Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»
(1970-е годы)
Аннотация. В статье исследуется 1970-е годы истории Музея-заповедника «Щелыково». Это десятилетие было наполнено очень важными событиями: празднование 150-летнего юбилея А.Н. Островского, в связи с которым активно формировались коллекции музея, создавались новые экспозиции. Был открыт памятник драматургу, новые объекты – Литературно-театральный музей и этнографический музей «Дом Соболева». В статье содержатся сведения о сотрудниках, которые внесли значительный вклад в развитие музея.
Ключевые слова: музей-заповедник, юбилей А.Н. Островского, комплектование, музейная экспозиция, музейный сотрудник.
Abstract. The article explores the 1970s of the history of the Museum-reserve «Schelykovo». This decade was filled with very important events: the celebration of the 150th anniversary of A.N. Ostrovsky, in connection with which the museum's collections were actively formed, new expositions were created. A monument to the playwright and new objects, The Museum of Literature and Theatre and the ethnographic museum «Sobolev’s House», were opened. The article contains information about employees who have made a significant contribution to the development of the museum.
Keywords: Museum-reserve, anniversary of A.N. Ostrovsky, acquisition, museum exposition, museum employee.
Очень важными и богатыми на события для Музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» стали 1970-е годы. Это было время необычайного подъема и, пожалуй, самое драматичное в истории музея.
Музей-заповедник находился тогда в ведении Всероссийского театрального общества (ВТО), а музей – его частью наряду с Домом отдыха (с 1971 – Дом творчества) и подсобным хозяйством. В десятилетие 1970-х пост директора занимали Борис Павлович Сергеев, до этого – председатель колхоза им. А.Н. Островского, а с 1974 года – Трифон Геннадьевич Манке, продолжавший дело отца, самого первого директора Дома отдыха 1929-1930 годов.
С начала 1970-х годов работа музея-заповедника проходила в русле подготовки 150-летнего юбилея со дня рождения А.Н. Островского. Много усилий к тому, чтобы отметить юбилей драматурга «как всенародный праздник отечественной культуры», приложило руководство Костромской области. Инициатива нашла поддержку в верхах, и был организован юбилейный комитет, в который входило 68 человек. Среди них – известнейшие деятели культуры: народные артисты СССР Алексей Грибов, Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Алла Тарасова, Михаил Царев; режиссеры Андрей Гончаров, Олег Ефремов, Юрий Завадский, Георгий Товстоногов, а также драматурги, композиторы, кинематографисты, писатели. И, конечно, в составе комитета была министр культуры СССР Екатерина Фурцева [16, с. 92, 93].
Подготовка к юбилею А.Н. Островского проводилась комплексно и в государственных масштабах. На празднование были нацелены театры, издательства, кинематограф. К юбилею выходили отдельные пьесы, книги о творчестве драматурга, буклеты, наборы открыток. В 1973 году в издательстве «Искусство» под редактированием В.Я. Лакшина начинает издаваться «Полное собрание сочинений» А.Н. Островского в двенадцати томах. Режиссером И. Анненским был снят новый фильм «Таланты и поклонники» по одноименной пьесе А.Н. Островского, кроме того, планировалось выпустить на экраны страны фильмы, снятые по пьесам драматурга ранее [16, с. 94]. Вели работу вузы, библиотеки, школы, то есть все культурное сообщество принимало участие в подготовке юбилея национального русского драматурга. При этом огромная ответственность ложилась на ВТО и единственный тогда музей А.Н. Островского в стране.
При рассмотрении 1960-х годов говорилось о строительстве здания нового музея [33], в начале 1970-х оно близилось к завершению: шел монтаж отопления и отделочные работы. Готовился тематико-экспозиционный план выставки, посвященной 150-летию А.Н. Островского. В его разработке принимала участие сотрудник музея Наталия Константиновна Знаменская (период 1823–1886) и сотрудники ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (период 1886–1973). Замыслы были грандиозные: показать окружение драматурга, театр его времени, актеров и художников театра А.Н. Островского до 1973 года. Особое место уделялось «Снегурочке», поскольку пьесе исполнялось 100 лет [32, л. 2; 25, л. 11].
В то же время Н.К. Знаменской велась работа над выставкой «А.Н. Островский и его времена», задачей которой было создать образ эпохи драматурга. Разместить выставку предполагалось на антресольном этаже мемориального дома, используя при этом только подлинные экспонаты [25, л. 12].
В музее Н.К. Знаменская (1934–1997) работала сначала на должности старшего научного сотрудника, потом экспозиционера, очень много занималась комплектованием. Щелыкову в этом отношении завидовали крупнейшие московские и ленинградские музеи: Н.К. Знаменская имела связи с самыми известными коллекционерами, антикварами, библиофилами и сама была одним из лучших коллекционеров того времени. Зимой она жила в Москве, собирала предметы прикладного искусства, книги и другие материалы, а на лето приезжала в Щелыково [22, с. 186].
В связи с подготовкой новых экспозиций комплектование было важнейшим направлением работы музея, и этим занимались практически все сотрудники. Особое внимание уделялось сбору материалов о постановках пьес А.Н. Островского на сценах театров, активно формировалась коллекция сценографии. Сотрудников командировали не только в разные города России – Москву, Рязань, Воронеж, Курск, но и города союзных республик. Например, в феврале-марте 1971 года Галина Викторовна Войтова и Антонина Васильевна Соловьева посетили Минск, Ригу и Вильнюс [17, л. 7]. Приобретались тогда книги, предметы прикладного искусства, этнографии. Новых музейных предметов было так много, что к Дню памяти А.Н. Островского в фойе клуба могли открыть выставку новых поступлений [32, л. 3; 13].
Из наиболее значимых поступлений этих лет следует отметить двенадцать этюдов работы дочери А.Н. Островского – М.А. Шателен, которые были приобретены у Н.Б. Шателен, праправнучки драматурга. М.М. Шателен передала музею панно для дверей Голубого дома, также выполненные рукой ее матери, М.А. Шателен-Островской. У И.Б. Кустодиевой были приобретены работы ее отца, выдающегося художника Б.М. Кустодиева [25, л. 12].
Следует сказать о коллективе самого начала 1970-х годов, который трудился с такой отдачей. Во многом благодаря стараниям внучки драматурга, Марии Михайловны Шателен (1895–1977), в музее сложился перспективный коллектив, в котором научные и технические сотрудники жили едиными интересами, одной семьей [4, с. 4]. Об атмосфере в музее тех лет вспоминает А.В. Соловьева: «Мы жили дружно и тепло, и не только между собой – научными сотрудниками (сотрудницами), но и с нашими смотрителями (смотрительницами) <…>. Я не помню ни одного момента неудовольствия в общении с ними. Были они приветливы и деликатны. И до сих пор мы (оставшиеся в живых) сохраняем друг к другу теплые чувства и интерес» [31].
В летнее время в музее работала сама М.М. Шателен. Главным хранителем была Елена Леонидовна Кичигина (1946–1973). Активно шла работа по восстановлению библиотеки А.Н. Островского, за 1971–1972 годы была найдена и закуплена ее третья часть [16, с. 94]. Большое участие в комплектовании библиотеки принимала библиотекарь-библиограф Наталья Александровна Хмелевская (1937–2017). Методические разработки писала Валентина Ивановна Королева, под ее руководством проходили семинары с целью повышения квалификации сотрудников. Проводились встречи-беседы с театральными деятелями, отдыхавшими в Щелыкове [32, л. 3]. Местные жители воспринимали музей как очаг культуры.
Под руководством Екатерины Митрофановны Хмелевской (1909–1986) был подготовлен «Щелыковский сборник», изданный в 1973 году [36]. Среди сотрудников, которые писали для него статьи и делали публикации – М.М. Шателен, Е.М. Хмелевская, Н.А. Хмелевская, Л.Г. Галкина, В.И. Шанина, Г.В. Войтова, А.В. Соловьева. Кроме публикации в сборнике, Е.М. Хмелевской была подготовлена большая статья для Литературного наследства [35, с. 477–492]. На время работы в Щелыкове литературовед, редактор-текстолог Е.М. Хмелевская имела известность и авторитет в литературном мире. Много лет своей жизни она отдала библиотечной работе, в 1941 году водила экскурсии в Литературном музее ИРЛИ (Пушкинский дом), а в 1943 году была зачислена в штат в качестве сотрудника [34, с. 82]. В сложнейших условиях блокадного Ленинграда вместе с коллегами собирала архивы, уцелевшие после смерти владельцев — ученых, писателей. Тяжелые связки рукописей и книг приходилось перевозить на санках или переносить в рюкзаках [3, с. 228]. Кроме основной работы, нужно было нести дежурства по противопожарной охране зданий института [34, с. 82].
В те годы в Щелыково по приглашению ВТО приезжали лучшие специалисты музейного дела: цикл занятий по основам музейной работы проводил директор Музея А.С. Пушкина А.З. Крейн, сотрудники Бахрушинского музея читали лекции по созданию экспозиции, комплектованию, аннотированию и хранению фондов [32, л. 4].
С 12 октября 1972 года на должность заместителя директора по научной работе был принят Виктор Николаевич Бочков (1937–1991) [18, л. 49об] – архивист, историк, краевед, автор книг и множества публикаций о Костроме, Щелыкове и его окрестностях. При имеющейся тогда структуре заповедника заместитель директора по научной работе, по сути, руководил музеем. После Л.И. Антропова (уволился в связи с болезнью в 1969 году) до В.Н. Бочкова эту должность занимали (или исполняли обязанности) несколько человек: Е.М. Хмелевская, В.И. Королева, М.М. Шателен, Е.Л. Кичигина.
Лариса Васильевна Вавилова, жена Бочкова, поступила в музей старшим научным сотрудником [19, л. 6 об]. По ее воспоминаниям, первый рабочий день Виктора Николаевича Бочкова начался с грустного события – «в мемориальном доме Островского рухнул второй этаж…» [2]. Перекрытия антресольного этажа были тогда в плохом состоянии.
В задачу В.Н. Бочкова входило наблюдение за необходимым ремонтом дома, благоустройством территории в соответствии с планом, приемом посетителей. По вопросам экскурсионной работы он проходил стажировку в музее П.И. Чайковского в Клину. Заместитель директора активно включился в подготовку предстоящего важного события: участвовал в работе Президиума ВТО по вопросам, связанным с юбилеем драматурга, отвечал за выполнение плана музейных мероприятий, сам был исполнителем многих его пунктов [26, л. 1]. С целью сбора материалов по постановкам пьес А.Н. Островского В.Н. Бочков выезжал в Душанбе, Ленинабад, Ашхабад, Фрунзе и другие города союзных республик. Л.В. Вавилова была командирована в Донецк, Кишинев, Бендеры.
Юбилейные торжества приближались, а времени, чтобы воплотить задуманное, не хватало. В результате в новом музее была создана выставка «А.Н. Островский на советской сцене». В мастерских театра Моссовета были выполнены макеты спектаклей, фрагменты театральных декораций в натуральную величину, на фотофабрике ВТО – увеличенные фотографии сцен из этих спектаклей, фотографии актеров. Из подлинных экспонатов были представлены театральные костюмы [25, л. 13]. Экспозицию смонтировали, торжественно открыли к юбилею, она получилась зрелищной и яркой, была любима посетителями и работала до 1986 года.
День Памяти 14 июня 1973 года проходил торжественно. При огромном стечении народа был открыт памятник А.Н. Островскому (скульптор А.П. Тимченко, архитектор В.И. Ровнов). На церемонию открытия памятника и нового музея приехали представители Министерства культуры СССР и РСФСР, ВТО, Союза писателей, гости из Москвы, Ленинграда, Иванова, Ярославля и других городов. Торжественный митинг у памятника открыл первый секретарь Костромского обкома КПСС Ю.Н. Баландин, выступали С.В. Михалков, М.И. Царев, внучка драматурга М.М. Шателен и другие. Честь открытия памятника была предоставлена С.В. Михалкову, а разрезать ленточку во время открытия Литературно-театрального музея – М.И. Цареву [29, с. 260, 261].
В юбилейном году в селе Николо-Бережки был открыт еще один новый музейный объект – «Дом Соболева», восстановленный на основе типового дома из деревни Бобры, поскольку дом семьи Соболевых, который в свое время посещал А.Н. Островский, был в плохом состоянии. Научно-технический надзор вел известный архитектор-реставратор Леонид Сергеевич Васильев (1934–2008). Предметы крестьянского быта сотрудники и смотрители музея приобретали в окрестных деревнях и селах, а также во время экспедиций в Кадый, Макарьев, Кологрив, Чухлому, Судиславль, Галич, Солигалич Костромской области, Кинешму, Заволжск, Вичугу, Палех, Шую Ивановской области [32, л. 4].
В комплектовании принимала участие внучка драматурга Марианна Александровна Островская (1900–1988), она принесла в дар музею ткацкий стан, пряничную доску и несколько глиняных кувшинов [15, л. 7]. В создании экспозиции принимали участие Е.Г. Холодов, художник П.П. Васильев, специалисты московских музеев, актеры. Они не шли путем мемориализации, поскольку вещей, принадлежавших Соболевым, было немного, да и задачи были другими [15, л. 7; 11]. Экспозиция получила название «Предметы крестьянского быта XIX – начала ХХ веков», она активно пополнялась на протяжении всего десятилетия и в последующие годы. Большой вклад в развитие «Дома Соболева» внесла Ольга Михайловна Щукина-Ипатова, в комплектовании этнографических предметов инициативу проявили музейные смотрители – Надежда Николаевна Сидорова (1919–1995) и Екатерина Семеновна Мастерова (1926–1987).
В том же, 1973, году Центральным лесоустроительным предприятием был разработан проект реставрации насаждений Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково», по которому стали производиться работы. Автор его – главный инженер Паркоустроительной экспедиции Валентина Александровна Агальцова (1935–2004) – выдающийся ученый, крупнейший в стане специалист по возрождению старинных парков [25, л. 13].
В августе 1974 В.Н. Бочков принял в музей на должность художника Константина Иосифовича Бабицкого (1929–1993). Это известный ученый-лингвист, работал в Институте русского языка АН СССР, был участником «Правозащитного движения» и вышел на «демонстрацию семерых», выражая протест против введения войск в Чехословакию в 1968 году. К.И. Бабицкий был осужден и провел в ссылке в Республике Коми три года. В Москве на работу он устроиться не мог, приобрел дом в деревне Кудряево неподалеку от Щелыкова, старался жить мирно и незаметно, продолжал заниматься лингвистикой и переводами, поскольку владел несколькими иностранными языками. В музее он участвовал в создании экспозиций, выполняя плотницкие и столярные работы. В этом же году был принят на работу Валерий Константинович Замышляев (1940–2003), до этого сотрудничавший в районной газете; немногим ранее – сотрудницы из московской театральной среды: искусствовед Мирослава Степановна Кикоть и Зинаида Александровна Эскина, которая приходилась сестрой Маргарите Эскиной, долгое время возглавлявшей Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной.
В январе 1975 года по решению бюро Президиума ВТО Общественный Совет по Щелыкову был преобразован в Общественный Совет по пропаганде творческого наследия А.Н. Островского при Президиуме ВТО, в него входили видные деятели литературы, искусства, театра. Председателем Совета был П.П. Садовский (1926–1992), представитель известной актерской династии, зав. труппой Малого театра. Совет организовывал, направлял и контролировал деятельность музея более 10 лет [25, л. 13].
Для музея 1975 год стал очень продуктивным: В.Н. Бочков посетил Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», собирал материалы по постановкам пьес А.Н. Островского в Душанбе, много писал о работе музея в газету «Северная правда» и другие издания, выступал на радио. Была восстановлена беседка в нижнем парке, разбиты цветники у дома драматурга. В.Н. Бочков тщательно следил за сохранностью памятников, парка и окрестностей. В этом году в Щелыкове отметили 80-летний юбилей М.М. Шателен.
Летом 1975 года по ходатайству музея на должности старших научных сотрудников пришли два выпускника филфака МГУ – Глеб Александрович Анищенко и Олег Борисович Мраморнов. В следующем 1976 году для вновь принятых научных сотрудников была организована месячная стажировка в столичные музеи, остальных посылали на специальные курсы в Москву [5, с. 4]. В марте этого года почти все научные сотрудники и большинство смотрителей выезжали за опытом в Музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», также были командировки в Абрамцево и Мураново, Михайловское и Карабиху [6, с. 4; 14]. ВТО приглашало специалистов в Щелыково – биографа и исследователя творчества А.Н. Островского В.Я. Лакшина, Р.В. Захаржевскую, которая читала лекции по истории русского костюма. К чтению лекций по синтаксису пьес А.Н. Островского привлекали К.И. Бабицкого [5, с. 4].
В этом же году началась подготовка к юбилею октябрьской революции. Выставка, посвященная этому событию, должна была отразить жизнь Щелыкова за 60 лет советской власти. Для создания тематико-экспозиционного плана Президиумом ВТО была приглашена зав. отделом пропаганды музея-заповедника «Коломенское» Р.Н. Гамалея [25, л. 14]. В процессе работы временные рамки сократили, и выставка стала называться «Щелыково. 1917–1967». На ней были представлены документы по истории Щелыкова, впервые показаны личные вещи драматурга и актеров театра Островского. Располагалась выставка на первом этаже Литературно-театрального музея в зале, который использовался одновременно и как лекционный. Позднее это помещение было переоборудовано в фондовое [25, л. 14].
Следующий, 1977-й год стал заключительным в музейной деятельности В.Н. Бочкова. С 15 февраля он был освобожден от занимаемой должности в соответствии с параграфом 1 ст. 254 КЗОТ РСФСР на основании решения бюро Президиума Правления ВТО [20, л. 18]. Работа в музее шла тогда полным ходом, но еще с 1976 года внимание к коллективу со стороны властей было очень пристальным. В Щелыкове нередко появлялись представители КГБ (Комитета государственной безопасности), иногда в составе экскурсионных групп, чаще – специально для бесед с сотрудниками, которых могли вызывать к директору, в Островское или в Кострому [23, с. 67]. О том, какое большое место это занимало в их жизни, говорит в своей книге В.К. Замышляев [8, с. 29, 57]. О.Б. Мраморнов позднее писал: «Не в нас было дело – в Бабицком» [23, с. 67]. Конечно, этого человека не могли оставить без наблюдения, но музей в целом воспринимался тогда как островок свободомыслия: обстановка в коллективе была «далека от официоза» между сотрудниками сложились неформальные доверительные [24, с. 124, 125], отношения. Р.Н. Гамалея в отчете в Президиум ВТО о командировке в Щелыково отмечала, что сотрудникам музея очень не хватает чувства «подконтрольности» [7, л. 5].
В.Н. Бочков получил хорошее образование, окончив Историко-архивный институт в Москве [30, с. 339]. Это был умный, энергичный, волевой человек, «незаурядный, с уникальной памятью» [1]. В.Н. Бочкова интересовали литература, история, генеалогия, краеведение, но к идеологическим установкам его отношение было пренебрежительным [23, с. 69]. Он любил историю не политическую, а историю культуры, быта, человеческих судеб [23, с. 66]. Получилось так, что музейная работа объединила все его интересы. Большинство коллег отзываются о В.Н. Бочкове очень хорошо, отмечая его умение руководить, внимательное и заботливое отношение к сотрудникам, заслуги в улучшении их нелегкого быта. Заместителю директора нередко приходилось отстаивать интересы музея внутри заповедника, вероятно, ему хотелось большей самостоятельности. Вспоминая первую встречу, О.Б. Мраморнов отмечает, что В.Н. Бочков «производил впечатление хозяина музея, да таковым и был» [23, с. 67]. Общаясь с лучшими специалистами страны, он познавал все тонкости музейного дела. «Не жалея ни сил, ни времени, мы действительно старались превратить Щелыково в музей образцовый», – вспоминает Г.А. Анищенко [1]. Казалось, все для этого было: высокий профессиональный уровень сотрудников, живая творческая атмосфера, средства, выделяемые богатой общественной организацией ВТО, о каких государственные музеи могли только мечтать. Но отношения с начальством выстраивались непросто, были конфликты с директором заповедника Т.Г. Манке, руководством ВТО, которое находило характер В.Н. Бочкова слишком категоричным и требовало признать ошибки в кадровой политике [1].
Сама структура Музея-заповедника того времени содержала зерно противоречия. В 1976 году Президиумом Правления ВТО было утверждено Положение о Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского «Щелыково» (с Домом творчества), где говорилось, что заповедник «является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением» и подчиняется непосредственно Президиуму Правления ВТО. Однако руководил всем заповедником директор, были едиными баланс и отчетность [25, л.14]. На деле получалось, что интересы Дома творчества и подсобного хозяйства нередко выходили на первый план в ущерб интересам музея. В те годы в Щелыкове активно велось строительство, и к концу 1970-х годов у Дома творчества появились новые типовые корпуса, которые совсем не вписывались в окружающую среду, нарушая облик заповедного места.
После увольнения В.Н. Бочкова многие из сотрудников ушли из музея сами или были вынуждены уволиться. Первым ушел К.И. Бабицкий (позднее работал в котельной), потом – Г.А. Анищено, его супруга А.П. Белицкая. В сентябре в один день уволились М.С. Кикоть и З.А. Эскина, вскоре – Л.В. Вавилова. В следующем 1978 году ушли из музея М.Б. Богословская (1946–2011) и О.Б. Мраморнов, В.К. Замышляев надолго попал в больницу. В феврале этого года скончалась М.М. Шателен, посвятившая много лет жизни музею-заповеднику. После взлета и бурной деятельности снова наступило время затишья и кадровых проблем.
В это кризисное время большую помощь музею оказывали временные экскурсоводы – студенты из ГИТИСа им. А.В. Луначарского, МГУ им. М.В. Ломоносова, КГПИ им. Н.А. Некрасова. На лето приезжала работать в Щелыково Е.А. Петрова (1917–1990), которая внесла большой вклад в становление и развитие музея в 1950–1960 годы [27; 28].
После В.Н. Бочкова на должность заместителя директора по научной работе был приглашен Владимир Алексеевич Щукин, молодой партийный работник. Новому заместителю приходилось нелегко: полтора года его деятельности проходили на фоне контроля со стороны руководства над дисциплиной в музее, проверок, череды увольнений сотрудников. Потом заместителем директора непродолжительное время был Валерий Леонидович Доброхотов, выпускник КГПИ им. Н.А. Некрасова.
В сентябре 1978 года на работу в щелыковский музей поступили выпускники филфака Костромского государственного педагогического института, новые и молодые кадры: Ирина Борисовна Горланова, Елена Сергеевна Овечкина, Светлана Александровна Житкова, несколько позднее – Елена Васильевна Багринцева и выпускница МГУ Ольга Николаевна Купцова [21, лл. 7 об, 17.об, 25]. Отработав в Щелыкове два или три года, они разъехались, но деятельность в Музее-заповеднике стала важным этапом их жизни. С 3 января 1979 года поступила в музей Галина Игоревна Орлова. Она была приглашена на должность главного хранителя, а с 1995 года стала директором Музея-заповедника «Щелыково».
Молодой коллектив оказался в очень непростой ситуации: были экспозиции и фонды, но никакого рабочего архива не было. Разработку экскурсий, их освоение, прием на хранение фондовых коллекций – все это нужно было делать в предельно короткие сроки [9]. Молодые сотрудники энергично включились в работу: музей продолжал свою деятельность и прием многочисленных посетителей, в том числе экскурсионных групп маршрута «Золотое кольцо». Следует отметить, что 1970-е годы – время расцвета внутреннего туризма в нашей стране.
Все же в музее оставались сотрудники, которые могли помочь, передать накопленный опыт. В.К. Замышляев стал хранителем Никольской церкви и наблюдал за начавшейся в 1979 году ее реставрацией, Валентина Ивановна Шанина заняла должность заместителя директора по научной работе, были сотрудники из местных жителей – Н.А. Метелкина (Иванова), О.М. Щукина (Ипатова), Л.М. Правдина (Непряхина).
Важно отметить, что В.Н. Бочков и Л.В. Вавилова, проживавшие в то время в Костроме, охотно общались с новыми сотрудниками, многое им рассказывали, помогая в работе [9]. Известно, что В.Н. Бочков сопровождал в Щелыково организованные туристические группы [12, 13].
Для профессионального изучения жизни и творчества А.Н. Островского в музей приглашались лучшие специалисты: Е.Г. Холодов, В.Я. Лакшин, Н.Г. Литвиненко. Музейные сотрудники снова жили единой семьей, творчески обсуждая многочисленные вопросы как на работе, так и дома [9].
В апреле 1979 года в Костроме прошел Всероссийский фестиваль спектаклей по пьесам А.Н. Островского, музей к этому событию организовал выставку «Сценография театра Островского в советское время». В нее вошли эскизы декораций и костюмов, макеты декораций, театральные костюмы. Авторами по приглашению ВТО были ст. научный сотрудник ВНИИ искусствоведения Н.Г. Литвиненко и зав. мемориальным отделом музея Абрамцево Э.В. Пастон. Был издан каталог выставки, подготовленный сотрудниками щелыковского музея. После фестиваля состоялась научно-практическая конференция, ее заключительная часть проходила в Щелыкове. В этом же году выставки из фондов музея были организованы во Дворце искусств и Музее театрального и музыкального искусства Ленинграда [25, л.15].
Так завершились 1970-е годы. Это было время бурного развития музея-заповедника: продолжалась мемориализация дома А.Н. Островского, благоустраивался парк, появились новые важные объекты – Литературно-театральный музей с экспозицией о творчестве драматурга и фондовыми помещениями, этнографический музей «Дом Соболева», памятник А.Н. Островскому. Заметно возросла популярность музея и повысилась посещаемость. Несмотря на возникающие сложности, музей достойно выполнял свою миссию.
Список литературы1. Анищенко Г.А. Выбор и путь. [Электронный ресурс]. URL: http://golos.ruspole.info/node/7943 (дата обращения: 03.02.2017).
2. Арямнова В. Историю не обмануть //Акценты. Кострома. 2016. № 1(21). Апрель.
3. Беляев Н.С. История библиотеки Пушкинского Дома, 1906‑2016. Б-ка РАН; ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). СПб.: Реноме, 2019. – 688 с.
4. Бочков В.Н. Усадьба-музей Щелыково // Северная правда. 1989. 13 июня. С. 4.
5. Бочков В.Н. Год Щелыкова // Северная правда. 1976. 13 июня. С. 4.
6. Бочков В.Н. В Ясную Поляну за опытом // Северная правда. 1976. 26 марта. С. 4.
7. Гамалея Р.Н. Отчет о командировке в Государственный Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» в Президиум правления ВТО от 27.09.1977 г. // ГМЩ. Оп.1. Д. 282. ЛЛ. 5.
8. Замышляев В.К. Россия будет жить. Челябинск, 2007. – с. 124.
9. Из частного разговора автора статьи с Горлановой И.Б., октябрь 2019 г.
10. Из частного разговора автора статьи с Горшковой Л.В. октябрь 2019 г.
11. Из частного разговора автора статьи с Ипатовой О.М., ноябрь 2019 г.
12. Из частного разговора автора статьи с Мастеровой А.А., ноябрь 2019 г.
13. Из частного разговора автора статьи с Непряхиной Л.М., октябрь 2019 г.
14. Из частного разговора автора статьи со Смирновой Н.А., август 2017 г.
15. Ипатова О.М., Тюгина А.Л. Историческая справка по «Дому Соболева» 2002 // ГМЩ. Машинопись. ЛЛ. 10.
16. Карпова Т.М. Драматург на все времена // А.Н. Островский в новом тысячелетии: Сборник статей. Вып. 2 // сост., науч. ред. И.А. Едошина. Кострома: Костромаиздат, 2010. С. 89–107.
17. Книга приказов по личному составу и основной деятельности Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» // Архив Частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 1971 год. Д. 25. ЛЛ. 100.
18. Книга приказов по личному составу и основной деятельности Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» // Архив Частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 1972 год. Д. 27. ЛЛ. 100.
19. Книга приказов по личному составу и основной деятельности Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» // Архив Частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 1973 год. Д. 29. ЛЛ. 100.
20. Книга приказов по личному составу и основной деятельности Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» // Архив Частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 1977 год. № 1. Д. 37. ЛЛ. 100.
21. Книга приказов по личному составу и основной деятельности Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково» // Архив Частного учреждения «Санаторий «Щелыково» СТД РФ» 1978 год № 2. Д. 41. ЛЛ. 64.
22. Купцова О.Н. О ВТО и Щелыкове семидесятых годов (интервью) // Русская драма и литературный процесс: к 75-летию А.И. Журавлевой / под ред. Г.В. Зыковой и др. М.: Совпадение, 2013. С. 177–190.
23. Мраморнов О.Б. Междуречье: Стихи с примечаниями. М.: Кругъ, 2014. – 76 с.
24. Мраморнов О.Б. В плену у деревни и природы // Славутинский В. Проснуться в детстве. М., 2002. С. 118–129.
25. Орлова Г.И. История создания и развития Государственного и мемориального музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково». 1996 // ГМЩ. Машинопись. ЛЛ. 22.
26. Перечень мероприятий к юбилею // ГМЩ. Оп. 1. Д. 246.
27. Потехина О.Б. Листая прошлого страницы… Музей-заповедник «Щелыково» в 1940–1950 годы // Щелыковские чтения 2017. Москва и усадьба в творческой жизни А.Н. Островского и русских писателей XVIII‑XIX веков. Сборник статей и материалов / науч. ред. и сост. И.А. Едошина. Кострома: Авантитул, 2018. С. 208–223.
28. Потехина О.Б. У истоков создания музея // Губернский дом. 2018. № 1(110) С. 35–36.
29. Ревякин А.И. Островский в Щелыкове. М, Всероссийское театральное общество, 1978. – 304 с.
30. Сизинцева Л.И. Виктор Бочков: интеллигент в провинции // Источниковедение и краеведение в культуре России: сборник к 50-летию служения С.О. Шмидта Историко-Архивному институту. М., 2000. С. 338–340.
31. Соловьева А.В. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/anvas.solo (дата обращения: 17.02.2020).
32. Справка о работе Государственного Музея-заповедника А.Н. Островского за 1970 год // ГАНИКО. Ф. П-765. Оп. 26. Д. 66. ЛЛ. 7.
33. Тугарина Н.С. Музей-заповедник «Щелыково» в 1960 годы // Щелыковские чтения 2018. А.Н. Островский и его наследие: судьба во времени. Сб. научных статей и материалов / науч. ред. и сост. И.А. Едошина. Кострома: Авантитул, 2019. С. 193–203.
34. Фролов В.А. Екатерина Хмелевская. Дневник дистрофика // Блокада глазами очевидцев. Дневники и воспоминания. Книга шестая. Спб.: ООО «Издательский центр «Остров», 2019. С. 78–100.
35. Хмелевская Е.М. Музей-заповедник Островского Щелыково (по материалам заповедника) // Литературное наследство. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Т. 88. М.: Наука, 1974. Кн. 2. С. 477–492.
36. Щелыковский сборник. Материалы и сообщения по фондам Гос. Музея-заповедника А.Н. Островского. Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973. – 176 с.
По изданию: Щелыковские чтения 2019. Жизнь и творчество А.Н. Островского: историко-культурные аспекты: сборник научных статей и материалов / науч. ред. и сост. И.А. Едошина. Кострома: Авантитул, 2020. – 320 с. – С. 258–276.
_____________
[*] Нина Семёновна Тугарина – заместитель директора Музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково».
Приложение
Фотографии из личного архива А.В. Соловьёвой
Опубликовано: