Попытка упразднения монастыря и преобразования его в дом призрения
«Для бесприютных и беспомощных заштатных священноцерковнослужителей, их жен, равно вдов и сирот духовенства Костромской епархии, учреждается «Дом призрения» в зданиях упраздненной Макарьевской Решемской пустыни» 1.
Из Устава Дома призрения (1894 г.)
«... имеем мы честь просить духовную консисторию не подвергать закрытию Макарьевского Решемского монастыря, в котором получаем мы истинное душевное утешение, оставить его» 2.
Из прошения жителей Решмы и Нагорного в защиту монастыря (1895 г.)
10-11 сентября 1892 года: монастырь посещает епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев)
В СЕНТЯБРЕ 1892 г. новый правящий архиерей – епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) – совершал объезд епархии.
Епископ Виссарион (Василий Петрович Нечаев; 1822 – 1905 гг.) родился в с. Коледине Крапивенского уезда Тульской губернии, в семье диакона. В 1844 г. он окончил Тульскую духовную семинарию, а в 1848 г. – Московскую духовную академию. 8 декабря 1853 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) рукоположил Василия Нечаева в сан иерея. С 1855 г. о. Василий служил в Москве священником Никольской церкви, что в Толмачах. Много лет он был духовником своего прихожанина, основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова, и членов его семьи. С 1866 г. о. Василий состоял редактором-издателем журнала «Душеполезное чтение». Талантливый проповедник, отец Василий активно участвовал в работе созданного в Москве в 1872 г. противораскольничьего Братства святого Петра митрополита.
В 1887 г. о. Василий овдовел и в 1889 г. принял монашество с именем Виссарион. 30 июля 1889 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его хиротония во епископа Дмитровского, 1-го викария Московской епархии. 14 декабря 1891 г. он был назначен епископом Костромским и Галичским 3.
11 января 1892 г. епископ Виссарион прибыл в Кострому 4. В мае 1892 г. он начал объезжать епархию, совершив за весну и лето две большие поездки.
10 сентября 1892 г. владыка Виссарион отправился в третью поездку. Он выехал из Костромы в Кинешму на пароходе, предполагая обозреть церкви Кинешемского, Юрьевецкого и Макарьевского уездов. Вечером 11 сентября по дороге из Кинешмы в Юрьевец епископ заехал в Решемский монастырь. «Уже было около 10 часов вечера, как владыка прибыл в Решемскую пустынь, но народу было при встрече довольно. Немедленно после встречи отправлено было всенощное бдение Рождеству Богородицы, так как 12 сентября св. Церковь празднует отдание этого праздника. Владыка выходил Епископ Костромской и Галичский Виссарион на величание; после всенощного бдения (Нечаев). Фото конца XIX в. он был успокоен в монастырском доме, устроенном для в Бозе почившего преосвященного Платона покойным кинешемским купцом А.И. Поленовым, отцом И.А. Поленова» 5.
Утром епископ Виссарион совершил в Троицком соборе Божественную литургию и произнес проповедь. После краткого отдыха он посетил обе приходские церкви в Нагорном и Решме. «В Нагорной церкви равно и Решемской приходской говорил владыка обычное назидание собравшимся встретить архипастыря прихожанам, а в первой экзаменовал детей церковно-приходской школы, существующей в Решме для обоих приходов. Ответы учеников были довольно удовлетворительны; к своему удовольствию владыка узнал, что здесь будет устроено особое здание для церковно-приходской школы. Как за литургией в пустыни, так и в церквях приходских народу было очень много, и всех собравшихся владыка благословил и посетил решемского священника и благочинного, равно и нагорного священника, по их просьбе» 6.
Увиденное в монастыре, не понравилось владыке Виссариону. «К сожалению, Решемская пустынь найдена не в совсем устроенном виде» 7.
Это посещение епископом Виссарионом имело для монастыря большие последствия и определило всю его последующую судьбу.
План преобразования монастыря в епархиальный Дом призрения
23 ДЕКАБРЯ 1894 г. Костромская духовная консистория обратилась к епископу Виссариону с предложением (выполняя, разумеется, распоряжение самого архиерея) об упразднении Решемского монастыря и создании на его базе «Дома призрения бедных лиц духовного звания Костромской епархии» 8.
Был разработан устав Дома призрения, первый пункт которого гласил: «Для бесприютных и беспомощных заштатных священноцерковнослужителей, их жен, равно вдов и сирот духовенства Костромской епархии, учреждается «Дом призрения» в зданиях упраздненной Макарьевской Решемской пустыни» 9.
Казалось, судьба монастыря была решена. Однако эта инициатива встретила решительное сопротивление со стороны жителей Решмы, Нагорного и окрестных деревень. 23 мая 1895 г. в Костромскую духовную консисторию поступило прошение, в котором жители Решмы и Нагорного протестовали против упразднения монастыря и устройства в нём Дома призрения.
В прошении, в частности, говорилось: «Макарьевская Решемская обитель существует с древнего времени и основана преподобным отцом Макарием, как видно из преданий, с полным значением монастыря, который сохранять на дальнейшее время не только нет препятствий, но есть настоятельнейшая надобность, в особенности по отношении поддержания верования в нашей местности, где в значительном количестве существует раскол» 10. Авторы прошения обвиняли в упадке монастыря действующего настоятеля игумена Порфирия: «... отец настоятель Порфирий как материальные средства Макарьевского Решемского монастыря, так и самый монастырь привел в совершенный упадок, отчего получилось невыгодное понятие об этом монастыре и у Епархиального начальства. На самом же деле Макарьевско-Решемский монастырь хотя и не богат, и не имеет таких капиталов, чтобы на них жить монашествующим роскошно, беззаботно и праздно, но при настоящем почитании и благоговении к нему местных жителей и жителей окрестных селений может существовать в полном довольстве» 11.
В конце прошения говорилось: «А потому имеем мы честь просить духовную консисторию не подвергать закрытию Макарьевского Решемского монастыря, в котором получаем мы истинное душевное утешение, оставить его под тем назначением, какое ему было дано основателем его Преподобным Отцем Макарием, в силу молитв которого наша местность сохраняет большое верование. При этом честь имеем сообщить, что при нарушении Макарьевского Решемского монастыря, уступленные или отведенные нами для построек и удобств (...) земли, мы удерживаем за собою» 12.
Обращение подписало около 60 человек, в том числе и оба старосты – решемский, Василий Иванович Китарьев, и нагорновский, Иван Ефремович (фамилия неразборчива), – приложившие к бумаге свои должностные печати.
Обеспокоенные судьбой обители жители Решмы, Нагорного и ряда окрестных деревень 25 мая 1895 г. обратились в Святейший Синод с ходатайством о том, чтобы монастырь «не подлежал закрытию или упразднению» 13, а остался монастырем. Под этим прошением поставили подписи 202 местных крестьянина 14.
Монастырь на рубеже XIX и XX веков
БЛАГОДАРЯ этой истории, Решемскую пустынь посетил ряд проверяющих, из рапортов которых можно явственно представить, что представлял собой монастырь в 90-е годы XIX в.
В рапорте епископу Виссариону от члена Попечительства о бедных духовного звания священника Иоанна Буевского (на рапорте стоит штамп с датой 15 июня 1895 г.) содержится описание тогдашних строений обители.
Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя угловыми башенками, в одной из которых находилась часовня. В ограде было трое ворот с калитками. Внутри ограды находились: 1) Троицкий храм с колокольней; 2) Каменный корпус, крытый тесом, в котором находились монастырская трапезная и кухня; 3) Одноэтажный каменный корпус для настоятеля. «Этот корпус в настоящее время необитаем, т.к. стены его разваливаются, свод в подвале раздвинулся и грозит падением, полы и потолки в некоторых местах уже обрушились» 15; 4) Деревянный на каменном фундаменте одноэтажный с мезонином корпус, крытый тесом. В нижнем этаже находилось 4 кельи, а в мезонине проживал настоятель. «Общее состояние здания неудовлетворительное: фундамент растрескавшийся, деревянные стены ветхие и расшатанные, полы ветхи, потолки своими накатами в некоторых местах сошли с кромок балок и угрожают падением по причине расшатанности стен. (...) В одной половине нижнего этажа жильё прекращено по причине опасности» 16; 5) Деревянный одноэтажный корпус, крытый тесом. «Здание это хотя временно и служит жильём, но по ветхости своей для дальнейшего существования не может быть поправлено» 17; 6) Каменный одноэтажный братский корпус, крытый тесом, в котором в 1895 г. было 12 отдельных келий; 7) Деревянное с мезонином здание («архиерейский дом»), крытое железом и обшитое тесом. «Здание это крепко и не требует исправления» 18; 8) Каменная сторожка, крытая тесом; 9) Деревянный флигель, крытый тесом. При этом флигеле под общей крышей находился скотный двор для коров; 10) Деревянное здание, в котором находилась конюшня и каретный сарай; 11) Деревянный хлебный амбар, 12) Деревянный погреб, 13) Деревянные службы архиерейского дома: сараи, погреб и каретник под общей крышей, 14) Деревянная бывшая лавка для книжной торговли («теперь ничем не занята»).
Вне монастырской ограды находились: 15) Деревянная баня, 16) Сарай, 17) и 18) Тесовые лавки, крытые тесом («всего 68 номеров, которые отдаются в арендное содержание на время местной ярмарки»), 17) корпус лавок.
Вдали от стен обители, на крестьянской земле, находились еще рига и овин.
«Кроме этого, на Самолётской пристани* имеется часовня в честь преподобного Макария, великомученицы Екатерины, где братией обители совершаются молебны во время остановки пароходов» 19.
К началу 1901 г. в монастыре проживало девять насельников: настоятель, два иеромонаха, иеродиакон и пять послушников.
* Имеется в виду решемская пристань пароходного общества «Самолёт».
Во главе монастыря стоял игумен Порфирий (Шумилов; 1823 – 1906 гг.). К этому времени отцу игумену было уже без малого восемьдесят лет. Он страдал различными недугами, в частности, сильной глухотой и «по недомоганию при старости» совершал богослужения «только 6-8 раз в год» 20.
Иеромонах Николай (Никифор Бардуков; 1844 – после 1901 гг.) происходил из гражданских чиновников, учился в Кинешемском духовном училище, которое не окончил. Монашеский постриг он принял 5 декабря 1874 г. в Кривоезерской Троицкой пустыни, 30 мая 1875 г. рукоположен в сан иеродиакона, 26 февраля 1877 г. – в сан иеромонаха.
После принятия монашества о. Николай перебывал почти во всех мужских монастырях Костромской епархии – в Кривоезерском, Тихоново-Лухском, Николо-Бабаевском, Авраамиево-Городецком. В Решемской обители он проживал с 21 сентября 1891 г., занимая должность ризничего 21.
Иеромонах Никострат (Николай Воскресенский; 1829 – после 1901 гг.) был родом из Курской губернии. Он обучался в Курской духовной семинарии, которую не кончил. Какое-то время служил в Курской епархии диаконом, но овдовел и принял монашество. Постриг принял 14 ноября 1861 г. в Киевском Выдубицком монастыре, в 1870 г. рукоположен в сан иеромонаха.
В 1881 г. из Киева о. Никострат был перемещен в Волынскую епархию, а в 1882-м – в Астраханскую епархию. «За нетрезвость» в 1884 г. на несколько месяцев был запрещен к богослужению. 12 декабря 1884 г. о. Никострат был перемещен в Костромскую епархию в Макариево-Унженский монастырь. В 1889 г. «за нетрезвость» он вновь был на два месяца запрещен к богослужению. В 1892 г. его перевели в Николо-Надеинскую пустынь, а в октябре того же года – в Решемский монастырь.
В Решме о. Никострат еще дважды попал под запрещение к богослужению: в первый раз – за всю ту же «нетрезвость», а второй – «за оскорбительные действия» 22.
В монастыре значился еще и третий иеромонах Анатолий (Яков Смирнов; 1850 – после 1901 гг.), выходец из крестьян, но он с 12 мая 1899 г. находился «в безвестной отлучке» 23.
Иеродиакон Аркадий (Александр Пенезев; 1844 – после 1901 гг.), выходец из мещан, был пострижен в монашество 18 апреля 1880 г. в Решме 24.
Монах Макарий (Матвей Алексеев; 1852 – после 1901 гг.) происходил из крестьян. Монашеский постриг принял в Николо-Бабаевском монастыре 25.
В монастыре в качестве послушников (безуказных, то есть не утвержденных официально) проживало еще пять насельников, из коих трое было «трезвого поведения», а двое «терпимы по нужде» 26.
Один из первых троих был «юрод» – Михаил Покровский. «Местное население смотрит на него как на юродивого, подают ему милостыню, копеечки на чай и сахар, которым он не пользуется не в пример прочим от щедрот настоятеля» 27.
В журнале Костромской духовной консистории от 17 ноября 1900 г. отмечалось: «При таком составе братии, естественно, нельзя ожидать, чтобы в обители было постоянное истовое и чинное просветительное влияние на окрестное население, а в течение навигационного времени – и на путешествующих богомольцев. При настоящем недостатке монашествующих, ощущаемом во всех обителях епархии, о перемене состава братства Решемской пустыни или об увеличении числа братии не может быть и речи» 28.
1900 год: изучение общественного мнения на предмет преобразования Решемской пустыни в женскую обитель
ПРОТЕСТЫ местного населения, выступающего против закрытия Решемской пустыни, в конце концов, возымели своё действие. Товарищ обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблер (будущий обер-прокурор) в письме к епископу Виссариону от 24 декабря 1899 г. предложил преобразовать мужской монастырь в женскую обитель. В этом письме он, в частности, писал: «Что думаете Вы о преобразовании Решемской пустыни в женскую обитель? Инокини более черноризцев способны проходить в чистоте и смирении иноческое житие» 29.
Письмо из Петербурга придало этому делу совсем иное направление. От плана устройства в Решемской пустыни Дома призрения было решено отказаться.
Владимир Карлович Саблер. Фото начала XX в.
Перед тем, как приступить к преобразованию Решемской пустыни в женскую обитель, владыка Виссарион решил выяснить общественное мнение на этот счет в Решме, Нагорном и окрестных деревнях.
31 января 1900 г. Костромская духовная консистория направила благочинному IV-го Кинешемского округа о. Леониду Краснопевцеву указ о проведении «неофициального дознания о том, не встречается ли со стороны местных жителей препятствий к обращению Решемской пустыни в женский монастырь» 30.
Настоятель Христорождественской церкви в Решме о. Леонид Краснопевцев выполнил это задание. Из отправленного им рапорта, датированного 13 февраля 1900 г., видно, что, в целом, население Решмы и Нагорного отнеслось к мысли о преобразовании Решемской пустыни в женскую обитель положительно.
В рапорте приведены высказывания жителей Решмы и Нагорного, с которыми о. Леонид встречался по разным поводам и обсуждал возможность преобразования пустыни.
Крестьянин Нагорного Александр Заварихин: «Что бы нибудь делали, только бы не закрывали и не обращали в богадельню!» 31.
Крестьянин Решмы Александр Иванович Свешников: «Знамо лучше! Бабы скоро бы все устроили! (...) Уж они хорошо бы все устроили бы и порядок скоро завели бы; только нашим-то храмам, да и вам, духовенству, пожалуй, будет похуже – они скоро привлекут к себе народа!» 32.
На свадьбах в домах крестьян Ивана Васильевича Филиппова в Решме и Радугиных в Нагорном о. Леонид устроил коллективное обсуждение этого вопроса. В рапорте он отметил: «Все – за, а крестьянин Решмы Михаил Ворыханов указал даже и на пример – женский монастырь близ Кинешмы (имеется в виду Успенский женский монастырь на окраине Кинешмы – Н.З.), который в недавнее короткое время вновь весь устроен и приведен будто бы ныне в благолепный вид» 33.
Общий вывод о. Леонида был таков: «Местные жители опасаются лишь того, чтобы монастырь не был закрыт и против обращения в женский возражать не имеют никаких оснований. (...) Но некоторые лица (...) выражали опасение, как бы не последовало возмущения со стороны известных защитников монастыря, тогда, говорят они, за народ наш ручаться нельзя и не столько за жителей (...) местных, сколько за жителей близлежащих к монастырю деревень (прихода с. Эзу и с противоположного берега р. Волги), которые сейчас только и ходят в монастырь молиться» 34.
Однако поручение о. Леониду произвести изучение мнения местных жителей на предмет преобразования Решемской пустыни в женскую обитель было только первым шагом.
28-29 ноября 1900 г. комиссия из Костромы провела массовое исследование общественного мнения в Решме-Нагорном и окрестных деревнях. В состав комиссии входили: член Костромской духовной консистории протоиерей Александр Троицкий и секретарь консистории В.А. Александровский (третьим неофициальным членом комиссии был урядник 4-го участка Ф. Хватов).
28 ноября 1900 г. в с. Нагорном, в доме крестьянина В.П. Бардина, члены комиссии произвели опрос крестьян из Решмы и Нагорного. Все 29 опрошенных не возражали против преобразования монастыря в женскую обитель 35.
Во второй половине дня комиссия переехала на правый берег Волги и произвела опрос жителей ряда местных деревень. Здесь, как и предупреждал о. Леонид Краснопевцев, члены комиссии встретились с неприятием самой идеи преобразования мужского монастыря в женскую обитель.
12 крестьян из д. Антипино, признавая, что пустынь пришла в упадок, единогласно выступили за сохранения мужского монастыря 36.
Такое же мнение высказали 4 крестьянина д. Бузинской (Бузинки), 4 крестьянина из д. Самарино, 9 крестьян из д. Сабукино и 21 крестьянин из д. Фомина 37. Все эти деревни входили в состав прихода Ильинской церкви в с. Ильинском, но в летнее время, в основном, посещали церковь Димитрия Солунского*, а зимой – по волжскому льду ходили в Решемскую пустынь.
Переночевав в Решме, с утра 29 ноября члены комиссии продолжили опрос населения ближайших деревень. Жители д. Сергеевки не возражали против преобразования монастыря в женскую обитель 39. Жители д. Дьячева высказались за сохранение мужского монастыря 40. Жители д. Корсакова высказались в том духе, что им всё равно, лишь бы служба была хорошая 41.
Жители деревень Мухортова, Шершовка и Адашева не возражали против женской обители 42.
* Имеется в виду Димитриевская церковь в с. Воскресенском на р. Медозе (совр. Островский район Костромской обл.) 38.
Преобразование монастыря в женскую обитель
24 МАЯ 1901 г. епископ Виссарион обратился в Святейший Синод с прошением о преобразовании Решемской пустыни в женский монастырь. По данному прошению Святейший Синод 14 июля того же года определил: «Решемскую Макарьевскую пустынь, Кинешемского уезда, обратить в женский того же наименования общежительный монастырь и открыть при обители вакансии священника и псаломщика» 43.
Важнейший вопрос состоял в том, кого владыка Виссарион назначит на должность настоятельницы Решемского монастыря. 23 июля 1901 г. на эту должность было решено «переместить, по способности и благонадежности, настоятельницу Свято-Троицкого женского общежительного монастыря игумению Досифею, которая в недавнее свое управление привела Свято-Троицкий монастырь в благоустроенный вид» 44.
В тот же день решилась и судьба братии Решемской пустыни. Игумена Порфирия было решено поместить на покой в Николо-Надеевскую пустынь на р. Нёмде в Макарьевском уезде (совр. Антроповский район Костромской обл.) 45. Игумен Порфирий скончался через пять лет – он умер 23 августа 1906 г. 46 в возрасте 83 лет и был погребен в Николо-Надеевской пустыни (в 1912 г. эта пустынь также подверглась преобразованию в женскую обитель).
Всех остальных монашествующих перевели в другие монастыри Костромской епархии: иеромонаха Никострата – в Николо-Бабаевский монастырь, монаха Макария – в Кривоезерскую Троицкую пустынь, иеромонаха Николая и иеродиакона Аркадия – в Ипатьевский монастырь, являвшийся официальной резиденцией костромских архиереев и духовно-административным центром епархии. Неуказные послушники подлежали увольнению, за исключением юродивого Михаила Покровского, которому было предписано предоставление «теплого угла и содержания» в Тихоново-Лухском монастыре 47.
Игумении Досифее разрешалось «собрать потребное число сестер из Свято-Троицкого и других монастырей епархии, по их желанию и с согласия настоятельниц этих монастырей» 48.
Нельзя не отметить, что судьба Решемской пустыни сложилась так же, как и Макарьевского Желтоводского монастыря. Вторая основанная прп. Макарием обитель подверглась упразднению в 1868 г. Одно время обсуждался вопрос о размещении в нём епархиальной богадельни. В 1882 г. монастырь был возрожден как женская обитель 49.
19 августа 1901 г. в Решму прибыла игумения Досифея с группой первых насельниц 50. 21 августа 1901 г. благочинный монастырей архимандрит Иов огласил в Троицком храме монастыря определение Святейшего Синода от 14 июля и указ Костромской духовной консистории от 2 августа 51. После официального принятия дел и имущества игумения Досифея с 24 августа 1901 г. официально вступила в управление монастырем, в истории которого началась новая глава 52.