История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века.
Под редакцией доктора исторических наук, профессора А.М. СеливановаГлава I. Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства
Древнейшая история Ярославского края
Наши представления о древнейшей истории Ярославского края основываются прежде всего на данных археологии. Первые археологические исследования на территории края были проведены еще полтора века назад, и с того времени изучение древнейшей истории края не прекращается.
Каменный век
В 1967 г. Верхневолжская археологическая экспедиция АН СССР обнаружила неподалеку от города Углича, у села Золоторучье, стоянку древнего человека эпохи верхнего палеолита. Были найдены самые настоящие мастерские по изготовлению каменных орудий труда. Здесь было множество отщепов, полуфабрикатов, а также готовых уже орудий труда из кремня.
Археологи пришли к выводу, что эта стоянка существовала примерно 20 - 15 тыс. лет назад. Эта дата и может считаться временем появления первых людей на территории Ярославского края. Вполне возможно, по мнению ученых, что заселение Верхней Волги происходило с территории Верхнего Дона и Средней Десны.
В эпоху мезолита (12 - 8 тыс. лет назад) люди продолжали заселять наш край. На территории Ярославской области известны мезолитические стоянки - Золоторучье-II, Скнятино, Коприно, Дудкино, Воздвиженье и другие. Люди эпохи мезолита занимались охотой на крупных и мелких животных. Кроме копья они уже имели лук и стрелы. Большую роль в их жизни играло собирательство и рыболовство. Люди жили родовыми общинами. Они строили небольшие полуземлянки, что позволяет говорить о переходе к оседлому образу жизни.
На смену мезолиту пришел новый каменный век – неолит (6 – 3 тыс. лет до н. э.). Люди этой эпохи продолжали заниматься охотой, собирательством и рыболовством. Встречающиеся в ходе археологических раскопок кости свиней, овец и крупного рогатого скота позволяют говорить о зачатках примитивного скотоводства. В это время появились новые приемы обработки камня: пиление, сверление, точение и шлифование. Исключительно важное значение имел каменный топор. С его помощью человек боролся с лесом, строил жилища, сооружал загороди для скота, создавал средства передвижения: плоты, челны, сани, повозки, лыжи.
Селения людей эпохи неолита находились, как правило, по берегам рек и озер. Чаще всего это были небольшие поселки в пять – десять жилищ. Из стоянок этого времени на территории края известны: Уница у озера Неро, Польцо на берегу Плещеева озера, Андреевское и Устье - обе недалеко от Ярославля на левом берегу Волги. В начале 70-х гг. археологическая экспедиция Ярославского государственного университета обнаружила неолитическую стоянку в заволжской части Ярославля напротив Стрелки. Она датируется IV - II тыс. до н. э., то есть это самое древнее поселение человека на территории современного Ярославля.
Фатьяновская культура
В первой половине II тыс. до н. э. в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области Заволжья вторглись чужие племена, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Днепра. Оттесняя, уничтожая или подчиняя себе местные племена, они расселялись по Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье. Это были фатьяновские племена, получившие свое название по найденному археологами могильнику у деревни Фатьяново близ Ярославля. На территории Верхней Волги они существовали примерно с 1800 до 1200 гг. до н. э.
Племена фатьяновской культуры отличались от соседних племен ярко выраженными особенностями. Их основным оружием были сверленые ладьевидные топоры-молоты. Кроме них фатьяновцы применяли каменные шлифованные клиновидные топоры и копья из кремня, камня и кости. Но они были знакомы и с металлом (не случайно это время уже относят к бронзовому веку). Археологи находят при раскопках фатьяновских поселений бронзовые вислообушные топоры, шилья и украшения. Фатьяновцы умели делать глиняную лепную посуду - шаровидные сосуды с высокой шейкой, богато украшенные узором: ромбами, елочками, зигзагами, решетками.
Главным занятием фатьяновцев было скотоводство. Они разводили овец, свиней, коров и лошадей. Жили патриархальнородовыми коллективами, переходя от матриархальных отношений к патриархату.
Самостоятельное существование фатьяновских племен насчитывает несколько столетий. Затем они были поглощены финно-угорскими племенами, которые пришли в Волго-Окское междуречье из Прикамья и Зауралья.
Дьяковская культура
Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. (время железного века) территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дьяковских. Наиболее древние дьяковские городища относятся к VI - IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. Дьяковские городища представляли собой небольшие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего поселка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде всего они были скотоводами, земледелие у них имело подсобный характер.
Наиболее известным поселением дьяковцев на территории Ярославского края является городище Березняки, находившееся недалеко от Рыбинска на правом берегу Волги в устье реки Сонохты. Оно относится к III - IV вв. н. э. Городище было обнесено бревенчатой оградой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница.
Городище Березняки было ремесленно-металлургическим центром и обеспечивало железными изделиями всю округу. Его жители занимались также и скотоводством. Археологи обнаружили здесь во время раскопок так называемый “домик мертвых”, куда складывались остатки трупосожжений. Там же были найдены железные топоры, ножи, стрелы и украшения.
Еще один дьяковский поселок - Попадьинское селище - существовал в VI - VII вв. н. э. недалеко от Ярославля, на правом берегу Волги, в устье речки Пекши. Недалеко от села Курба археологами было раскопано городище Копок, которое существовало с IV - III вв. до н. э. до Х в. н. э. А на территории современного Ярославля уже в VIII - IV вв. до н. э. находилось раннедьяковское поселение - Медведицкое городище.
Меряне
Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными предками других финно-угорских племен - меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах относятся к VI в. н. э. В это время их упоминает в своем сочинении готский историк Иордан, отмечая, что еще в середине IV в. готы подчинили себе мерю. Хотя это утверждение и вызывает сильное сомнение, но оно все же говорит о каких-то связях готов с мерянскими племенами, возможно о военных столкновениях. Мерю знает и русская летопись “Повесть временных лет”. Помещая ее в районе озер Неро и Клещино (Ростовского и Плещеева озер), летописец записал об этом так: “На Белоозере седят весь, на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же”.
В середине I тыс. н. э. родовой строй у мерянских племен распался. На смену ему пришла сельская община, состоявшая из больших и малых семей. Одновременно происходило отделение ремесла от сельского хозяйства. В племенных центрах получила развитие обработка металлов, которая была рассчитана на обслуживание более или менее значительной округи. Мерянские племена подошли к классовому обществу.
В VIII - IХ вв. у мерян появились поселения городского типа (некоторые ученые называют их “протогородами”). Из них мы знаем Сарское, Тимеревское, Михайловское и Петровское городища. Вполне возможно, что мерянским был и племенной центр на Александровой горе у Клещина озера - будущий город Клещин. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли.
Сарское городище предшествовало сменившему его Ростову, первое упоминание в летописи о котором относится к 862 г. Тимеревское, Михайловское и Петровское городища, предшествовавшие Ярославлю, находились в его ближайших окрестностях. Михайловское городище, располагавшееся примерно в 10 км к северу от современного Ярославля на левом берегу Волги, возникло в IХ в. и достигло своего расцвета в середине Х в. Оно имело торговый характер и в то же время являлось военно-сторожевым пунктом на Волжском пути недалеко от поворота в Ростовскую землю. Петровское городище, (оно находилось примерно в 11 км к юго-западу от современного Ярославля), также как и Михайловское, имело торгово-ремесленный характер, но оба они заметно уступали Тимеревскому поселению - самому крупному в крае торгово-ремесленному центру протогородского типа (примерно в 12 км от современного Ярославля). Он появился в IХ в. и довольно быстро приобрел большое значение в качестве транзитного торгового пункта, хотя уже к концу Х в. это свое значение потерял. Следует также отметить и поселение на мысу, образованном при впадении Каменного ручья в Волгу, на месте современного Углича. По своим размерам оно соответствовало укрепленным поселениям дьяковской эпохи. Поселения, о которых шла речь как о “протогородах”, предшествовали городам, были их предвестниками.
Славянская колонизация края
Большое влияние на переход финно-угорских племен к классовому обществу оказали славяне. На рубеже IХ - Х вв. они начали проникать в междуречье Оки и Волги. Славянская колонизация имела несколько направлений. На ее раннем этапе (в IХ в.) волна славянского заселения шла с северо-запада по рекам Мсте, Мологе, Волге и ее правым притокам, а также по левым притокам Клязьмы. В состав этой волны входили ильменские словене, а также ославянившаяся весь и, возможно, чудь. Примерно в то же время началось переселение кривичей с верховьев Днепра. В конце Х - начале ХI в. в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и далее вверх по ее притокам.
Проникновение славянского населения в земли мерян отмечается уже с IХ в. Из Ярославского Поволжья через озеро Неро и прямо с Верхней Волги славяне попадали на Клещино озеро. Клещин из центра мерянской округи стал для них опорным пунктом при освоении Залесского края. Сначала славяне селились на незанятых территориях, без военного захвата мерянских земель. Во всяком случае, археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской верхушки. Славянская колонизация сопровождалась и культурным влиянием на племена меря и веси, сказывалась на их материальной культуре. Культурная и языковая ассимиляция мерянских племен славянами облегчалась еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.
На раннем этапе колонизации (в IХ в.) в славянском освоении Северо-Востока участвовали и скандинавы. Они незначительными группами проникали на Волгу в составе славянского потока. Следы их проникновения археологи находят в могильниках Ярославского Поволжья, в которых обильно представлены вещи скандинавского происхождения. Но количество выходцев из Скандинавии в Северо-Восточной Руси в IХ - начале Х в. было небольшим и не представляло собой отдельной социальной или этнически независимой группы. В конце Х - начале ХI в. скандинавские элементы здесь уже отсутствуют. В состав местной знати могли входить лишь единичные представители варягов.
Ярославский край в составе Древнерусского государства
В конце Х - начале ХI в. Ростовская земля, в состав которой тогда входили и ярославские земли, превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняла участие и меря.
Ростовская земля
Ростов был одним из древнейших русских городов. Отмечая его древность, летописец ХII в. писал: “Здесь город старый”, то есть древний. Уже в конце Х - начале ХI в. Ростов был главным городом края, который стал называться Ростовской землей. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 г.) Ростов называется в числе наиболее крупных русских городов. Из того же договора следует, что Ростовская земля находилась в определенной зависимости от киевских князей.
Со времени объединения Киева и Новгорода началось проникновение в Верхнее Поволжье и Волго-Окское междуречье представителей феодальной знати. Процесс феодализации Северо-Восточной Руси пошел значительно быстрее.
Временем высшего подъема Древнерусского государства было княжение Владимира, державшего власть над всеми подчиненными землями. Для укрепления их связи с Киевом он заменил местных “светлых и великих князей” своими боярами или сыновьями, которых у него было двенадцать. В 988 г. он отдал Ростов своему сыну Ярославу. В 1010 г., когда умер брат Ярослава новгородский князь Вышеслав, Ярослав получил стол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису.
Княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле совсем не означало, что она стала самостоятельной. Ярослав и Борис выполняли лишь роль наместников великого князя.
В 988 г. на Руси было принято христианство. Переход от язычества к христианству - религии классового общества - был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Владимире была крещена лишь малая часть Руси, да и то с помощью принуждения и чисто формально. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет.
Крещение
В Ростовской земле христианизация началась с конца Х в. Ее крещение приписывается самому князю Владимиру. Прибыв в Ростов, как рассказывается в летописи, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил епископа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрослых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Некоторые стояли “по уши” в воде. В одной стороне находились мужчины, в другой - женщины. “Попы” ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным собором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло, как полагают, 15 июля 992 г.
Крещение Ростовской земли не сделало, однако, ее обитателей сразу правоверными христианами. Христианство распространялось здесь со значительными трудностями. Славянское и мерянское население сопротивлялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. “Повесть временных лет” упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Через несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться государственной церковной организации. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Не исключено, что даже в ХII в. здесь еще сохранялись языческие общины и язычники-одиночки, укрывавшиеся в лесах от княжеской администрации.
Основание Ярославля
Ко времени княжения Ярослава в Ростовской земле относится основание Ярославля. Он был основан, как считают многие историки, не позднее 1010 г. Однако некоторые исследователи в качестве даты основания города называют 1024 г. и другие даты.
Основание Ярославля окутано густым туманом легенд и преданий. Наиболее известно из них “Сказание о построении града Ярославля”. В нем рассказывается, что на том месте, где был основан город, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий угол, судя по всему, мерянское. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили купеческие суда, плывшие по Волге. Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия, кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, но уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками. Но язычники не пустили его в селение, выпустили на него “лютого зверя” (как полагают, медведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натравили собак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников.
После этого он будто бы приказал построить на том месте храм и срубить город “во свое имя”, то есть Ярославль.
Вторая версия основания Ярославля связана с 1024 г., когда произошло сильное восстание в Суздальской земле, во главе которого стояли волхвы - языческие жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых историков, он и основал город Ярославль.
Вполне достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является и 1071 г., когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как о давно уже и хорошо известном городе, то есть, очевидно, возникшем задолго до того.
Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из местных преданий он был основан в 947 г. сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Первое же упоминание в летописи датирует “Углече поле” 1147 г. Название города ряд исследователей производят от слова “уголь” (на этом месте в древности выжигали древесный уголь), другие - от слова “угол” (здесь Волга делала поворот). Известный ярославский краевед И.А.Тихомиров полагал, что поселение называлось “угол” по аналогии с ярославским названием “Медвежий угол”. Есть также версия, что название города происходит от искаженного имени одного из славянских племен “уличей”.
Первое упоминание в летописи города ПереславляЗалесского относится к 1152 г. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения, в котором еще с IХ в. начали селиться славяне. Клещин сыграл роль “протогорода” Переславля. Впоследствии в ходе процесса, названного некоторыми историками “переносом города”, центр из Клещина переместился в Переславль, который стал новым центром уже княжеской власти.
В начале ХI в. территория Ростовской земли включала в себя Белоозеро, Ростов, Ярославль и Суздаль.
Ярослав Мудрый
В 1015 г. неожиданно умер великий киевский князь Владимир, оставив после себя многочисленных сыновей, борьба между которыми положила начало длительной междоусобной войне. Только в 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Владимирович, княживший до того в Ростове и Новгороде. Именно с его именем и связано основание города Ярославля. Он вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: “Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное”. В исследовательской литературе последних лет дается менее “светлый” образ, но более приближенный к реальности того времени. Ярослав не только “мудрый”, но и довольно ловкий и грозный политик. Хотя в оценке фигуры князя Ярослава единодушия между учеными пока еще нет.
Укрепившись на киевском престоле, Ярослав затратил большие усилия и средства на украшение своей столицы по образу и подобию столицы Византии - Константинополя (Царьграда).
При Ярославе переписывались и переводились с греческого языка на русский многие книги. Он собрал обширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви святой Софии. При нем были организованы школы по начальному обучению грамоте. Увлечение книжным делом являлось для Ярослава составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. В 1051 г. Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви - митрополита Иллариона.
С именем Ярослава связано и появление “Русской Правды” памятника раннефеодального права в Киевской Руси.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание “Мудрый”. Княжение Ярослава Мудрого было временем укрепления русской государственности и превращения Руси в могучую и сильную страну, не уступающую в своем развитии другим европейским государствам.
Годы правления Ярослава Мудрого можно назвать высшей точкой истории единой и сильной Киевской Руси. После его смерти (1054 г.) она стала быстро распадаться. Территория ее была поделена между наследниками великого князя.
Ростовская земля досталась его любимому сыну Всеволоду. Это был широкообразованный для своего времени человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем.
Ростово-Суздальская земля
В это же время на Руси происходил процесс усиления отдельных феодальных княжеств, все более отчетливо проявлявших стремление к освобождению от власти Киева и великого киевского князя. РостовоСуздальская земля, подобно другим землям, стала обособляться в самостоятельную область, имевшую свои социальноэкономические особенности.
В 60-х гг. ХI в. часть Ростовской земли (Белоозеро, Ярославль и погосты по рекам Шексне и Волге) перешла во владение Святославу Ярославичу. Святослав получил ее по определенному договору со Всеволодом. После смерти Святослава Белоозеро и Поволжье снова перещли к Всеволоду. Во время княжения Всеволода в Киеве Ростовская земля находилась во владении его сына Владимира Мономаха, хотя и управлялась княжескими посадниками. Только после смерти Всеволода (1093 г.), княжить в Ростове стал сын Мономаха, Мстислав, а после него Владимир Мономах посадил на ростовский стол его брата, Вячеслава. Кроме того, Мономах выделил в Ростовской земле стол для своего сына Юрия (будущего Долгорукого), посадив его в Суздале. К середине ХII в. Суздаль станет старшим городом Ростовской земли, которая с этого времени будет называться Ростово-Суздальской.
Ростов же стал быстро усиливаться, богатеть и приобретать политическое значение еще с ХI в. Уже тогда в нем были церкви “чюдна зело и преудивенна, якоже не была и немых будет ли”. Так писал летописец об Успенском соборе в Ростове, который для него имел такое же значение, как Софийские соборы для Киева и Новгорода. В Ростове и Суздале прочно укрепился вечевой строй. На вече, ограничивавшем княжескую власть, господствовало боярство. Ростовский летописец писал о зависимости князя от бояр, к которым он был вынужден проявлять “ласковость”.
В Ростовской земле в ХI в. уже было классовое общество и складывались те же социальные силы, что и в других русских землях. Из среды смердов-общинников выделилась верхушка “лучших людей”, или “старая чадь”. Смерды-общинники попадали в зависимость от феодалов, хотя еще смотрели на себя как на свободных людей, право суда над которыми принадлежало князю. Однако в отличие от Южной Руси, где большинство смердов было закрепощено, в Ростовской земле еще преобладали смердыобщинники, платившие дань князю и подчинявшиеся княжеским чиновникам-данщикам.
В конце ХI в. территория Ростовской земли по меньшей мере доходила до левого притока Волги - реки Медведицы (в современной Тверской области). На юге ростовским владением были земли по среднему течению реки Клязьмы. Точно определить границы Ростовской земли для того времени довольно трудно.
В политическом отношении Ростовская земля продолжала зависеть от Южной Руси. Одним из проявлений этой зависимости была военная помощь, которую должна была оказывать Ростовская земля Южной Руси. Южнорусские князья считались верховными собственниками этой “окраины государства”. Они владели правом получать отсюда дань и судить местное население, облагая его различными повинностями. Южнорусские князья также строили в северо-восточных землях города и церкви.
Появление и развитие городов сопровождалось образованием вокруг них своего рода “областей”. Город связывался с определенной, зависимой от него территорией. Так, в 1071 г. летописец территориально помещал Ярославль в Ростовскую “область”. В конце ХI в. уже существовало понятие “Ростовская земля”, включавшая в себя Ростов, Суздаль и Ярославль. Главным из этих городов был Ростов. Однако к концу ХI - началу ХII вв. между Ростовом и Суздалем возникли противоречия. Из соперничества двух наиболее крупных городов Ростовской земли победителем вышел Суздаль.
Народные восстания
Становление феодальных отношений в Ростовской земле приводило к обострению восстания отношений между смердами и раннефеодальной знатью (“старой чадью”, “лучшими людьми”).
Первым крупным народным движением антифеодального характера было восстание смердов в Суздале в 1024 г. Поводом к восстанию послужил голод, охвативший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы.
Христиане и язычники. Худ. С.В. Иванов Смерды обвинили “старую чадь” в том, что она скрывает запасы хлеба и прочих продуктов - “голод пущает”. Движение приняло невиданные для того времени размеры. Это отметил летописец, записавший: “и бе мятеж велик”. Восставшие избивали “старую чадь”, прежде всего хозяев богатых домов, которые сосредоточили в своих руках запасы продуктов, утаиваемые от голодающих. Вполне вероятно, что движение, начавшееся в Суздале, могло захватить и Ростовскую область, поскольку летописец отмечал, что тот “голод по всей был стороне”. Голод удалось прекратить, только доставив из Волжской Болгарии “жита и тако ожиша”.
Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно направился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. “Захватив их, он одних из них сослал, а других казнил”. Восстание ставило под угрозу выплату дани с Суздальской земли. Кроме того, оно беспокоило князя и своей социальной и религиознополитической стороной.
В 1071 г. подобное восстание произошло и в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Возглавили движение здесь, как и в Суздале, волхвы. В летописи рассказывается, что в Ростовской области появились два волхва из Ярославля, которые повели восставших вверх по берегу Волги. Они сказали: “Мы знаем, кто хлеб держит”, - и в каждом погосте указывали на “лучших”, то есть знатных женщин, говоря: “Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу и меха”. Восставшие убивали знатных женщин и забирали их имущество себе. Когда они по берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже было триста человек. В это время там собирал дань тысяцкий киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белозерцы обратились к нему за помощью против восставших, говоря, что те побили много женщин по Волге и Шексне. Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхвы. Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от восставших выдать ему волхвов. “Выдайте сюда этих волхвов, - сказал он, - потому что они смерды моего князя”. Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, послали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: “Смотри, идешь на смерть, не ходи”. Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белозерцев, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год. Тогда белозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать волхвов. Он сказал им: “Для чего вы погубили столько человек?”. Они отвечали: “Те держат обилие; если истребить их, то будет урожай...”. Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. “ Мстите за своих”, - сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось и это восстание, за религиозной окраской которого скрывался его антифеодальный характер.
К середине ХII в. Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых в экономическом и политическом отношениях областей Северо-Восточной Руси.
Вопросы и задания:1. Как происходил процесс заселения территории Ярославского края в эпоху каменного века?
2. Назовите поселения древнейших обитателей Ярославского края в эпоху бронзового и железного веков?
3. Когда началась славянская колонизация территории Ярославского края? По каким основным направлениям она шла?
4. Кто был первым князем в Ростове?
5. Когда и кем был основан Ярославль? Дайте разные версии этого события?
6. Что можно сказать о возникновении других городов края?
7. Когда началась христианизация Ростовской земли?
8. Назовите основные народные выступления в крае в ХI в. В чем состояли их особенности?
Глава II.
Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества
Социально-экономическое развитие
Переход к политической раздробленности Руси, наметившийся еще в ХI в., окончательно завершился к середине ХII в. Древнерусское феодальное государство раздробилось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Высвободившись из-под власти Киева, они стали проводить собственную политику. Их князья стремились увеличить свои земельные владения за счет захватов в соседних княжествах, что вызывало междоусобные войны. Поэтому переход к раздробленности, который сопровождался распылением государственной власти, означал ослабление Русской земли в военном отношении, делал ее более уязвимой для внешних врагов. Но в то же время он не означал ее экономического и культурного регресса, поскольку это время ознаменовалось крупными сдвигами в социально-экономическом отношении и в развитии культуры.
Территория
С середины ХII в. в системе русских княжеств и земель выделилась Ростово-Суздальская земля - колыбель будущего единого Русского государства, будущей России. Она охватывала территорию в междуречье Волги и Оки с плодородным суздальским “опольем” и районом Белого озера. На севере она граничила с землями Новгорода, на западе - Новгорода и Смоленска, на юге - с Рязанью и Черниговом, на юго-востоке и востоке - с землями муромы, мордвы и черемисы. Непроходимые густые леса, которые покрывали значительную часть Ростово-Суздальской территории, защищали ее от половецких набегов, что способствовало нормальному хозяйственному развитию края. Волга связывала княжество со странами Востока. Население было сосредоточено главным образом в плодородных “опольях” (обширных безлесных пространствах) в районе Ростова и Суздаля и вокруг Плещеева озера.
Основным занятием населения, особенно в плодородной опольщине, было земледелие. Из хлебов сеяли прежде всего рожь, а также выращивали лен и хмель. Наряду с земледелием было развито скотоводство, в том числе овцеводство. Население занималось также рыболовством, бобровыми промыслами, солеварением.
Феодализация
Общественный строй и экономическое развитие Ростово-Суздальской земли были в основном такими же, как и в других частях Руси. И здесь образовалась местная феодализирующаяся знать. И здесь шел процесс образования крупного феодального землевладения. Несмотря на сопротивление смердов-общинников, землевладельцы захватывали общинную землю. Летописец с тревогой сообщал, что бояре “грабят землю”. “Сильные бояре” творили “насилие” над общинниками: “обижали меньших” и порабощали “сирот”, как здесь называли смердов. Сироты все более закабалялись боярами. Закабаление совершалось путем самозаклада с правом выкупа на свободу. Но выкупиться удавалось далеко не всякому. Другим источником порабощения свободных общинников был прямой захват, а также пожалования населения сел и деревень князьями боярам.
К середине ХII в. в Ростово-Суздальской земле уже значительно выросло княжеское, боярское и церковное землевладение. О владениях князей можно судить по тем пожалованиям, которые делал церкви князь Андрей Боголюбский. Он дал ей, по словам летописца, “много имения и слободы купленные, и с даньми, и села лепшие”, то есть богатые. У самого князя, кроме замка Боголюбово, было много “слобод купленных и сел лепших”. Андрей Боголюбский и его брат Всеволод широко раздавали земли “служащим боярам” и “дворянам”.
Бояре Ростово-Суздальской земли были хорошо известны за ее пределами. При Юрии Долгоруком в Киеве упоминались “суждальские бояре”. Особенно сильное боярство сложилось в области старых городов - Ростова и Суздаля. Именно оно служило опорой феодальной власти.
Большими богатствами владели и духовные феодалы. Одним из крупнейших был ростовский епископ Кирилл. Его богатства были так велики, что привлекли внимание князя Ярослава Владимировича, и он секуляризировал их. Хвалился своим богатством и владимирский епископ Симон.
Города
В ХII - первой половине ХIII вв. переживали экономический подъем города Ростово-Суздальской земли. В свою очередь, это вело к усилению их политической роли. Города становились административными и торгово-ремесленными центрами.
К городу “тянула” ближайшая земля, по отношению к которой он выступал как центр и сборный пункт военных сил. Наряду со старыми городами (Ростовом и Суздалем) росли и новые: Молога, Углече поле, Переяславль-Залесский, Владимир на Клязьме и другие.
Наиболее крупными городами Ростово-Суздальской земли были в это время Ростов и Суздаль.
С ХI в. особенно усилилась роль и политическое значение Ростова. При князе Юрии Долгоруком он уже назывался “великим” и получил исключительное значение в Ростово-Суздальской земле. К началу ХIII в. это был уже весьма многолюдный город со многими церквями. В городе находился двор князя и двор епископа. В кремле велось каменное строительство, что свидетельствовало о богатстве города. При Владимире Мономахе был возведен собор, равный по своим размерам и во всем подобный Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. При пожаре 1211 г. он был разрушен, но на его месте был заложен новый собор. Другая каменная церковь была заложена на княжеском дворе в 1214 г. И третья каменная церковь Иоанна Предтечи была построена на епископском дворе.
Продолжал расти Ярославль. В ХII в. он вышел за пределы Стрелки и в нем появился посад. По мнению ряда ученых, уже в это время появились укрепления Земляного вала. В ХII – ХIII вв. Ярославль стал заметным городом с развитым ремеслом и торговлей, своего рода опорным пунктом ремесла и торговли.
Быстро растущим городом был Переяславль-Залесский. Уже во второй половине ХII в. он, наряду с Ростовом, относился к числу крупных древнерусских городов. Особенность его развития была связана с тем, что Переяславль возник и оставался как пограничный город Северо-Восточной Руси. Его значение повысилось в ХII - ХIII вв., когда обострилась борьба за власть внутри самого Ростово-Суздальского княжества и усилилось соперничество с другими княжескими родами, претендовавшими на великокняжеский стол в Киеве. В этой борьбе Переяславль стал форпостом суздальских князей, стремившихся подчинить своему влиянию Северо-Западную и Южную Русь.
Торговля
Города Ростово-Суздальской Руси ХII – ХIII вв. были центрами ремесла и торговли. Высокого уровня достигла обработка железа и других металлов, гончарное производство, строительное дело и т.д.
Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. В Новгород везли хлеб, лен, воск, мед. Прочные торговые отношения установились с Западом и Востоком. Традиционными были связи со Скандинавией. Через Ростов шла торговля Северной Европы с Востоком. Ростов и Суздаль упоминались даже в скандинавских сагах. Активно развивалась торговля с Востоком, которая шла по Волжско-Каспийскому пути, и восточные купцы были частыми “гостями” городов Ростово-Суздальской Руси. С Востока поступали шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, жемчуг, золото и серебро, ювелирные изделия. Помимо Востока шелк привозили из Византии и Испании. Вывозили же из Северо-Восточной Руси меха, ремесленные изделия, ювелирные украшения, лен и льняные одежды.
Социальное развитие
Население городов Ростово-Суздальской Руси не было однородным по своему составу, существовали аристократия и низы. Самой влиятельной группой городского населения были бояре. В Ростове, Суздале, Владимире и других городах находилось довольно значительное количество бояр и служилых людей. Городские феодалы деятельно участвовали в политической жизни городов. Низы - это “людье мезинние”, то есть молодые, не знатные. Большинство низов составляли ремесленники и купцы, как, например, в Ростове. Купцы были наиболее деятельными членами городской общины наряду с боярами. Князья прекрасно понимали значение купечества и его влияние на городскую общину. С большим уважением относились к ним Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. По своему значению купцы стояли сразу после бояр.
В ХII – ХIII вв. почти во всех городах Ростово-Суздальской Руси существовало вечевое управление, нередко ограничивавшее княжескую власть. На вече господствовало сильное боярство, с которым князь вынужден был считаться и проявлять к нему “ласковость”.
В условиях частых междоусобиц князьям приходилось особое внимание обращать на укрепление и поддержку своего войска. Основу его составляли “вои”, то есть воины. Личная же княжеская дружина не являлась основной силой из-за своей немногочисленности. Кроме княжеской дружины, в городах существовало и ополчение, которое в случае необходимости набиралось из всех слоев городского населения, в том числе из ремесленников, не обученных военному делу.
Политическое развитие княжества
Юрий Долгорукий
Во второй четверти ХII в. Ростовская земля еще сохраняла тесную связь с Киевом и продолжала зависеть от него. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха, она досталась его сыну Юрию Владимировичу, деятельность которого имела большое значение для Ростовской земли. Именно при нем исчезла ее зависимость от Южной Руси. Юрий Владимирович впервые отказался посылать в Киев дань, что означало прекращение вассальных отношений. Ростовская земля стала самостоятельным независимым княжеством, а Юрий Владимирович ее первым суверенным князем и родоначальником владимиро-суздальской династии.
Во время его княжения стали складываться государственные границы Ростово-Суздальской земли. Ее территория в это время простиралась далеко на север за Белоозеро, на юге она уходила за Москву-реку и Клязьму, местами доходя до Оки, на западе граничила с Новгородской землей, на востоке - с владениями волжских болгар.
При Юрии Владимировиче выросли роль и значение Суздаля, поскольку князь все чаще жил именно в нем, а не в Ростове. Суздаль стал играть роль столицы княжества, оттеснив Ростов на второй план.
В начале правления Юрия Владимировича Ростовская земля считалась далекой окраиной Руси, где княжение не считалось особенно почетным. Поэтому князь Юрий все время стремился на юг - в Киев. Отсюда и одно из объяснений того прозвания, которое он получил в народе и с которым вошел в историю - “Долгая рука”, “Долгорукий”.
Юрий Долгорукий способствовал выдвижению Ростово-Суздальской Руси в число сильнейших государственных образований Восточной Европы, ее быстрому росту и расцвету, начавшемуся с 30-х гг. ХII в. При нем были основаны княжеские города и крепости: Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др. Невиданный до того размах получило строительство: возводились прекрасные здания, дворцы и храмы.
Юрий Долгорукий укреплял и расширял Ростово-Суздальскую землю, но местным князем здесь так и не стал, упорно стремясь в Киев, на великое княжение. Ростовская земля была для него лишь оплотом в борьбе за Киев.
Андрей Боголюбский
Утвердившись в Киеве в 1155 г., Юрий Долгорукий постарался сохранить Ростово-Суздальскую землю за своей семьей. После его смерти в 1157 г. в ней стал править его любимый сын Андрей - дальновидный и проницательный политик. Отец намеревался сделать его своим преемником на великом княжении, но этому замыслу не удалось осуществиться. Еще в 1155 г. Андрей покинул отца и ушел на север, вызвав отеческий гнев. “Ростовцы” и “суждальцы” избрали Андрея своим князем, посадив его в Ростове и Суздале.
За короткое время Андрею Юрьевичу удалось добиться признания у местного боярства и духовенства. Он развил бурную деятельность по строительству церквей, активно и энергично проводил внешнюю политику.
Официально резиденция молодого князя находилась не в Суздале, а в Ростове. Но в 1157 г. он перенес свою столицу во Владимир, где возвел великолепный Успенский собор, расширил крепость и построил в подражание Киеву Золотые ворота. В десяти километрах от Владимира, в устье реки Нерли, князь Андрей построил свою резиденцию - белокаменный замок Боголюбово, за что получил прозвание Боголюбский. При нем была создана церковь Покрова на Нерли - шедевр не только древнерусской, но и мировой архитектуры, достроен Спасский собор в ПереяславлеЗалесском, основаны многие монастыри. Все это повышало значение Ростово-Суздальской Руси в глазах других русских земель. После переноса столицы княжества во Владимир Ростово-Суздальская Русь стала Владимиро-Суздальской. Политическая роль Ростова с этого времени заметно уменьшилась.
Андрей Боголюбский превратился в могучего князя, власть которого распространялась на третью часть Руси. При нем ее политический центр переместился с юга на север - из Киева во Владимир. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев, но не остался там на княжении, а с титулом великого князя вернулся во Владимир, который отныне официально стал центром великого княжения вместо Киева. Большой авторитет и грандиозность дел принесли Андрею популярность не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Однако его жесткая и самовластная политика натолкнулась на сопротивление местной знати. В результате боярского заговора 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит.
Всеволод Большое Гнездо
После нескольких лет ожесточенной борьбы за власть великим князем стал сын Юрия Долгорукого - Всеволод, получивший прозвание “Большое Гнездо” за то, что имел восемь сыновей. Он ограничил самоуправство бояр и попытался найти себе опору в более широких слоях населения, преимущественно городского.
Власть Всеволода распространялась на всю ВладимироСуздальскую землю. На Руси он занимал положение первого князя среди всех остальных князей. В его правление княжество усилилось и разрослось, став одним из крупных феодальных государств Европы.
Усиление Владимиро-Суздальского княжества не смогло, однако, предохранить его от появления и созревания элементов будущего распада на уделы. Старший сын Всеволода, Константин, еще при жизни отца стремился получить себе в удел Ростов, в чем его поддерживало ростовское боярство. Всеволод выделил Константину в самостоятельное владение удел, в который вошли Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углече поле, Молога и Устюг. Так в 1207 г. из Владимиро-Суздальского княжества выделилось Ростовское удельное княжество. Константин стал его первым князем.
В 1212 г. Всеволод Большое Гнездо, “нача изнемогати”, назначил своим преемником на Владимирское великое княжение Константина. Но тот отказался, поскольку не хотел быть владимирским князем, а стремился сделать Ростов столицей Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому Всеволод передал владимирское княжение другому сыну - Юрию.
Сразу после смерти Всеволода Большое Гнездо началась длительная междоусобная борьба между Константином и Юрием, которая закончилась победой Константина. Он стал великим князем владимирским и соединил в своих руках правление Ростовским и Владимирским княжествами. Однако Ростову не удалось стать столицей, поскольку Константин должен был княжить во Владимире. После смерти Константина (2 февраля 1218 г.) великим владимирским князем стал Юрий Всеволодович.
Удельные княжества
Константин незадолго до этого времени поделил Ростовское княжество между своими сыновьями. Ростов достался старшему сыну Васильку, а Ярославль - второму сыну Всеволоду. В дальнейшем Всеволоду достались также земли по реке Мологе и впадавшей в нее реке Сити. Третий сын Константина с 1218 г. княжил в Угличе. Таким образом, в 1218 г. образовалось несколько удельных княжеств: Ростовское, Ярославское, Переяславское, Угличское, а в 1238 г. к ним добавилось Белозерское. Ярославский край превратился в систему удельных княжеств.
Культурное развитие края
Обретение Владимиро-Суздальской Русью независимости от Киева, а затем образование на ее территории удельных княжеств в определенной мере способствовало ее культурному росту. Развивались книжность, просвещение, местное летописание, зодчество и живопись. В городах были грамотные люди не только среди князей, бояр и дворян, но и среди купцов и ремесленников.
Книжность и просвещение
Крупным центром развития письменности и средоточием книжности был Ростов, расцвет которого в этом отношении пришелся на ХII - начало ХIII вв. Ростовскую кафедру возглавляли весьма начитанные и образованные люди - епископы Пахомий и Кирилл. Грамотными были монахи и представители белого и черного духовенства. В монастырях имелись обширные библиотеки.
Очень образованными были некоторые князья. Особенно выделялся среди них ростовский, а затем великий владимирский князь Константин, бывший знатоком и распространителем книжности, просвещения и культуры. Летописец замечал, что князь “... часто бо чтяше книги с прилежанием”. Константин знал много языков - “сведущь во многих языках”, свободно говорил по гречески. Он очень ценил книги и имел выдающуюся по тем временам библиотеку, в которой одних только греческих книг насчитывалось более тысячи. Константин основал в СпасоПреображенском монастыре в Ярославле первое в СевероВосточной Руси духовное училище, которому завещал свою богатейшую библиотеку. Не случайно за особую любовь к просвещению Константин Всеволодович был прозван “мудрым”.
Литература и летописание
В Переяславле-Залесском был создан выдающийся литературный памятник того времени - “Моление” и “Слово” Даниила Заточника. В “Молении”, написанном в форме послания к князю человека, попавшего в беду, впервые в древнерусской литературе обосновывалось право человека на уважение в зависимости от его личных качеств и прежде всего - от ума. В Ростове было создано в ХII в. “Житие” епископа Исайи, в котором рассказывалось об успешной деятельности епископа среди ростовских язычников. Можно предполагать, что именно в Ростовской земле Владимиром Мономахом было написано его знаменитое “Поучение” для своих детей.
На рубеже ХI –ХII в. зародилось летописание в Суздале, откуда было перенесено в Ростов. Оно велось при дворе князя и имело светский характер. Местное летописание возникло и в Переяславле-Залесском. Переяславская епископская летопись была доведена до 1175 г.
Зодчество
Успешно развивалось зодчество. Первые храмы были деревянными, но уже с конца ХI в. началось каменное строительство. Киевскими мастерами, присланными по приказу Владимира Мономаха, был построен в Ростове собор по образу и подобию Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. К ХI - ХII вв. относится сооружение Успенского собора в Ростове и белокаменного Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.
В 1215 г. был воздвигнут Успенский собор в кремле в Ярославле, в 1216 - 1222 гг. - храм Спасского монастыря, в 1215 г. храм Успения Богоматери, в 1216 г. - церковь Спаса в СпасоПреображенском монастыре. Надо сказать, что для Ярославля были характерны в это время быстрые темпы городского строительства. Так, когда в 1152 г. на город неожиданно напали волжские болгары и осадили его, сами ярославцы оказались не в состоянии дать отпор врагу, поскольку, как сообщал летописец, “бе бо мал градок”. Тогда помощь пришла из Ростова Великого. Однако уже через несколько десятков лет город значительно вырос. Летопись свидетельствует, что в 1221 г. “загорелся град Ярославль, и мало не весь погоре, и церквей изгоре 17, двор же князь, избы все”.
В связи с успехами зодчества заметного развития достигла и монументальная скульптура. В Ярославле при археологических раскопках найдены резные капители и маски от Успенского собора, в Ростове - львиные маски от “златых” дверей собора. Наиболее распространенным видом скульптуры этого времени являлся барельеф.
Живопись
Церковное зодчество способствовало и развитию живописи. Поначалу здесь работали киевские мастера. Именно в киевской художественной традиции был расписан собор в ПереяславлеЗалесском. Но постепенно, в связи с ростом городов СевероВосточной Руси, в них стали создаваться местные школы живописи, использующие народные традиции.
Среди местных школ одно из наиболее видных мест принадлежало ярославской. В Ярославле был написан ряд икон, которые отличались свободной и смелой манерой письма, русскими чертами, яркими и жизнерадостными красками. Одной из таких икон, написанных в ХIII в., является икона божьей матери Оранты с медальоном Спаса Эммануила на груди. В ней создан изумительный по красоте образ богоматери. В другой иконе “Знамение” греческий прототип дан в новой трактовке образа.
В ХIII в. были свои особенности и у ростовской живописи. Ростовские живописцы украшали местные храмы, расписывали соборы в Суздале и Юрьеве Польском. Появление и развитие местных живописных школ свидетельствовало о становлении русской самобытной иконографии.
Глава III
Ярославские удельные княжества в XIII- XV вв.
Монголо-татарское нашествие и Ярославский край
В начале ХIII в. на Русь стала надвигаться смертельная опасность из Центральной Азии, со стороны Монгольского государства. В 1235 г. на курултае монгольских ханов было принято решение о походе на Запад - в страну волжских болгар и на Северо-Восточную Русь.
Нашествие
Поздней осенью 1236 г. монголо-татарское войско под предводительством хана Батыя обрушилось на волжских болгар, подвергнув их страну опустошению. Через год монголо-татары предприняли поход на Русь. Первый удар приняло на себя Рязанское княжество. Рязанские князья обратились за помощью к великому владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, северским и черниговским князьям, но на их призыв никто не откликнулся. Рязань подверглась сильнейшему разгрому.
Покончив с Рязанью, в начале января 1238 г. Батый двинулся на Владимиро-Суздальскую Русь. Теперь Юрий Всеволодович сам оказался в смертельной опасности. Его войско, преградившее путь монголо-татарам у пограничной Коломны было разгромлено, и путь Батыю на Владимир был открыт. Княжеский совет принял решение о том, чтобы Юрий Всеволодович немедленно ехал на север собирать новое войско. Из Владимира он приехал в Ярославль, а затем направился на реку Сить, где стал ожидать помощи от своих братьев - князей Ярослава и Святослава Всеволодовичей. Тем временем город Владимир готовился к встрече с врагом. 3 февраля 1238 г. монголо-татары начали его штурм, через несколько дней взяли и до основания разрушили.
Битва на Сити
После взятия Владимира монголо-татарское войско разделилось: одна его часть направилась на восток, разрушая на своем пути приволжские города, а другая пошла на северо-запад через Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Волок Ламский и Тверь к пограничному новгородскому городу Торжку. Основные силы Батыя шли по направлению к Ростову для разгрома великого князя Юрия Всеволодовича. Первым подвергся нападению Переяславль-Залесский. Пять дней мужественно отбивались переяславцы от сильного врага. Но монголо-татары подожгли город с разных сторон и ворвались в него. Все защитники города были перебиты. На месте цветущего Переяславля осталось огромное пепелище. Ростов Великий, покинутый своим князем и дружиной, был вынужден сдаться без боя. Это спасло его от разрушения.
От Ростова войско Батыя пошло в двух направлениях - к Угличу, который, подобно Ростову, сдался без боя, и к Ярославлю. Подробных сведений о взятии монголами Ярославля нет. Поэтому историки придерживаются разного мнения по вопросу о том, был ли Ярославль разорен. В.Н. Татищев, который пользовался не дошедшими до нас летописными сведениями, определенно заявлял, что Ярославль был в числе 14 разоренных монголами русских городов. Археологические раскопки Ярославля, проведенные в 1940 г. Н.Н. Ворониным, показали следы большого пожарища в слоях ХIII в., что, по его мнению, свидетельствовало о сожжении города монголо-татарами. Однако не все историки поддерживают эту точку зрения.
После взятия Владимира Батый сразу начал готовиться к сражению против Юрия Всеволодовича, который со своими дружинами расположился на реке Сити (Река Сить в настоящее время протекает по территории Брейтовского и Некоузского районов и впадает в Рыбинское водохранилище. - Ред.). Однако появление монголо-татар поблизости от Ситских лесов все же оказалось неожиданным для великого князя и поставило его в очень тяжелое положение. Укрепления в условиях зимы построить не удалось, как и укрепить лагерь земляными валами. Монгольская конница разгромила сторожевой отряд, высланный великим князем, и утром 4 марта 1238 г. напала на его лагерь. Русские полки не смогли оказать организованного сопротивления, тем более что монголо-татары имели огромное численное превосходство. Началась жестокая битва, “сеча зла”, как охарактеризовал ее летописец. Русские бились храбро, но к вечеру татары одолели их. Не выдержав удара, войско великого князя побежало. Монголо-татары преследовали русские дружины до самого устья Сити. Во время преследования погибло много русских воинов, погиб и сам великий князь. В битве на Сити пал и первый ярославский князь Всеволод Константинович, а ростовский князь Василько был взят в плен. Батый, восхищенный смелостью и красотой Василька, предложил ему служить у себя. Но князь гордо отказался и был убит по приказу хана. Так трагически закончилась попытка великого князя спасти Владимиро-Суздальскую землю от монголо-татарского завоевания. Но и монголо-татарам был нанесен значительный урон. Их войско, ослабленное к тому же штурмом Торжка, не смогло дойти до Новгорода.
Монголо-татарское нашествие привело к невиданному опустошению Северо-Восточной Руси. Было уничтожено много людей, большинство городов лежали в развалинах.
"Про свою вотчину"
Вторжение заметно ослабило великокняжескую власть. Владимирское княжение после погибшего на Сити Юрия Всеволодовича занял третий сын Всеволода Большое Гнездо переяславский князь Ярослав Всеволодович. Став великим князем, он оставил за собой Переяславское княжество, а остальные города роздал своим братьям и племянникам. Ростов, старший после Владимира город, получил сын Василька Константиновича Борис, Ярославль остался за сыном погибшего на Сити Всеволода Константиновича Василием Всеволодовичем, а Переяславль-Залесский получил Александр Ярославич, прозванный “Невским”.
В 1243 г. Батый вызвал к себе в Золотую Орду князя Ярослава Всеволодовича и утвердил его на великом княжении. В следующем году в Орду ездили за ханским пожалованием - “про свою вотчину” - Борис Василькович Ростовский, Василий Всеволодович Ярославский и Владимир Константинович Угличский. Зависимость великого и удельных князей от ордынского хана выражалась в том, что они теперь получали свои столы путем ханского пожалования.
В 1252 г. владимирский стол занял и стал великим князем Александр Ярославич Невский, ориентировавшийся на укрепление отношений с Золотой Ордой. В его княжение политическое положение Северо-Восточной Руси стало более устойчивым.
Народные
В 1257 - 1258 гг. была проведена татарская перепись населения Руси, которая завосстания вершила установление на ней монголо-татарского ига. Народные массы сопротивлялись переписи. Одной из попыток активного сопротивления было открытое выступление с оружием в руках жителей Ярославля против отряда татаро-монголов 3 июля 1257 г. Битва состоялась недалеко от города, за рекой Которослью, на горе, названной позже Туговой. Ярославцы бились храбро, но силы были неравны. Сражение закончилось победой монголов. “Звук мечей и военных труб, - говорилось в предании об этом событии, - заменился стонами и воплями безутешной скорби осиротевших, и долго, долго после того сходились ярославцы на место сражения плакать и тужить по убитым” (именно поэтому гора, на которой произошло сражение, была названа Туговой).
В 1262 г. в нескольких крупнейших городах Северо- Восточной Руси - Ростове, Переяславле, Ярославле, Угличе, Владимире, Суздале - произошли восстания против сборщиков дани, присылаемых из Орды. В Ярославле во время восстания был убит монах-отступник Зосима, принявший мусульманство и творивший ярославцам “великую досаду”. Городские восстания во многих местах привели к изгнанию ордынских сборщиков дани, после чего сбор дани стал постепенно переходить в руки русских князей.
В конце ХIII - начале ХIV в. восстания в городах края вспыхивали неоднократно. Несколько раз выступали против монголо- татар жители Ростова. Все это свидетельствовало о непрекращающейся борьбе населения края против ордынского ига.
Ярославский край в период монголо-татарского ига
Ордынское иго вызвало резкое ослабление великокняжеской власти. Великие князья потеряли контроль и руководство отношениями удельных князей с Ордой, а ханы, используя княжеские междоусобицы, стремились подорвать хозяйство и политическую силу Руси. После установления ордынского ига усилилось политическое дробление русских земель. Появлялись новые княжества и земли. В Ростовском княжестве в середине ХIII в. выделилось Белозерское княжество, в Переяславском - Можайское и Тверское.
Ярославский князь Василий Всеволодович правил до 1249 г. После него ярославский стол занял его младший брат Константин, сведений о жизни которого сохранилось очень мало. Согласно преданию, он погиб в битве с татарами на Туговой горе.
Федор Черный
Со смертью Василия и Константина прервалась мужская линия первых ярославских князей. Ярославский стол наследовала дочь Василия Всеволодовича, Мария, выданная в 1260 г. замуж за смоленского князя Федора Ростиславовича, прозванного “Черным”. Именно он положил начало новой династии ярославских князей.
Став ярославским князем, Федор Ростиславович, как и многие тогда русские князья, сотрудничал с Золотой Ордой, сделав эти отношения очень тесными и даже родственными. Он несколько лет жил в Орде и после смерти остававшейся в Ярославле жены женился на ханской дочери, принявшей крещение и получившей имя Анна. Во время пребывания в Орде у Федора родился сын, названный при крещении Давидом, а затем второй сын - Константин.
В 1290 г. Федор Черный вернулся в Ярославль, где и прожил до своей кончины в 1299 г., много сделав для укрепления и расширения Ярославского княжества. Сорокалетнее княжение его, отмечали дореволюционные историки-краеведы, опиравшиеся на летописные и житийные источники, было счастливым временем для населения Ярославля, наслаждавшегося миром и тишиной. Конечно, оценка жизни и деятельности Федора Черного не может и не должна быть одноплановой и однолинейной, как и не была однозначной его сложная и противоречивая личность. Но можно вполне согласиться с мнением русского историка второй половины XIX в. Д.И. Иловайского, назвавшего Федора Ростиславовича Черного одной из наиболее “выдающихся личностей между современными ему удельными князьями”.
В 1463 г. князь Федор Черный, его сыновья Давид и Константин были канонизированы как святые Русской Православной церковью.
Потомки Федора Черного гордились историей своих предков. Один из них, князь Г.Е. Львов (первый глава Временного правительства в 1917 г.), у которого дома висел “портрет” Федора Ярославского, особо выделял своего далекого предка, сыгравшего, как писал Г.Е. Львов, “крупную роль в истории России”.
По пути дробления
Дальнейшая политическая судьба Ярославского княжества была непростой. После смерти Давида Федоровича, бывшего ярославским князем с 1299 г. по 1321 г., наметившийся при нем процесс дробления княжества еще более усилился. Одному из его сыновей, Василию, достался Ярославль, а другому, Михаилу, - Молога. Василий Давидович представлял ярославских князей на общерусском съезде в Москве в 1340 г. Московский князь Иван Калита выдал за него замуж свою дочь Евдокию. После смерти Василия княжество сначала перешло к его брату Михаилу, а в 70-е гг. ХIV в. было поделено между сыновьями.
Даже после всех этих разделов Ярославское княжество оставалось наиболее значительным уделом. Большинство его земель было расположено на правом берегу Волги. Владел ими князь Василий Васильевич, а его братья, Роман и Глеб, располагали меньшими территориями. Ярославские князья в это время отчетливо ориентировались на поддержку Москвы.
Хозяйство
Последствия монголо-татарских нашествий тяжело сказались на хозяйственном развитии русских княжеств. Многие пахотные земли были заброшены. В упадок пришли ремесло и торговля. Только с середины ХIV в. стал наблюдаться определенный хозяйственный подъем. Земледелие в это время было связано с развитием таких сельскохозяйственных культур, как рожь, овес, лен. В агротехнике использовались трехполье, подсека.
Кроме земледелия ярославские крестьяне активно занимались скотоводством, разводили коров, овец, лошадей. Довольно широко на территории княжества было развито рыболовство на озерах и особенно реках - Волге, Которосли, Пахме, Туношонке. Крестьяне несли разнообразные повинности: вотчинные, государственные, мирские, церковные. Ряд поборов с них взимался в пользу Орды.
Города
В условиях хозяйственного подъема, связанного не только с земледелием, но и с развитием ремесла и торговли, заметно выросла роль городов как ремесленно-торговых центров. Об экономическом подъеме края свидетельствовало и появление новых городов. С ХIII в. известна Молога, ставшая в 1321 г. центром небольшого удельного княжества. Уже к ХV в. она приобрела значение достаточно крупного торгового центра. В 1462 г. впервые упоминается Романов городок, который “поставил в свое имя” на левом берегу Волги ярославский князь Роман Васильевич. С ХV в. начала выступать как промысловый центр Рыбная слобода.
Ярославль
Крупнейшим городом края стал Ярославль. Росту его торгового значения способствовало весьма удобное расположение на Волжском пути. Ярославль был не только торговым, но и ремесленным городом. В ХIV - ÕV вв. за его пределами выросли новые слободы. На посаде и в близлежащих селах селились монастырские люди, также занимавшиеся ремеслом и торговлей и составлявшие конкуренцию посадским.
Углич
Успешно развивался Углич. В ХIV – ХV вв. он уже не был тем небольшим городком, каким встретил монголо-татарское нашествие. Углич был очень выгодно географически расположен, поскольку через него проходили пути в Ярославль, Нижний Новгород, Золотую Орду. Зимой через него шел санный путь из Москвы на Переяславль, Белоозеро, а также Владимир и Суздаль. Торговое значение города усиливалось благодаря оживлению Волжского торгового пути. Вокруг угличского кремля вырос посад с развитым ремеслом и торгом. Вокруг города росли слободы. Углич становился одним из крупнейших городов края.
Ростов
Ростов в первые десятилетия после Батыева нашествия получил значение главного политического и религиозного центра Северо-Восточной Руси. Его росту также способствовало удобное географическое положение: через него шли торговые пути, связывающие между собой русские земли. Глубинное положение Ростова способствовало тому, что он меньше страдал от татарских вторжений, способствовало росту населения и экономическому развитию. Здесь были развиты ремесла и промыслы - рыбные, солеварные, литье колоколов, строительное дело. В значительной степени развитие Ростова было связано и с деятельностью князей, вкладывавших большие средства в городское строительство. Однако на дальнейшей судьбе Ростова сказалось то, что он находился в удалении от Волжского пути. Поэтому он постепенно все больше превращался в провинциальный центр с дворами князя, бояр и их челядью. Усиливалась и его аграризация.
Переяславль-Залесский
Торгово-ремесленным центром был Переяславль-Залесский, начавший восстанавливаться сразу же после монголо-татарского нашествия. Его развитию также благоприятствовало географическое положение. Он был расположен в одном из плодородных и обжитых районов Северо-Восточной Руси. Через него пролегали важнейшие торговые пути на Москву и через Углич на Белоозеро, а также дорога, связывавшая Москву с Владимиром, Ярославлем, Костромой, Нижним Новгородом. Район был богат хлебом, рыбой, солью. В ХIV - ХV вв. Переяславль был богатым и оживленным городом с посадом и селами, городом с развитым ремеслом и торговлей. Летопись 1407 г. называла его “великим городом”. Однако и он постепенно подвергался аграризации, теряя свое прежнее значение.
На пути к единому государству
К Москве
С начала ХIV в. происходило бурное расширение Московского княжества в северном и северо-восточном направлении. В 1301 г. бездетный переяславский князь Иван Дмитриевич завещал свое княжество московскому князю Даниилу Александровичу. В 1304 г. на княжеском съезде в Переяславле княжество было официально передано сыну Даниила Александровича Юрию Даниловичу и было присоединено к Московскому княжеству. В 1362 г. в состав Московского княжества вошло Угличское удельное княжество. В два этапа присоединялось к Москве Ростовское княжество: в первой половине ХV в. была присоединена его Сретенская часть, а в 70-е гг. этого же века - Борисоглебская.
Ярославское княжество в это время было самым большим княжеством Северо-Восточной Руси и его князьям на протяжении ХIV - начала ХV вв. удавалось сохранять его целостность и самостоятельность, хотя тяготение их к Москве становилось все более отчетливым.
Куликовская битва
В 1380 г. полки ярославских удельных княжеств принимали участие в Куликовской битве. По зову великого московского князя Дмитрия Ивановича в Москву и Коломну со своими полками пришли ярославские, ростовские, белозерские, угличские, переяславские и мологские князья и воеводы. В Коломне Дмитрий Иванович разделил русские рати в полки и назначил воевод. Командовали полками 23 князя и воеводы, в том числе ярославский и ростовский князья. Из Коломны русские полки выступили навстречу Мамаю и 8 сентября вышли на Куликово поле. В центре русского войска стоял великокняжеский полк, по флангам - полк Правой руки под командованием Андрея Ольгердовича и полк Левой руки под командованием князя Василия Ярославского, Федора Моложского и Федора и Ивана Белозерских. По другим данным, командование полком Правой руки было поручено Андрею Ростовскому, князю Стародубскому и воеводе Федору Грунку. Переяславские полки сражались под началом воеводы Андрея Серкизовича.
На Куликовом поле вместе с мужчинами сражались и женщины, две из которых были из Ростовского княжества. Это дочь ростовского князя Андрея Федоровича (имя ее до нас не дошло) и дочь другого ростовского князя Ивана Ивановича Пужбольского- Верши княжна Феодора. Тяжело раненная Феодора была привезена на родину. Судьба же второй княжны неизвестна.
Куликовская битва закончилась победой Руси над Золотой Ордой. Но и потери русских воинов были велики. В числе погибших были переяславский воевода Андрей Серкизович, 20 переяславских, 33 ростовских и 15 угличских бояр. Куликовская битва явилась переломным событием в борьбе русского народа с Ордой. Она стала еще одним шагом по пути сближения русских земель и складывания единого Российского государства.
За Москву
Важным этапом на пути образования единого государства стали конец ХIV - первая половина ХV в. Во второй четверти ХV в. в Северо-Восточной Руси разгорелась феодальная война. Против складывающегося в Московском княжестве политического порядка государственной централизации власти выступили галицкие удельные князья - Юрий Дмитриевич и его сыновья. Ярославский князь Александр Федорович в этой войне стал союзником московского князя Василия II. В январе 1435 г. в окрестностях Ярославля между селами Космодемьянским и Великим произошло важное сражение, в котором войска его противника Василия Косого были разбиты.
В ходе всех событий феодальной войны ярославцы сыграли заметную роль. Причем важно отметить, что Василия II Темного поддерживали не только ярославские князья, но и церковь в лице архиепископа Ефрема, занимавшего тогда ростовскую кафедру. На его же стороне выступили монастыри.
Феодальная война длилась несколько десятилетий и продолжалась с переменным успехом. Но ярославский князь неизменно оставался на стороне Москвы. Такие союзнические отношения Ярославского княжества с Московским неизбежно вели к подчинению ярославских князей Москве. В 1463 г. московский князь Иван III направил в Ярославль своего наместника И.В. Стригу Оболенского. Ярославский князь Александр Федорович Брюхатый оставался в Ярославле и при московском наместнике.
После смерти Александра Федоровича в 1471 г. Ярославское княжество окончательно вошло в состав Московского государства.
Культура
Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре тяжелейший удар, связанный не только с разрушением памятников культуры, но и с гибелью их творцов: ремесленников, зодчих, живописцев, писцов, многих образованных людей. Но народ нашел в себе силы, чтобы залечить кровавые раны. Уже к концу ХIII в. появляются свидетельства возрождения прежних культурных ценностей и создания новых. Развивались письменность и книжное дело. Росла грамотность населения, особенно представителей городских слоев. Появлялись библиотеки и училища, основное количество которых создавалось при монастырях.
Книжность
Среди центров грамотности и книжности этого времени особое значение приобрел Ростов, возобновивший свои культурные связи с Киевом. Много сделал для развития книжного дела в Ростове и пополнения его библиотек князь Глеб. Богатейшей библиотекой располагал ростовский монастырь. Среди ростовского духовенства было много высокообразованных людей: архиепископ Вассиан, епископы Иоанн, Прохор и другие. Уроженцем ростовской земли был один из образованнейших людей конца ХIII - начала ХIV в. Епифаний Премудрый, автор жития Сергия Радонежского.
Литература
Развивались литература и народный эпос. В Ростове зародились былины об Александре (Алеше) Поповиче: “Алеша Попович и Тугарин”, “Алеша Попович и Змей Горыныч”. Здесь же был создан ряд крупных памятников древнерусской литературы. К числу старейших из них принадлежит сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. В сказании выражен протест против татарского насилия, а князь Михаил и боярин Федор показаны как мученики за веру и отечество. Оригинальным литературным памятником, написанным в Ростове, стала “Повесть о Петре, царевиче Ордынском”. В ней ростовские князья, их окружение и духовенство противопоставляются выходцу из Орды Петру и его потомкам.
Кроме сказаний в Ростове создавалась и житийная литература: жития ростовских епископов Кирилла, Леонтия, Игнатия и других. Ростовский архиепископ Прохор написал житие Петра- митрополита.
Можно отметить и ряд публицистических произведений того времени. В конце ХIII в. появилось “Послание Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу”, написанное его духовником. В нем автор призывал князя проявлять любовь к ближнему во всех своих деяниях. Еще один памятник русской публицистики - послание ростовского архиепископа Вассиана Ивану III во время нашествия хана Ахмета на Москву. Вассиан призывал князя не поддаваться страху перед татарами. Послание звучало как патриотический призыв к борьбе с владычеством Орды, за независимость Руси.
Летописание
Монголо-татарское нашествие прервало развитие летописания в Северо-Восточной Руси. Оно возобновилось при митрополичьей кафедре только с середины ХIII в. Великокняжеское летописание было перенесено из Владимира в Ростов, а оттуда - в Переяславль-Залесский. Однако Ростов остался своего рода центром летописания. К концу ХIII в. появился ростовский летописный свод, в котором прославлялась деятельность ростовских князей. Вдова ростовского князя Василька, Мария, вела свою летопись, сводившуюся к описанию деятельности мужа и событий их семейной жизни. В ХIV в. был создан летописный свод епископа Ефрема.
Живопись
Продолжали свою деятельность живописцы. Ярославская школа живописи, расцвет которой в начале ХIII в. был прерван нашествием, уже в ХIV – ХV вв. создала замечательные иконы и миниатюры. С Ярославлем связано появление так называемого “Федоровского евангелия”, созданного в 20-е гг. ХIV в. и отличавшегося богатством живописного оформления. Ярославские иконописцы создали такие иконы, как “Рождество Христово”, “Никола” и “Иоанн Предтеча”.
В ХIII - ХVвв. своя школа живописи сложилась в Ростове. Ее представителями были написаны иконы “Спас Нерукотворный”, “Троица”, “Никола”, “Преображение”.
Зодчество
В ХIV – ХV вв. в городах Ярославского края развернулось большое каменное строительство. Характерной особенностью было то, что значительную его часть составляли ремонтные и восстановительные работы памятников, построенных еще до монголо- татарского нашествия. В конце ХV в. большую строительную деятельность развернул угличский князь Андрей Большой. При нем был возведен монументальный собор Покровского монастыря, реконструирован кремль и построены княжеские палаты.
Культурное развитие Ярославского края в этот период наглядно свидетельствовало, что монголо-татарское нашествие и ордынское иго не смогли прервать и затормозить поступательное развитие русской культуры.
Книга в формате DBF
Рекомендовано Департаментом образования Правительства Ярославской области
в качестве учебного пособия для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений
Вопросы и задания с разбивкой по главам:
I
1. Как шел процесс феодализации Ростово-Суздальской земли?
2. Как выглядела социальная структура городского населения Ростово-Суздальской земли?
3. Назовите крупные города Ростово-Суздальской земли?
4. При каком князе Ростово-Суздальская земля стала независимой от Киева?
5. Когда образовались Ростовское и Ярославское удельные княжества? Назовите их первых князей.
6. Что можно сказать об уровне грамотности населения края?
7. Какие памятники древнерусской литературы созданы в крае?
8. Расскажите о развитии зодчества и живописи в крае.
II
1. Что можно сказать о судьбе городов Ярославского края во время монголо-татарского нашествия 1237 - 1238 гг.?
2. Когда произошла битва на реке Сити? Кто из ярославских князей участвовал в ней?
3. Принимали ли участие ярославцы в Куликовской битве?
4. Когда и в каких городах края произошли восстания против монголо-татарского ига?
5. Каким образом Ярославское княжество вошло в состав образующегося централизованного государства?
6. Охарактеризуйте культурное развитие края в период монголо-татарского ига.