Губернский дом 2004 год. № 1-2
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1-2. – Кострома: Б/и, - 2004.
Содержание
IИсследователь Александр Григоров и его фонд в Государственном архиве Костромской области 2
Из личного фонда Григорова 8
Из воспоминаний об А.А. Григорове 15
Прощальный визит в Спас-Заборье 34
II“У меня нет двух правд”. Из записок А.А. Григорова 36
История в письмах 40
“Лишить избирательных прав.” Судьба семьи Л.А. Се.меновой (Григоровой) 68
Вокруг Григорова. Дворянские усадьбы и их владельцы. 79
IIIА.А. Григоров. Об истории одной рукописи 86
Н.Ф. Чалеев. Главы из воспоминаний 92
Напоследок. Семейные истории 115
СОБИРАТЕЛЬ ПАМЯТИ
казалось бы, образом - собиранием памяти.
Игорь Дедков
Редкая по драматизму и вместе с тем удивительно яркая творческая судьба Почетного гражданина Костромы Александра Александровича Григо рова - лучший пример противостояния злу. Пример достоинства, чести и доброты человека в разных временах и при любых обстоятельствах жизни.
Обычно журнал “Губернский дом” открывается “Добрым словом”. Однако в данном случае сделано исключение, ибо весь этот номер - одно большое доброе слово выдающемуся историку-генеалогу в день его 100-летия.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ГРИГОРОВ И ЕГО ФОНД
Александр Александрович Григоров родился 19 (6 ст.ст.) марта 1904 г. в усадьбе Александровское-Пеньки близ села Спас-Заборье Кинешемского уезда Костромской губернии. О своей семье Григоров писал, что она “была старая дворянская, не знатная и небогатая, имевшая древнюю родословную - “столбовая” дворянская семья”, корни которой уходили в Новгород XVI века. На костромской земле Григоровы поселились после О течественной войны 1812 г. Одним из выдающихся представителей семьи Григоровых, оставивших глубокий след в костромской истории, был прадед Александра Александровича - Александр Николаевич Григоров, основавший в 1857 г. Григоровскую женскую гимназию в Костроме, ставшую первым всесословным женским учебным заведением такого уровня в России. Также он пожертвовал большие суммы на восстановление после пожара 1847 г. Богоявленского монастыря и костромского городского театра.
Отец Александра Александровича, Александр Митрофанович Григоров (1867-1915), окончил с золотой медалью в Москве лицей цесаревича Николая (“Катковский лицей”) и поступил в Горный институт, но, не доучившись, бросил его и поступил в Алексеевское военное училище, по окончании которого определился на службу в лейб-гвардии Санкт-Петербургский полк в чине поручика. Этот полк был расквартирован в Варшаве и входил в состав 3-й гвардейской пехотной дивизии, в которую также входили лейб-гвардии Волынский, лейб-гвардии Литовский и лейб-гвардии Кексгольмский полки. Во время службы в Варшаве отец Александра Александровича познакомился со своей будущей женой Верой Александровной Матвеевой. Мать Александра Александровича, Вера Александровна, родилась в Варшаве 13 января 1870 г. в семье начальника артиллерии варшавской крепости полковника Александра Лукича М атвеева.
Родители Александра Александровича венчались 7 мая 1899 г. в церкви лейб-гвардии Литовского полка.
В 1895 г. скончался дед Александра Александровича - Митрофан Александрович. В 1899 г. отец Александра Александровича, Александр Митрофанович, вышел в отставку и занялся ведением хозяйства в усадьбе Александровское, одновременно участвуя в общественной жизни Кинешемского уезда и Костромской губернии. Был гласным уездного и губернского земств, попечителем многих учебных заведений, в том числе и Григоровской женской гимназии. В 1904 - 1906 гг. являлся председателем Кинешемской уездной земской управы.
В семье старших Григоровых было четверо детей - Людмила (1900-1938), Митрофан (1902-1937), Александр (1904-1989), Иван (1914-1942). Также в семье жила воспитанница матери, взятая из костромского приюта незаконнорожденная дочь костромского дворянина А.И. Бирюкова Наталья Александровна Крутикова.
По мере взросления детей их отдавали на обучение в различные учебные заведения, после основательного домашнего воспитания и образования. Сестру Людмилу очень рано отдали в Московскую женскую классическую гимназию С.Н. Фишер. Александра и Митрофана родители предполагали определить в Московский лицей цесаревича Николая (“ Катковский лицей”), где преподавались латинский и греческий языки. Для подготовки детей по этим предметам в дом был приглашен студент Варшавского университета Казимир Станиславович Сенкевич.
В связи с денежными затруднениями намерения родителей Григорова изменились. Обучение двоих сыновей в Московском лицее легло бы непосильным бременем на плечи семьи. В распоряжении же костромского дворянства имелся значительный капитал, оставленный в 1834 г. по завещанию капитан-лейтенантом Дурново В.А. на воспитание и обучение нуждающихся дворянских детей Костромской губернии. На проценты от этого капитала ежегодно обучалось 6 человек в 1-м Московском кадетском корпусе и Морском кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Таким образом, родителями было принято решение отдать детей на обучение на стипендию В.А. Дурново в 1 - й Московский кадетский корпус.
Летом 1914 г. началась первая мировая война, и отец Григорова Александр Митрофанович был призван на фронт. Он был направлен командиром 15 роты 148 пехотного Каспийского полка 37 дивизии. Александр Митрофанович Григоров погиб в боях с немцами у Днестра 22 мая 1915 г.
Весной 1916 г. Александр Александрович стал кадетом 1-го Московского кадетского корпуса, его брат Митрофан - 3-го кадетского корпуса.
Среди воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса были члены таких известных фамилий, как маршал Тухачевский, сын владельца Пресненской мануфактуры Владимир Прохоров, сын промышленника Рябушинского, сын генерала Лукомского Сергей.
В корпусе А.А. Григоров пережил и Февральскую, и Октябрьскую революции, выдержал вместе с другими кадетами несколько дней осады красногвардейцев, а после капитуляции корпуса вместе с братом Митрофаном вернулся в родную усадьбу Александровское.
В июле 1918 г. усадьба, принадлежавшая Григоровым, была национализирована, и семья приняла решение переехать на Украину в имение соседей по усадьбе Александровское и будущих родственников Хомутовых Требиновка. К тому времени в этом имении собралось много родственных семей Григоровых и Хомутовых. Много лет спустя А.А. Григоров писал, что “жизнь в Требиновке была какая-то беззаботная и напоминала пир во время чумы”. Но лихолетье гражданской войны докатилось и до этого укромного уголка, и перед все ми обитателями, в том числе и перед Александром Григоровым, встал моральный вы бор. Можно было эмигрировать в Польшу и далее на запад, семья же Григоровых вернулась на родину. Они обосновались в приходском селе Спас-Заборье, на погосте которого было похоро нено не одно поколение Григоровых. Александру Алек сандровичу удалось устроиться рабочим химического завода “ Ш угаиха”, затем агентом по переписи “объектов сельхозобложения”, а позднее бухгалтером на Александровскую фабрику (бывшая Галашина).
В 1924 году Александр Александрович женился на давней своей знакомой Марии Григорьевне Хомутовой, а обвенчался с ней позднее, в мае 1925 г. в Костроме, в церкви Бориса и Глеба. Семья Хомутовых жила в сосед ней усадьбе Соколово Кинешемского уезда, Хомутовы - древний дворянский род, по преданиям, ведущий свое начало еще от некоего Неве ра, жившего до крещения Руси в Новгороде. Мария Григорьевна Хомутова родилась 4 апреля (20 марта ст. ст.) 1904 г. Этот брак длился всю жизнь и был прерван только смертью супруги 19 марта 1986 г.
В январе 1926 г. молодая семья переехала в Кострому, и А.А. Григоров устроился на работу в “Сырсою з” (союз молочных, маслодельных и сыроваренных арте лей). Мария Григорьевна была домохозяйкой. Весной того же года у них родилась первая дочь Любовь. В конце 1926 г. “Сырсоюз” был ликвидирован, и А.А. Григоров перешел на работу в гу бернский лесной отдел (Губ-лесотдел). С этого времени долгие годы (с 1926 по 1940 гг.) его жизнь была связана с лесным ведомством. В сентябре 1927 г. он переехал на новое место службы и жительства в Потрусовское лес ничество Кологривского уезда.
Усадьба лесничества располагалась в урочище Л и новка. Годы, проведенные там, сам Александр Александрович считал самыми счас тливыми в своей жизни. Здесь же, в Липовке, у них родился в 1928 г. сын Саша, трагически погибший на глазах матери в августе 1932 г. В эти годы Александр Александрович окончил Лесной техникум при Наркомате земледелия и работал в разных леспромхозах Костром ской, Вологодской, Рязанской областей, в Мордовии.
Впервые А.А. Григоров был арестован осенью 1930 г. на станции Нея Ивановской (ныне Костромской) области. Его обвинили в принадлежности к “Группе 19” , дей ствовавшей по заданию “Промпартии”, якобы ведущей антисоветскую пропа ганду в Ярославле, Кинешме и Костроме, и поместили в печально известную ярославскую тюрьму “Коровни ки”. Через полгода в марте 1931 г. он был освобожден.
После освобождения Александр Александрович вмес те с семьей несколько разменял место жительства. В 1933 г. он переехал в Монзенский леспромхоз Воло годской области. В 1934 г. в семье Григоровых родилась дочь Галина.
В 1935 г. А.А. Григоров был переведен в крупнейший на Европейской территории СССР Темниковский леспромхоз недалеко от станции Потьма в Мордовской АССР.
В 1937 г. все руководство леспромхоза было арестовано, а сам леспромхоз был передан в ведение Гулага. А.А. Григорову было поручено произвести передачу этого огромного предприятия. В конце 1938 г. он по приглашению директора Октябрьского леспромхоза пе решел на работу в г. Кадом Рязанской области. Во второй раз он был арестован 9 июня 1940 г, в г. Кадоме Рязанской области. Александр Александро вич отказался подписать все предъявленные ему обвинения в членстве в террористической организации, вредительстве, шпионаже, антисоветской агитации и т.д. и на суде был приговорен к 10 годам заключения по 58-й статье. Спустя три месяца после его ареста была арестована и Мария Григорьевна. Дочерей Любовь и Галину взял к себе старый друг семьи Хомутовых, крупный ученый-физик, член-корреспондент Академии наук СССР Александр Саввич Предводителев, Свой срок Григоров отбывал на строительстве 2-й очереди Беломорканала, затем на строительстве железной дороги Котлас-Воркута, на строительстве Байкало Амурской магистрали (БАМ) от станции Пивань на Амуре до порта Ванино в Советской Гавани, в Комсомольске-на-Амуре. (см. дд. 2, 6). В 1950 г., по окончании срока заключения, Григоров был отправлен в ссылку в Красноярский край. В начале 1951 г, Александру Александровичу и Марии Григорьевне удалось получить разрешение отбывать ссылку вместе в Казахстане. В 1956 г. они были полностью реабилитированы за отсутствием состава преступления. В 1959 г, супруги Григоровы вместе со старшей до черью Любовью вернулись на свою историческую родину - в Кострому.
Следует сказать немного о судьбе дочерей Александра Александровича. После ареста родителей их увез к себе в Москву А.С. Предводителев, где они прожили до начала войны. Так как они не были удочерены официально, им не разрешили ехать в эвакуацию вместе с семьей Предводителева. И в судьбу детей вмешался родной брат Марии Григорьевны Иван Григорьевич Хомутов. Будучи бездетным во втором браке, он удочерил обеих девочек и увез их в Новоси бирск. Он решил воспитать детей по-своему - запретил упоминать родителей как "врагов народа”. Старшая, Люба, которой к тому времени исполнилось 16 лет, не пожелала отречься от отца с матерью и ушла от Хомутовых, младшая же, Галина, обрела своих настоящих родителей уже в зрелом возрасте в середине 70-х годов.
До самого своего выхода на пенсию в 1964 г. А.А. Григоров работал простым бух галтером на Костромском хладокомбинате, а выйдя на “заслуженный отдых”, наконец-то смог заняться любимым делом, к которому стремился всю свою жизнь, - начал изучать сначала историю своей семьи и родственных им семей, затем всего Костромского дворянства. И еще одна неосуществленная юношеская мечта смогла вопло титься в жизнь. В детстве он часто слушал рассказы своего дяди контр-адмирала Ни колая Митрофановича Григорова о море и сам мечтал когда-нибудь отправиться в плавание. А на склоне лет он стал одним из авторитетнейших знатоков истории российского военно-морского флота, отдав этому занятию много времени и сил.
В конце 60-х гг. Александр Александрович познакомился с внучкой драматурга А.Н, Островского Марией Михайловной Шателен, которая предложила ему поработать над книгой по истории Щелыкова. Она же добилась для него официального разрешения для работы в Государственном архиве Костромской области, в читальный зал которого до этого ему путь был закрыт. По существующим тогда порядкам, исследователи имели доступ к документам только при наличии ходатайства от направившей их организации, а пенсионер Григоров такой бумаги не имел и иметь не мог.
С той поры А.А. Григорова и сотрудников ГАКО долгие годы связывали не только деловые отношения, но и человеческая привязанность, глубокое уважение.
Александр Александрович был не только постоянным исследователем в читальном зале архива, но и на два месяца в году (как это разрешало пенсионное законодательство того времени) становился штатным сотрудником архива. Он занимался описанием старинных документов, так как очень хоро шо читал скоропись XVII- XVIII веков. К нему обращались за консультациями на учные сотрудники архива, а также он читал лекции по истории костромских дворянских семей (Лермонтовых, Катениных и др.) и по истории российского военно-морского флота.
В мае 1989 г. Александру Александровичу Григорову по ходатайству Костромского отделения Всероссийского фонда культуры было присвоено звание Почетного гражданина г. Костромы.
Скончался А.А. Григоров 7 октября 1989 г. и был похоронен на Заволжском кладбище Костромы.
В память о нем с 1991 г. ежегодно проходят Григоровские чтения.
Документы своего личного фонда Александр Александрович начал сдавать в Государственный архив Костромской области сам с конца 70-х годов XX века. Во время пожара в облгосархиве в .1982 г. эти документы значительно пострадали, по этому Александру Александровичу пришлось по мере сил восстанавливать утраченное. Этот пожар переживался им как личная трагедия. Часть личного фонда поступила на государственное хранение уже после смерти Григорова от его внучки Галины Николаевны Масловой, наследницы деда. При ее активном участии и поддержке проходят ежегодные Григоровские чтения. Она была инициатором создания в Костроме Григоровского историко-родословного общества в 1993 г.* и является его председателем. А также она вице-предводитель Костромского дворянского собрания.
Условно все документы фонда можно поделить на две большие группы: документы по истории костромского и российского дворянства и документы по истории российской армии и военно-морского флота.
Документы по истории дворянства формировались следующим образом: Александр Александрович по самым различным источникам находил сведения о представителях той или иной фамилии, составлял на каждого из них персональную карточку с указанием имени, отчества, фамилии, названия родовой усадьбы, количества душ, занимаемых должностей - для мужчин, фамилии мужа - для женщин, наличия детей, источника сведений (как правило, архивных шифров) и других сведений. Объем приводимых сведений мог быть самым разнообразным - от указания только имени до развернутого повествования о жизни конкретного человека. Для себя он называл эту работу "разработкой фондов”. Таким образом, он “разработал” фонды Государственного архива Костромской области: ф. 121 - “Костромское губернское дворянское депутатское собрание”, ф. 122 - “Костромской губернский предводитель дворянства” , ф.116 - “Костромская палата гражданского суда” и другие. Черновые выписки из документов этих фондов составили сравнительно большой раздел описи. Впоследствии на основании этих персональных карточек он составлял поколенные росписи и схемы родословных дворянских родов Костромской губернии. Поскольку полнота сведений была неодно родной, на представителей одних фамилий осталось всего несколько карточек (Абашидзе, Гейдены, Копыловы, Шидловские и др.), о других же написаны полноценные научные исследования (“Сага о Бутаковых”, “Ро дословие Лермонтовых” , “В самом северном уезде...” о Невельских). Григоровым велась постоянная работа по пополнению картотек и поколенных росписей. Этим объясняется большое количество дублетных и вариативных материалов в фонде.
Для пополнения сведений Григоров исследовал не только самые разнообразные архивные (занимался в Государственном архиве Костромской области, архивах Москвы, Ленинграда, писал запросы в Калужский, Рязанский, Тульский и архивы других областей), но и печатные источники (“Бархатную книгу”, “Родословный сборник русских дворянских фамилий” В.В. Руммеля и В.В. Голубцова, аннотированный указатель “История дореволюционной России в дневниках и врспоминаниях” под руководством П.А. Зайончковского и другую литературу, в том числе изданную русскими эмигрантами за границей). Еще одним край не ценным источником была для Александра Александровича переписка с генеалога ми, краеведами (Ю.Б. Шмаровым, И.В. Сахаровым, В.А. Казачковым, С.А. Са пожниковым, В.П. Хохло вым) и просто с потомками тех людей, родословные которых он составлял.
Сейчас закончено описание личного фонда Александра Александровича Григорова. Фонд этот хранится в Государственном архиве Костромской области.