Принятие Григорием Лакомкиным священного сана: 1906 г.
Фотография С.М.Прокудина-Горского начала XX в.
1906 г. стал судьбоносным в жизни Григория Ивановича Лакомкина: он стал священником.
8 февраля 1906 г. в д. Стрельниково под Костромой скончался о. Иоанн Сергеев – настоятель старообрядческой Покровской церкви. В общине встал вопрос о новом священнике. Выбор стрельниковцев пал на Григория Лакомкина. Здесь надо учитывать, что старообрядческих церквей были единицы и их прихожане, живущие на расстоянии десятков вёрст друг от друга, обычно хорошо знали священников и членов причта в разных приходах. Выбор общины поддержал епископ Иннокентий.
В воскресенье 14 мая 1906 г., в Неделю святых отец*, владыка Иннокентий неожиданно приехал в Большое Золотилово. Вместе с ним находились представители Стрельниковской общины. По-видимому, утром епископ служил в Стрельникове и уже оттуда отправился в Большое Золотилово. Григорий Лакомкин как раз собирался ехать в Хреновскую учительскую семинарию за свидетельством «на окончание гимназии». Однако поездка эта не состоялась, т.к. владыка Иннокентий сообщил Григорию Ивановичу, что Стрельниковская община предлагает ему стать настоятелем их храма.
* Неделя святых отец – последнее воскресенье (по-старинному – неделя) перед праздником Троицы.
Близкие – о. Георгий и мать Манефа Дмитриевна – встретили предложение о том, чтобы Григорий Иванович стал священником в Стрельникове, без энтузиазма. Отец Георгий «усиленно протестовал и доказывал, что без брата ему и быть нельзя». На что епископ «ему строго заметил, что тогда приход (Стрельниковский. – Н. З.) придётся оставить без священника». После слов владыки: «Вы же благочинный, Вы должны помогать. Всё равно Ваш брат у вас не будет, его давно уже ожидают и в другие приходы», о. Георгий смирился1. Святитель вспоминал: «После многих слёз и трапезы предложено было Григорию Ивановичу вместе с Владыкою и прибывшим диаконом читать правило, каноны и причастные часы, это подготовка к хиротонии. Быстро дали извещение в деревни прихода о прибытии Владыки. Молящихся собралось много»2. Вечером епископ Иннокентий совершил Всенощное бдение, а утром 15 мая – Божественную литургию, во время которой Григорий Иванович был рукоположен в сан диакона.
«После <…> трапезы Владыка приказал готовиться к отъезду»3. Во второй половине дня 15 мая владыка Иннокентий увёз с собой в Нижний Новгород вновь рукоположенного диакона. Из Большого Золотилова они проехали до пристани в Семигорье, там сели на пароход и отправились в Нижний Новгород. Вероятнее всего, по прибытии в Нижний владыка Иннокентий привез о. Григория к себе на квартиру в усадьбе Д. В. Сироткина на Ильинке, где в последующие дни и проживал будущий стрельниковский священник. В Нижнем Новгороде о. Григорий пробыл около недели. Позднее он вспоминал: «7 дней побыл диаконом, служил в Нижнем, учился»4.
В городе в то время было две старообрядческие церкви Белокриницкого согласия. Первая – домовая Никольская церковь (моленная) в доме Д. В. Сироткина на Ильинке (в просторечии – Сироткинская церковь), где находилась и квартира епископа Иннокентия. Вторая – домовая Покровская церковь (моленная) в доме наследников купца У. С. Курбатова на Верхне-Волжской набережной5 (в просторечии – Курбатовская церковь)*. Вероятно, о. Григорий впервые участвовал в богослужениях в качестве диакона в Сироткинской церкви и, может быть, хотя бы раз послужил и в Курбатовском храме. Впрочем, обучение продолжалось недолго. «О. Григория, – вспоминал святитель, – обучали священнослужению только три дня»7 (т.е. он принял участие только в трёх богослужениях).
* Домовую церковь в своём доме на Верхне-Волжской набережной устроил купец 1-й гильдии старообрядец Устин Саввич Курбатов (1827 – 1885 гг.). Уроженец г. Сарапула Вятской губернии, он был одним из крупнейших пароходчиков на Волге и Каме. Умер в Нижнем Новгороде, похоронен по завещанию в родном Сарапуле6. Его наследники содержали церковь в доме на Верхне-Волжской набережной вплоть до революции.
На воскресенье 21 мая приходился праздник Святой Троицы. В этот день свой престольный праздник отмечал Троицкий храм в с. Василёва слобода Балахнинского уезда. В субботу 20 мая епископ Иннокентий выехал туда из Нижнего на пароходе. С ним отправился и о. Григорий: 21 мая в Василёвой слободе должно было состояться его рукоположение во священника.
Василёва слобода, или просто Василёво – богатое приволжское село, живущее хлебной торговлей и производством гончарных изделий, находилось на правом берегу Волги, в 75 верстах выше Нижнего, неподалеку от границы с Костромской губернией. Некогда в Василёвой слободе имелось четыре монастыря, но в XVIII в. все они были упразднены и обращены в приходские церкви. В 1906 г. в селе имелось пять православных храмов – один деревянный и четыре каменных8. Шестым был старообрядческий Троицкий храм.
С давних времен Василёва слобода являлось одним из старообрядческих центров Нижегородского края. Здесь проживало немало старообрядцев-поповцев беглопоповского толка, у которых была своя моленная часовня. В 50-е гг. XIX в. большинство местных беглопоповцев перешли в старообрядчество, приемлющее Белокриницкое духовенство. В связи с этим Василёвская часовня, по выражению местного историка протоиерея И. Соловьева, «сделалась главной моленной храминой Среднего Поволжья раскольников австрийского толка»9. В истории Белокриницкой иерархии Василёвская часовня памятна тем, что около 1865 г. в ней был присоединён к старообрядческой Церкви Анисим Швецов, будущий епископ Уральский и Оренбургский Арсений*.
* В журнале «Церковь» за 1913 г. в заметке, посвященной Троицкой церкви в Василёве, отмечалось: «Еще достойно замечания то, что наш достоуважаемый владыка Арсений, епископ Уральский, убедился в истинности Белокриницкой иерархии и присоединен из беспоповства к Церкви Христовой в слободе Василёве»10.
В 1883 г. часовню капитально перестроили: её расширили, увенчали главкой с крестом и освятили во имя Святой Троицы. В 1901 – 1903 гг. возле храма был построен двухэтажный каменный дом для причта, в котором во время приездов в Василёву слободу останавливался епископ Иннокентий11. В 1901 – 1902 гг. вокруг церкви возвели высокую каменную ограду с воротами, увенчанными главкой с крестом*. С 1906 г. настоятелем Троицкой церкви служил рукоположенный владыкой Иннокентием священник о. Василий Баринов. Разумеется, к маю 1906 г. возле храма не было колокольни: устройство её ещё только предполагалось.
* По обвинению в незаконном возведении стены попечитель храма Федор Севастьянович Винокуров был привлечён к судебной ответственности. 14 июня 1902 г. Нижегородский окружной суд постановил посадить его под арест на 3 недели, а возведённую ограду предписывалось снести в двухмесячный срок. К счастью, адвокат подсудимого с большим трудом сумел добиться отмены приговоров и по аресту Ф. С. Винокурова, и о сносе ограды12.
При подъезде к Василёву посредине реки долго тянулся большой узкий остров. Когда пароход миновал его, перед путниками открылась вся панорама села. В 1906 г. современник писал: «<…> вы выходите из-за острова и видите налево красиво развернувшуюся у самой воды панораму торгового села Василёва-слобода, с его тремя белыми церквями и четвертой старообрядческой»13. Пароход причалил к одной из нескольких имевшихся в Василёве пристаней. Наверняка на пристани владыку Иннокентия встречала толпа старообрядцев – и местных, и прибывших в село на праздник из окрестных деревень.
Вечером 20 мая епископ Иннокентий совершил вечернее богослужение. Утром 21 мая в храме началась праздничная Божественная литургия. Как и положено, в честь Троицы помещение храма украшали молодые берёзки. По случаю престольного праздника и приезда архиерея храм, конечно, был переполнен людьми. Во время литургии о. Григория через Царские врата ввели в алтарную часть храма, где епископ Иннокентий рукоположил его в священный сан14. После окончания богослужения в доме причта состоялась праздничная трапеза, участники которой не раз поздравили новорукоположенного священноиерея о. Григория со столь важным событием в его жизни.
Вероятно, 22 мая епископ Иннокентий отправился обратно в Нижний. Скорее всего, о. Григорий проехал вместе с владыкой обратно. Через несколько дней он покинул Нижний Новгород и вернулся в Большое Золотилово. В последующие годы, проезжая по Волге мимо Василёвой слободы, о. Григорий наверняка вспоминал тот майский день и праздник Святой Троицы…
Как известно, в 1937 г. в честь своего знаменитого уроженца – лётчика Валерия Павловича Чкалова (1904 – 1938 гг.)* – рабочий посёлок Василёво был переименован в посёлок Чкаловск (с 1955 г. – г. Чкаловск)15.
* В 1906 г., когда в Василёвой слободе проходило рукоположение о. Григория, будущему великому лётчику было только два года.
Троицкий храм в Василёве закрыли в 30-е годы. В доме причта в 30-е годы размещался Дом пионеров, а в послевоенные годы – швейная и сапожная мастерские16. В середине 50-х годов, в связи с подъёмом уровня Волги из-за строительства Горьковской ГРЭС возле г. Городца, историческая часть бывшей Василёвой слободы подверглась затоплению. Все храмы Чкаловска были разобраны – частью в конце 30-х годов, частью в середине 50-х годов. Исчезло и здание старообрядческой Троицкой церкви.