Обретение чудотворной Владимирской-Нерехтской иконы Божией Матери 1636 года
В конце 1979 года сотрудники нашей реставрационной мастерской организовали двухдневную автобусную экскурсию в Кострому и в древние костромские города: Судиславль, Чухлому, Галич, Солигалич и Нерехту. Декабрьские дни коротки, поэтому на беглый осмотр памятников отводились вечера, а утром, чуть свет, мы поднимались и отправлялись в путь. Но, тем не менее, посмотреть удалось много. В последний день, уже во второй его половине, мы добрались до Нерехты. День клонился к вечеру, мы спешили осмотреть старинные строения. Прохожие смотрели на нас и, видимо, удивлялись, что кого-то еще интересуют полуразрушенные и, вроде бы, уже никому не нужные, доживающие свой век церковные здания. Как и во всех предыдущих городах, нас поразили замечательные, хотя и полуразрушенные храмы, в которых, несмотря на все невзгоды, чудом сохранились удивительные росписи, изразцы, прорезные подзоры. Вернувшись в Москву, я время от времени просматривал отснятые слайды и на некоторое время мысленно возвращался к прекрасным руинам.
Спустя два года, уже выйдя в качестве реставратора на самостоятельную дорогу, я посоветовался с руководством мастерской и обратился в Костромское областное управление культуры, предлагая свои услуги по выполнению проектной документации на реставрацию Троицкого Сыпановского монастыря в Нерехте. Ответа долго ждать не пришлось. Так началась моя работа по реставрации монастыря, а затем и всех центральных памятников Нерехты: пяти храмов, гостиных рядов и нескольких зданий гражданского назначения. В свободное время, после работы, мы старались изучать историческую застройку. А полюбоваться было чем: одни только резные наличники на деревянных домах вызывали восхищение своим разнообразием и мастерством исполнения.
Летом 1983 года мы продолжали реставрационные работы в Троице-Сыпановском монастыре. В один из приездов на объект я обнаружил, что забыл в гостинице часть необходимых бумаг. Пришлось срочно возвращаться за ними. Решил добираться до гостиницы по тропинке вдоль железнодорож-ной ветки Нерехта – Иваново, которая огибала город с северо-восточной стороны и проходила как близ монастыря, так и гостиницы. Проходя мимо единственной действующей в то время в городе кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, я увидел, что на её территории ломают ветхий деревянный сарай, а все копившееся десятилетиями содержимое бросают в костёр. Подошел к костру и увидел сваленные в кучу и предназначенные к уничтожению вышедшие из употребления поломанные киоты, ветхие книги, две написанные на холсте хоругви, осыпавшиеся иконные доски. Среди последних лежала совершенно почерневшая икона с сильно вздувшимся, осыпающимся красочным слоем, обитая с оборотной стороны черным бархатом. Я спросил у церковной старосты Евдокии Федоровны разрешения забрать и передать в музей хоругви и эту икону. Получив согласие, хоругви забрал сразу, а неизвестную икону отложил в сторону, чтобы вернуться за ней чуть позже и сделать профилактическую заклейку для предохранения от осыпания (1).
Всё необходимое в музее оказалось. Я вернулся за иконой, начал заклейку. В это время ко мне подходит работавший в храме художник Вадим. Увидев икону, он предположил, что она старинная. Но ничего более конкретного сказать об обнаруженной иконе было нельзя – ни изображения, ни обратной стороны доски не видно. Принес я икону в музей, а следом прибегает староста со словами:
«Вадим сказал, что икона старинная. Сейчас придёт батюшка и посмотрит икону. А тогда, может быть, мы заберём её обратно в храм!» Спустя некоторое время пришел отец настоятель. Никакого интереса почерневшая икона у него не вызвала, и она осталась в музее.
Первое, что мы сделали после принесения иконы в музей – удалили черную бархатную ткань с оборота во избежание занесения в фонды жука-точильщика. На оборотной стороне ткани оказалось овальное клеймо «Товарищества К.А. Брюханова в Нерехте». К.А. Брюханов – один из самых богатых и знатных фабрикантов не только Нерехты, но и всей Костромской губернии. Удивила нас и оборотная сторона самой иконы – по периметру она была надставлена новыми досками, на которых сохранились надписи. На верхней планке надпись в четыре строки: «Образ сей Владимирския Божия Матери возобновлен в 1915 году 14 марта Большесольским мещанином Николаем Ивановичем Баженовым. Доска с боков кругом иконы…» и далее описание выполненных работ. Ниже, на левом поле иконы на старой и новой досках, надписи в четыре строки: «Владимирской церкви города Нерехты, возобновлена усердием Е.П. Сыромятникова».
Размеры древней части иконы составили 66,0 х 53,0 см, а с надставными планками 83,5 х 64,5 см. Кроме того, на оборотной стороне было четко видно, что икона первоначально была двухсторонней, т. е. запрестольной. Четко читались стесанные поля ковчега и фрагментарно сохранившийся левкас с едва заметными следами живописи.
Чудотворных Владимирских икон Божией Матери в Нерехте было две (2). Первая была принесена в 1634 году ярославцем Иоанном Аверкиевым, которому Богородица трижды являлась во сне и давала указания купить икону и принести её в Нерехту на место упраздненной Вознесенской церкви, где будет основан девичий монастырь. Иоанн принимал эти указания за сновидения и лишь после третьего явления, когда за непослушание у него отказали ноги, он внял повелениям Царицы Небесной. Сначала икону по Волге везли до устья реки Солоницы. Затем по Солонице до деревни Пятино, близ Нерехты. (Вплоть до первых лет советской власти у села, на острове среди реки, стояла часовня в память прибытия чудотворной иконы.) И уже от деревни Пятино до города икону несли на руках крестным ходом. Во время шествия было отмечено несколько чудесных случаев исцеления, в память о которых со временем были возведены часовни.
Вторая чудотворная Владимирская икона Богородицы была написана по заказу ярославской вдовы Екатерины Вавиловой спустя два года. Узнав об открытии в Нерехте девичьего монастыря, Екатерина решила сделать в него вклад и заказала выносной запрестольный Владимирский образ Богоматери, а на обороте святых, соименных членам своей семьи: великомученицу Екатерину, святителей Александрийских Кирилла и Афанасия, Алексия, человека Божьего. Икона была написана, вероятно, поздней осенью 1636 года, когда световой день был коротким, погода дождливая, дороги непроезжие, что не позволило ей самой доставить образ в Нерехту.
Икона была поставлена на хранение в приделе храма Архангела Михаила в Ярославле, что близ Спасского монастыря. Очевидно где-то здесь, поблизости от этого храма, и жила Екатерина Вавилова, будучи его прихожанкой. И от этой вновь написанной иконы начались чудотворения, благодаря чему в храм потянулись многочисленные богомольцы. Образ переместили в Благовещенский храм, а затем, по указанию митрополита Ростовского Варлаама, в кафедральный Успенский собор Ярославля. Когда нерехтчане узнали о чудесах, проистекающих от предназначенной для их монастыря иконы, они обратились с просьбой передать икону в Нерехту. Но получили решительный отказ с мотивировкой, что в Ярославле нет большей святыни, чем эта Владимирская икона Божией Матери! И это при том, что рядом в Толгском монастыре пребывал древний чудотворный Толгский образ Богоматери!
Не оставляя надежду на возвращение иконы, нерехтчане направили депутацию с соответствующим прошением в Москву к тогдашнему патриарху Иоасафу. Святейший Патриарх благословил митрополита Ростовского передать икону в Нерехту, что и было сделано. Одним днём на праздник Покрова Пресвятой Богородицы вторая Владимирская икона Божией Матери была перенесена в Нерехту, во вновь основанный Сретенский девичий монастырь. С тех пор в этот день в Нерехте празднуется Сретение этой иконы.
В 1678–1683 годах в Сретенском монастыре была сооружена каменная Владимирская церковь. В середине XVIII века храм был расписан бригадой костромских живописцев во главе с братьями Шустовыми. Нижний пояс настенных росписей повествует о бытии чудотворных икон. На южной стене и на половине западной росписи рассказывают о принесении первой иконы, а на второй половине западной стены и на северной стене расположено повествование о второй Богородичной иконе.
Обе иконы были поставлены в главный иконостас Владимирского храма по сторонам от Царских врат и прославились многочисленными чудотворениями. В 30-е годы XX века, при закрытии нерехтских храмов, обе иконы бесследно исчезли. Когда я готовил к изданию первую научную книгу по Нерехте (3), то осмотрел все вывезенные из Нерехты иконы, хранящиеся ныне в ярославском художественном музее. Но чудотворных Владимирских икон там не оказалось.
Реставрацию найденной иконы проводила Лариса Николаевна Дмитриева. По образованию она была архитектором-реставратором и некоторое время проработала в тресте «Мособлстройреставрация». А когда в ней проявился талант художника-реставратора, она переключилась на реставрацию икон в действующих храмах и у частных лиц.
Лариса Николаевна провела самый сложный этап работ – укрепление красочного слоя и расчистку от поздних поновлений. На этом этапе в левкасе были обнаружены серебряные гвоздики, которыми к иконе был прибит серебряный позолоченный басменный оклад. Завершали реставрацию чудотворного образа художники-реставраторы Костромского реставрационного управления (позднее ООО «Изограф») во главе с Александром Михайловичем Малафеевым.
В Успенской церкви села Тетеринское, близ Нерехты, сохранилась уникальная для этих мест Владимирская икона с 14 клеймами бытия, на которых запечатлены события, связанные с двумя Владимирскими чудотворными образами. Семь клейм рассказывали о первой иконе, а другие семь – о второй. Икона написана, вероятно, в XVIII веке и позже поновлялась.
В клеймах запечатлены конкретные нерехтские храмы и гражданские здания, многие из которых ныне утрачены либо перестроены. Наиболее интересны клейма с принесением Иоанном Аверкиевым первой иконы, молением перед иконами царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей, которые побывали в Нерехте в 1677 году по дороге на богомолье во Флорищеву пустынь. Изображена встреча нерехтчан с патриархом Иоасафом. А на клейме с принесением первой иконы в Нерехту изображен сидящий в санях И. Аверкиев, под полозьями саней которого видна пробивающаяся трава. Поскольку перенесение иконы происходило в начале мая, то снег, видимо, только что сошел, а земля не настолько просохла, чтобы можно было ехать на телеге.
Из этих клейм понятно, как в иконостасе Владимирского храма размещались чудотворные иконы. Первый чудотворный образ находился слева от Царских врат и являлся храмовым. Вторая чудотворная икона Божией Матери с короной над головой стояла справа от Царских врат. История иконы и украшение её венцом с камнями связано с жительницей Ярославля Матрёной, которая изготовила его в знак благодарности за исцеление от слепоты.
Как же могло случиться, что столь почитаемый на протяжении трёх столетий чудотворный образ Богородицы целых 50 лет находился в полной безвестности, попал в церковный сарай, а затем и едва не погиб при его перестройке? Вероятнее всего, в 20-е годы XX столетия при изъятии церковных ценностей с иконы были сняты драгоценный оклад и венец, а спустя десятилетие при закрытии храма кто-то из благочестивых нерехтчан забрал икону домой. Во избежание преследоваий и в целях сохранения святыни, образ хранили в тайне. А после смерти хранителя его передали в единственную действующую в городе Крестовоздвиженскую церковь. Поскольку небольшая по размерам церковь была переполнена иконами, то для вновь принесенной почерневшей иконы места в храме не нашлось, и её поместили в сарай, где она и пребывала до 1983 года.
После реставрации чудотворная Владимирская икона была возвращена верующим Преображенской церкви и помещена в ней. В 2001 году начались богослужения и во Владимирском храме, ставшем подворьем нерехтского Троице-Сыпановского женского монастыря. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра икона вернулась в родные стены (4). Вскоре после возвращения образа, на день памяти Владимирской-Нерехтской иконы Богоматери, владыка Александр совершал Литургию. Когда, по окончании богослужения, архиерей вынул икону из киота, чтобы благословить прихожан, то оказалось, что вся поверхность образа покрыта благоуханным миром! К настоящему времени отмечены и новые чудотворения от древнего образа.
В последние годы, благодаря архивным изысканиям сотрудницы нерехтского краеведческого музея Нины Гавриловны Никишиной, появились некоторые новые сведения, проливающие свет на судьбу чудотворных икон. В 1930 году сотрудниками Государственной Третьяковской галереи была проведена опись церковного имущества во всех городских храмах. Согласно ей, обе чудотворные иконы сохранялись во Владимирской церкви, но уже лишенные драгоценных окладов, изъятых, вероятно, в 20-е годы ХХ столетия во время голода в Поволжье. При обследовании Владимирской церкви в 1933 году, три года спустя, вторая чудотворная икона уже не упоминается, что свидетельствует об её отсутствии на историческом месте. В 1933 году Исполком нерехтского районного совета направлял в Ивановский областной музей письмо с предложением забрать из Владимирской церкви икону Нерехтскую-Владимирскую, «представляющую, вероятно, историческую ценность. Если вы не ответите до 05.11.1933 г., то мы её реализуем». Ивановцы забрали икону, и ее следы потерялись на семьдесят лет. По сведениям, полученным от ученого секретаря Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва Натальи Игнатьевны Комашко, первая Нерехтская-Владимирская икона экспонировалась на выставке икон из частных собраний, проходившей в стенах музея в 2004 году. Владелец иконы даже намеривался вернуть святыню Костромской епархии, но этого не сделал. Спустя короткое время он уехал на постоянное место жительства за границу, перед отъездом продав икону другому коллекционеру. К сожалению, адресов ни старого, ни нового хозяев иконы мы не знаем. Остаётся только надеяться, что явленная по повелению самой Богородицы чудотворная икона рано или поздно вернётся в стены родного Владимирского храма Нерехты.
Примечания:
1. Хоругви были отреставрированы в Костромском филиале реставрационного центра им. И.Э. Грабаря и находятся ныне в экспозиции Нерехтского филиала Костромского музея-заповедника.
2. Назаретский И., свящ. Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями святых иконах Божией Матери, именуемых «Владимирскими». М., 1860.
3. Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М.: Отчий дом, 1996.
4. Демидов С.В. Из истории нерехтской иконы Владимирской Богоматери 1636 года // Художественное наследие: сборник Государственного научно-исследовательского института реставрации. №19. М., 2001. С. 55; Православная Энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 33–34.
По изданию: Демидов С.В. Записки церковного реставратора. – М.: Отчий дом, 2021. – С. 51–64.
Опубликовано: