Н.Зонтиков

Церковь Иоанна Златоуста:
вехи истории

 Костромские храмы
Церковь Иоанна Златоуста

В 30-е г.г. XX века, в самый страшный период гонений на Церковь, целый ряд архиереев и священников, служивших в храме святителя Иоанна Злато­уста на Лавровской улице, кро­вью запечатлели верность заве­там Христа. В их числе - святители архиепископы Димитрий (Добросердов) и Никодим (Кротков), в недавнее время прослав­ленные Русской Православной Церковью в лике святых, насто­ятель храма в 1917-1938 г.г. про­тоиерей Павел Князев и другие.

В 1959-1961 г.г. в соборе слу­жил исполнявший тогда обязан­ности управляющего Костром­ской епархией архиепископ Пимен (Извеков) - в 1971-1990 г.г. Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси. В послево­енный период храм дважды по­сещался Предстоятелями Рус­ской Православной Церкви. Многовековая история церкви святителя Иоанна Златоуста - неотъемлемая часть истории всего костромского края.

История храма

Когда именно на месте ны­нешней каменной церкви святи­теля Иоанна Златоуста был пост­роен первый деревянный храм неизвестно, но так как впервые в исторических документах он упоминается в 1628 г., то ясно, что храм существовал здесь уже, по крайней мере, во 2-й половине XVI века. Во всяком случае в на­чале XVII века на этом месте на­ходился традиционный для того времени церковный ансамбль, состоявший из двух храмов - во имя святителя Иоанна Златоуста и во имя святых мучеников Фло­ра и Лавра. Главным из них был Иоанно-Златоустовскийхрам, и в 1-й четверти XVII века улица, на которой они стояли, называ­лась «Златоустенской».

Как уже говорилось, впервые храм упоминается в 1628 г., в кос­тромской писцовой книге, где го­ворится: «В Златоустенской ул и - це в Кузнецах церковь ружная древяна клецки святых мученик Фло­ра и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста (...) церковное строение государя, царя и велико­го князя Михаила Федоровича всея Руси и поповы и приходных людей ». Из этого сообщения вид­но, что в начале XVII века на месте нынешнего каменного храма на­ходился традиционный ансамбль из двух храмов - небольшого («клетского») во имя святых муче­ников Флора и Лавра, в котором служили зимой, и, вероятнее все­го, монументального шатрового храма во имя Иоанна Златоуста, где службы проходили летом (на момент составления писцовой книги он, скорее всего, сгорел, и от него осталось только «место церковное»).

Как мы видим, писцовая кни­га констатирует, что в строениии украшении храма святых Фло­ра и Лавра прихожанам помог сам царь Михаил Романов. Ве­роятно, жители Златоустенской улицы смогли обратиться к мо­лодому государю с просьбой о помощи в сентябре 1619 г., когда он, совершая вместе со своей матерью «великой старицей» Марфой Ивановной благодар­ственное паломничество в Макариево-Унженский монастырь, посетил и Кострому. Но почему царь помог прихожанам со Зла­тоустенской улицы? Вероятнее предположить, что к Иоанно-Златоустовскому и Фроло-Лавровскому храмам имели какое-то отношение предки государя по материнской линии - кост­ромские дворяне Шестовы. Не являлись ли они прихожанами, и не покоилисьли останки царс­ких предков на кладбище у цер­ковных стен? Только подобное предположение, если оно верно, может объяснить причину столь явно повышенного внимания ос­нователя династии Романовых к скромному храму на Златоустен­ской улице.

Вскоре после 1628 г. «летний» храм Иоанна Златоуста выстро­или заново. Скорее всего, это был монументальный шатровый храм, высоко возносившийся над окрестностями. Рядом стоял храм святых Флора и Лавра, а вокруг них находилось обнесен­ное церковной оградой приход­ское кладбище, на котором одно за другим оканчивали свой зем­ной путь поколения прихожан.

Обновленческое движение

Как известно, в мае 1922 г. поддерживаемая органами ОПТУ группа священников, именовавш ая себя «Живая Церковь» и провозгласившая своей целью «церковное обновление», объявила о низложении законно­го Предстоятеля Русской Православной Церкви святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и о переходе всей вла­сти в Церкви в её руки. Начавшись в Москве, церковный раскол охватил всю страну. Летом 1922 г. власти передали обнов­ленцам в Костроме исторические кафедральные соборы - Успенс­кий и Богоявленский, - в бывшем Костромском Кремле. В 1922 г. в обновленческий раскол перешел и управлявший епархией архи­епископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков). Однако подавляющее большинство приходских церквей Костромы в то смутное время не пошли за об­новленцами, а сохранили свою верность Святейшему Патриар­ху Тихону. В их числе находилась и приходская община храма святителя Иоанна Златоуста во главе со своим пастырем - протоие­реем Павлом Князевым.

Арест настоятеля

Судьба отца Павла в 20-е годы по-своему типична для священ­нослужителя, отказавшегося пе­рейти в провозгласившее пол­ную поддержку Советской влас­ти обновленчество. Как известно, в то время террор властей был направлен исключительно про­тив «тихоновцев», как официаль­ная пропаганда называла всех оставшихся верными законному Предстоятелю Церкви Святей­шему патриарху Тихону. В 20-е годы настоятель церкви Иоанна Златоуста неоднократно аресто­вывался органами ОГПУ. В 1924 году по обвинению в «сокрытии церковных ценностей» он был впервые арестован (подробнос­ти нам неизвестны) и находился в заключении 23 дня. В 1926 году он вновь оказался за решеткой, проведя под арестом 5 дней. Од­нако всё это были только «цветоч­ки». Относительно либеральные 20-е годы кончались: страна сто­яла на пороге «великого перело­ма». Именно в это время в судьбе храма Иоанна Златоуста и его настоятеля произошли поистине судьбоносные перемены.

Храм становится Кафедральным Собором

Как мы помним, в 1922 г. исто­рические кафедральные соборы в бывшем Костромском Кремле оказались в руках обновленцев. Новым кафедральным собором той большей части костромской Церкви, которая осталась верна Святейшему Патриарху Тихону, с 1922 г. стал находившийся в са­мом начале Советской (бывшей Русиной) улицы старинный храм святого пророка Илии. Однако в ноябре 1929 г. во время первого массового закрытия церквей Ко­стромы были закрыты и соборы в бывшем Костромском Кремле, и храм святого Илии пророка. Об­новленцы перенесли свой ка­федральный собор в древний, сильно перестроенный в конце XIX века, храм святого Иоанна Богослова на Кадкиной горе. Но­вым кафедральным собором Патриаршей Церкви по распоря­жению архиепископа Костромского и Галичского Севастиана (Вести) с ноября 1929 стал храм святителя Иоанна Златоуста. По­чему именно он, ведь тогда в Ко­строме еще действовало свыше двадцати храмов? Вероятно, свою роль сыграло то, что Иоанно-Златоустовский храм нахо­дился близко к центру города, но все-таки не на центральной, а на достаточно тихой Лавровской улице. Как бы то ни было, в тра­гическую эпоху гонений на Цер­ковь именно этот небольшой при­ходской храм стал кафедральным собором огромной Костромской епархии, главным центром ду­ховной жизни всего нашего края.

Russian Orthodox Church