Ещё можно успеть
(Костромской район)Многие столетия в Костроме и окрестностях, как и всюду на нашей планете происходит естественный с точки зрения развития цивилизации процесс урбанизации природной среды. На моей памяти многие живописные уголки живой природы вокруг Костромы перестали быть таковыми и либо вовсе исчезли, либо стали труднодоступны для посещения.
Вот-вот начнётся давно ожидаемое строительство нового автодорожного моста через Волгу, ближних и дальних подъездных путей к нему, и, следовательно, существенно изменится природный ландшафт между городским Заволжьем и рекой Кубанью. Исчезнут некоторые луга, перелески, тропинки по ним проходящие, их соединяющие.
Места эти не менее живописны, чем берега Кубани, и, на мой взгляд, связаны с этой рекой и с Волгой единым мироощущением, единым настроением, единым природным «ансамблем». Многие из этих мест увидеть из окна машины просто невозможно. К тому же природа в окне всегда, отделена от человека. Отделена от его тела, мышц, физических ощущений, в результате чего несёт потери, обедняется его эмоциональное, чувственное восприятие окружающего мира.
Для путешествий в тех краях, по тем дорогам, тропам и перелескам в летний период времени предпочтительнее всего велосипед. Успейте им воспользоваться до начала строительных работ на предмостье.
Я не буду рассказывать о природных красотах – не смогу описать их должным образом. Да и смысла в этом нет. Там надо быть самому. Попытаюсь описать лишь ориентиры двух велосипедных маршрутов от Заволжского района Костромы до реки Кубань. Один из них в определённом месте раздваивается, в итоге приводя к двум разным точкам кубанской береговой линии. Должен предупредить, что речь пойдёт об ориентирах примерно пятилетней давности. Впрочем, вряд ли там что-то изменилось. А если и так, то заблудиться в треугольнике Волга – Кубань – Волгореченское шоссе, в треугольнике, рассечённом несколькими дорогами, в т.ч. асфальтированной автодорогой, связывающей Волгореченское шоссе и Середнее, невозможно.
Несколько предварительных пожеланий. Для лесо-луговых маршрутов предпочтительна надёжная обувь и одежда, закрывающая ноги, но не прихватываемая велосипедной цепью. Питьевую воду и еду следует взять с собой.
Лично мне за 60 с лишним лет велосипедной практики 4 раза в дальних поездках всё-таки пригодились: велонасос, запасная камера для колеса, универсальный ключ и отвёртка. (У современных велосипедов свой набор инструментов.) Есть смысл взять с собой и эти вещи. И не забудьте на всякий случай средство от клещей (комаров).
Прикубанские перелески – места не самые грибные, однако в соответствующую пору кое-что при желании набрать можно.
Оба маршрута фактически начинаются в Малышково, но по другую сторону ж\д линии. Подойти к железной дороге, а затем и пересечь её можно и от ул. Санаторной, и от ул. Малышевской, и от ж\д платформы «371 км.».
Для выхода на 1-й маршрут в устье Кубани, двигаясь от железнодорожной магистрали примерно под прямым углом, а от платформы даже забирая несколько влево, следует спуститься на приволжскую луговину. Точнее на дорогу, идущую по правому краю этой луговины параллельно Волге. До деревни Станощиково дорога пустынна. Затем в пределах населённых пунктов несколько оживляется.
Сворачивать никуда не нужно. Всё время прямо: через рощу, через Станощиково, Середнюю, мимо Коркинских очистных (приготовьтесь увидеть поток очищенных сточных вод, идущих по бетонному каналу в Волгу).
Заключительный участок пути даёт возможность выбора точки прибытия. На прилагаемом спутниковом снимке имеется постороннее наложение в виде некой белой «развилки», начинающейся в верхней части кадра. Более прямой её луч практически совпадает с нашей дорогой, по которой можно проехать дальше вперёд до большой воды. С берега вы увидите Волгу, устье Кубани, за ним, подальше - Витово. От начала «развилки» до этого места примерно 540 метров. С той же дороги, начиная метров за 600 до её конца (до берега), можно воспользоваться любым поворотом направо и выехать к широко распахнутой Кубани чуть выше по её течению. Волгу в этом случае вы не увидите, но красот вокруг будет не меньше. Вдоль берега Кубани есть хорошая тропа, которой можно воспользоваться для поиска места отдыха и купания. Расстояния тут не велики. Вы можете побывать в разных местах.
Общая протяжённость пути от Малышково в одну сторону - 8,5 - 9 км.
(Предварительно можно посмотреть:
https://maps-online.ru/kostromskaya-oblast/kostromskoi-raion/kostroma/sputnik/
или любую другую спутниковую карту-гибрид)
2-й маршрут начинается там же, где и 1-й. В зависимости от места пересечения железной дороги тропинка, его начинающая, располагается либо между железной дорогой и сопровождающей её узкой лесополосой (ближайший к Волге, очень короткий участок тропы всего в несколько десятков метров), либо сразу за лесополосой параллельно рельсовой магистрали. В любом случае это должна быть ближайшая за железной дорогой и параллельная ей тропа.
Желательно решить заранее, в какую часть Кубани – луговую или лесную – вы хотите попасть. До луговой Кубани - километров 7,5 (может 8), до лесной - примерно на километр дальше.
Некоторое время тропа идёт сразу за лесополосой параллельно железной дороге. Постепенно она отдаляется от магистрали, выдерживая относительно прямое направление в зоне условной границы между лесополосой (справа) и полями, кое-где уже бывшими, сильно заросшими (слева).
При необходимости, на развилке тропинок, которая появится спустя метров 40 после 1-го из двух имеющихся на пути пересечений с ЛЭП, можно свернуть резко вправо, в 5 минут добраться до железной дороги и, либо, нырнув вместе с велосипедом в огромную железобетонную трубу-ливнёвку под рельсовым полотном, вернуться в костромское Заволжье, либо, проехав мимо трубы докатиться лесной тропкой до путепровода Волгореченского шоссе над ж\д магистралью. Если же целью путешествия остаётся река Кубань, сворачивать никуда не надо. Вперёд, только вперёд!
После вышеупомянутой ЛЭП вы въедете в лес. (Именно в этот момент вам и встретится развилка, о которой только что говорилось.) Поле останется слева, но будет не далеко. Спустя некоторое время слева, рядом с тропой возникнет маленькое заросшее водной растительностью болотистое озерцо, единственное на этом маршруте. Справа к тропе будет приближаться взрослый лес с красавицей сосной на небольшом пригорке впереди. Поднявшись на этот пригорок, велосипеды запрыгают по мощным обнажённым корням деревьев. Метров 30 лучше пройти пешком. Спустя ещё несколько десятков метров в загущённом, тёмном лесу, слева, почти перпендикулярно основной тропе возникнет свёртка-ответвление, к сухой канаве возможно с бревенчатым мостиком над ней. Если вам надо к лесной Кубани, вам налево через канаву, затем вместе с тропкой разворот вправо и вперёд, до упора! Ну а к луговой Кубани – прямо, мимо канавы! Побывать стоит и там, и там, но лучше в разные дни.
И озерцо, и взгорок, и участок тропы с движением по сосновым корневищам – хорошие ориентиры для нахождения точки разветвления маршрута, о которой только что шла речь.
Рассмотрим сначала луговой вариант. В отличие от других, этот маршрут почти до самой Кубани идёт по лесу, по лесной тропинке и поэтому лично для меня он является самым любимым. Собственно говоря, продвигаясь дальше, важно вовремя повернуть направо. Поворот трудно пропустить. Сразу видно, что вправо заворачивает и идёт на подъём именно основная, торная, НАША тропа. Подъём столь значителен, что с велосипеда, возможно, придётся сойти. Ну а то, что прямо и бесповоротно уходит с небольшим снижением в березняк, сразу истончаясь, и явно стремясь к некоему растворению в природе, нас в данном случае интересовать не должно, хотя березняк сам по себе выглядит привлекательно.
Далее сбиться с пути невозможно. Через километр-полтора тропа спустится на исходный уровень (на спуске не разгоняйтесь!), вернёт исходное направление (развернётся левее), пройдёт под ещё одной ЛЭП, пересечёт асфальтированную дорогу, идущую от Волгореченского шоссе в Середнюю (после пересечения это будет уже не совсем тропа; сохраняйте направление, не уходите вправо), и выйдет на когда-то асфальтированную дорогу к детскому лагерю им. Ю. Беленогова. На подъезде к лагерю дорога раздвоится, потом вновь соединится. Имеет смысл ехать по правой ветке. (Белые стрелки на снимке совпадают с нашим маршрутом.)
Двигаясь по правой ветке, совсем близко справа будут видны ворота (или то, что от них осталось) бывшего детского лагеря «Колосок» (был когда-то и такой).
С этого момента участникам поездки придётся импровизировать. Территория и расстояния между точками импровизации позволяют это делать без особых затрат сил и времени.
Обратите внимание на следующую фотографию со спутника:
В левой части спутникового снимка – домики и участки коллективных садов. Зелёный значок правее вверху (над белой стрелкой) указывает на территорию «Колоска». Ниже значка и стрелки видна вертикальная полоска поперёк Кубани в верхней части речной петли – подвесной мост. На него указывает стрелка. Левее, сразу за началом поворота той же петли вниз виден «аппендикс» залива-притока, о котором пойдёт речь в последнем из трёх вариантов вашего движения к реке. Вправо и вниз от центра снимка – территория лагеря им. Беленогова (зелёный значок и несколько зданий в два ряда). Белая развилка в центре снимка – схема раздвоенной дороги к лагерю им. Беленогова. Вы подъедете к области верхнего зелёного значка (к бывшим воротам бывшего «Колоска») с севера (сверху).
Итак, вы подъезжаете с севера. Ваша цель – подвесной мост и берег за ним, где можно удобно устроиться на привал. Лучший и прямой путь – через территорию «Колоска». Если лагерь заброшен, вы пройдёте. Если кем-то используется, скорее всего, тоже пройдёте.
2-й (запасной) вариант прохода к мосту – продолжить движение по правой ветке дороги почти до самого лагеря им. Беленогова. По пути поглядывайте направо. В любой момент может обнаружиться проход на территорию «Колоска».
Прежде можно было пройти к мосту и вдоль берега, недалеко от воды, с «ничейного» пятачка между двумя лагерями через разрывы в ограждении «Колоска». Уверен, что и сейчас это возможно.
Если по какой-то причине перейти на другой берег не удастся, остаётся 3-й вариант – найти местечко на этом берегу. В лагерь им. Беленогова и вообще в ту сторону (по левому берегу вниз по течению) соваться не советую. Только время потеряете. Через лагерь не пустят, а пробиться с велосипедом в обход прежде было почти невозможно. Вряд ли что-то изменилось и на данный момент.
Взгляните ещё раз на предыдущий снимок со спутника, тот, который с речной петлей и притоком-«аппендиксом». Если при подъезде с севера обогнуть территорию «Колоска» с другой стороны, оставляя и её и речную петлю слева от себя, то можно выйти на очень привлекательную обширную прибрежную луговину, примерно к тому месту реки, где на снимке прописано её название (горизонтальный участок в левой части снимка). «Манёвр с обходом» следует выполнить подальше от притока-аппендикса, там, где он ещё не превратился в залив реки, а остаётся ручьём. Место пересечения ручья (перешагнуть) располагается в роще, почти у самого забора садов. Имеется соответствующая тропка, не везде абсолютно сухая и удобная, но вполне проходимая в обычной обуви. Кстати, пешком или на велосипеде пересечь сады хоть с реки, хоть с шоссе 10 лет назад было делом вполне реальным. На приречную луговину из садов ведёт много не запирающихся калиток и тропок. Впрочем, найти эти калитки легче, двигаясь по тропкам от реки.
Лесная зона левого берега Кубани по эту сторону от Волгореченского шоссе начинается с лагеря им. Ю. Беленогова. В советские времена попасть туда можно было прямо через территорию лагеря: либо через почти неохраняемые ворота, либо через прибрежные дыры в ограждении. Вдоль всего лагеря, параллельно реке, в т.ч. через подвесной, раскачивающийся под ногами, так называемый «пьяный мостик» над оврагом шла широкая ухоженная дорожка. За лагерем она превращалась в труднопроходимую, местами исчезающую тропинку. По этой тропке, петляющей вдоль реки, то приближающейся к берегу, то удаляющейся от него, можно было добраться до устья Кубани. В некоторых местах по ней даже можно было проехать на велосипеде. Но на ряде ряде иных участков, обходя речные заливы и чуть ли не вплавь переправляясь через впадающие в Кубань лесные ручьи, болотца и овраги, велосипеды превращаются в ручной багаж. Кроме того на пути к устью имелась ещё одна серьёзно обустроенная крепость, ещё один пионерский лагерь, лагерь завода «Строммашина» (впоследствии – «Родничок»). Сейчас он снесён до основания, и именно к этому «основанию» ведёт 2-е ответвление маршрута, условно названное мною «к лесной Кубани» или лесной вариант.
Итак, теперь последний, лесной вариант. (О его начальной части см. на стр. 7) Да, он приведёт на лесной и большей частью довольно высокий берег реки (что не отменяет возможность купания). Но собственно по лесу, по лесной тропинке (для велосипеда качество тропинки средненькое) от исходной точки он пройдёт менее километра. Далее надо будет пересечь асфальтированную дорогу, идущую от Волгореченского шоссе в Середнее, и продолжить движение в прежнем направлении по попутной, всегда почти пустой автодороге, никуда не сворачивая до самой Кубани. (Деревня Задубье останется слева и видна не будет.)
В итоге вы попадёте сюда, на площадку бывшего детского лагеря «Родничок» (прежде - пионерлагерь завода «Строммашина»):
Видна дорога, по которой вы прибудете с севера. За её поворотом недалеко от берега поблёскивает на солнце парочка легковушек.
Вдоль берега в обе стороны есть тропа, которой можно воспользоваться в поисках места отдыха. Для начала лучше всего продолжить движение по той же дороге вверх по течению реки (к левому краю картинки), перебраться через ручей в овраге, ведущем к небольшому заливу (см. слева вверху, рядом с лифтом увеличения картинки + -), и уж там, отгородившись оврагом от вездесущих иномарок, найти себе местечко на берегу.
Например, это:
Или это:
Вот, пожалуй, и всё. Счастливых путешествий!
Отдыхая на природе не оставляйте после себя мусор!О. А. Новиков. Июль, 2020 г.
Спортивно-оздоровительная лесная трасса из Малышкова в сторону Соснового бора