Глава 26.
Ветлаг: 1935 – 1937 гг.
Отправка святителя Геронтия и других заключённых в Ветлужский исправительно-трудовой лагерь была связана с тем, что с 30 декабря 1935 г. Саровский ИТЛ подлежал закрытию, а его узники переводились в другие лагеря.
Ветлужский исправительно-трудовой лагерь (Ветлаг, в просторечии – Ветлужские лагеря) возник в начале 1935 г.: приказ о его организации нарком внутренних дел СССР Г. Г. Ягода подписал 27 марта 1935 г. Управление Ветлага размещалось на станции Сухобезводное Горьковской железной дороги (совр. Семёновский район Нижегородской области). Начальником лагеря был чекист С. Е. Липцеров1*. За исключением своей «столицы», 90 процентов территории лагеря находилось на земле бывших Макарьевского, Ветлужского и Варнавинского уездов Костромской губернии. Так святитель Геронтий оказался на бывшей границе Костромской и Нижегородской губерний, в самой середине Нижегородско-Костромской епархии.
* Савва Ефимович Липцеров (1897 – 1938 гг.), уроженец г. Харькова, еврей по национальности, проработал в Ветлаге до 26 декабря 1936 г., когда на смену ему начальником лагеря был назначен И. М. Персианов. С. Е. Липцеров получил назначение на должность начальника Буреломской исправительно-трудовой колонии. Однако на новом месте проработал он недолго: 28 сентября 1937 г. его арестовали. По обвинению в контрреволюционной деятельности С. Е. Липцеров был приговорён Комиссией НКВД 3 января 1938 г. к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 8 января 1938 г.2.
Ветлужский ИТЛ состоял из полутора десятков лагерных пунктов (лагпунктов), в каждом из которых находилось примерно по тысяче заключённых. Лагпункты были разбросаны на большой территории Ветлужско-Унженского междуречья. Ветлаг относился к категории «лесных лагерей»: его главной задачей являлась заготовка древесины и вывозка леса. На 1 января 1937 года общее число заключённых в Ветлужском лагере составляло 13888 человек3.
Бригада епископа Геронтия попала в лагпункт №5, «в барак бандитов». Здесь владыку назначили старостой барака, в котором было более 100 человек. В воспоминаниях он описывает сражение в бараке с бандитами в первую же ночь. Затем бригаду святителя перевели в лагпункт № 7. Тут святитель был вновь назначен старостой барака, все жильцы которого принадлежали к духовенству. Он вспоминал, что тут «одно было духовенство всех наций. Тут были епископы, иереи, ксендзы, пасторы, адвентисты, иеговисты и т.п.»4. Нельзя не пожалеть, что в своих воспоминаниях, написанных в конце 40-х годов, святитель – по понятным мотивам – никак не описал жизнь этого барака и не назвал никаких имён.
Святитель вспоминал о таком эпизоде: «В одно время начальник вызывает меня, давая мне двух иеговистов и говоря: “Они не работают и власть не признают. Возьми к себе и исправь их”. – “А как? Это нелегко”. – “Но вы сумеете”. Я расспросил их о их убеждении и скоро сговорился. “Если вы, – говорил им, – для начальства не хотите работать, то для нас поработайте, для ближних своих”. Одного попросил быть уборщиком возле барака, а другого инструментальщиком, и начали они работать. Оказались хорошие работники, я их убедил и в подчинении гражданской власти. Дали и третьего такого же. Его назначил ежедневно мыть в бараке пол – как дневального. Начальник очень был доволен и благодарил меня»5.
Приказом УНКВД по Горьковской области от 26 февраля 1937 г. Ветлаг как самостоятельное подразделение должен был быть упразднён к 15 августа 1937 г., и его лагпункты входили в состав Темниковского исправительно-трудового лагеря (Темлага)6*.
* В начале 1938 г. на базе бывшего Ветлага был создан новый, несравненно больший по территории лагерь, по реке Унже получивший название Унжлаг.
В мае 1937 г. святителя и его товарищей из Ветлага отправили далеко на север – в Коми АССР*.
* Не совсем понятно, когда святителя Геронтия отправили из Ветлага в Коми АССР – в 1937-м или 1938 г. Ветлаг подлежал упразднению к 15 августа 1937 г. Однако Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (Севжелдорлаг) в Коми АССР, в котором ему предстояло провести последующие годы заключения, был образован только 10 мая 1938 г. В воспоминаниях святитель пишет только, что отправка из Ветлага произошла в Фомино воскресенье (т.е. в первое воскресенье после Пасхи). Будем считать, что это произошло всё-таки в 1937 г.