Церковь Иоанна Златоуста:
вехи истории
В 30-е г.г. XX века, в самый страшный период гонений на Церковь, целый ряд архиереев и священников, служивших в храме святителя Иоанна Златоуста на Лавровской улице, кровью запечатлели верность заветам Христа. В их числе - святители архиепископы Димитрий (Добросердов) и Никодим (Кротков), в недавнее время прославленные Русской Православной Церковью в лике святых, настоятель храма в 1917-1938 г.г. протоиерей Павел Князев и другие.
В 1959-1961 г.г. в соборе служил исполнявший тогда обязанности управляющего Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков) - в 1971-1990 г.г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В послевоенный период храм дважды посещался Предстоятелями Русской Православной Церкви. Многовековая история церкви святителя Иоанна Златоуста - неотъемлемая часть истории всего костромского края.
История храма
Когда именно на месте нынешней каменной церкви святителя Иоанна Златоуста был построен первый деревянный храм неизвестно, но так как впервые в исторических документах он упоминается в 1628 г., то ясно, что храм существовал здесь уже, по крайней мере, во 2-й половине XVI века. Во всяком случае в начале XVII века на этом месте находился традиционный для того времени церковный ансамбль, состоявший из двух храмов - во имя святителя Иоанна Златоуста и во имя святых мучеников Флора и Лавра. Главным из них был Иоанно-Златоустовскийхрам, и в 1-й четверти XVII века улица, на которой они стояли, называлась «Златоустенской».
Как уже говорилось, впервые храм упоминается в 1628 г., в костромской писцовой книге, где говорится: «В Златоустенской ул и - це в Кузнецах церковь ружная древяна клецки святых мученик Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста (...) церковное строение государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси и поповы и приходных людей ». Из этого сообщения видно, что в начале XVII века на месте нынешнего каменного храма находился традиционный ансамбль из двух храмов - небольшого («клетского») во имя святых мучеников Флора и Лавра, в котором служили зимой, и, вероятнее всего, монументального шатрового храма во имя Иоанна Златоуста, где службы проходили летом (на момент составления писцовой книги он, скорее всего, сгорел, и от него осталось только «место церковное»).
Как мы видим, писцовая книга констатирует, что в строениии украшении храма святых Флора и Лавра прихожанам помог сам царь Михаил Романов. Вероятно, жители Златоустенской улицы смогли обратиться к молодому государю с просьбой о помощи в сентябре 1619 г., когда он, совершая вместе со своей матерью «великой старицей» Марфой Ивановной благодарственное паломничество в Макариево-Унженский монастырь, посетил и Кострому. Но почему царь помог прихожанам со Златоустенской улицы? Вероятнее предположить, что к Иоанно-Златоустовскому и Фроло-Лавровскому храмам имели какое-то отношение предки государя по материнской линии - костромские дворяне Шестовы. Не являлись ли они прихожанами, и не покоилисьли останки царских предков на кладбище у церковных стен? Только подобное предположение, если оно верно, может объяснить причину столь явно повышенного внимания основателя династии Романовых к скромному храму на Златоустенской улице.
Вскоре после 1628 г. «летний» храм Иоанна Златоуста выстроили заново. Скорее всего, это был монументальный шатровый храм, высоко возносившийся над окрестностями. Рядом стоял храм святых Флора и Лавра, а вокруг них находилось обнесенное церковной оградой приходское кладбище, на котором одно за другим оканчивали свой земной путь поколения прихожан.
Обновленческое движение
Как известно, в мае 1922 г. поддерживаемая органами ОПТУ группа священников, именовавш ая себя «Живая Церковь» и провозгласившая своей целью «церковное обновление», объявила о низложении законного Предстоятеля Русской Православной Церкви святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и о переходе всей власти в Церкви в её руки. Начавшись в Москве, церковный раскол охватил всю страну. Летом 1922 г. власти передали обновленцам в Костроме исторические кафедральные соборы - Успенский и Богоявленский, - в бывшем Костромском Кремле. В 1922 г. в обновленческий раскол перешел и управлявший епархией архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков). Однако подавляющее большинство приходских церквей Костромы в то смутное время не пошли за обновленцами, а сохранили свою верность Святейшему Патриарху Тихону. В их числе находилась и приходская община храма святителя Иоанна Златоуста во главе со своим пастырем - протоиереем Павлом Князевым.
Арест настоятеля
Судьба отца Павла в 20-е годы по-своему типична для священнослужителя, отказавшегося перейти в провозгласившее полную поддержку Советской власти обновленчество. Как известно, в то время террор властей был направлен исключительно против «тихоновцев», как официальная пропаганда называла всех оставшихся верными законному Предстоятелю Церкви Святейшему патриарху Тихону. В 20-е годы настоятель церкви Иоанна Златоуста неоднократно арестовывался органами ОГПУ. В 1924 году по обвинению в «сокрытии церковных ценностей» он был впервые арестован (подробности нам неизвестны) и находился в заключении 23 дня. В 1926 году он вновь оказался за решеткой, проведя под арестом 5 дней. Однако всё это были только «цветочки». Относительно либеральные 20-е годы кончались: страна стояла на пороге «великого перелома». Именно в это время в судьбе храма Иоанна Златоуста и его настоятеля произошли поистине судьбоносные перемены.
Храм становится Кафедральным Собором
Как мы помним, в 1922 г. исторические кафедральные соборы в бывшем Костромском Кремле оказались в руках обновленцев. Новым кафедральным собором той большей части костромской Церкви, которая осталась верна Святейшему Патриарху Тихону, с 1922 г. стал находившийся в самом начале Советской (бывшей Русиной) улицы старинный храм святого пророка Илии. Однако в ноябре 1929 г. во время первого массового закрытия церквей Костромы были закрыты и соборы в бывшем Костромском Кремле, и храм святого Илии пророка. Обновленцы перенесли свой кафедральный собор в древний, сильно перестроенный в конце XIX века, храм святого Иоанна Богослова на Кадкиной горе. Новым кафедральным собором Патриаршей Церкви по распоряжению архиепископа Костромского и Галичского Севастиана (Вести) с ноября 1929 стал храм святителя Иоанна Златоуста. Почему именно он, ведь тогда в Костроме еще действовало свыше двадцати храмов? Вероятно, свою роль сыграло то, что Иоанно-Златоустовский храм находился близко к центру города, но все-таки не на центральной, а на достаточно тихой Лавровской улице. Как бы то ни было, в трагическую эпоху гонений на Церковь именно этот небольшой приходской храм стал кафедральным собором огромной Костромской епархии, главным центром духовной жизни всего нашего края.