Обретение мощей святителя Игнатия (Брянчанинова)
Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси должен был состояться юбилейный Поместный собор Русской Православной Церкви, на котором предполагалось провести канонизацию целого ряда подвижников веры и благочестия. В том числе и святителя Игнатия (Брянчанинова). В выпущенном Патриархией циркуляре предписывалось к моменту начала работы Собора провести обретение мощей угодников Божиих, предложенных к канонизации, и поместить мощи в ближайшие действующие храмы.
Последние годы своей жизни святитель Игнатий провел на покое в Николо-Бабаевском монастыре, расположенном на границе двух губерний: Костромской и Ярославской, близ устья реки Солоницы, при впадении её в Волгу. Относился монастырь в то время к Костромской губернии. В этой же обители святитель преставился и был погребён.
Во исполнение циркуляра, тогдашний правящий ярославский архиепископ Платон (Удовенко) съездил в разоренный монастырь, побродил среди руин, поговорил с живущими в монастырских постройках жителями, но ничего не узнал о месте погребения святителя Игнатия. Он рассказал мне об итогах своей поездки и попросил съездить в Бабаевский монастырь. Не откладывая этого благословения в долгий ящик, мы с отцом Михаилом Перегудовым отправились в Бабайки. Разросшийся вокруг монастыря посад Большие Соли стал в советское время районным центром и называется ныне поселок Некрасовское. Некогда посад славился на всю Россию своими резчиками по дереву, художниками, кузнецами и строителями. Именно здесь жил и творил архитектор-самоучка Степан Андреевич Воротилов, о котором я уже упоминал.
Монастырский ансамбль оказался сильно обезличенным. Центральный собор снесён, территория захламлена. Из-под обвалившейся штукатурки появились следы срубленных деталей и перекладок. Никаких следов монастырского некрополя не прослеживалось. Что же делать, где же искать могилу святителя Игнатия? Решил позвонить начальнику Костромской инспекции по охране памятников Александре Павловне Мелешенковой и навести у нее справки, ведь Николо-Бабаевский монастырь до революции находился на территории Костромской губернии. Она обещала помочь и, действительно, на другой день утром перезвонила и сообщила, что нашла описание монастыря с указанием места погребения святителя Игнатия – напротив северного клироса больничной церкви во имя святителя Иоанна Златоустого и преподобного Сергия Радонежского, входящей в состав южного прясла монастырской стены. А напротив южного клироса был погребён костромской епископ Самуил (Запольский-Платонов, +16/29 апреля 1831 г.).
Вновь с отцом Михаилом мы едем в монастырь, внимательно осматриваем постройки и находим в южной части обители небольшой храм со снесённым завершением. К западному фасаду храма примыкает краснокирпичный корпус начала XX века, а к восточному небольшой фрагмент монастырской ограды. Вне всякого сомнения, это и есть нужный нам храм. В то время его здание использовалось в качестве учебного класса для детей, больных туберкулёзом костей. Их на кроватях из больничных палат привозили в класс, а по завершении занятий возвращали в палаты.
Планировка храма хорошо сохранилась. В северной и южной стенах центральной части храма были видны заложенные дверные проёмы, по сторонам от которых располагались окна. Стало совершенно ясно, что архиереи могли быть погребены только напротив простенков между восточными оконными проёмами и дверями, то есть, как раз напротив северного и южного клиросов. Мы возвращаемся в Ярославль и сообщаем владыке Платону, что место погребения святителя Игнатия установлено. Владыка созванивается с уполномоченным Совета по делам религий по Ярославской области Кузнецовым Борисом Николаевичем и докладывает ему, что можно приступать к раскопкам захоронения. Однако это сообщение уполномоченного не устраивает, он просит предоставить ему план храма с точным указанием места захоронения. Это объясняется тем, что нужно максимально сохранить в классе полы. Вновь едем с отцом Михаилом в Бабайки, обмеряем храм, наносим место расположения склепа, схему передаём владыке, а он уполномоченному. Раскопки назначаются на 25 мая 1988 года.
В назначенный день, рано утром, я приезжаю в Ярославль и узнаю, что раскопки перенесены на следующий день, так как руководство больницы не успело освободить помещение бывшей церкви. На 26 мая в Москве у меня были назначены какие-то важные совещания. Чтобы договориться об их переносе, мне пришлось срочно возвращаться в столицу, а в ночь вновь отправляться в Ярославль. С вокзала еду в епархию, где застаю владыку в некотором волнении. Приближается Поместный Собор, а вопрос с обретением мощей не решен. Всё необходимое для раскопок архиерей погрузил в машину сам: своё облачение, верёвки, лопаты. Для останков святителя Игнатия секретарь епархии протоиерей Владимир Пчелкин приготовил гроб из красного дерева довольно больших размеров.
Прибываем в Бабаевский монастырь. Вокруг храма толпятся любопытные, узнавшие о предстоящем событии. В пустом помещении храма на маленький столик устанавливается крест со свечой. Владыка и сопровождающее его духовенство – протоиереи Владимир Пчелкин, Александр Лазурченко и братья Михаил и Анатолий Перегудовы облачаются, а затем начинается служение панихиды по душам здесь погребенных епископов Игнатия и Самуила. Ярославский уполномоченный пытается отогнать столпившихся у окон любопытных, но это никаких результатов не даёт.
В намеченном месте, напротив простенка между дверным проёмом в северной стене и восточным оконным проёмом, вскрываем доски пола. Под ними оказывается плотный слой строительного мусора: обломки кирпича, штукатурки, древесины. Уполномоченный Б.Н. Кузнецов захватил с собой длинный металлический щуп. Им он стал протыкать мусор с целью нащупать кладку склепа. Но результатов это не дало – всякий раз щуп упирался в обломки кирпичей.
Мусор начали удалять лопатами. Вскоре показался кирпичный свод склепа и его восточная торцовая стенка. Разобрали кладку стенки и увидели пролом в своде и внутренность склепа, полностью заваленную мусором. Склеп оказался вскрытым и разграбленным после упразднения монастыря. Владыка Платон заглянул внутрь и предложил не продолжать исследования, а восстановить разобранную кладку торца склепа и отремонтировать пол. Однако присутствовавший на раскопках судебно-медицинский эксперт В.В. Смирнов увидел торчащее из мусора ребро. Решили расчищать склеп, просеивать мусор и выбирать всё, что относится к погребению.
Владыка Платон расстелил на полу свою голубую архиепископскую мантию, на которую, по мере расчистки склепа, судмедэксперт начал раскладывать обнаруженные останки святителя Игнатия. Весь день в склепе пребывал отец Михаил Перегудов, который на предложения владыки сменить его отвечал отказом. Склеп оказался достаточно сырым и холодным, а для беспокойства за здоровье отца Михаила был повод – несколько ячменей у него на глазах. Помимо костных останков, из мусора извлекались и складывались в отдельные коробки мелкие обрывки зелёного, с рисунками из серебряных нитей, облачения, а также обломки гроба. Нашли и медную верхнюю крышку Евангелия. Постепенно на мантии раскладывался скелет святителя Игнатия, который поразил всех крупными размерами. Из литературных источников, впрочем, было известно про атлетическое сложение святого.
Раскопки приближались к завершению, склеп был почти полностью расчищен, уполномоченный и архиерей сели составлять протокол. Владыка диктовал, а Б.Н. Кузнецов каллиграфическим бисерным почерком писал. Когда дошли до фразы «Обнаружено захоронение епископа Игнатия», уполномоченный категорически отказался писать такую фразу и предложил заменить её словами «Обнаружено захоронение священнослужителя». Мотивировалось это тем, что никаких атрибутов архиерейского достоинства обнаружено не было: ни панагии, ни митры, ни посоха, если он был положен в гроб. Фактически чиновник был прав. Евангелие кладется в гроб и с умершими священниками. С другой стороны, из документов было известно, что именно на этом месте был погребен епископ Игнатий и никаких других захоронений здесь быть не могло. Но акт, составленный в редакции уполномоченного, владыка Платон представить Святейшему Патриарху не мог – в нем прямо не говорилось, чьи же останки мы обнаружили.
Спор разгорался, а из склепа извлекались последние ведра с мусором. В одном из них оказался довольно большой фрагмент облачения. Когда я его расправил, то взору всех присутствующих открылся рукав саккоса, в который мог быть облачен только архиерей. Так сам святитель Игнатий решил исход спора. Теперь уже не было никаких сомнений, что обнаружено архиерейское захоронение. Акт был составлен и подписан всеми участниками исследований.
Следует отметить, что в процессе раскопок были обнаружены не все костные останки святителя. Часть их была утрачена, видимо, при разграблении склепа.
Обнаруженные останки были помещены в приготовленный гроб. При пении Трисвятого гроб был вынесен из храма и перевезен в Толгский монастырь. Примерно за километр до обители мощи святителя Игнатия были встречены сестрами монастыря во главе со старшей монахиней, а ныне игуменьей Варварой, и препровождены в реставрируемый Спасский храм. Поскольку полностью готового помещения для достойного размещения святыни не было, то, по благословению владыки Платона, мощи святителя Игнатия с обнаруженными фрагментами облачений и гроба были временно положены под полом храма в юго-восточном углу трапезной, а над ними установлено временное надгробие. После завершения реставрации храма для мощей была изготовлена новая рака с сенью.
После совершения обретения и переноса мощей святителя Игнатия возвращаться в Москву было поздно. Ночевать я отправился к отцу Михаилу в Ярославль. Каково же было моё удивление, когда на следующее утро я увидел батюшку с совершенно чистыми, без единого ячменя глазами! Это было второе чудо святителя, явленное нам за два дня.
+ + +Спустя несколько лет история с обретением мощей святителя Игнатия получила продолжение. Духовные чада отца Нектария (Марченко) – настоятеля подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Преображенском храме села Радонеж, а ныне настоятеля владимирского Оранского мужского монастыря в Нижегородской митрополии, получили от него благословение на повторные раскопки в интерьере больничного храма в Николо-Бабаевском монастыре с целью поисков не найденных нами костных останков. Я передал молодым людям фотографию обретенных нами мощей святителя, по которой было понятно, какие части мы не нашли в склепе. К моменту начала повторного обследования школа уже выехала из храма и примыкающего к нему корпуса. За сравнительно короткое время помещение храма было вновь разорено – выломаны полы, окна и двери.
В интерьере храма чада отца Нектария перелопатили весь насыпной грунт на глубину в два штыка. В процессе раскопок были обнаружены несколько больших костных останков святителя Игнатия, которые при разграблении склепа выкинули наружу. С отчетом о проведённых работах и фотографиями ребята приехали к отцу Нектарию, который занимался отчиткой одержимых. Дело было поздней осенью, фотографии лежали во внутреннем кармане пиджака одного из исследователей, а поверх была надета куртка. Проходя мимо ожидающих отчитки, ребята услышали в свой адрес слова: «Какие плохие фотографии они несут!» Это, без сомнения, стало еще одним подтверждением принадлежности найденных останков святителю Игнатию (Брянчанинову)!
По изданию: Демидов С.В. Записки церковного реставратора. – М.: Отчий дом, 2021. – С. 64–78.
Опубликовано: