Костромской музей народной архитектуры и быта
Просвещения улицаКостромской музей народной архитектуры и быта может считаться самым богатым и представительным архитектурно-этнографическим музейным комплексом под открытым небом на территории средней России.
Начало его создания относится к 1955 г. и было связано с затоплением зоны нижнего течения реки Костромы в результате строительства Горьковской ГЭС. В этот период со своих мест были перевезены Спасо-Преображенская церковь (с. Спас-Вежи) и четыре бани (д. Ведерки), ставшие первыми экспонатами музея. Они были размещены на территории Нового города Ипатьевского монастыря. Первоначальное устройство музея внутри монастырских стен следует признать неудачным по двум причинам. Во-первых, это нарушило исторический облик старинного ансамбля, во-вторых, ограничивало возможности дальнейшего расширения музейного комплекса в этих пределах. На втором этапе его развития в 1960-1965 гг. новые объекты были поставлены севернее Ипатьевского монастыря в Богословской (ныне Трудовой) слободе, на участке площадью 9 га, где ранее располагался монастырский хозяйственный двор. Размещенные здесь четыре памятника (церковь Собора Богородицы, дом Ершова, овин и ветряная мельница), несмотря на кажущуюся органичность, внесли определенный диссонанс в исторически сложившуюся пространственную и планировочную структуру слободы. В результате изменилось также архитектурное окружение стоящей рядом церкви Иоанна Богослова, которая ранее безусловно господствовала в застройке слободы. К тому же цельный характер Богословской слободы препятствовал дальнейшему развитию музея на данной территории без разрушения ее исторического облика. Лишь на третьем этапе формирования музея, который начался в 1969 г. и продолжается по настоящее время, отмеченные недостатки были преодолены.
Новый, наиболее значительный по площади (30 га) участок находится к югу от Ипатьевского монастыря на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу, от которой территория отгорожена дамбой. Расположенный здесь музейный комплекс обладает необходимой пространственной самостоятельностью и четкой обособленностью от ансамбля Ипатьевского монастыря. Природно-ландшафтные особенности нового участка, включающего живописную пойму речки Игуменки, отвечают тому типологическому разнообразию, которое присуще экспонатам музея. Церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки требуют различного подхода к их размещению при воссоздании на новом месте. Избранная территория позволила в большинстве случаев подчеркнуть своеобразие каждого сооружения или его типичность. Композиционным стержнем музейного комплекса служит созданный вдоль левого берега Игуменки порядок условной деревенской улицы. Позади поставленных здесь домов, как бы за их огородами размещены амбары, овин, кузница, что в некоторой степени воссоздает характер крестьянских усадеб. В самой воображаемой деревне расположена часовня, а две церкви восстановлены за ее пределами, на “погостах”, что реконструирует различные схемы расположения культовых сельских построек. Бани на берегу Игуменки, напротив “деревни”, и ветряные мельницы на поляне у южной окраины музейной территории создают обособленные группы построек, которые как и ряд других экспонатов, соединены между собой тропинками и лавами, переброшенными через протоки речки. Часть экспонатов (бани, овин, ветряная мельница) были перенесены сюда с первых двух площадок и размещены в более удобных местах.
Ансамбль музея продолжает пополняться новыми объектами. В 1984 г. музею был отведен еще один участок площадью около 18 га, который расположен в нескольких десятках метров к западу от площадки в пойме р. Игуменки. Здесь на небольшой возвышенности была размещена ветряная мельница-шатровка из с. Спас Нерехтского района, реставрация которой завершилась в 1990 г. В 1995 г. была разобрана для проведения ремонтно-реставрационных работ водяная мельница второй половины XIX в., перевезенная в музей из д. Нюрюг Шарьинского района и реставрированная в 1960-х гг. Высокий сруб мельницы, завершенный двускатной кровлей, был установлен на сваях в заводи р. Игуменки. Внутри был воссоздан рабочий механизм. Еще ранее, в 1993 г., пострадала от пожара ветряная мельница “на избушке” из д. М. Токарево, перевезенная в музей и реставрированная в 1962-1963 гг. Среди других ветряных мельниц, расположенных на поляне у южной окраины территории музея, она выделялась наличием двух срубов: нижнего, использовавшегося как склад, и верхнего, в котором находились жернова. Непоправимой потерей для музея стала гибель во время пожара в сентябре 2002 г. замечательного образца деревянного зодчества церкви Спаса-Преображения из с. Спас-Вежи, в настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника. Многолетняя работа по выявлению и вывозу памятников из различных деревень и сел Костромской области, по сборке и реставрации их на территории музея осуществлялась сотрудниками и рабочими Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (архитекторами К.Г. Тороп, В.С. Шапошниковым, И.Ш. Шевелевым и др.). В создании музея принимали также участие известные московские архитекторы-реставраторы Б.В. Гнедовский, В.М. Дворяшин и А.В. Ополовников.
В настоящее время на всех четырех участках Костромского музея деревянного зодчества расположено около 30 построек-экспонатов. Они включают и такие шедевры народной архитектуры как церковь Собора Богородицы из с. Холм или дом Скобелкина, и скромные, нередко чисто утилитарные сельские сооружения, как амбары или бани. Первые обладают высокими архитектурно-художественными достоинствами, вторые расширяют наши представления о повседневной среде обитания крестьян Костромской губернии, представляя прежде всего историко-этнографический интерес. Сочетание архитектурного и этнографического принципов характерно и для общей концепции музея. В нем не только собраны разнообразные типы деревянного зодчества Костромского края, но также экспонируется восстановленная в домах крестьянская обстановка, проводятся выставки предметов крестьянского быта и ремесел.
Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск I (PDF)