Макариев Решемский монастырь Костромской епархии
Обложка книгиI. Основание монастыря
II. Храмы Макариевой обители
III. Остальные здания монастыря
IV. Способы содержания монастыря
V. Дело о преобразовании Макариева монастыря в епархиальную богадельню и затем в женский общежительный монастырь.
VI. Открытие Макариево-Решемской женской обители и первоначальное благоустройство.
От редакции краеведческого сайта bibl-kostroma.ru. Текст публикуется в современном написании, но с сохранением некоторых особенностей авторского стиля. Курсивом в скобках указывается начало каждой страницы книги. Авторские примечания (в книге помещенные внизу страницы) вынесены в конец текста и снабжены порядковыми номерами. Имеющиеся в тексте сокращения, как правило, раскрывались без дополнительных оговорок, а при возможной неоднозначности раскрытия – посредством квадратных скобок. Для уточнения неясностей можно воспользоваться PDF-версией книги .
С приложением рисунков.
Составил И. Баженов.
Второе издание, дополненное.
Кострома.
Губернская типография.
1906.
(с. 1)
Длинна и широка славная наша Волга. Во время навигации много способствует она удовлетворению разнообразных нужд и потребностей России и вместе доставляет великое удовольствие для тех, кто на пароходе совершает экскурсию по Волге, имея возможность тогда любоваться многими прекрасными ее видами. К числу таких местностей, привлекающих взор путников, по справедливости следует отнести и то место, на котором находится Макариев Решемский монастырь, ныне женский – это на правой возвышенной стороне Волги, в 23 верстах от приволжского города Кинешмы и в 100 верстах от города Костромы. Посетитель этой небогатой обители в благоприятную погоду живо и надолго очаровывается как самой красивой местностью, так и открытым великолепным видом на левый берег реки Волги на пространстве до 20 верст. Благодаря соседству хвойной рощи и вследствие отсутствия озер и болот здесь, в монастыре, господствует такой приятный, здоровый горный воздух, что местность эта признается наилучшим дачным местом, для чего имеются притом достаточные удобства и в хозяйственном отношении, по близости торговой слободы Решмы. Постепенно ныне благоустрояемый, Макариев монастырь имеет за собой пятивековую давность своего бытия и в течение этих времен испытал разнообразные судьбы.
I. Основание монастыря.
Макариев монастырь находится близ обширной и торговой слободы Решмы, отчасти сообщившей ему и свое имя. (с. 2) Ныне хорошо известная производством полотен, Решма имеет за собой несколько страниц в русской истории. В этой слободе в начале 1612 года останавливался князь Пожарский, направляясь с войском из Нижнего чрез города Кинешму и Кострому для избавления Москвы от поляков. В правление царевны Софьи Алексеевны Решма была в числе других наград пожалована за второй крымский поход ближнему боярину царственной печати и государственных посольских дел оберегателю князю Василью Голицыну. Но в особенности Решма известна по устроенному вблизи ее монастырю, который называется Макарьевским, потому что основателем его признается преподобный Макарий Унженский и Желтоводский чудотворец. Родившись в 1349 году в Нижнем Новгороде от зажиточных и благочестивых родителей (Иоанна и Марии), Макарий еще в юности возненавидел суету мирскую и возлюбил жизнь отшельническую. Двенадцатилетним отроком он тайно от родителей принял от архимандрита Дионисия иноческий чин в Печерском монастыре, что в 3 верстах от Нижнего Новгорода – где под руководством этого наставника и проводил жизнь самую строгую, примерную, украшаясь смирением, целомудрием, безмолвием, молитвенными бдениями. После того как архимандрит Дионисий в 1374 году святителем Алексием был в Москве поставлен во епископа Суздальского и Нижегородского, Макарий недолго оставался в Печерской обители, продолжая в ней подвизаться с прежней ревностью. Чтобы избежать мирской славы и похвал за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из Печерской обители и в удобное для этого время отправился вверх по течению реки Волги. В 160 верстах от упомянутой обители Макарию очень понравилось, повыше слободы Решмы, нагорное место на берегу Волги, и здесь он устроил небольшую келью, (с. 3) в которой теперь, уже вдали от мирской суеты и славы, немалое время подвизался в подвигах бдения, поста и молитвы. Сюда-то к пустынножителю мало-помалу стали многие из ближайших окрестностей приходить за благими советами и давали обет проводить вместе с Макарием подвижническую жизнь. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая сделалась известна под именем Макарьевской пустыни. По устроении последней с назначением игумена для братии, Макарий недолго пребывал здесь; по великой любви к безмолвному уединению он тайно удалился вниз по реке Волге для основания других обителей [1]. Хотя неизвестен год основания Макариевской пустыни, но с вероятностью следует предположить устроение ее в самом конце XIV века, и таким образом Макариево-Решемская обитель в настоящее время имеет не менее пяти веков своего существования.
II. Храмы Божии в Макариевой обители.
О первоначальном состоянии обители не сохранилось сведений. По древнему, доселе живому преданию она была сначала устроена под горой, на которой ныне расположена. Такое предание отчасти подтверждается недавно по нагорной плоскости найденными при раскопке костями человеческими и железными веригами, которые служат явными (с. 4) признаками некогда существовавшего здесь кладбища; последние же в древние времена устроялись обыкновенно близ храмов. Затем, такое же значение должно придавать общепризнанному среди местных жителей преданию о том, что доселе существующий под горой, ныне вне монастырской ограды, колодезь выкопан преподобным Макарием совместно с учениками для нужд здесь устроенной обители. Вода в этом колодце, по приятному вкусу превосходя воду из ближайших источников, равно и из реки Волги, местными жителями признается многоцелебной, для принимающих ее с верой являясь врачевством от различных болезней. Первоначально храм, равно кельи и прочие строения Макариевой обители были, без сомнения, деревянные. В монастырских документах даже под 1684 годом упоминается (притом в первый раз) деревянный храм с пятью престолами: во имя Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Девы Марии, Вознесения Господня, преподобного Макария и святой великомученицы Екатерины. Сведений подробных об этом храме не сохранилось.
В 1767 году взамен обветшавшего деревянного был выстроен каменный храм с каменной же шатровой колокольней, которые существуют и до настоящего времени. В этом храме три престола: в холодной, летней церкви – во имя Святой Живоначальной Троицы, и в двух приделах теплой – по одному престолу, в правом – во имя основателя обители преподобного Макария Унженского и Желтоводского, а в левом – во имя великомученицы Екатерины. Троицкая церковь устроена в два света и имеет возвышенный купол; стены в ней расписаны старинной живописью, отнюдь не позднее 1836 года, по образцам, данным в древних французских изданиях Нового Завета, при чем заслуживают особенного внимания одиннадцать клейм, написанных повыше нижних окон на сюжеты апокалипсических ви(с. 5)дений. Иконостас весь вызолочен по левкасу и богато украшен искусной резьбою старинной. Здесь особенно привлекают внимание резные царские врата, представляющие рельефное изображение явления Святой Троицы патриарху Аврааму, устроенные в 1786 году усердием строителя иеромонаха Евфимия; также древнего устройства, притом больших размеров, Животворящий Крест Господень с орудиями страданий. Что касается приделов в храме, то они довольно низкие, с массивными столбами и арками, поддерживающими соединенную с храмом колокольню. В правом приделе, вследствие позднейшей разделки арок и вместе окон, еще несколько повыше и светлее, чем в левом приделе, который оставлен, видимо, в первоначальном состоянии, при чем северная стена этого придела выведена на один аршин за ограду монастыря. Иконы в обоих приделах – очень древнего письма в итальянском стиле. Из них замечательны издревле наиболее чтимые местными жителями, старинные по письму иконы: преподобного Макария Желтоводского в правом приделе и Казанской Божией Матери – на левой стороне входной арки в Троицкую церковь. Оба придела уже давно требуют поновления, а главное, при низости своей еще крайне тесны, так что при значительном стечении народа во время богослужения в зимние праздники нередко свечи гаснут от недостатка воздуха и богомольцы вынуждены оставлять богослужение в храме или даже совсем не посещать его. На каждой церкви – по одной главе, равно и на колокольне, которая уже много лет назад несколько покосилась от ветхости и имеет вид как бы падающей. С западной стороны храма к стене Екатерининского придела примыкает пристроенная в 1859 году ризница каменная, без свода, освещаемая одним окном. В ризнице посетители встретят немало древних и драгоценных по себе (с. 6) памятников из священной утвари, облачений и других относящихся до богослужения предметов.
Монастырь, занимая всего одну десятину 1400 квадратных сажен, обнесен в 1833 году на протяжении 249 сажен каменной невысокой оградой, которая в некоторых местах ныне уже разваливается от ветхости. В ограде имеются трои ворота – на восток, к слободе Решме, на запад и север к Волге – и пять при ней башенок, из коих в юго-западной устроена часовенка, расписанная по штукатурке иконами. На восточной стороне близ ворот выстроена в 1859 году каменная сторожка.
III. Остальные здания монастырские.
Что касается прочих строений в Макариево-Решемском монастыре, то, за отсутствием летописи в нем, можно здесь сказать несколько словом [так в тексте – Ред.] лишь о появившихся в прошедшем столетии и ныне существующих. К храму, именно к стене ризницы, примкнуто неизвестно когда, вероятно же одновременно с устройством самого храма, небольшое одноэтажное каменное здание, которое до 1806 года служило игуменской кельей; затем в нем помещается трапезная и кухня с хлебней. На северной стороне монастыря, к реке Волге, устроены были в 1873 году, вместо старого деревянного здесь корпуса, каменные кельи для настоятеля, а под ними таковой же подвал со сводами. К корпусу этому, вместо сгоревшего в 1853 году деревянного дома, пристроен таковой же с мезонином для помещения нескольких келий, и затем в 1904 году вместо разобранной по ветхости каменной части корпуса устроены деревянные кельи с каменным подвалом. В юго-восточном углу обители в 1862 году устроен кинешемским купцом Г. Поленовым деревянный дом с мезонином для жительства ко(с. 7)стромского архиепископа Платона по освобождении от дел епархиального управления. В этом здании имеется небольшая домовая изящная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По завещанию Платона в 1877 году дом этот передан был в собственность бывшего настоятеля Луховской Тихоновой обители архимандрита Сергия, последним же в 1885 году передан в ведение Макариева монастыря и с тех пор служил и ныне служит игуменской кельей. По средине монастырской площади находится каменный одноэтажный корпус, в котором устроено 12 небольших келий. Из остальных строений заслуживают упоминания: устроенный в 1854 году по южной стороне монастыря скотный двор с избой; в юго-западном углу – конюшенный двор (с 1872 года); на западной стороне – хлебный амбар и погреб (с 1873 года). Сверх того, вне ограды на принадлежащей крестьянам земле, с их согласия, устроены деревянные: скотный двор с избой и баней и гумно; еще по восточной и южной сторонам ограды деревянные невысокие ярмарочные лавки (с 1873 года), а также отдельный деревянный ряд таких же лавок, которые все монастырем сдаются торговцам за небольшую плату во время так называемой Макарьевской здесь ярмарки, ежегодно в конце июля месяца. Под постройку этих лавок строитель обители в 1856 году просил удельную контору уступить ей на церковное и монастырское содержание 1400 квадратных сажен во всегдашнее пользование, но ходатайство не было уважено.
IV. Способы содержания монастыря.
За все время своего существования Макариев монастырь имел очень скудные источники содержания, преимущественно пользуясь случайными добровольными приношениями почитателей угодника Макария, и потому прошедшая история мо(с. 8)настыря могла бы представить немало плачевных страниц. В смутное время междуцарствия Макариевская обитель вместе с Решмой подверглась в 1609 году нападению поляков, которые под предводительством Лисовского грабили и беспощадно опустошали огнем и мечом приволжские города и селения нынешних Владимирской и Костромской губерний. Но при невидимом содействии преподобного Макария жители слободы Решмы и ближайших деревень отразили поляков и рассеяли их полчище. В чувстве глубокой признательности за явленное преподобным чудесное избавление от врагов жители Решмы и Юрьевецкого уезда возобновили Макариеву обитель, которая к тому времени видимо пришла в большой упадок, и затем приняли на себя обязательство содержать ее на свои средства [2]. Во всяком случае, обитель и теперь, как и впоследствии, не имела надлежащих и прочных средств к безбедному своему существованию, тем более что не обладала земельными угодьями и богатыми вкладами денежными. Однако при учреждении монастырских штатов в 1764 году Решемская Макариева обитель не была совершенно упразднена, но оставлена лишь в числе заштатных на собственных способах содержания с причислением к разряду семибратских монастырей, при чем в ней учреждено настоятельство строительское, до штатов же оно было строительское и игуменское. Насколько в эти времена было бедственно состояние Решемской обители, находившейся на содержании жителей Решмы и села Нагорного, достаточно показывает то обстоятельство, что обитель, как видно из дел ее, часто не имела даже дров (с. 9) для отопления своих зданий, почему монахи вынуждены были ловить случайно несомые по Волге бревна, дрова и старые судовые днища. Этот способ добывания средств между тем иногда приводил к большим неприятностям, как случилось в 1785 году, когда строитель Евфимий с братией изловили на Волге старое днище, однако же завладел им насильно житель слободы Решмы Зубчанинов с товарищами, при чем строитель был избит и с помощью слобожан посажен вместе с братией в съезжую избу на целые сутки.
В видах усиления средств содержания Макариевой обители к ней была в 1796 году приписана Рождественская на реке Нодоге мужская пустыня в 25 верстах от монастыря за рекой Волгой, в Владыченской лесной даче государственных имуществ. В следующем 1797 году императором Павлом I пожертвована Макариеву монастырю мукомольная так называемая Пылиха мельница на реке Мере – каковая за отдаленностью от монастыря (в 60 верстах) обыкновенно до 1906 года отдавалась в аренду. В том же году по высочайшему указу для Макариева монастыря, в 20 верстах от него, нарезано 30 десятин сенокосной земли из Владыченской казенной дачи среди так называемого выезжего леса по реке Шаче, Морозову долу. Ввиду того, что других угодий для поддержания бедного Макариево-Решемского монастыря не существовало, все строители его заботились об изыскании средств к тому и даже специально хлопотали (в 1838 году строитель Виссарион) о том, чтобы монастырю дарован был достаточный надел из казенных дач. Но только в 1854 году состоялось надлежащее распоряжение (при игумене Венедикте) о передаче в ведение Решемской обители вымежеванного из Владыченской казенной дачи участка земли в количестве 40 десятин 330 квадратных сажен. В по(с. 10)следующее время, при строителе Михаиле [3] (1867–1874 годы), Аполлинарии (1875–1877 годы) и Алексии (1878–1882 годы) стали понемногу поступать в монастырь незначительные земельные угодья. Так, разными лицами пожертвована находящаяся в 2 верстах от монастыря, по дороге к городу Кинешме, лесная и сенокосная земля в количестве 159 десятин 75 квадратных сажен; отсюда получаются дрова для отопления монастырских зданий и сено для скота. В 1870 году московский купец С. пожертвовал монастырю находящиеся среди владений крестьян села Нагорного три поля в 21 десятину, и с этого только времени положено начало монастырскому хлебопашеству, между тем ранее оно не производилось за неимением пахотной земли при обители. Есть еще в Нерехтском уезде монастырская земля в количестве 18 десятин. Всей же земли удобной и неудобной состоит за Макариевым монастырем 260 десятин 985 квадратных сажен. Нельзя не упомянуть здесь и о том, что некоторые средства к поддержанию монастыря получались от совершения молебнов в часовне на устроенной костромским купцом К. Брюхановым пристани во время десятиминутной при монастыре остановки пароходов «Общества Самолет». С 1890 года и до навигации 1902 года часовня эта помещалась на пристанях частных владельцев.
При этих крайне недостаточных средствах Макариев монастырь в прошедшем столетии не раз подвергался случайным бедствиям, из коих следует упомянуть о более важных. Так, весной 1844 года ужасной бурей снесены с церкви главы с крестами; в храме и кельях выбиты все стекла в окнах, а деревянные лавки монастыря (с. 11) поломаны. В 1854 году пожаром уничтожен деревянный корпус, при чем убытка причинено на 1500 рублей. В 1855 году сгорели каменные кельи около церкви, при чем из нее был вынесен иконостас. В том же году весной выгорели Решма и село Нагорное, почему жители их отказались давать какое-либо содержание своему монастырю, который между тем в эти годы особенно нуждался в средствах. Не имея собственной земли близ стен монастыря, братия его нередко терпела от различных притеснений и поборов слобожан. Некоторые из строителей (Аполлинарий) входили в судебные тяжбы по делу восстановления прав монастыря на владение некогда дарованными ему землями, но за неимением надлежащих документов не получали удовлетворения. Затем, нередко арендаторы принадлежащих обители угодий, особенно отдаленных, не платили ей условленных денег (дело Григорова). Отсюда не удивительно, что строители сами по себе были не в состоянии изыскивать достаточные средства к поддержанию Макариева монастыря и об этом прискорбном положении не раз докладывали (Сергий) епархиальному начальству; затем, истощив все свои труды и усердие, уходили на покой, даже такие деятельные из них, как упомянутые Михаил, Аполлинарий и Алексий. Постепенно все больший упадок заштатной Макариевой общежительной обители, преимущественно вследствие недостаточности средств к поддержанию, был причиной того, что эта обитель из числа семибратных, в которой иногда количество братии простиралось даже до 30 лиц, в конце 1875–1895 годов едва насчитывала положенное для нее число иноков и к 1894–1895 годам состояла уже из 5–6 лиц, притом тяготившихся своим здесь пребыванием.
Что касается Нодоговской Рождественской пустыни, при(с. 12)писанной в 1796 году к Макариево-Решемскому монастырю, то она отнюдь не доставляла средств для поддержания монастыря и даже сама требовала больших расходов для необходимого ремонта. О времени основания Нодоговской пустыни не имеется сведений; из монастырских же документов известно лишь то, что в ней были две церкви, из коих одна – Христорождественская, которая по описям 1797 года была настолько ветхая, что уже невозможно было в ней совершать богослужение, почему и была упразднена; другая же, Казанская церковь – деревянная, холодная, малых размеров, об одной главе, также ветхая, обшитая тесом; в 1899 году крыша ее покрыта железом. В ней только однажды в год совершаются богослужения, 8 июля в праздник Казанской иконы Божией Матери, когда бывает и крестный ход в находящуюся в полуверсте от церкви в казенном лесу часовню, устроенную на месте явления Казанской иконы Богоматери. При церкви имеется особо устроенная на столбах деревянная колокольня с тремя небольшими колоколами. Эта приписная пустынька, окруженная казенной Владыченской лесной дачей, ныне не владеет земельными угодьями, кроме занимаемых ею нескольких квадратных сажен. Между тем из монастырских документов видно, что по ходатайству игумена Дионисия с братией царь Феодор Алексеевич в 1682 году дал жалованную Нодоговской Рождественской пустыньке грамоту (от 4 февраля 7190 года) на пользование пахотной и сенокосной землей по указанным братией границам, на две версты во все стороны от пустыни, а именно [4]: «В тех урочищах под пашню по сту пятьдесят четвертей в поле, а в двух по тому же, сена на три копен в (с. 13) меру, а для дров и всякаго монастырскаго хоромнаго строенья въезжать им Владыченския волости дворцовый лес». Эта грамота из приказа Большого дворца подтверждена в 7191 (1683) году 16 января царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Но в описях 1797 и 1800 годов жалованная пустыньке земля числится уже во владении экономических крестьян Кадыевской волости.
V. Дело о преобразовании Макариева монастыря в епархиальную богадельню и затем в женский общежительный монастырь.
Как выше видели, Макариево-Решемский монастырь всегда был скуден денежными средствами и земельными угодьями, почему обветшание его постепенно ста[но]вилось значительнее. Это было главной причиной того, что особенно в последние два-три десятка лет минувшего века не только настоятели, но и братия стремились при первой возможности поступить в более богатую обитель, и состав Макариева монастыря чаще был только семибратный. Ввиду малочисленности обитавших в нем иноков, а также по вниманию к бедственному положению многих заштатных священно-церковнослужителей и их жен, равно вдов и сирот духовного звания Костромской епархии, духовная консистория журналом своим от 23 декабря 1894 года обратилась к преосвященному Виссариону († 30 мая 1905 года) с просьбой о том, не соблаговолит ли он исходатайствовать пред Святейшим Синодом разрешение об упразднении Макариево-Решемской пустыни и об обращении ее со всеми принадлежавшими ей церквами, зданиями, землями, угодьями и прочим имуществом в «дом призрения бедных лиц духовного звания Костромской епархии» с таким числом (с. 14) призреваемых, какое он по своим средствам в состоянии будет содержать. По состоявшемся вследствие резолюции епископа Виссариона от 24 того же декабря обстоятельном обсуждении этого дела духовной консисторией совместно с членами попечительства о бедных духовного звания, член от коего (отец И. Буевской) командирован был для осмотра зданий Макариевой пустыни на предмет определения на месте, какие изменения в них потребовалось бы сделать и сколько расходов по смете предстояло бы для приспособления их в богадельню, последовало в феврале 1895 года нижеследующее представление епископа Виссариона Святейшему Синоду. Ввиду того, что весьма значительное число заштатных священно-церковнослужителей, а также вдов и сирот духовного ведомства в Костромской епархии не получает установленных по епархиальному ведомству пенсий и, пользуясь лишь скудным пособием из сумм епархиального попечительства (коим за 1894 год израсходовано до 1700 рублей, или около 11 рублей на каждое лицо), испытывает тяжелые последствия нищеты, между тем многие из призреваемых нуждаются по старости или болезням еще в постоянном приюте, а иногда и уходе за собой и нередко составляют бремя для своих близких, чаще же дальних родственников, так как в «доме призрения», основанном при Ипатьевском монастыре на средства покойного киевского митрополита Арсения, могут пользоваться готовым помещением, отоплением, освещением, пищей и одеждой не более 12 бедных и беспомощных старцев священно-церковнослужителей, то, докладывал преосвященный, такое положение дела призрения по епархии указывает на неотложную необходимость обеспечения бедных лиц духовного звания помещением в доме призрения или богадельне для них. Затем, при(с. 15)знавши, что благодетельное в этом отношении учреждение может быть с удобством устроено в зданиях Макариево-Решемской пустыни, при чем средствами для дома призрения духовенства могут служить как проценты с капитала, принадлежащего этой пустыни в количестве 17074 рубля 39 копеек, так и арендные, оброчные и другие статьи дохода, простиравшегося в 1894 году до 1200 рублей, равно и предполагаемые ежегодные пожертвования на дом призрения от церквей, монастырей и причтов Костромской епархии по пригласительным от епархиального попечительства листам, епископ Виссарион ходатайствовал пред Святейшим Синодом об упразднении Макариево-Решемской обители по малочисленности живущих в ней иноков, которые легко могли быть распределены по другим монастырям Костромской епархии, и об обращении этой обители в «дом призрения бедных духовного ведомства Костромской епархии» (при чем приложен был уже выработанный устав для дома призрения) с таким числом призреваемых, какое по своим средствам он в состоянии будет содержать. Но благой проект этот оказался неудобоисполнимым как по отсутствию потребных денежных средств (указ Святейшего Синода от 2 ноября 1895 года за № 5525), так и по уважению заявленного от 25 мая того же года пред Святейшим Синодом особого ходатайства жителей слободы Решмы, села Нагорного и некоторых ближайших деревень о том, чтобы Макариево-Решемский монастырь не подлежал закрытию или упразднению с передачей в распоряжение епархиального попечительства для помещения в нем бедных и сирот духовного звания, а был оставлен под тем назначением, какое ему дано основателем его преподобным Макарием, которого окрестные жители признают своим молитвенником и покровителем.
(с. 16) Новое направление получил вышеизложенный проект епархиального начальства после того, как по предложению епископа Виссариона от 28 декабря 1899 года духовной консисторией было тщательно обсуждено выраженное в письме к нему от 24 числа того же декабря мнение г[-на] товарища обер-прокурора Святейшего Синода Владимира Карловича Саблера о преобразовании Решемской пустыни в женскую обитель, «так как инокини более черноризцев способны проходить в чистоте и послушании иноческое житие и оказывать просветительное влияние на окрестное население и приходящих богомольцев». Разделяя это мнение, преосвященный сделал от 27 марта 1900 года новое представление в Святейший Синод, в котором указал на то, что Макариево-Решемская пустынь находится вообще в неудовлетворительном состоянии, в частности по недостаточности средств к наилучшему ее состоянию, проживавшая же в ней братия малочисленна (6 лиц) и ее безотлагательно следовало бы разместить в другие монастыри епархии, почему он находил бы с своей стороны полезным обратить эту пустынь в женский общежительный монастырь. При обращении же пустыни в женский монастырь, к чему теперь не усматривается препятствий со стороны местного населения, весьма желательно епархиальному начальству, чтобы в обители была учреждена крайне необходимая по местным условиям богадельня для бесприютных вдов и сирот духовного звания Костромской епархии, с приспособлением для нее имеющегося в пустыни так называемого «архиерейского дома» и с отчислением в неприкосновенный капитал богадельни десяти тысяч рублей из принадлежащих пустыни процентных бумаг (на 19013 рублей), предоставив остальную сумму общежительному женскому монастырю на его содержание. Ввиду того, что при обращении Макариево-Решемской обители в женский (с. 17) монастырь потребуются на первых же порах значительные средства на ремонт существующих зданий и приспособление их для общежития сестер и вообще на приведение обители в надлежащий порядок, преосвященный просил Святейший Синод, в случае удовлетворения его ходатайства, принять на счет казны содержание монастырского причта из священника и псаломщика в сане диакона, с назначением жалованья первому по 300 рублей, а второму по 100 рублей в год.
После того как указом Святейшего Синода от 19 октября 1900 года дано знать о том, что признано неудобным отчислять из неприкосновенного капитала пустыни, имеющего нарочитое назначение (содержание настоятеля с братией и самой обители), десять тысяч на обеспечение предположенной при ней богадельни, при чем и окрестное население, по-видимому, несочувственно относится к обращению Макариевой пустыни в женский монастырь, епископ Виссарион сделал от 24 мая 1901 года следующее донесение Святейшему Синоду. По произведенному членом и секретарем духовной консистории дознанию на месте, окрестное население, видя крайний упадок и постепенное разрушение Макариевой пустыни, выражает сильное желание скорейшего восстановления ее и не имеет никаких оснований противодействовать обращению пустыни в женский монастырь того же наименования. Население не желает лишь совершенного упразднения или закрытия пустыни преподобного Макария, издревле почитаемого православными жителями, и ставит непременным условием, чтобы все без исключения капиталы, принадлежащие пустыни, переданы были в полное распоряжение монастыря. Затем упомянув о том, что Макариево-Решемская пустынь расположена на самом берегу реки Волги, в виду проезжающего во множестве в навигационное время православного и ино(с. 18)верного народа, и оставлять оную в настоящем печальном положении крайне нежелательно и вредно в интересах православной веры и Церкви, преосвященный ходатайствовал пред Святейшим Синодом о преобразовании пустыни в женский общежительный монастырь с таким числом инокинь, какое он в состоянии будет содержать на свои средства, и с условием, чтобы в нем было открыто какое-либо благотворительное или просветительное, в духе Православной Церкви, учреждение. Возбужденное же ранее ходатайство об учреждении в Макариевом монастыре богадельни для лиц духовного звания просил он оставить без последствий, за неимением епархиальных средств на этот предмет и свободного для таковой места в монастыре.
Признавши такое ходатайство заслуживающим уважения, Святейший Синод указом от 14 июля 1901 года определил – Решемскую Макариеву пустынь обратить в женский того же наименования общежительный монастырь и открыть при обители вакансии священника и псаломщика, на содержание же их отпускать по 400 рублей в год, в том числе священнику 300 рублей и псаломщику 100 рублей, с отнесением этого расхода на счет сумм, ассигнуемых на усиление средств содержания городского и сельского духовенства. От 13 августа последовало представление епископа Виссариона в Святейший Синод об утверждении в должности игумении Решемского общежительного монастыря Досифеи [5], настоятельницы Свято-(с. 19)Троицкого (Костромской епархии) общежительного монастыря, «которая в недавнее, в течение полутора лет, свое управление привела этот монастырь в благоустроенный вид». До утверждения же этого представления Святейшим Синодом было консисторией предписано игумении Досифее немедленно вступить в управление Макариевым монастырем и принять от игумена П. все монастырские суммы по приходо-расходным книгам, а прочее монастырское имущество по описям, реестрам, планам и тому п[одобному]. Тогда же разрешено ей, игумении Досифее, по выселении монахов, из коих трое перемещены в другие монастыри, а остальные уволены, собрать потребное число сестер из Свято-Троицкого и других монастырей епархии, по их желанию и с согласия настоятельниц тех монастырей, избрав из собранных сестер благонадежную на должность казначеи. Прибывши 19 августа в Макариеву обитель, игумения Досифея, как видно из рапорта благочинного монастырей архимандрита Иова, вступила в новое управление ею 24 августа 1901 года, приняв пустынь в страшном упадке; в означенной же должности она утверждена указом Святейшего Синода от 31 августа.
VI. Открытие Макариево-Решемской женской обители и первоначальное благоустроение ее.
Торжественное открытие преобразованного Макариева женского монастыря совершилось 26 августа 1901 года, когда в нем при новом управлении в лице игумении Досифеи совершена Божественная литургия во главе с благочинным монастырей архимандритом Иовом, иеромонахом П., бывшим игуменом Макариевой пустыни, и вновь определенным монастырским священником М. Ширяевым с диаконом В. Смирновым, при чем за причастным сказано было приличное (с. 20) случаю слово. После литургии совершены благодарственный Господу Богу молебен и затем крестный вокруг монастыря ход, в котором приняли участие и местные священники – слободы Решмы и села Нагорного. По этом призвании Божия благословения на преобразованную обитель игумения Досифея с душевным трепетом и слезами умиления принимала многочисленные приветствия с открытием женского монастыря. Торжество это привлекло массы народа из окрестных селений и своей величественностью, новостью самой обстановки и стройным пением инокинь произвело на всех самое благоприятное впечатление. Между тем как инокини, первые насельницы обители, скорбели и даже плакали из опасения, что местное население будет враждебно относиться к ним, простой народ сам искренно утешал их и вместе поощрял на предстоящие трудные подвиги благоустроения доведенной до глубокого упадка и обеднения древнейшей обители.
Разумеется, начало и затем самые большие, если не единственные, труды в деле воссозидания обители принадлежали самой энергичной и опытной игумении, и она в двухлетнее с лишком управление совершила уже многое для подъема и улучшения монастыря. Прежде всего она позаботилась о возможном, при малых средствах, благолепии в храме Божием, в котором ее старанием в 1902 году промыта старая стенная живопись, сделана новая уборка и исправлен иконостас. Вскоре затем трапезная украшена новыми священными изображениями. Ныне церковная утварь и ризница значительно улучшены. Устроены (в 1901 году) новый дом для священника на красивом берегу Волги, дом для диакона и в связи странноприимный, жилище для рабочих, новая баня и прачечная. Все кельи внутри поновлены, ремонтирован игуменский корпус и к нему сделана капи(с. 21)тальная деревянная пристройка. Ввиду постепенно увеличивающегося числа сестер (в начале 1906 года было около 150) устроен новый деревянный корпус, и в 1905 году два дома – гостинный двухэтажный и для сестер. В Нодоговской пустыни в 1904 году выстроен новый деревянный дом для сестер. На собственной монастырской земле, в 2 верстах от Макариевой обители, устроен кирпичный завод, и на арендуемом (за 90 рублей в год) берегу реки Волги собственная, стоившая 4 тысячи рублей пристань монастырская, при ней же часовня, украшенная иконами: преподобного Макария Унженского, Казанской иконы Божией Матери, великомученицы Екатерины и св[ятителя] Николая Мирликийского чудотворца, пред коими во время остановок пароходов самолетских совершается молебное пение для пассажиров. Правильно поставлено полевое, огородное и садовое хозяйство, и во всем видна толковая распорядительность; видимо обнаруживается и эстетический вкус в устройстве среди обители куртин и дорожек с цветами и декоративными растениями. Словом, прежняя захудалая и неопрятная пустынь теперь приняла неузнаваемый вид. В ряду многих благих предначертаний на пользу и благоукрашение монастыря деятельная игумения озабочена предполагаемым устроением двухклассного женского училища и особенно созданием нового и величественного храма Божия, так как существующий оказывается весьма тесным и довольно ветхим, особенно в своих приделах. Только дело устроения храма крайне стеснено тем, что малопоместительная обитель вне своей ограды не имеет собственной ближайшей земли, а окружена отвсюду земельными владениями крестьян.
Без сомнения, большие денежные средства нужны на осуществление этих планов, равно для приведения воссозидаемой обители в надлежащий порядок, величие и кра(с. 22)соту. Великое утешение для насельниц обители среди неусыпных забот здесь доставляет все более и более обнаруживающееся благорасположение и уважение к ней окрестного населения, а также случайные, хотя и незначительные, пожертвования некоторых добрых купцов, без чего были бы невозможны и означенные первые шаги на предлежащем широком пути благоустройства обители. Воссозидаемая обитель хорошо знает, что среди православного русского народа не оскудела вера в отечественных святых Божиих, и потому она твердо уповает, что христолюбивые почитатели преподобного Макария Унженского чудотворца поревнуют о возобновлении ныне столь древнего монастыря его и по возможности окажут помощь всякими средствами, и особенно для устроения и обеспечения величественного храма Божия.
Примечания автора
(с. 3)
1. Им же затем основана Желтоводская обитель, которая была разорена татарами до основания. В 1439 году подвижник Макарий основал третью обитель, известную прежде под именем «Макариевой новой пустыни», а ныне под именем Макарьевского монастыря. В этой пустыни великий подвижник скончался 25 июля 1444 года 95 лет от роду, быв погребен со всей подобающей честью за свои подвиги и многие чудотворения. Честные мощи преподобного Макария обретены 12 числа октября 1671 года.
(с. 8)
2. Быть может, тогда же или впоследствии, но не позже 1735 года, обитель была перенесена на верх той горы, где ныне существует. Подгорную площадь при обители крестьяне слободы доселе считают своей собственностью.
(с. 10)
3. В 1868 году Решемскому монастырю принадлежало 80 десятин 910 квадратных сажен земли, в том числе 28 десятин 430 сажен сенокосной и 52 десятин 480 сажен лесной.
(с. 12)
4. Правописание здесь новое.
(с. 18)
5. Уже с 7 лет поступила она в Анастасиин в городе Костроме монастырь, в 1863 году присоединенный к Богоявленскому, и находилась под ближайшим мудрым и многоопытным руководством первой игумении Богоявленского женского монастыря Марии († 1889 года 29 января). В качестве заведующей делопроизводством инокиня Досифея принимала участие во многих благополезных деяниях игумении Марии и последующих игумений. В 1900 году 22 января она назначена игуменией Свято-Троицкого монастыря, причем в 1902 году (и ранее в 1895 году) получила благословение Святейшего Синода с грамотой. За свою полезную и отличную службу награждена 1903 года 6 мая наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым.