С.В. Демидов

Записки церковного реставратора

Оглавление

Вступление наместника Донского монастыря митрополита Каширского Феогноста 3

Вместо предисловия. Немного о себе 9

Глава 1. В начале пути

«...А по крестам должно быть самой первой работы, но без полулуниев...» 18

Подарок Петра I 25

Дневник Ефима Честнякова 30

Глава 2. Восстановление Даниловского монастыря 39

Глава 3. Обретение святынь

Обретение чудотворной Владимирской-Нерехтской иконы Божией Матери 1636 года 51

Обретение мощей святителя Игнатия (Брянчанинова) 64

О передаче мощей Ярославских князей Феодора и его чад Давида и Константина и обретении мощей святителя Иннокентия Иркутского 78

О чем поведало благоухание 88

Обретение мощей святого князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском 102

Глава 4. Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря 114

Глава 5. На службе у преподобного Серафима Саровского

Восстановление кельи преподобного Серафима в Саровском монастыре 138

Дальняя пустынь преподобного Серафима Саровского (из истории строительства и восстановления) 157

Глава 6. В поисках утраченных захоронений

О поисках места захоронения первого русского генералиссимуса А.С. Шеина 174

Глава 7. Исследование пещер в подмосковном селе Талицы 187

Приложения. Непридуманные истории

Кошачьи похороны 199

Женщина с косой (из рассказанного соседкой А.Д. Холиной) 201

«Всякое ныне житейское отложим попечение» 210

Список творческих работ и публикаций С.В. Демидова 219

Список проектов реставраций, выполненных С.В. Демидовым в 1975—2021 годах 225

Вместо предисловия.
Немного о себе

Demidov family
Семья Демидовых. В первом ряду слева направо: мама Любовь Дмитриевна, брат Николай, бабушка Мария Григорьевна, папа Василий Сергеевич. Второй ряд: сестра Наталья, Сергей, тетя Клавдия Сергеевна

Родился я в 1948 году. Детство прошло в подмосковном селе Софрино, историческое название которого – Сафарино. Находится оно в Пушкинском районе. Над селом возвышалась полуразрушенная Смоленская церковь.

Наша семья состояла из бабушки – матери отца Марии Григорьевны, родителей: отца Василия Сергеевича и матери Любови Дмитриевны, старшей сестры Натальи, меня, младшего брата Николая и незамужней сестры отца Клавдии Сергеевны. Жили дружно, все много работали. Отдыхать было некогда: все силы после основной работы уходили на труды по хозяйству домашнему.

Temple of the Smolensk Icon of the Mother of God
Храм Смоленской иконы Богоматери до реставрации

Учиться пошел в начальную школу родного села, располагавшуюся с начала ХХ века в полуподвальном помещении под Смоленским храмом. Церковь закрыли, а школа осталась. Состояла она из двух помещений, в каждом из которых размещалось по два класса – первый и третий, второй и четвертый. Преподавали две учительницы – сестры Ольга Васильевна и Александра Васильевна Успенские, дочери священника Василия Успенского, служившего в подмосковном храме во имя святого Георгия Победоносца села Ганусово. Ольга закончила Филаретовское духовное училище, а Александра училась на философском факультете Московского университете, но, если мне не изменяет память, закончила только два или три курса. Ольга вышла замуж за политработника из Московской области по фамилии Петраков и сменила фамилию. Следуя за мужем, поменяла несколько мест работы. После ареста супруга вернулась в Софрино, где проработала до пенсии. Здесь же, на сельском кладбище, она нашла и последнее упокоение.

После окончания начальной школы жившие в Софрине дети переходили на учебу в среднюю школу, расположенную в соседнем поселке Ашукино. Но доучиться в этой школе мне не пришлось. Сестра, после окончания школы, устроилась на фабрику «Большевичка», работавшую в две смены. Возвращаться домой на электричке поздними вечерами было небезопасно. Встал вопрос о получении квартиры в Москве. Дело в том, что за отцом числилась крошечная комната на 1-й Мещанской улице (ныне Проспект Мира) длиной метров семь и шириной два, с фонарём в потолке и круглой железной печью в торце. Жить там было практически невозможно. Ее и смежную с ней комнату занимала наша двоюродная сестра Людмила с семьёй. Но это была маленькая зацепка для получения нормальной жилплощади.

House in Sofrino
Наш дом в Софрине

Отец всю жизнь проработал на авиационном заводе в Москве, которым руководил Андрей Николаевич Туполев. Он имел обыкновение несколько раз в месяц обходить цеха и осматривать предприятие. Во время одного из таких обходов отец подал ему заявление об улучшении жилищных условий. Завод в те времена вёл активное жилищное строительство, и долго ждать нам не пришлось. Мы получили трёхкомнатную квартиру в Измайлове. Поэтому восьмилетнюю и среднюю школу я заканчивал уже в Москве. После школы два года проработал лаборантом во Всесоюзном институте авиационных материалов, затем два года, с 1967 по 1969, служил в рядах Советской армии. Первые полгода – в школе сержантов города Иркутска, а по окончании её – в небольшой радиолокационной части в Бурятии, недалеко от старинного города Кяхта на границе с Монголией. Служба в Бурятии совпала по времени с конфликтом между Китаем и СССР из-за острова Даманский на Амуре. И хотя в армию шел – как и большинство моих ровесников – с неохотой, но воспоминания о ней сохранил самые добрые. А после демобилизации занялся, наконец, делом, к которому стремился – реставрацией памятников.

Sergei Demidov in the army
Армейское фото 1969 года

Меня приняли техником в проектную мастерскую Всесоюзного научно-реставрационного комбината, только что образовавшегося в результате слияния производственной и проектной реставрационных мастерских. Моим первым руководителем стала Ирина Валентиновна Ильенко, замечательный архитектор-реставратор, с которой мне посчастливилось познакомиться ещё осенью 1967 года у стен родной Смоленской церкви села Софрино, на осмотр которой она приехала с группой сотрудников.

Попасть в профессию мне было непросто. Рисовать я не умел и не умею, поэтому поступить в Московский архитектурный институт, готовящий архитекторов-реставраторов, не мог. Пришлось сначала поступать на исторический факультет Московского областного педагогического института, благо он был расположен на полпути между работой и домом, а затем два года отучиться во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры по программе теории и практики реставрации памятников архитектуры.

В 1982 году меня приняли в Союз архитекторов. Рекомендации для вступления мне дали три руководителя мастерской. Из них два Льва: Лев Аркадьевич Петров – один из первых руководителей нашей мастерской, и наш главный архитектор – Лев Артурович Давид, и главный архитектор проектов Глеб Павлович Белов. С их рекомендациями проблем с приёмом у меня не было, хотя людей с непрофильным образованием в Союз архитекторов в то время принимали крайне неохотно.

Restorers and clients
Группа реставраторов и заказчиков работ – сотрудников 9 Управления КГБ в подвале Потешного дворца в Московском Кремле (слева направо): И.И. Фомин, Л. Семечкина, О.Б. Морозов, И.В. Ильенко, А.П. Плеханов, Е.Г. Одинец, С.В. Демидов

Говорить о работе в Центральных научно-реставрационных мастерских можно долго – в их стенах прошла практически вся моя жизнь, а о наиболее интересных работах написаны специальные статьи. Из этих работ следует отметить реставрацию Потешного дворца в Московском Кремле, исследование которого мы начинали в 1970-е годы под руководством И.В. Ильенко и О.Б. Морозова. А спустя полтора десятка лет завершали исследования и его реставрацию уже сами, воспитанники Ирины Валентиновны: архитекторы-реставраторы Елена Одинец, Ирина Любимова, Галина Меньшикова, Алексей Лихачёв при участии технолога Татьяны Николаенко и искусствоведа Владимира Скопина.

Работа была очень интересной и поучительной. Например, при исследовании чердака домового храма, где сохранились основания завершения этого сооружения (трёх барабанов), весь скопившейся за два столетия строительный здесь мусор мне и Алексею Лихачёву пришлось в течение двух недель выбирать руками. Благодаря этому удалось обнаружить и сохранить все оставшиеся фрагменты первоначальных архитектурных деталей утраченных барабанов, что легло затем в основу их документально точного восстановления.

Потом была реставрация памятников города Нерехты Костромской области, за что я был удостоен звания «Почётный гражданин города Нерехты». Участвовал я в восстановлении Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, в исследовании и реставрации дома Пашкова и многих десятков других памятников. Безусловно, выполнение этих работ явилось плодом совместных усилий сотрудников нашей бригады, бесконечно преданных выбранной профессии.

Team of restorers
Наша бригада реставраторов (слева направо): Г.Б. Меньшикова, Е.Г. Одинец, И.Д. Любимова, Н.С. Романов, С.В. Демидов, Н.В. Александрова, Е.А. Воронцова, Е.Ю. Сорокер

Работая по реставрации памятников Нерехты, я познакомился с творчеством местного архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова. К сожалению, имя этого зодчего недолго сохранялось в памяти потомков, а возведенные им сооружения стали приписывать столичным архитекторам Растрелли и Ухтомскому. В советские годы был снесён Костромской кремль – самая величественная постройка Степана Андреевича. Удалось собрать из разных источников и подготовить к публикации статью об этом талантливом зодчем. При подготовке к публикации в ежегоднике АН СССР «Памятники культуры. Новые открытия» у редактора Татьяны Борисовны Князевской возникли сомнения, которыми она поделилась с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым – главным редактором сборника: «Статья С.В. Демидова “Архитектор-самоучка С.А. Воротилов” чрезвычайно интересна, так как возрождает для историков имя полузабытого крупного русского архитектора. Но что здесь можно назвать новым памятником? Ведь все сведения о биографии Воротилова взяты из уже опубликованных источников и в этом смысле работа является компиляцией – хотя и первой, обобщающей сведения об этом архитекторе. Я предложила бы автору опубликовать самый текст биографии Воротилова, написанный Кондорским и хранящийся в ЦГАЛИ. Эта публикация может быть приложена к статье Демидова, что только украсит весь материал. Что Вы скажете?» На это замечание Дмитрий Сергеевич 20 октября 1987 года кратко ответил: «Кое-какие рукописные сведения есть. Но возрождение уже забытого имени – уже открытие. Надо печатать». Эта краткая резолюция была для меня самой высокой оценкой статьи.

До этого в сборнике, выпускаемом мастерской, удалось опубликовать интересный материал об архитектурных проектах Сергея Ивановича Вашкова. Статья стала практически первой публикацией о творчестве замечательного художника, работавшего в стиле модерн.

По изданию: Демидов С.В. Записки церковного реставратора. – М.: Отчий дом, 2021. – С. 9–17.

Опубликовано:

История. Краеведение