Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь
(Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Некрасовское Ярославской обл., на берегу Волги, у устья р. Солоницы. Мон-рь впервые упоминается под 1628 г. в костромской писцовой книге, где о нем сказано как о существующем «из давних лет». (По мнению костромского краеведа А. Соловьёва, обитель возникла в XV в.) По преданию, Б. м. основан на месте явления чудотворной иконы свт. Николая, к-рая приплыла на берег Волги по р. Солонице на бабайке (большом рулевом весле) и хранилась в часовне, построенной местными жителями. Инок Троице-Сергиева мон-ря Иоанн поставил на берегу Волги деревянный Никольский храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, куда и перенесли чудотворный образ свт. Николая. В 1628 г. в мон-ре имелись Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского и 3 кельи, где жили неск. иноков. Мон-рь владел 10 четвертями земли, к-рую обрабатывала братия. К сер. XVII в. материальное положение мон-ря, по-видимому, упрочилось. На месте сгоревшей в 1650 г. деревянной церкви на средства благотворителей был выстроен и в 1659 г. освящен каменный пятиглавый двухэтажный Никольский храм (нижняя - теплая Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского, верхняя - холодная в честь иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»). В эти годы были сооружены также каменные братские кельи. Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. м. «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту» (год пожалования неизвестен).
К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю. В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель.
В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина, владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма.
При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у.
Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова), еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.
В 1865 г. по инициативе свт. Игнатия на месте обветшавшего Никольского храма XVII в. началось строительство величественного двухэтажного семиглавого собора в честь Иверской иконы Божией Матери (архит. И. И. Горностаев). Строительство было закончено в 1877 г., работы по отделке продолжались до 1893 г. Центральная глава собора одновременно изображала и царскую корону и архиерейскую митру. Собор имел 4 престола: в верхнем храме - центральный в честь Иверской иконы Божией Матери (освящен 8 сент. 1877), придельный в честь Нерукотворного образа Спасителя и св. мц. Александры (освящен 8 мая 1893), в нижнем теплом храме - центральный в честь Рождества Христова (освящен 22 янв. 1889), придельный в честь Сретения Господня и сщмч. Игнатия Богоносца (освящен 26 янв. 1889).
Во 2-й пол. XIX в. благодаря пожертвованиям и приобретениям Б. м. стал крупным собственником. К кон. 60-х гг. мон-рю принадлежало 840 дес. пашни, лугов и леса, к кон. 90-х гг.- 993 дес.; ближние к обители земли обрабатывались братией, дальние - сдавались в аренду. Мон-рю принадлежали ветряная и водяная мельницы, каменная часовня в центре Костромы и 2 лавки в торговых рядах. В кон. 60-х гг. в обители жили ок. 40 чел., в кон. 90-х гг.- ок. 80 чел. В 1892 г. при мон-ре была открыта церковноприходская школа на 30 детей обоего пола, разместившаяся в специально выстроенном рядом с обителью деревянном здании. Б. м. упоминается в неск. стихотворениях Н. А. Некрасова, чье поместье Грешнево находилось на противоположном берегу Волги (самое известное - «На Волге» (1860): «Кругом всё та же даль и ширь, Всё тот же виден монастырь»).
В июне 1916 г. управляющим Б. м. на правах настоятеля был назначен бывш. архиеп. Иркутский Серафим (Мещеряков), с 1919 г. управлявший Костромской епархией. В 1919 г. мон-рь был закрыт, бо́льшую часть его строений передали под детский дом, на базе монастырского хозяйства был создан совхоз «Революция». Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине с. Бабайки, и фактически обитель просуществовала еще 9 лет. В это время в ведении общины оставались 2 храма - Никольский и свт. Иоанна Златоуста. В июне 1928 г. Костромской губисполком постановил ликвидировать религ. общину в с. Бабайки и передать оба ее храма детскому дому. В 1929 г., после закрытия храмов, главная святыня мон-ря - чудотворный образ свт. Николая - была перенесена в кафедральный собор Костромы (ныне образ находится в костромской ц. Воскресения на Дебре), судьба др. святынь - Иверской иконы Божией Матери и частицы мощей свт. Николая - неизвестна.
В 1928 г. в Костроме началось строительство железнодорожного моста через Волгу, и «в виду недостатка» кирпича и щебня для его сооружения Костромской окрисполком в июне 1930 г. постановил разобрать Никольский храм, колокольню, стены и башни бывш. Б. м. Полученные кирпич и щебень на баржах отправляли в Кострому на строительство моста, движение по к-рому открылось 1 мая 1932 г. Летом 1940 г. был взорван Иверский собор (из его кирпича построили баню в пос. Красный Профинтерн). Из монастырских построек сохранились неск. жилых корпусов и лишенная главы ц. свт. Иоанна Златоуста (в ней был оборудован учебный класс). С сент. 1941 г. в мон-ре размещался госпиталь для раненых, с авг. 1945 г.- детская трудовая колония, с 1952 г.- областной детский костнотуберкулезный санаторий. В послереволюционное время неск. раз менялась адм.-территориальная принадлежность бывш. мон-ря. В 1929 г. с. Бабайки с обителью вошли в состав Ивановской обл., в 1935 г.- в состав Большесольского р-на (с 1938 в связи с переименованием Б. Солей в Некрасовское - в Некрасовский р-н) Ярославской обл.
26 мая 1988 г., накануне прославления свт. Игнатия (Брянчанинова), в присутствии Ярославского архиеп. Платона (Удовенко) состоялось вскрытие и обретение мощей еп. Игнатия в ц. свт. Иоанна Златоуста, в тот же день св. мощи были перевезены в Толгский мон-рь. В нояб. 1995 г. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Кострому были перевезены останки еп. Самуила (Запольского-Платонова), перезахороненные в подклети кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора. В 1995 г. из мон-ря был выведен санаторий, в течение 3 лет помещения обители оставались бесхозными и разрушались. 17 июля 1998 г. определением Свящ. Синода Б. м. был возобновлен. 3 мая 2001 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров), являющийся священноархимандритом мон-ря, освятил Иоанно-Златоустовский храм. В марте 2002 г. в мон-ре подвизались 6 насельников, наместник - игум. Борис (Долженко).
Ист.: Вместо общины - детский городок // Сев. правда. Кострома, 1928. 13 июля; Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о подвижнической жизни. П.; М., 1996. С. 348-421.
Лит.: Соловьев А. Николаевский Бабаевский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1895; Воскресенский А. Николаевский Бабаевский общежительный мон-рь Костромской епархии и святыни его. Кострома, 1912; Демидов С. В. О перенесении святых мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) // Благовест. Кострома, 1991. № 4; Слово о земле Большесольской. Кострома, 1999. С. 232-246.