный храм во имя входа Господня во Иерусалим.
До 1764-го года состояло за Монастырем отчиною 222 души крестьян по разным деревням, не в дальнем разстоянии находящимся от города Костромы, и также не малое количество пашенной и сенокосной земли с другими угодьями. Отчиннаго дохода на содержание Монастыря, Игуменьи с сестрами, а также Священно- и церковнослужителей получалось в год денежнаго 150 рублев, а хлебнаго 112 четвертей. При учреждении же духовных штатов Монастырь сей по явно скудному состоянию упразднен, и монашествующия перемещены в Крестовоздвиженский девичий Монастырь, находившийся в старом городе подле Успенскаго Собора, и положенный по шпатам в третьем классе. [1]
Между тем Преосвященный Дамаскин, Епископ Костромский и Галичский, испросил у Коллегии Экономии Анастасеинское место в городовое для себя подворье для удобнейшаго исправления служения в градском Успенском Соборе и других Церквах. С 1766 года построил на западной стороне Ризположенской Церкви деревянныя для себя кельи со службами, также конюшенные сараи. Позади келей развел яблонной и вишневой сад. Ризположенскую Церковь во многом исправил, возобновил в ней иконостас с иконами, украсив стены живописью, покрыв кровлю новым тесом, четыре боковыя главы деревянного чешуею а середнюю белым железом. По приемной описи Архиерейскаго дома Эконома. Геннадиева Монастыря Игумена, Тимофея пространства в подворье значилось длиннику 61 сажень и 2 аршина, поперешнику от Святых ворот до Сульской улицы 51 сажень, вокруг всего Монастыря 248 сажен с половиною.
Преосвященный Симон Епископ Костромский и Галичский, находя Анастасеинское подворье не в близком разстоянии от градскаго Успенскаго Собора, а Крестовоздвиженский девичий Монастырь в большем упадке (а) [2], в 1772 году представлял Святейшему Правительствующему Синоду доношением о том (б) [3], чтобы дозволено было Крестовоздвиженский Монастырь перевести в прежде бывший Анастасеин, с удержанием именования Крестовоздвиженскаго, а на его месте построить теплый просторный Собор, и еще каменный же дом для времяннаго пребывания Архиерея. Между тем в следующем 1773 году, Маия 18 дня, от случившагося в городе Костроме превеликаго пожара Крестовоздвиженский Монастырь совершенно сгорел. Но каковой крайности Преосвященный сам собою поместил Игуменью Нектарию с сестрами жительством в Анастасеином подворье. Донося же о том нещастном происшествии Святейшему Синоду вновь просил утверждения на прежнее его представление. Почему в 1775 году и последовал из Святейшаго Синода Указ с изображением Высочайшей воли Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ вторыя о совершенном утверждении всего, что токмо Его Преосвященством было испрашиваемо. И так чрез десять лет Анастасеин Монастырь опять возстановился, но только уже под наименованием Крестовоздвиженскаго.
В 1775 году по представлению Преосвященнаго Симона отпущено было из Коллегии Экономии 500 рублев на нужнейшия первоначальныя исправления и постройки по Монастырю.
В 1781 году по благословению Преосвященнаго Павла Епископа Костромскаго и Галичскаго, тщанием Игуменьи Нектарии начата с северной стороны Монастыря каменная ограда с небольшими башнями. Цена по договору положена за сажень бутоваго камня в клади по рублю и по сороку пяти копеек, за тысячу кирпичу таковая же.
Сретенская каменная Церковь.
В 1794 году Преосвященным Павлом при Игуменье Александре Мятлевой присоединена к Монастырю сему малоприходная Сретенская каменная Церковь с таковым же приделом Василия Великаго и Церковною землею, а прихожане по собственному их желанию причислены к Алексеевской градской Церкви. Потом по составлении, с дозволения высшаго Начальства, новаго плана на Монастырскую землю в 1815 году, утвержденнаго Костромским Гражданским Губернатором, Николаем Федоровичем Пасынковым, она вошла совершенно в составь Монастыря, и ныне находится внутри ограды Монастырской на юго-восточной стороне.
В 1802 году Преосвященным Евгением Епископом Костромским и Галичским дозволено Игуменье Александре, разобрав старую много обветшавшую колокольню, строить новую по красивому фасаду с колоннами и со шпилем вверху, с употреблением годнаго материала как из старой колокольни, так и из упраздненнаго за ветхостью Васильевскаго при Сретенской Церкви придела, которая рачением Игуменьи и кончена в 1801 году. За работу подрядчикам и за разные материалы заплачено 2457 рублев, верх колокольни со шпилем весь обит белого жестью. На ней 6 колоколов и боевые часы.
В 1815 году, по дозволенно Преосвященнаго Сергия Епископа Костромскаго и Галичскаго, Игуменьею Сусанною на Ризположенской Церкви сделаны новыя главы и обиты белым листовым железом, кровля перекрыта простым листовым железом, внутри Церкви выстлан чугунной пол, что все стало 3554 рубля.
В 1814 году с дозволения того же Преосвященнаго, Игуменьею Сусанною начато строение каменной ограды со святыми и въезжими воротами по восточной и южной сторонам Монастыря до каменнаго моста через овраг. Каковая работа и кончена в 1816 году и обошлась Монастырю более десяти тысяч рублей.
В 1817 году Нижегородскаго Крестовоздвиженскаго Монастыря монахини, София, Рахиль, Надежда и рясофорная Зинаида с послушницею Агрипиною, проезжая через Кострому во Владимирскую Епархию, по совету почтенных Костромских граждан и особенно Димитрия Димитриевича Солодовникова и супруги его Феклы Васильевны Преосвященным Сергием определены в здешний Крестовоздвиженский девичий монастырь по согласию их, и одна из них София в том же году Маия 22 дня определена Казначеею, с уполномочием стараться всеми возможными способами устроять Монастырь, вводить лучший порядок и заводить общежитие, дабы сестры не имели нужды скитаться часто по рынку для покупки пищи и другаго нужнаго. Составленное из пяти приезжих сестр общежитие возрасло в том же году до 19, по присоединении к оному приглашенных по воле Преосвященнаго еще выехавших из Нижегородского Монастыря монахинь и послушниц, а к 1820 году до 50 человек. Почему в сем годе по ветхости и тесности келей выстроены, общежительным коштом новыя деревянныя кельи на каменном фундаменте в юго-западном углу Монастыря длиною на 10 саженях, и сия постройка стоила около семи тысяч рублей.
В 1829 году Преосвященным Самуилом Епископом Костромским и Галичским Казначея София произведена в сан Игуменьи. С сего времени общежитие Монастырское восприяло новую живость и силу скорым умножением сестр и введением во всем добраго порядка. Ныне в общежитии находится до 100 сестр и всем им смотря по способностям назначены приличныя послушания и рукоделия. Лучшия мастерицы занимаются шитьем из золота.
Попечительностию и рачением Игуменьи Софии в 1850 и 1851 годах устроены для общежительных сестр каменный двуэтажный корпус в западной ограде на 14 саженях; другой двуэтажный же на 10 саженях, в коем помещены общая трапеза и кухня с подвалами, еще деревянные хлебные анбары и квасоварня и две кельи для прислужниц; все cиe стало 9646 рублей.
В 1851 и 1852 годах, по благословению Преосвященнаго Павла Епископа Костромскаго и Галичскаго, на усердныя приношения благодетельных граждан Костромских, и особенно Михаила Семеновича Акатова, Федора Михайловича Обрядчикова и Феклы Васильевны Солодовниковой, по плану Костромскаго гражданина Александра Васильевича Красильникова и под особенным его смотрением, устроены при Ризположенской Церкви, за упразднением обветшавшаго теснаго Спасовходскаго придела, два каменные просторные теплые придела, на правой стороне во имя мученицы Анастасии, а на левой во имя Архангела Михаила и прочих сил безплотных. Освящены они в Сентябре месяце 1852 года, 18 и 19 числе Преосвященным Павлом, при стечении многочисленнейшаго народа из всех сословий, в первый день много утешеннаго назидательным поучением Архипастыря. Иконостасы в них столярные, резанье высокой и красивой работы, деланы Костромским мещанином Федором Яковлевым Дурляниным за 1500 рублей. Из святых икон многия искусно украшены мастерством обшежительных сестр. Все устроение приделов, со стенным росписанием настоящей Ризположенской Церкви и сделанием в ней красивых хоров для клирошанок, стало более 10 тысяч рублей.
В 1832 году Сентября 14 дня, во время вечерняго пения, случился большой пожар у близ живущаго купца Крючкова, от коего сгорели в Монастыре: деревянная ограда, старыя деревянныя Игуменския кельи, прежде бывшия Архиерейския, 12 келей монахинских, скотной двор с сеновалами и погребами. Что самое и побудило в том же году строить каменную ограду, которая и кончена кладкою в следующем 1833 году, вышиною в 1 аршин, а длиною на 45 саженях. Потом вскоре построены вновь близ Сульских ворот: деревянный корпус на 11 саженях для золотошвеек, деревянныя ж прачешныя, катальная, красильная, ткацкая и сторожевая, а за оградою на Суле скотный двор с сеновалами и погребами. За все плачено денег 11968 рублей. За сим предположено устроить больничныя кельи при Сретенской Церкви, для чего уже и выведен каменный фундамент.
Кельи Крестовоздвиженского монастыря.1829 г. Фрагмент главного фасада.
И так введение общежития очевидно много содействовало, при благотворительности добрых граждан Костромских, ко внутреннему и внешнему благоустроению обители. Ныне в сем Монастыре пространства от восточных Святых ворот до западной стены 18 сажень, от южных съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени, вокруг же всей ограды 312 сажен.
Из древних прикладов, доселе на лице находящихся, достойны замечания следующия:
1) Святое Евангелие в поллиста на Александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа pyсии на Кострому вмонастырь внастасеин девичь лета ___ (1655) Апреля т ден а подписал сию книгу приказу болшого двора подячей Любимасманов».
2) На серебреном потире вычеканено: «Лета ___ (1655) Государь Царь и великий Князь Михаило Федорович всея pycии пожаловал на Кострому настасеина девича Монастыря вцрковь сосуды серебреные».
3) Серебреное позлащенное кадило, на коем надпись: «Лето ___ (1658) Месяца Майя cиe кадило Воздвиженскаго Монастыря построено при Архимарите Филарите трудихъся о сем аз грешный».
4) Евангелие печатанное 1663 года на листах онаго: «Лета ___ (1681) году Августа в к д Костромскаго Богоявленского Монастыря Архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестолное вноводевичь воздвиженский Монастырь что вкремле города по родителех своих при Игумении Пелагее Немцове с сестрами а подписал сию книгу Евангелие напрестолное Богоявленскаго Монастыря по приказу Архимандрита Павла того ж Монастыря слушка Данилко Иванов.
5) Водосвященая серебреная местами вызолоченная чаша с надписью по обводу: «На Кострому вдом Пречистыи Богородицы Риз положения Настасейново девич Монастыря приложила сию чашу Минина жена Кирилловича Грязева вдова Олена Ивановна».
6) Серебряный вызолоченый напрестольный Крест с частицами Св. мощей и надписью: «влет ___ году месяца Марта в s ден построился сей святый крест во обител воздвижения честна Креста иже на Костроме тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами».
7) На другом же серебреном Кресте: «зделан сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвиженскаго Девичья Монастыря при Игуменье Акилине месяца Сентемврия 18 Числа.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. Граммата Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича данная Костромскаго девичья Монастыря Игуменьи Юлии с сестрами в предотвращение обид от разных людей касательно владения разными землями и угодьями, коими оный Монастырь владеет по Царским грамматам, кои погорели, с предоставлением полнаго права владеть оными. 1623 года.
Се аз Царь и Великий Князь Михаило Федорович всеа русии самодержец пожаловали есмя на Костроме на посаде Пречистые Богородицы риз положения настасеина девичья Монастыря игуменью Улею ссестрами старою их вотчиною вкостромском уезде что били они челом а сказали вотчина де у пречистыя Богородицы риз положения вкостромском уезде всущове стану что было село Ильииское деревня Сонино на речке на кривчовке деревня даное слобода на речке на кривчовке деревня марицына на речке на боклановке по обе стороны речки деревня посошниково на речке на Боклановке деревня помозово на речке на Боклановке деревня Киторово задорожье пустошь что была деревня крешицы креницына тож пустош что была деревня луговое пустош что была деревня шоломя на речке на кривчовке, пустош что был починок говядино пустош скорбежево да вандомском стану деревня что была пустош котельница да вондронникове стану пустош что была деревня Еремкина и натуде вотчину были вмонастыре прежних Государеа жаловалные вотчиные и тарханные грамоты и как де воевали Кострому литовские люди и тотде пречистые Богородицы настасеин монастырь разорили и теде их жаловалные и тарханные грамоты вмонастыре сгорели и нынеде втом монастыре на те вотчины жаловалных и тарханных грамот нет и втоиде их вотчине крестьяном от дворян и от детей Боярских и отоколних и отовсяких и от посацких людей ставитса обида и вступаютца де впрямую их Монастырскую вотчиную землю и всенные покосы да втотже де Монастырь дана была на костроме за посадом полянка на коровей двор и натоиде полянке поставили у монастыря бобыли дворов сшесть де монастырь а ныне вступаютца костромичи посацкие люди бьют де челом нам ложно а сказывают будто де спосаду выходят вту слободку тяглые люди а натоиде монастырской полянке костромичь посацких людей нет и тогоде настасеина монастыря ей Игуменье ссестрами и монастырским крестьяном от дворян и отдетей Боярских и отпосацких отоколных людей поправится нечим вотчинные жаловалные грамоты на ту вотчину вмонастыре нет и намбы настасеина девичья монастыря Игуменыо Улею сестрами пожаловать велети им на ту вотчину дать нашу жаловалную вотчиную грамоту почему ей ссестрами тою вотчиною впредь владеть и яз царь и великий Князь Михаило Феодорорович всеа русии самодержец пречистые Богородицы риз положения настасеина Монастыря Игуменье Улею ссестрами пожаловал нашое вотчину велел им дать свою царскую вотчилною грамоту а вкостромских книгах писма и меры Князь Федора Кривоборсково да ортемья Колтовсково стоварыщи 104 и 105 (1596 и 1591) году и попамяти отдозорщиков писма и дозору Григорья Образцова да подъячих Ильи бреева да Федора Тимонова 129 (1621) году втой их вотчине вдеревнях и впустошах опричь полянки написано пашни и перелогу и лесом поросло середние земли и худые земли двесте девяносто четыре четверти сосминою вполе а вдву потомуж и Игуменье Улее ссестрами тою старинною вотчиною владети посей нашей царской жаловалнои грамоте как ктой вотчине истари потягло писан нашего Государства вцарствующем граде Москве 7131 (1625) Июня в 16 день а подписал Государев Царев и великого Князя Михаила Федоровича всеа русии диак Третьяк Григорьев сын Корсанов у подлинной грамоты на обороте пишет тако: Царь и великий Князь Михаило Федорович всеа русии Самодержец: справил сенка матчин лета 7155 (1647) Марта в 11 день.
Божиею милостию мы великий Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всеа pycии Самодержец сее жаловалные грамоты блаженные памяти отца своего Государева великого Государя Царя и великого Князя Михаила Федоровича всеа pycии слушал а выслушав скостромы настасеина девича Монастыря Игуменью Елену ссестрами и которые впредь иныи игуменьи и сестры втом монастыре будут пожаловали велели им сее жаловалную грамоту подписати на свое Государево Царево и великого Князя Алексея Михайловича всеа русии имя и сее жаловалные грамоты рудити у них не вели никому ничем а велели ходити о всем потому как всей жаловалной грамоте писано подписал диок давыд дерягин. 1755 году Сентября 29 дня сия грамота вкостроме у межевых писменных дел при скаске вотчины анастасеина девича Монастыря Костромскаго увзду сущева стану открестьян Села Ильинского поверенных Савы Терентьева Логина Власова явлена и копия снее по оным делам принята и посвидетельствовании ссею грамотою отдана сего апреля 14 дня 1757 году показанным поверенным обратно сроспискою Коллежской ассессор и межевщик Федот Назимов Канцелярист Алексей Яковлев.
2. Граммата Митрополита Стефана Рязанскаго о построении в Костромском девичьем Анастасеином Монастыре теплаго каменнаго придела входоиерусалимскаго и об освящении онаго Ипатиевским Архимандритом 1712 года.
Лета ___ Сентября в ке день. Великому Государю Царю и великому Князю Петру Алексеевичу всеа великия и малыя и белыя росии самодержцу били челом города Костромы Настасеина Монастыря Игуменья Параскева с сестрами а вчелобитной их написано в том де их монастыре церковь положение ризы пресвятыя Богородицы каменная холодная а теплой церкви у них и ныне нет а обещались построить ктой Церкви придел каменной же во имя Господа Бога, и Спаса нашего входа во Иеросалим и великий Государь пожаловал бы их велел выше писанную Церковь построить и построя освятить и антиминс выдать и о том им дать Великого Государя указ и по указу Великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича всеа великиа и малыя и белыя росии Самодержца Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский Муромский меж патриаршества города Костромы Настасеина девича монастыря Игуменью Параскеву с сестрами благословил велел на церковное строение кирпич камень известь песок на связи железо на подвязи лес и тес и всякие ктому церковному строению припасы готовить и в тех припасех в городе Костроме в вышеписанном Настасейном девичем монастыре подле холодные риз положенские церкви построить вновь церковь теплую во имя Господа нашего вход во Иерусалим , а верх на той Церкви сделать по чину противу протчих церквей а не шатровой и олтарь сделать круглой тройной а в церкве во олтарной стене царские двери были б посреди а по правую их сторону южные а по левую северные а подле царских дверей меж южных по правую сторону поставить образ Всемилостиваго Спаса а подле спасова образа поставить образ настоящаго того Святаго храма а полевую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы и иные образы по чину а под церковное строение копая рвы и бьючи сваи чтоб погребенным человеческим телам повреждения какого не было, а как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет и тое Церковь освятить города Костромы Ипацкого Монастыря Архимандриту..... по исправном чиновнику как о том..... о положении освященного антиминса, а взять антиминс вести со всяким брежением и чистотою попу или диакону а непростолюдину; у сего указа патриарша домовая приложена печать.
3. Указ Святейшаго Правительствующаго Синода Преосвященному Симону Епископу Костромскому и Галичскому, чтобы Кpeстовоздвиженский девич Монастырь перевести в преждебывый Анастасеин с у держанием именования Крестовоздвиженскаго; а на его месте построить каменный теплый Собор и еще каменный же дом для временнаго пребывания Apхиерея. 1775 года.
Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския. Из Святейшаго Правительствующаго Синода Преосвященному Симону. Епископу Костромскому и Галичскому Святейший правительствующий Синод по доношеиям Вашего Преосвященства о включении вштат упраздненного Костромскаго Анастасеина девича монастыря в место сгоревшаго штатнаго Крестовоздвиженскаго девичаж монастыря и оботдаче оного погоревшаго монастыря подимеемое быть в городе Костроме теплаго собора и архиерейскаго подворья строение Ея Императорскому Величеству всеподданнейшим докладом представлял что Синод оное представление вашего преосвященства находит основательным, потому что монахиням вместо помянутаго погоревшаго крестовоздвиженскаго другой готовой монастырь и кельи для жительства имеются и казенного на строение того погоревшаго монастыря убытку миновать можно, да и на строение теплаго собору и подворья на том погоревшаго Монастыря менее суммы не требуете же того ради несоизволит ли Ея Императорское Величество повелеть разгорением штатнаго Костромскаго Крествоздвиженскаго Монастыря выведенным из онаго монахиням остаться навсегда по выгодности в упраздненном Анастасеинском монастыре, и именоваться тому монастырю уже не анастасеинским, но крестовоздвиженским девичьим монастырем, так как оной в штатах положен, почему и тем штатам никакой перемены в сумме не будет, а погоравшее того Крестовоздвиженскаго Монастыря место, яко впраздности остающееся отдать подымеемое быть в городе Костроме теплаго Собора и для вашего Преосвященства подворья строение на таком основании, как ваше Преосвященство представляли. Имянным же Ея Императорскаго Величества Высочайшим указом, объявленным учрежденной о церковных имениях коммиссии чрез тайнаго Советника Сенатора и кавалера Господина Теплова Августа 19 дня 1773 года повелено: оной Святейшаго Синода доклад Коммиссии разсмотреть и представить Ея Императорскому Величеству свое мнение. Коммисия, всилу онаго Имяннаго Высочайшаго указа разсматривая содержание онаго доклада и изтребованной из Святейшаго Синода назначенному на месте погоревшаго Монастыря строению план, Ея Императорскому Величеству представила, что коммисия за прописанными во оном Святейшаго Синода докладе резонами вовсем с мнением его согласна; следствие чего от коммиссии оной доклад и высочайшей Ея Императорскаго Величества конфирмации при репорте и поднесен, а сего 775 года Марта 19 дня оной поднесенной от коммиссии для конфирмации Ея Императорскому Величеству при репорте доклад из той коммисси прислан при доношении для действительнаго исполнения в Святейший Синод, на котором тогож Марта 5 дня подписано собственною Ея Императорскаго Величества рукою тако: быть посему, и воисполнение оной Ея Императорскаго Величества Высочайшей конфирмации Святейший Правительствующий Синод приказали: о действительном потому Ея Императорскаго Величества Высочайшему повелению исполнении к вашему Преосвященству послать указ и Преосвященному Симону Епископу Костромскому и Галичскому учинить о том посему Ея Императорскаго Величества. Апреля 2 дня 1775 года, подлинный указ скрепили обер Секретарь Аполлос ноумов, Секретарь Петр Варыпаев. Справил Канцелярист Степан Чернявский.
Кельи Крестовоздвиженского монастыря 1847 года.
4. Отчинная ведомость поданная в Костромскую Духовную Консисторию от Игуменьи Анастасеина монастыря Анфисы в 1763 году.
За оным монастырем за определенных вотчин не имеется: а имеется состоящих во владеньи за тем монастырем вотчин: а имянно: |
Число душ |
В Костромском уезде в Cущеве стану: cело Ильинское в нем по последней ревизии. |
51 |
К тому селу по званиям деревень и в них в каждой по последней ревизии душ: | |
В деревне Сонине |
19 |
В деревне Слободке |
9 |
В деревне Луговой |
17 |
В деревне Китарихе |
22 |
В деревне Мирицыне |
26 |
В деревне Посошникове |
20 |
В деревне Скорбешках |
8 |
В Андроникове стану: | |
В деревне Таранине |
31 |
В Андомском стану: В деревне Копейнице |
19 |
>И всего за Анастасеиным девичем монастырем в вотчинах в объявленном сел Ильинском и в девяти деревнях по последней ревизии состоит. |
222 |
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1]* Крестовоздвиженский Монастырь с древних времен был мужеским. Но в 1681 году обращен в женский по таковому случаю: в 1679 году, Июля 12 дня, город Кострома погорел, в том числе сгорели и кельи, бывшия подле Успенскаго Собора, безпоместных сорока Монахинь питавшихся подаянием от Богомольцев, приходивших на поклонение к Чудотворному Образу Божия Матери Феодоровския. Сии монахини просили Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича и Святейшаго Патриарха Иоакима о помещении их жительством в Крестовоздвиженском Монастыре и о выведении из онаго Архимандрита с братиею, коей числом было только четыре человека в другия Монастыри. На что от Патриарха Иоакима и последовала в 1681 году соизволительная граммата. Архимандрит с братиею переведен в Костромской Богоявленский Монастырь, а в Крестовоздвиженский помещены монахини с полным правом владения прежними отчинами и землями. Первою Игуменьею поставлена из Московскаго Вознесенскаго девичъяго Монастыря старица Каптелина. За сим Монастырем до штатов состояло отчиною крестьян 688 человек. Годовых отчинных доходов деньгами 400 рублев, хлебом 300 четвертей.)
[2] (а) В сем Монастыре по описи того времени значились:
1) Крестовоздвиженская каменная Церковь с таковым же приделом Алексия человека Божия, ветха.
2) Введенская каменная Церковь, очень ветха.
3) Каменная колокольница с шатровым верхом.
4) Десять деревянных келей с пристройками, и
5) ограда деревянная с тарасы, срублена с не большими башенками.
[3] (б) В доношении Преосвящепнаго Симона между прочим изъяснено: сначала определения Епархии дан в домовое Архиерейское пребывание Троицкой Ипатской Монастырь, которой и содержанием за состоявшимся штатом снабден. Но как сей Монастырь от города Костромы отдален разстоянием близ версты, а от Собору градскаго без мала на 3 версты, и отделен от того же города рекою Костромою, почему Архиереям для выезду в градской Собор на разныя церковныя церемонии, необходимо исправлять в оном Соборе подлежащия, бывает переправка весьма трудная; а наипаче весенным и осенным временем, когда лед встает и портится и наводнение бывает. По причине того покоимый предместник мой, Преосвященный Дамаскин Епископ, дабы на такия наипаче времена было где в городе пребывание иметь, на первой случай испросил по состоянии штатов от Коллегии Экономии в подворье упраздненной Монастырь девичей Анастасеинской, где и приставал, построив несколько покоев; и я также по ныне пристаю. Но как и cиe подворье отстоит от Собору без мала на версту, то не токмо от езды дальней затруднение претерпеваем, но и приборы и запасы нужны двойные, а от того и убытки двойные чувствуем, а естьлибы близ Собору состояло оное подворье, то таковаго бы затруднения не могло последовать; к тому же и Архиерей, живя близ градскаго Собора, чаще бы должность свою отправлял пред народным собранием, которое бывает по причине состоящия в нем Чудотворныя Богоматере иконы именуемыя Феодоровския всегда не малое. А как близ онаго Собора и с погостом его соединено находится Крестовоздвиженской, ныне в штате состоящей, девичь Монастырь и от самой Соборной Церкви оградою, на 12 только саженей отстоящ: то приемлю смелость просить Ваше Святейшество, не дозволено ли будет монахинь из сего Монастыря перевесть в Анастасеинской, не переменяя имени Крестовоздвиженскаго, поелику в штатах оное означено: а по перенесении сие место благословить мне не токмо в подворье, но и на постройку теплой Соборной Церкви. Ибо в зимнее время в холодной Церкви как служение исправлять, так и народу стоять бывает весьма трудно, и обыватели града теплаго Собору желают; и как сей Монастырь перенесен будет, то пространства в месте столько окажется, что оная Соборная Церковь удобно построиться может. Суммы же, нужной и для переношения потребностей монахинь, и на все новое строение, требоваться из казны мною не будет; да и монахини не токмо тем переселением не потеряют свои выгоды, но и спокойнейшее жительство возымеют: поелику при Соборе находясь всегда от народнаго собрания и шуму разных зрелищ могут безпокойность чувствовать и помешательство. При том во оном девиче Монастырь Крестовоздвиженском строение кроме Церкви все есть деревянное и тесно стоит. Почему, от чего Боже сохрани, если пожар случится, то и самой Соборной Церкви с колокольнею, которая к Монастырю еще ближе находится, не минуемая опасность следует. А когда новый Монастырь отнесется и застроится место каменным зданием по пристойному плану, то не токмо опасности не будет, но и граду знатное украшение окажется.