Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России

И. В. Цвигун
доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права

А. Ю. Васильев
Байкальский государственный университет экономики и права

Наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма в мире признан экологический туризм. В России данный вид туризма выделен в качестве приоритетного на ближайшее десятилетие. В статье дается характеристика целевого потребителя экотуристических услуг, выполнен SWOT-анализ развития экологического туризма в России, раскрывается содержание сдерживающих развитие факторов, определены направления развития данного вида туризма. Указывается на необходимость развития внутреннего экологического туризма и государственной поддержки в России на примере стран, где этот вид туризма активно развивается. Сделан вывод, что благодаря своему огромному природному потенциалу, уникальным природным объектам, входящим в список природного наследия ЮНЕСКО, Россия является одной из самых перспективных стран в плане развития экологического туризма.

Ключевые слова: экологический туризм; потребители экотуристических услуг; SWOT-анализ; перспективы развития; государственная поддержка.

I. V. Tsvigun
Doctor habil. (Economics), Professor, Baikal State University of Economics and Law

A. Yu. Vasilyev
Baikal State University of Economics and Law

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ECO-TOURISM IN RUSSIA

Eco-tourism is acknowledged the world’s fastest growing and most prospective aspect of tourism. Russia has made it a top-priority for the next decade. The authors give a characteristic of target consumer of eco-tourism services, make a SWOT-analysis of eco-tourism development in Russia, reveal factors that hinder this process, and determine further ways of development of this kind of tourism. By the example of other countries, the article underlines the necessity of governmental support for development of domestic eco-tourism. The authors come to the conclusion that Russia, possessing huge nature potential and unique UNESCO-protected nature objects, is one the most prospective countries in terms of eco-tourism development.

Keywords: eco-tourism; consumers of eco-tourism services; SWOT-analysis; development prospects; governmental support.

В настоящее время индустрия туризма и гостеприимства стала одной из ведущих отраслей экономики. На долю туризма и гостеприимства приходится около 10 % мировых потребительских расходов. Общемировой показатель поступлений от международного туризма в 2012 г. составил рекордные 1,075 трлн дол.1

1 Всемирная туристическая организации организация ЮНВТО. URL : http://www2.unwto.org/.

В 80-х гг. XX в. в мире стала формироваться новая форма туризма — экологический туризм (ecotourism), целью которого является получение удовольствия от общения с природой, экологическое просвещение и образование туристов, сохранение и минимизация вредного воздействия на окружающую среду, уважение прав местных коренных сообществ.

Экологический туризм в современной туристической индустрии играет важную роль, с каждым годом приобретая все большую популярность. Всемирная туристская организация (UNWTO) признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма в мире. Статистические данные говорят о небольшом по объему, но быстро растущем экотуристическом рынке. По разным оценкам на него приходится от 8 до 12 % от общих объемов международного туризма, при этом темпы роста экологического туризма в 2–3 раза превышают темпы роста всей индустрии туризма 1.

Экологический туризм, с одной стороны знаком россиянам, с другой стороны, является абсолютно новым явлением. Как отмечает Е. Ю. Колбовский, россияне всегда стремились на природу, не обременяя себя даже минимальным комфортом, и (по международным стандартам) занимались как раз экологическим туризмом. Палаточная жизнь без элементарных признаков удобств, перемещение «на своих двоих» с грузом за плечами, движение по трассам, которые мало приспособлены для передвижения, любование природой и знакомство с памятниками старины, тщательный сбор за собой мусора — все это появилось в России уже в начале 1960-х гг. [1, с. 51]. Однако, экологический туризм как отрасль, способствующая экономическому развитию территорий, созданию механизмов защиты окружающей среды только начинает развиваться в России.

Проблема развития экологического туризма в России заявила о себе с новой силой, когда в 2010 г. была принята концепция развития федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Тогда, будучи премьер-министром РФ, В. В. Путин поставил задачу развития познавательного туризма на территории национальных парков и заповедников. В августе 2011 г. президент России В. В. Путин во время своей поездки на Камчатку назвал развитие экологического туризма в России общегосударственной задачей2. Федеральное Агентство по туризму РФ выделило этот вид туризма в качестве приоритетного на территории России на ближайшее десятилетие.

Для того чтобы определить вектор развития экологического туризма необходимо понять, кто является целевым потребителем туристических услуг данного вида. Одним словом необходимо определить — кто такой экотурист? Образ экотуриста: турист финансово-состоятельный, любящий природу, обладающий высокой экологической культурой, интересом к природе и проблемам ее охраны. Люди, лишенные этих качеств, не поедут за собственные деньги в удаленные районы смотреть на природу, нередко испытывая при этом определенные бытовые неудобства.

Почему финансово-состоятельные? Экологический туризм — это в определенной степени «элитный» туризм. Посещение труднодоступных уголков природы (в границах ООПТ) требует, в отличие от простого отдыха, существенных материальных затрат на различные виды транспорта; привлечение квалифицированных гидов, проводников, для иностранных туристов — переводчиков; в определенных случаях на специальное снаряжение и др. Неудивительно, что во всем мире поток экотуристов формируют жители Европы, Северной Америки, отчасти Японии — страны с высоким уровнем жизни.

1 Всемирная туристическая организации организация ЮНВТО. URL : http://www2.unwto.org/.

2 В России необходимо развивать экологический туризм. URL : http://www.putin-itogi.ru.

Экотурист должен иметь экологическую культуру, которая прививается в обществе. Без экологической культуры турист превращается в «экологического дикаря», где за деньги можно позволить себе нарушать заповедный режим, тем самым нанося вред уникальным территориям.

Исходя из собирательного образа экотуриста, зададимся вопросом о возможности развития экотуризма в России в ближайшее время и о том, что этому мешает? Основные проблемы развития экологического туризма в России мы представили в SWOT-анализе (табл.).

SWOT-анализ развития экологического туризма в России
Сильные стороны Слабые стороны

Наличие большого количества природных туристических ресурсов мирового значения, входящих в список ЮНЕСКО.

Наличие одной из крупнейших в мире системы ООПТ: 101 заповедник, 41 национальный парк, 69 заказников.

Уникальное этническое разнообразие народов, проживающих на территории России

Слабое развитие инфраструктуры для экологического туризма.

Высокая стоимость организации экологического туризма.

Недостаточно эффективная государственная природоохранная политика, не развитая правовая база экологического туризма.

Дефицит квалифицированных кадров в сфере экологического туризма.

Недостаточно высокая экологическая культура населения России.

Отсутствие в России эффективного брендинга и маркетинга.

Отсутствие четкой стратегии развития экологического туризма в России

Возможности Угрозы

Рост популярности экологического туризма в мире. Появление новых групп клиентов.

Создание и продвижение туристического Бренда «Зеленое кольцо России».

Выгодное «евроазиатское» географическое положение России

Удаленность России от мест проживания экологических туристов.

Высокая стоимость транспортной составляющей в развитии экологического туризма.

Низкая покупательная способность населения, не готовность населения и предприятий тратить собственные средства на защиту природы.

Рост конкуренции среди стран-соседей Байкальского региона: Монголия, Казахстан, Китай

Одной из причин, тормозящих развитие экологического туризма в России, является слабое развитие инфраструктуры. Как бы ни были красивы российские природные территории, туристы не поедут туда, где не оборудованы зоны обслуживания для туристов: места размещения, питания, санитарные помещения. Строительство инфраструктуры является первостепенной задачей. Практика показывает, что попытки развития экологического туризма без наличия необходимой инфраструктуры не только заканчиваются неудачей, но и наносят непоправимый вред экологии. Инфраструктура для экологического туризма, с одной стороны, должна обслуживать туристов, с другой стороны, способствовать защите и сохранению естественной природы. Экологический туризм может быть достаточно комфортным, но при этом его организаторы и участники должны понимать, что суперкомфорт любой ценой, особенно среди девственной природы, — недопустимое расточительство. Поэтому строительство огромных гостиничных комплексов на особо охраняемых природных территориях не приемлемо.

Другая проблема — это удаленность объектов экологического туризма от мест проживания экотуристов. Как правило, наиболее красивейшие природные территории России находятся на большом удалении от мест традиционного проживания экотуристов. Исключением является только Курская коса в Калининградской области, находящаяся в центре Европы, и Камчатка, расположенная неподалеку от островов Японии. Кроме того, от международного аэропорта до самого объекта экологического туризма, как правило, необходимо проделать долгий путь по дорогам, качество которых оставляет желать лучшего. Эти факторы также оказывают большое влияние на стоимость организации экологического туризма. Кроме этого, рост транспортных тарифов и стоимости услуг размещения делает экотуры более дорогими в России, по сравнению с подобными предложениями других стран. Стоимость номеров в гостинице в России выше на 72–80 %, чем в других странах, развивающих экологический туризм [2]. При этом уровень цен часто не соответствуют реальным условиям проживания и качеству предоставляемых услуг.

Важное значение для экологического туризма имеет экологическая устойчивость территорий. Эксперты международного экономического форума поставили нашу страну на 134-е место из 140 стран по показателю экологический устойчивости и на 103-е место по жесткости экологического регулирования [3, p. 298]. Столь низкие места в рейтинге свидетельствуют о недостаточно эффективной природоохранной политике, проводимой в России, и о необходимости ужесточения наказаний за экологические правонарушения. По эффективности маркетинга для привлечения туристов эксперты поставили нашу страну на очень низкое место — 126-е из 140 стран [Там же]. Отсутствие узнаваемого туристического бренда является сдерживающим фактором для развития туризма. В России сегодня еще недостаточно развита правовая база экологического туризма. В законодательстве четко не определено, что следует понимать под экологическим туризмом, на каких принципах, где и как он должен развиваться. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. No 132-ФЗ понятие экологический туризм не раскрыто и не используется.

К сдерживающим факторам развития экологического туризма относится отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, профессионально знающих экологические технологии в туризме. В России отмечается нехватка профессиональных экскурсоводов для экологического туризма, связанная с большой сезонностью данного видов работ.

Не менее важное значение для развития экологического туризма в России имеет формирование собственного туристического бренда. Сейчас половина иностранных туристов, посещающих нашу страну, останавливаются в СанктПетербурге, еще 35 % выбирают в качестве объекта туризма Москву. На путешествие по «Золотому кольцу» отправляются еще 15 %1. С остальными туристическими объектами России иностранные туристы практически не знакомы, например, самое глубокое на земле озеро Байкал посещают всего около 2 % иностранных туристов, приезжающих в Россию. На сегодняшний день наиболее перспективным экотуристическим брендинговым проектом является «Зеленое кольцо России». «Зеленое кольцо» — это новый туристический маршрут, создаваемый по аналогии с «Золотым кольцом России». Туристический бренд «Золотое Кольцо» был образован в 1967 г., когда появилась идея объединить города вокруг Москвы, в которых сохранились памятники русского зодчества, под общий туристический бренд. «Золотое кольцо» стало самым удачным туристическим брендом России, получившим мировую известность. При формировании туристического бренда «Зеленое кольцо» приоритет должен отдаваться красивейшим и максимально удаленным от столицы объектам. В новый туристический маршрут могут войти такие природные объекты как Карелия, плато Путорана, озеро Байкал, Алтай, Камчатка и Сахалин. Создание нового экотуристического бренда поможет привлечь в экотуристическую сферу как российских, так и зарубежных туристов.

1 Привлекательные природные объекты РФ могут войти в общероссийское Зеленое кольцо. URL : http://www.stfond.ru/articles.htm?id=9049.

Объединение под единый экологический бренд уникальных по красоте природных уголков России будет способствовать формированию положительного имиджа России как экотуристической страны, повысит узнаваемость объектов экотуризма, привлечет инвестиции и создаст новые рабочие места в регионах. При грамотной организации, единый экологический бренд «Зеленое кольцо России» может получить мировую известность и способствовать продвижению и развитию экологического туризма в России.

Кроме изложенных проблем, в России на развитие экологического туризма влияют факторы социального характера. Это недостаточно высокая общая экологическая культура населения, неготовность граждан и организаций тратить свои средства на защиту природы, долговременная изоляция населения страны от заграничного дешевого пляжного туризма, низкая покупательная способность населения. Согласно исследованиям Института социологии РАН, 59 % населения России — бедняки, а средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, составляет всего 6–8 %1.

Все это способствует оттоку внутреннего потребителя — самих жителей России от развивающихся на некоторых территориях экологических курортов в пользу дешевого «дикого» туризма или дешевого пляжного зарубежного туризма.

При развитии экологического туризма в России не следует делать упор только на привлечение зарубежных экотуристов. Внутренний экологический туризм активно развивается в тех странах, которые первоначально создали хорошие условия для экологического отдыха своих соотечественников. Наиболее развит он в США, Канаде, Франции, Германии, Великобритании. Спрос внутреннего рынка на экотуризм увеличивается в некоторых странах ЮгоВосточной Азии (Таиланд, Индонезия).

Опыт национальных парков США показывает, что при правильной работе можно привлечь миллионы туристов из своей страны. Для этого необходимо развивать просветительскую работу, активно внедрять экологическое образование и повышать культурный уровень населения.

Для успешного развития экологического туризма в любой стране, как главная предпосылка, необходима активная природоохранная работа. Достаточно большой и стабильный поток туристов можно привлечь только тогда, когда есть на что посмотреть. Уникальная природа и красивые ландшафты, несомненно, большой плюс территории, однако, если естественная природная среда загрязнена, нет или мало представлено интересных животных, будет трудно привлечь внимание туристов. Экологический туризм активно развивается в тех странах, где правительство активно защищает естественную природную среду, на всех уровнях власти поддерживаются экологические начинания, проекты и движения, где создаются благоприятные политические рамки для экологического туризма, экологическая работа становится составной частью всех правительственных программ. Мировыми лидерами по приему экотуристов на сегодняшний день являются такие развивающиеся страны как КостаРика, Белиз, Эквадор, Кения, Танзания, Непал.

1 59 % населения России — бедняки. URL : http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/01/11/932127.html.

В России должна быть внедрена государственная экологическая пропаганда и просвещение. В средствах массовой информации, на телевидении и на сайтах в Интернете должно быть уделено больше внимания проблемам экологии. Базовые понятия экологии должны прививаться, начиная с детского сада, и, впоследствии, нормы экологической культуры должны воспитываться в средних и высших учебных заведениях. Экологическому туризму необходима активная государственная поддержка.

По оценке Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия может принимать до 40 млн иностранных туристов ежегодно. По наличию природных туристических ресурсов мирового значения, согласно отчету экспертов международного экономического форума, Россия занимает 4-е место [3, p. 298]. Благодаря своим природным ресурсам Россия является одним из самых перспективных регионов, с точки зрения развития экологического туризма. При успешном решении ряда проблем, Россия может превратиться в международного лидера по приему экотуристов.

Список использованной литературы

1. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Колбовский. — М. : Академия, 2006. — 254 с.

2. Васильев А. Ю. Место прибайкальского региона в структуре международного экологического туризма / А. Ю. Васильев // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2011. — No 1. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article. aspx?id=7559.

3. Blanke J. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 / J. Blanke, T. Chiesa // World Economic Forum. — Geneva : Copyright, 2013. — 485 p.

References

1. Kolbovskiy E. Yu. Ekologicheskiy turizm i ekologiya turizma [Eco-tourism and ecology of tourism]. Moscow, Academia Publ., 2006. 254 p.

2. Vasiliyev A.Yu. Role of Baikal region in the international ecotourism system. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) – Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2011, no. 1. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=7559 (in Russian).

3. Blanke J., T. Chiesa. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013. World Economic Forum. Geneva, Copyright, 2013. 485 p.

Информация об авторах

Цвигун Ирина Всеволодовна — доктор экономических наук, профессор, декан факультета мировой экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: tsvigun@isea.ru.

Васильев Антон Юрьевич — аспирант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: av234@yandex.ru.

Authors

Tsvigun Irina Vsevolodovna — Doctor habil. (Economics), Professor, Dean, Faculty of World Economy and Public Administration, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: tsvigun@isea.ru.

Vasilyev Anton Yurevich — PhD student, Dep-t of World Economics and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: av234@yandex.ru.

ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ 2013. №6

© И. В. Цвигун, А. Ю. Васильев, 2013

Ethnographical tourism in Russia