Церковь Спаса Преображения села Спас-Вежи

Просвещения улица
 Фото кон XIX - нач XX вв.
Церковь Спаса Преображения с колокольней.

Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Храм подвергался неоднократным ремонтам. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 1876 г. церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. В 1899 и 1904 гг. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Одновременная церкви и связанная с ней переходами шатровая колокольня на шести дубовых сваях погибла в 1926 г. В 1908 г. рядом с ней была выстроена сохранившаяся до настоящего времени кирпичная колокольня.

Клетская церковь Спаса Преображения в селе Спасе. Середина 50-х гг.

В 1956 г. храм был перевезен в музей народной архитектуры и быта из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х гг. в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского. Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества. Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке. Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли.

Церковь в с. Спас-Вежи в Ипатьевском монастыре. Фото М. А. Ильина

Объемно-планировочная композиция церкви имела ряд особенностей: трапезная в плане представляла собой неправильный четырехугольник, четверик и апсида были также “косоугольны”, ширина галереи была неодинакова в различных местах. Однако зрительно эти изменения геометрических форм не воспринимались. Отклонения от прямых линий наблюдались и у кровель храма, например, скаты кровли четверика имели небольшую кривизну. В южной и северной стенах храма были устроены косящатые окна, а в апсиде также и волоковые. Каркасные стены галереи были забраны тесом “в елку” и прорезаны окнами с килевидными завершениями.

Преображенская церковь в Ипатьевском монастыре

Наиболее нарядными элементами церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры. С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.

church
Памятники народного деревянного зодчества севера России

Лит.: В. Соколов. О церкви в селе Спас-Вежи // Костромская старина. Вып. 6. Кострома, 1905. С.136-143; В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 245; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 118-120; В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии ХV-ХVIII вв. Вып. 5. М., 1912. С. 60; C. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С. 40, 74-75; Е. Ащепков. Русское деревянное зодчество. М., 1950. С. 56-58; И.В. Маковецкий. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. М., 1952. С. 28-33; История русского искусства. Т. IV. М., 1959. С. 100-102; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. Ярославль, 1968. С.73-74; В.Н. Бочков, К.Г. Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С.82-90; Е.В. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. Ярославль, 1971. С. 5-13; В.Н. Иванов. Кострома. М., 1978. С. 115-118; Е.В. Кудряшов. О времени постройки церкви Спаса Преображения из села Спас-Вежи Костромской области // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. М., 1980. С. 100-102; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 156-157; А.Н. Мазерина, М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. Кострома, 1984. С. 4-6. ГАКО, ф. 130, оп. 9, ед. хр. 3233, л. 42.; Л.П. Пискунов. Из истории моей родины. О прошлом деревни Вёжи под Костромой;

Памятники архитектуры Костромской области (I ч. 3)
Kostroma Representation