Губернский дом 2016 год. № 2 (109)
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 2016.
Содержание
Доброе слово- Игорь Дедков. «Эта мощная машина времени...» 2
- Михаил Ворошнин. Идеальное место для съёмок фильмов 3
- Татьяна Гончарова. Костромской алфавит 5
- Зинаида Николаева. Плюс кинофикация всей страны 10
- Людмила Тарабрина. Кинозал - это особая атмосфера 25
- Владимир Чайковский. Памятные встречи 29
- Евгений Степаненко. Актёры Костромского театра в кино 33
- Николай Николаев. Снимали в Сидоровском фильм 37
- Александр Бугров. Так умирают кинотеатры 40
- Ольга Горохова, Павел Резепин. Кино в Костроме до 1917 года 43
- Алексей Зябликов. Кино в Костроме: 1920-е годы 49
- Марина Недомарацкая, Дмитрий Сидоров, Александр Гулин. История в документах 57
- Нина Басова. Газетные хроники 76
- Эдуард Клейн. Духовые оркестры Костромы в классике российского кинематографа 81
- Нина Тугарина. Актриса кино в роли экскурсовода 84
- Любовь Ратникова. Островский в кинематографе 86
- Ольга Потехина. «Бесприданница» в кино 89
- Любовь Чернова. «Камера! Мотор! Начали!» 92
- Любовь Горшкова. Люди, которые всегда с нами 96
- Лидия Непряхина. Актёрская семья Дубровских 98
- Светлана Комиссарова. «Щелыковец с 1962 года» 100
- «Без истока - нет реки». Костромской кинематограф 102
- Виктор Елманов. Ну, что ему Гекуба? 105
- Вадим Яблоков. Наше кино в филателии 112
- Литературный вектор. Владислав Опельянц, Дмитрий Курилов 113
Кино в Костроме: 1920-е годы
Царский режим оставил советской Костроме «тяжелое наследие»: более пятидесяти православных храмов, устоявшийся патриархальный быт и набожное население с торгашеской жилкой. Мало годились на роль ледоломов старого мира и культурные учреждения города: драматический театр со сла бой труппой и «безыдейным» репертуаром и два кинотеатра, с афиш которых не сходили картины с «буржуазным» и «мещанским» душком.
Правда, национализировать эти культурные учреждения было куда проще и безопасней, чем учреждения культовые. Что вскоре и осуществили местные власти. Театр и особенно кино рассматривались большевиками как важный пропагандистский рупор, через который идеи революции дойдут до каждого глаза и уха. В 1920 г. журнал «Искусство в провинции» обращал внимание на то, что два костромских кинотеатра при трех ежедневных сеансах пропускают через себя до 5000 человек за вечер и не использовать кинематограф в качестве «действенного инструмента агитации» было бы недальновидно(1).
Кино костромичи полюбили давно. Задолго до того, как в город хлынули постановщики в поисках идеальной декорации для фильмов о «дореволюционной» жизни. Первый кинотеатр в Костроме появился в 1910 году на Ильинской улице (ныне ул. Чайковского). Он был построен стараниями костромского купца Михаила Семеновича Трофимова и назывался «Совре менный театр».
Вскоре напротив «Современного» появился еще один кинотеатр, возведенный тщанием владельца постоялых дворов и лавок Саввы Бархатова. Кинозал на 800 мест долгое время был самым большим в городе. Назвали новый очаг культуры скромно и со вкусом «Пале-театр» («Дворец-театр»).
Острой конкурентной борьбы за зрителя у Трофимова и Бархатова не получилось: публика успевала побывать на сеансах в обоих кинотеатрах.
Именно «Современный» и «Пале» взяли на себя главную «культурную» нагрузку в первое послереволюционное десятилетие, а в годы нэпа превратились в ключевой досуговый ресурс города.
В начале 1920-х гг. Кострома не могла похвастаться развитой индустрией зрелищ и развлечений. Ярмарочные представления, заезжие цирковые труппы собирали большое количество народа, но это были разовые события. Репертуар городского драматического театра был ориентирован на взрослую публику, способную к тому же раскошелиться на недешевый по костромским меркам билет. В годы нэпа в Костроме, как грибы после дождя, стали появляться трактиры и рестораны. Некоторые, например, «Ялта» Исая Ивановича Каприелова (Советская, 15) или «Белый медведь» (на площади Революции), регулярно предоставляли свои эстрады гастролирующим артистам и бесконечному хороводу «любимцев костромской публики» вроде куплетиста- юмориста Юбейко-Дальского или гармониста-виртуоза Петра Наумова. Но, понятно, что такого рода увеселения были по карману только состоятельным гражданам - по преимуществу, тем же нэпманам, или, как их называли в Костроме, «слонам». В кинотеатры же шли все - от мала до велика. Кино оставалось самой демократичной и доступной формой досуга.
Правда, с функцией революционного просвещения масс кинотеатры справлялись из рук вон плохо: костромичи, привыкшие к традиционному (в терминологии Губполитпросвета, «буржуазно-мещанскому») репертуару, не желали в одночасье менять свои художественные вкусы. Советские кинофункционеры не могли не считаться с этим, поэтому репертуарную политику определял, в конечном счете, не идеологический, а коммерческий расклад. Это вызывало зубовный скрежет у партийного начальства, но такова была суровая реальность. Немалую роль играло еще одно обстоятельство: противопоставить «буржуазному», развлекательному кино пока было по большому счету нечего. Советский кинематограф пребывал в стадии зарождения, создание новой «коммунистической» киноэстетики требовало сил, средств, а главное - времени и таланта. В этих условиях экраны страны (Кострома не исключение) неизбежно заполнялись зрелищными зарубежными фильмами, которые щекотали нервы роковыми страстями, манили острой экзотикой, очаровывали сказкой о красивой жизни.
Документальный фильм «Открытие Шунгенской электростанции», к великой досаде кинокритиков, собирал в костромском «Пале-театре» куда меньше зрителей, чем кинолента «Девушка из кабачка» с Гретой Дикс в главной роли. Репортер газеты «Красный мир», побывавший на празднике кооперации в селе Чернопенье, горько сетовал, что на доклад о достижениях кооперативного движения пришло только 30 человек. В это же самое время сотни чернопенцев «предавались бесшабашному веселью»: пели и плясали под гармошку, глазели на выкрутасы клоунской труппы «Бим-Бом»(2). Такова была неумолимая правда исторического момента: в первой половине 1920-х гг. на фронте масскульта новая власть пока проигрывала сражение тем досуговым формам, к которым люди давно привыкли. Владимир Маяковский в стихотворении «Маруся отравилась» (1927) этот социальный феномен объяснил так:
...обноски
буржуев
у нас на теле.
И нет
тебе
пути-прямика.
Нашей
культуришке
без году неделя,
а ихней -
века!
Досуговый и «светский» центр раннесоветской Костромы формировали кинотеатры. «В Костроме есть два пульса уличной жизни, - констатировал один из местных очеркистов в 1922 г, - днем - рынок, вечером - угол Русиной и Ильинской. Там, при свете электрических фонарей и под звуки оркестров, живет тот же деревенский парень, жадными глазами читающий громкие надписи кинематографических афиш. Был день труда, и вечером ищется доступный отдых. <...> В результате залы Кино почти всегда битком набиты, и треньканье таперш сопровождается знакомым щелканьем тех же самых семечек»(3).
Что же мог прочесть парень на зазывающих плакатах? Вот осенняя киноафиша «Пале-театра» за 1923 г: «Тарзан», «Там, где торгуют всем», «Жемчужина гарема», «Жертва Веры Вук», «Монна Ванна», «Мадам Икс», «Длинноногий дядюшка», «Час роковой», «Маникюрша», «В когтях зверя». Во многом аналогичной была афиша «Современного театра»: «Проигранная игра», «Цена молчания», «За стенами кабака», «Томми забавляется», «Миллион за ужин», «Курьер Наполеона», «Похищение Елены» (осень 1924). На этом пестром и разухабистом фоне совершенно терялись картины типа «Двух гусаров» (по Льву Толстому) или «Волховстроя». Наиболее ожидаемая и яркая премьера обязательно снабжалась на афишах пометкой «мировой боевик». Вот типичный кинослоган тех времен:
СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!
ПЕРВЫЙ В МИРЕ АКТЕР ДУГЛАС ФЕРБЕНКС В МИРОВОЙ КАРТИНЕ «БАГДАДСКИЙ ВОР»!
Особой любовью костромской публики пользовались фильмы с участием Гарри Пиля, Полы Негри, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, Мери Пикфорд, Пата и Паташона, Чарли Чаплина, Констанс Толмедж. В июле 1926 г. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс приехали в Москву, о чем сообщалось в костромской прессе. В те летние дни и без того ажиотажный спрос на фильмы с участием знаменитых американцев вырос невероятно.
Иностранные фильмы рецензенты чаще всего ругали. «Конечно, - писал в 1924 г. костромской критик А. Латгалов, - надо признать, что, например, какой-либо американский фильм несравненно богаче, грандиознее разработан и выполнен технически, но внутреннее содержание их убого...»(4). Обычными были оценки типа «издевательство над публикой», «бездарная пошлятина» или «сплошная галиматья». Если где-то и мелькал комплимент - то за вполне определенные вещи, заданные классовыми критериями. Например, немецкий фильм «Принцесса Устриц» (реж. Эрнст Любин) был похвален за вышучивание людей, одержимых погоней за титулами и деньгами. Впрочем, до настоящей социальной сатиры европейцы и американцы, по мнению хроникера «Красного мира», не доросли(5). Классовая подозрительность ко всему эксцентричному, приключенческому и фантастическому, позитивистское недоверие ко всему сентиментальному затуманивали в сознании советских кинокритиков и рецензентов старую добрую истину: все жанры хороши, кроме скучного!
Появляющиеся фильмы советского производства тоже пока не соответствовали ожидаемому уровню «идейности» и художественности. Картины «Банда батьки Кныша» или «Красные партизаны» хоть и поднимали революционную проблематику, но следовали все той же избитой и предсказуемой киностилистике.
Чтобы погрузиться в атмосферу немого кино, шедшего в костромских кинотеатрах, нужно не только вглядеться в набеленные лица киногероев на рябящем экране, но и вслушаться в непередаваемый музыкальный ряд, создаваемый таперами. Вот как передает свое впечатление от их игры критик Юрий Амурский: «Низкой квалификации пианисты в муках “сонной болезни” халтурно тарабанят по клавишам, “отбывая повинность” и пренебрегая элементарно-музыкальными требованиями»(6). Таперы на экран смотрели редко, потому эпизод, предполагающий бравурность и высокий темп, нередко шел под заупокойную музыку, а там, где актеры изображали скорбь и философическую грусть, фортепьяно взрывалось маршевыми ритмами.
Вызывал много нареканий и экран «Пале-театра», давно утративший свою девственную белизну и напоминавший скорее ресторанную скатерть после обильного и бурного застолья. Под стать экрану были киноафиши - часто аляповатые, содержащие в себе немало ошибок: нарушались не только нормы правописания - перевирались названия картин, имена и фамилии актеров, режиссеров(7).
Иногда публике показывали танцевальные, музыкальные или цирковые номера «сверх программы» (что-то вроде удлиненного сеанса позднесоветских времен). В этом случае цена билета увеличивалась на пятачок. «Сверхпрограммные» представления, как правило, не отличались пролетарской направленностью и эстетическим совершенством. Типичной фигурой был подвизавшийся в «Пале-театре» куплетист и танцор Брянцев «без голоса, без всяких сценических данных», исполнявший частушки не самого пристойного содержания(8). Фельетонист газеты «Красный мир» Савелий Смежный, возмущенный очередным фильмом из жизни «сластолюбцев»-царей (показывали «Анну Болейн») и кафешантанными па заезжих одесских танцоров, вспылил:
И дернул же какой-то окаянный
Тащиться от Запрудни до «Пале» -
Картина шла с фамилией Валей,
Не помню - Катерина или Анна!..
Конечно, царям, вельможам и прочим анахронизмам на советском экране делать нечего. Но самое отталкивающее впечатление произвела на Смежного покладистая костромская публика, не последовавшая примеру сбежавшего из кинозала газетчика:
А прочие не думают бежать,
И разные фасонистые дамы
Биноклики не в силах оторвать
От этих одесситов «сверх программы»(9).
Иногда «Пале-театр» предоставлял свою площадку вояжерам особого рода. 30 октября 1924 г. здесь выступал обновленческий митрополит Антонин (Грановский) - руководитель союза «Церковное возрождение», ратовавший за сближение Церкви с большевистской властью. Антонин совершал тур по городам Поволжья, разъясняя суть проводимых обновленца ми литургийных реформ.
К ужасу классово бдительных рецензентов, фильмы «о царях», заграничные боевики, комедии и мелодрамы с удовольствием смотрели не только нэпманы и «фасонистые дамы», но и рабочие, и крестьяне, и совслужащие. А уж о костромской ребятне и говорить нечего! «Каждый фильм шел только три дня, - вспоминал драматург Виктор Розов. - “Спешите видеть!” И все, что производил мировой кинематограф тех лет, с необычайной быстротой появлялось на костромском экране. <...> Костромские мальчишки были великолепными знатоками мирового кино!»(10).
После появления на афишах сообщения об очередной «мировой премьере» у билетных касс собиралась огромная толпа. Доставать заветный билетик приходилось с боем. Трое дежуривших здесь милиционеров не всегда справлялись с напирающим людским потоком. Но драка и давка у билетных касс была всего лишь легкой физкультурной разминкой перед сражением за места в зрительном зале. Дело в том, что до осени 1926 г. на билетах не указывался номер посадочного места. Поэтому захват зрительного зала в костромских кино театрах по накалу страстей ничем не уступал петушиным боям или современным рождест венским распродажам в американских супер маркетах.
Высокий спрос на билеты в кино стимулировал творческую фантазию некоторых граждан. Вот типичная картина той поры: взъерошенный, но счастливый костромской мальчишка выныривает из толпы с пачкой билетов и тут же распродает их по 35 копеек (при цене в 25). Костромские кинотеатры «готовят барышников», возмущалась местная лечать(11). Впрочем, наживались на кино не только ушлые костромские мальчишки. Кто-то наживался на костромских мальчишках. Знаменитая на весь город своей грубостью кассирша «Современного театра» нередко требовала доплатить пятачок за билет даже тогда, когда никакое «сверхпрограммное» представление не планировалось. Фельетонист «Северной правды», укрывшийся за псевдонимом Сахар Сахарыч, сетовал по этому поводу:
Пятачок - пустяшная монета, Ну, а если сотню пятачков Соберут с мальчишек-простачков. Тут уже большой доход с билета...(12)
В начале 1926 г. был отмечен внезапный наплыв ребятни в кинотеатры. Выяснилось, что билеты, по которым маленькие зрители проходили в зал, фальшивые. К разбирательству подключилась милиция. Она быстро вышла на след злоумышленников, печатавших - типографским способом! - фальшивые билеты. Руководил подпольным бизнесом некто Александр Проненко. Под его началом шайка из пяти человек успела изготовить около 800 поддельных входных документов. Проненко и его подручные были приговорены судом к шести месяцам заключения в исправдоме (позже срок был снижен до двух месяцев)(13). Афера Проненко стала одним из доводов в пользу введения нумерации посадочных мест.
Двух кинотеатров Костроме явно не хватало. Для решения проблемы предлагалось перепрофилировать под коммерческий кинотеатр один из храмов в центре города. Наиболее подходящей для этого считали Ильинскую церковь на Советской улице. Впоследствии ее, действительно, частично разобрали и перестроили - правда, для других нужд. В 1929 г. около десятка костромских храмов были переданы для нужд фабкомов, отданы под клубы и «красные уголки».
Нервную и напряженную атмосферу близкостромских кинотеатров усугубляло еще одно обстоятельство. В шаговой доступности от «Современного театра» и «Пале», находились частные лавки и магазины, 6 пивных и ресторанов. Рядом - гостиница «Старый двор», пользовавшаяся устойчивой репутацией злачного места. Через дорогу от гостиницы - еще один «нехороший» дом (Советская, 13), в котором находилась колбасная лавка Головановых, а пустующие помещения третьего этажа использовались и как номера для «романтических» свиданий, и как ретирадные. Пере сечение Русиной (позже Советской) улицы и Ильинской быстро превратилось в средоточие ночной и криминальной жизни. Здесь колобродили разохотившиеся до веселья «нэпачи». Здесь орудовали карманные воры. Сюда слетались за легкой добычей проститутки. Здесь уличные торговцы услужливо предлагали подгулявшей публике папиросы, яблочки, семечки и прочую снедь.
Драки и пьяные скандалы случались здесь регулярно. Иногда дело доходило до преступлений в духе американских гангстерских боевиков, изобильно представленных на костромском экране. 12 марта 1923 г. трое злоумышленников в масках совершили вооруженный налет на квартиру заведующего костромскими кинотеатрами Казанского. Как позже выяснилось, их целью была касса «Пале-театра», как магнитом, притягивающая своей большой выручкой бандитов. Только «по случайным обстоятельствам» ограбления удалось избежать(14).
Высокая концентрация злачных мест и торговых точек способствовала наплыву публики в костромской киноквартал, но порой эффект получался обратный. Случалось, молодой костромич покупал билет в кино, потом, желая скоротать время до начала сеанса, шел в пивную (благо, одна из них находилась в одном здании с «Пале-театром»), там к нему тут же подсаживалась проститутка - слово за слово! - и до кинотеатра парень уже не доходил. Костромская общественность регулярно требовала убрать этот алкогольный капкан, подстерегающий граждан на пути к «культуре и просвещению», и вместо пивной устроить библиотеку или читальню(15). Своих сторонников имел и проект создания «красных трактиров», где «была бы музыка, но не было бы пива»(16).
В середине 1920-х гг. в Костроме расширились возможности для кинопоказа. Кино можно было посмотреть в рабочих клубах, красных уголках фабрик «Знамя труда», «Искра Октября», в школе ФЗУ. В вечернее время фильмы крутили прямо на улице. Для проведения киносеансов было приспособлено помещение клуба «Красный ткач». Цены здесь были чуть ниже: 15-17 копеек за билет против 27 копеек (средняя цена за билет в «Пале-театре»). Клубные сеансы были ориентированы по преимуществу на рабочую аудиторию, однако та, как и подавляющее большинство костромичей, отдавала предпочтение заграничной «второсортице». Очеркист «Северной правды» Н. Сергеев разделил все фильмы, идущие на костромских экранах, на две группы: «советские» и «халтурные». Первых было мало («по пальцам перечтешь, не разуваясь», как образ но заметил Н. Сергеев), да и те, что были, пробивали дорогу к сердцу зрителя с трудом. Советскую картину «Долина слез» посмотрели только 832 человека, тогда как «халтурная» лента «Алчущие золота» собрала у экрана почти две тысячи костромичей. По итогам 1924 г. прокат советских фильмов («Борьба за ультиматум», «Андрей Кожухов», «К надземным вы сотам», «Банда батьки Кныша» и др.) в клубе «Красный ткач» принес 508 рублей убытков, в то время как прокат «халтурных» заграничных картин («На краю гибели», «Шериф желтой собаки», «Дитя цирка», «Паяцы» и др.) дал 524 рубля прибыли. Самым «убыточным» оказался фильм «Комбриг Иванов», на который прокатчики возлагали особые надежды. Это дало повод Н. Сергееву горько заметить, что советский «Комбриг Иванов» находится «на хлебах» у американского Гарри Пиля(17) Того самого Гарри Пиля, (правда, не американского, а немецкого. - А.З.), «под руководством» которого Совкино, по выражению Маяковского, «расставило сети» советским Марусям, Феклушам да Марфушам и отравляет их сознание ядом фальшивых страстей.
Словом, главная задач кинематографа - дать советским зрителям идеологически выдержанный репертуар - была пока не решена.
1926 год порадовал публику несколькими неплохими советскими картинами. На экраны вышли «Метель» (по А.С. Пушкину), «Дорога к счастью», «Тайна маяка», «Золотой запас», «Дитя подвала», «Красные дьяволята». Анонсы некоторых фильмов на современную тему снабжались пояснениями, призванными подогреть интерес публики. Например, «Кто кого» («сильная революционная драма») или «Кирпичики» («новый боевик сезона о революции»). 27 марта 1926 г. в Костроме состоялся премьерный показ фильма «Броненосец Потемкин» - причем сразу в обоих кинотеатрах. Демонстрация ленты Сергея Эйзенштейна стала настоящим культурным событием в жизни города, но даже «Броненосец» (не говоря о других картинах) не мог соперничать по кассовым сборам с «Индийской гробницей» или «Робин Гудом» (с Дугласом Фербенксом в главной роли).
Пролетаризация сознания и феминизация общественной жизни (выход на авансцену активных представительниц слабого пола) на фоне неутихающего разговора о пережитках и предрассудках прошлого неожиданно обостряли интерес граждан к гендерной и половой проблематике. В 1925 г. все кассовые рекорды в Костроме побил научно-популярный фильм «Аборт» (администрации кинотеатров даже пришлось устраивать дополнительные сеансы). Фильм отлично вписывался в упомянутый смысловой контекст, хотя, можно предполо- жить, что для части публики главным мотивом, создавшим этот ажиотаж, было всего лишь обывательское любопытство к закрытой, но притягательно интересной теме. Художественный кинематограф предложил свое видение проблемы - мелодраму «Любовь втроем» (второе название «Третья Мещанская»). Фильм Абрама Роома, шедший на костромских экранах в весенние пасхальные дни 1927 г., пробудил живую дискуссию о том, имеет ли партиец и комсомолец право на ревность. Весьма примечательна маленькая рецензия, опубликованная за подписью Дино в газете «Северная правда». Пересказать ее невозможно - можно только цитировать: «Московские рецензенты эту картину ругали:
- Неправдоподобна.
Не согласиться с этим нельзя, но картина интересная. Ранним утром в Москву приезжает рабочий-печатник и поселяется в квартире своего товарища по боям на фронте, у которого есть жена. Печатник влюбляется в жену своего товарища, и тот от них уходит, не желая, чтобы его считали мещанином и мужем-женолюбом. Несмотря на это, все трое - типичные мещане.
Улица - Третья Мещанская. Таково второе название картины, и этим все сказано. «Любовь втроем» изобилует массой интересных положений героев. Особенно хорошо дан уголок, где находится диван. Это - центр картины. Сначала на этом диване спит гость-печатник, затем покинутый муж и затем опять гость-печатник, покинутый второй муж. Картина кончается тем, что оба героя хотят сделать аборт своей жене. Та потрясена этим и покидает обоих.
Картина смотрится легко. Фотография четкая. Хорошо дана Москва, фон Мещанской. Особенно хорош вид Москвы со здания Большого театра, где работает десятником муж Людмилы (главная героиня картины)(18).
Почти пародийный колорит придает этому тексту уныло-будничная интонация автора, словно он пишет не рецензию на острый и неоднозначный фильм, а ведет репортаж со спета юных мичуринцев.
К 1927 г. удельный вес картин отечественного производства вырос. Появилось пропагандистское документальное кино хорошего качества, например, фильм Дзиги Вертова «Шестая часть мира». Костромичи, пришедшие на него в «Пале-театр», с воодушевлением восприняли кинорассказ о безграничных экспортных возможностях Советского Союза.
В год десятилетнего юбилея революции в столице и в провинции решено было хорошо почистить советскую киноафишу. Это принесло свои плоды. В Костроме из 62 картин, показанных «Пале-театром» в первом квартале 1927 г, 30 (включая кинодокументалистику) - почти половина! - были советского производства. Впервые сбор от проката советских фильмов превысил сбор от проката картин зарубежных (при средней посещаемости примерно 50 000 человек в месяц)^®. Правда, в рабочих клубах ситуация складывалась не столь обнадеживающе. Там соотношение было не в пользу советского кино. Руководители клубов объясняли эти недоработки низкой посещаемостью документальных картин на производственную или научно-просветительскую тематику. В костромском представительстве Совкино жаловались, что фабкомы наотрез отказываются брать кино такого рода. Например, был отвергнут для проката в клубе «Красный ткач» фильм «Лён», не поступило ни одной заявки на картину «Диспансер, труд и семья»(20). Лента «Путь к здоровью и красоте» демонстрировалась при почти пустом зале. В целях привлечения рабочего зрителя на «идеологически ценные» картины руководителям фабкомов и клубов было предложено предварять сеансы выступлением «специалистов»: инженеров, врачей, партийных работников. Для работы с малограмотной аудиторией рекомендова лось иметь в штате «культурника-беседника», разъясняющего содержание фильма(21) Поощрялось создание кружков кинолекторов. На формирование «идейно зрелой», высокой зрительской культуры было нацелено создание в августе 1927 г. ячейки «друзей Совкино» при партийно-рабочем клубе Костромы(22).
Росло количество кинопередвижек. С их помощью кино все активнее проникало в деревню. К 1928 г. в костромских уездах работало до 40 мобильных киноаппаратов (начинали с 6). Качество копий было невысоким, но и цена просмотра выгодно отличалась от городской - 10-15 копеек. У крестьян не было возможности выбора кинокартин - они охотно смотрели то, что им привозили. Поэтому репертуар сельских передвижек, как правило, не вызывал нареканий у партийного начальства. Больше лретензий было к качеству показа. Вот типичный пример селькоровского «письма в редакцию»: «В с. Георгиевском, Межевской вол., Кологривского уезда 19 декабря было кино. Дело с самого начала не ладилось, то картину начнут показывать вверх ногами, то что-нибудь сломается. С грехом пололам показали одну часть, да на том и закончили. Когда будут другие гости - не известно»(23) Как бы там ни было, деревня потихоньку приобщалась к искусству кино, которое проникало в самые отдаленные уголки губернии.
В 1928 г. стали обычным делом параллель ные премьерные показы советских фильмов. Например, в марте в «Современном театре» шла лента Госкинпрома Грузии «Закон гор» (реж. Борис Михин), а в «Пале» гремел революционный боевик «Октябрь». Фильм С. Эйзенштейна и Г. Александрова стал во многом переломным в истории советского кино. Это был первый серьезный осознанно пропагандистский художественный опус об октябрьской революции и ее вождях. «Октябрем» начинался монументальный жанр ленинианы, на долгие годы определивший каноны социалистического кино. Интересно, что Ленина в фильме сыграл простой рабочий цементного завода Василий Никандров, имевший поразительное портретное сходство с создателем Советского государства. Николай Подвойский и Владимир Антонов-Овсеенко сыграли сами себя. Сталина здесь пока не видно, но - всему свое время! Один из первых титров, которым начинался «Октябрь», был безапелляционным и предельно внятным: «Только под железным руководством коммунистической партии может быть обеспечена победа народных масс».
К концу 1920-х гг. в стране был подготов лен базис для окончательного завинчивания идеологических гаек. Все отчетливее прорисовывался курс на тотальное единомыслие, на подавление всего «контрреволюционного» и «антинародного». Созрели условия для решительного наступления на «фокстротный» зарубежный репертуар. Менялась тональность ки норецензий. Если в начале и середине 1920-х гг. зарубежное кино оценивалось как «малохудожественное», «поверхностное», «легкомысленное», в крайнем случае «безыдейное», то теперь оно категорично объявлялось «вредным», чуждым идеологическим запросам советского человека.
Уже не казалась несбыточной давняя мечта большевиков - лревратить кинематограф в мощное лропагандистское оружие. В июне 1928 г, выступая в клубе «Красный ткач» на заседании общества по борьбе с пьянством, начальник костромской «молодежной культармии» Краузе (!) бросил в массы лозунг: «Бить водку вечерами, лекциями, киносеансами!»(24). Подход, прямо скажем, - в русле задач и стратегических схем партии. Партийные идеологи прекрасно понимали (и впоследствии доказали это на практике!), что киносеансами можно и нужно «бить» всех и вся: не только выпивох, лентяев и бюрократов, ни и «попов», «кулаков», «троцкистов», «врагов народа», «формалистов», «космополитов» и многих прочих, путающихся под ногами у строителей нового мира.
Пестрая, озорная и счастливая эпоха немого кино клонилась к своему закату. Символично, что в СССР смена вех в кинематографе (первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел в 1931 г.) почти полностью совпадает по времени с ужасами коллективизации и набирающим мощь политическим террором. Начиналась эпоха Сталина, у которого было свое представление о качестве и содержании кино. Пройдет еще несколько лет, и с «безыдейностью» на советском экране будет покончено...
А что же «Пале» и «Современный»? В 1929 г. кинотеатры предлагалось переименовать: «Пале» - в «Заветы Ильича», «Современный» - в «Проводник культуры»(25) В конце концов «Пале» получил название «Художественный», а «Современному» дали невыразительное имя «Малый». Уже к 1949 г. он настолько обветшал, что его решено было разобрать(26). В 1960-е гг. трофимовское детище снесли. На его месте был возведен стеклянный павильон кафе «Березка».
В 1940-1970 гг в Костроме появилось еще несколько кинотеатров: «Текстильщик», «Октябрьский», «Дружба», «Волга», «Орленок», Россия» (сегодня свою первородную функцию исполняет только «Волга»). Они заняли свое место в культурном пространстве города. Тысячи костромичей грустили и смеялись вместе с героями любимых картин. Тысячи костромичей сохранили благодарную память о скромных кинотеатрах советской эпохи. Но ни одно му из этих кинотеатров (о современных нечего и говорить!) не суждено было повторить тот оглушительный успех, который имели у зрителя в 1920-е гг. «Пале» и «Современный».
Примечания1. Егоров А. Театр и кино // Искусство в провинции. - 1920. - No3.
2. Красный мир. - 1923. - 19 июля.
3. Искусство в Костроме. - 1922. - No 1. - С. 5.
4. Латгалов А. Кино как орудие пропаганды // Ледокол. - 1924. - No 3 . - с . 14.
5. Красный мир. - 1924. - 4 апреля
6. Амурский Ю. о музыке в кино // Северная правда. - 1927. - 11 дек.
7. Амурский Ю. о болезнях нашего кино // Сев. правда. - 1928. - 12 февр.
8. Сев. правда. - 1927. - 14 июля.
9. Красный мир. - 1923. - 18 ноября.
10. Розов В.С. Удивление перед жизнью. Воспоминания. - М.: ACT, 2014.- С . 321.
11. Сев. правда. - 1927. - 11 марта.
12. Там же.
13. Сев. правда. - 1926. - 17 марта.
14. Красный мир. - 1923. - 12 мая.
15. Красный мир. - 1924. - 20 августа.
16. Красный мир. - 1924. - 15 нояб.
17. Сергеев Н. О рабочем кино // Сев. правда. - 1925. - 22 февр.
18. Сев. правда. - 1927. - 17 апр.
19. Павлов г. О чем рассказывают наши киноэкраны // Сев. прав да. - 1928. - 6 янв.
20. Там же.
21. Шустрое Н. Слабые стороны нашей кинофикации // Октябрь. - 1 9 2 8 .-No 11.- С . 28
22. Сев. правда. - 1927. - 4 авг.
23. Шустрое Н. Слабые стороны нашей кинофикации //Октябрь. - 19 2 8 .-No 11.- С . 28
24. Сев. правда. - 1928. - 23 июня.
25. Сев. правда. - 1929. - 18 дек.
26. Государственный архив новейшей истории Костромской об ласти (ГАНИКО). - Ф. П-765. - Оп.З. - Д.251. - Л.43.
Нина Басова. Газетные хроникиКинотеатры, съемки, киноклубы
в «Пале - театре»
Завтра в «Пале - театре» на экране идёт одна из больших по величине картин, выпущенных на кинематографическом рынке, картина «Потоп», инсценированная по известному роману того же названия Генриха Сенкевича. В этой картине, судя по содержанию романа, перед зрителями пройдут польская старина, красивые польские пиры, рыцарские подвиги и вечные раздоры между ясновельможными панами и шляхтой. Удачны вышли, по сообщениям газет, снимки осады Честоховского монастыря.
Поволжский вестник.-1915.-5 августа. - С. 3.
Кинотеатр «Хроника»
Совсем недавно в Костроме дал свои первые сеансы широкоэкранный кинотеатр «Художественный», а теперь вновь радостное событие в культурной жизни города - открывается новый кинотеатр «Хроника». Завтра в 10 часов утра начнётся первый сеанс, будет демонстрироваться научно - популярный фильм «На шестом континенте».
Наш корреспондент попросил начальника отдела кинофикации областного управления культуры В.И. Лябихова рассказать об этом событии.
Надо заметить, сказал он, что раньше основная масса научно - популярных, хроникально - документальных, учебных и детских фильмов, а также киножурналов залёживалась на базе кинопроката и не доходила до зрителя. Костромичи были лишены возможности видеть интересные познавательные фильмы из жизни нашей страны и зарубежной действительности.
Теперь, с открытием кинотеатра «Хроника», такому положению кладётся конец. Все эти фильмы, как говорится, широкой волной выходят на экран. Кроме этого новый кинотеатр явится центром пропаганды важнейших решений партии и правительства. В будущем здесь периодически будут организовываться кинолектории. Намечаем регулярно практиковать показ детских фильмов.
Стоимость билета в кинотеатр «Хроника» - один рубль. Каждый сеанс будет занимать времени не больше часа. В новом кинотеатре просто и красиво. Имеется два фойе, которые оборудованы мягкими стульями, диванами, есть стенды.
Во втором боковом фойе разместится буфет. Кассовый зал находится в стороне от центрального входа, возле кинотеатра «Малый». В зрительном зале, также оборудованном мягкими креслами, 180 мест. Красивые люстры и бра украшают потолок и стены. Установлена новая киноаппаратура, экран. Входы и выходы вокруг кинотеатра благоустроены.
Добро пожаловать, товарищи костромичи, в новый кинотеатр!
Северная правда. - 1958. - 20 сентября.
На экране - Кострома
В кинотеатрах нашей области начал демонстрироваться сорок первый номер киножурнала «Наш край» производства Ленинградской студии кинохроники.
Очерковый сюжет посвящен нашему городу. Смотришь и не насмотришься на ансамбли зданий, построенных в стиле русского классицизма.
В голубое небо легко вознеслась каланча, построенная русским архитектором Фурсовым. А вот более древний памятник - знаменитый Ипатьевский монастырь с большим Троицким собором. Во дворе монастыря древняя церковь на сваях, уцелевшая от седых времён. Это неповторимое произведение русского зодчества привлекает внимание живописцев.
Ещё более красива на экране современная Кострома. В сюжете показано большое жилищное строительство в городе, новые дома и кварталы, живописные уголки, ставшие излюбленным местом отдыха костромичей - набережная, парк, пляж.
Сюжет о Костроме снимал кинооператор Ленинградской студии кинохроники И. Акмен, журнал смонтировала режиссёр М. Доброва.
Северная правда. - 1958. - 20 сентября.
Строится пять кинотеатров
Никогда в нашей области не велось такое громадное строительство, как в этом году. В каждом городе, районе растут здания детских яслей, садов, школ, клубов. Не забыто и строительство кинотеатров. В городах Шарье, Галиче, Нерехте строятся кинотеатры на 500 мест каждый, а в посёлках Поназырево, Октябрьский на 300 мест.
Молодой ленинец. - 1960. - 5 февраля. - С. 3.
Новый кинотеатр
По широким ступеням зрители поднимаются к трем большим дверям. Через них они входят в вестибюль нового кинотеатра в посёлке Октябрьском. Отсюда двери ведут в просторное светлое фойе.
Хорошее впечатление производит зрительный зал кинотеатра, рассчитанный на 300 мест. Пол в зале сделан с таким уклоном, чтобы экран был виден из любой точки. В то время, когда строители ещё вели последние отделочные работы, монтажники кинооборудования Алексей Зайцев и Георгий Касаткин уже показывали на экране документальный фильм. Они быстро монтировали всю киноаппаратуру.
Коллектив стройуправления облпотребсоюза сдал кинотеатр государственной комиссии с оценкой «хорошо». Много поработали на этой стройке плотники Борис Батурин и Юрий Кученков, штукатуры Вячеслав Матвеев, X. Хисматуллин, Ш. Мухаметжанов, бригада маляров Ивана Гадашкина, разнорабочие Екатерина Тяпкина, Валентина Резникова и другие.
20 июня кинотеатр широко распахнул двери для всех зрителей.
Зрители единодушно считают, что звук в новом кинотеатре - самый лучший в Костроме. В этом большая заслуга проектировщиков и строителей, а также монтажников киноаппаратуры.
Северная правда. - 1960. - 24 июня.
«Дружбе» - 10 лет
Весенним днём 16 апреля 1958 года гостеприимно распахнулись двери нового двухзального кинотеатра «Дружба». Директор кинотеатра В.И. Чернова, поблагодарив строителей за подарок костромичам, радушно пригласила первых кинозрителей в залы. Замелькали на экране титры, за фильмом пошёл фильм.
Десять лет прошло с того дня. Ежедневно кинотеатр проводит 1 3 - 1 5 киносеансов. Одновременно в двух залах могут смотреть фильмы более 680 человек.
Переоборудованный в 1965 году в широкоэкранный, кинотеатр «Дружба» всё время совершенствует технику кинопоказа, проводит большую интересную массовую работу со зрителями.
Здесь часто проходят тематические кинопоказы, кинофестивали, проводятся зрительские конференции, встречи с лучшими людьми города и деревни, передовиками производства, воинами Советской Армии. Вот и сейчас кинотеатр проводит кинофестиваль фильмов Венгерской Народной Республики, посвященный годовщине освобождения Венгрии от фашистов.
За 10 лет работы кинотеатр «Дружба» посетили 11 миллионов зрителей. За это время дано более 51 тысячи киносеансов.
Северная правда. - 1968. - 14 апреля.
Людям на радость
В канун Дня строителя новый широкоформатный кинотеатр «Россия» широко распахнул свои двери перед кинозрителями. Первыми посетителями кинотеатра по праву были строители, которые отметили свой праздник в созданном их руками красавце кинотеатре. Нарядный, просторный, удобный для зрителей широкоформатный кинотеатр построили и сдали в эксплуатацию к Дню строителя костромские мастера - каменщики, монтажники, отделочники.
Каждый год строители дарят землякам объекты жилищного и культурно-бытового строительства.
Северная правда. - 1974. - 11 августа.
Пожалуйте в «Текстильщик»
Район этот по праву костромичи зовут рабочим, фабричным. В этом святая верность революционным и трудовым традициям костромского пролетариата, авангардной роли фабричных рабочих в борьбе с самодержавием, в строительстве основ социализма. Улицы Козуева, Симановского, Задорина, Борьбы, первенец 1-й пятилетки - комбинат имени И.Д. Зворыкина, фабричные корпуса, вытянувшиеся вдоль р. Костромы, - всё здесь напоминает о рабочей социальной сущности района, вселяет уважение к тем, кто работает и живёт здесь.
И единственный кинотеатр, который был по строен в этом районе в 1948 году (переоборудован из складов фабрики «Искра Октября»), получил символическое имя «Текстильщик». Простой, скромный, он не мог соперничать с центральными и новыми, возникшими после него. Но он имел свою стать и свою гордость и был любим жителями фабричного района.
Три с половиной года назад он был остановлен, кинотеатру требовался капитальный ремонт. Ремонт затянулся - и жителям близлежащих улиц приходилось ездить смотреть новые фильмы за много кварталов, в центр.
И вот в четверг, 4 августа, обновленный и похорошевший кинотеатр «Текстильщик» вновь приветливо распахнул свои двери перед зрителями. Первыми посетителями кинотеатра были представители общественности го рода и Ленинского района и те, кто принимал участие в обновлении кинотеатра - строители, отделочники, кинофикаторы.
- Кроме стен, как утверждает директор кинотеатра Е.Б. Баранова, - всё здесь новое: потолки, пол, сантехника, электромонтажное оборудование.
- И, конечно, - добавляет директор городской дирекции киносети В.Ф. Хайновский, - вся кинооснастка. Установлен новый широкий экран, новой аппаратурой оборудована кинобудка. В зрительном зале стало просторнее, удобнее.
...Звенит звонок, и киномеханик по радио приглашает зрителей занять места.
Зал на 320 мест очень просторный. Мягкие кресла уютны, проходы между рядами не тесны: сидеть удобно, с любого ряда экран хорошо виден.
В день открытия кинотеатра зрители тепло приветствовали строителей из РСУ - 2 (начальник Н.Л. Горковенко, главный инженер А.С. Долотова), облремстройтреста, которые отлично потрудились и преподнесли жителям Ленинского - фабричного района хороший подарок.
Обслуживать зрителей будет по сути новый коллектив во главе с Е.Б. Барановой и старшим инженером Н.А. Пошехоновым. К киноаппаратам встали молодые киномеханики Н. Воробьёв, П. Пропанов, в кассе предложат билеты старший кассир С.Н. Ерова и кассир Н.И. Суслова, встретят у входа контролёры З.Н. Белавина, Т.С. Фионина, З.Н. Январёва.
Кинотеатр «Текстильщик» в фабричном районе открыт. Добро пожаловать на сеансы, дорогие костромичи!
Северная правда. - 1983. - 9 августа.
Мосфильмовцы в Буе
Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов киностудии «Мосфильм» приступает к съёмкам нового фильма «Водитель-заготовитель» по сценарию А. Усова. Название фильма пока условное, и в процессе съёмок, возможно, оно изменится, но уже выбрана натура, идет подбор актёров на роли, режиссёр-постановщик Ю.В. Горковенко делает первые пробы актёров.
На одну из главных ролей - младшего научного сотрудника НИИ Николая Головина, которого из города потянуло в село, приглашён известный актёр театра и кино, артист Московского театра имени Ленинского комсомола Виктор Проскурин, не раз бывавший в Костроме. Фильм будет сниматься в городе Буе и Буйском районе Костромской области. Основные съёмки пройдут в деревне Ильинское Воскресенского сельсовета на землях колхоза «Заветы Ильича».
Оператор-постановщик В.Е. Фридкин, заместитель директора картины В.Я. Харинов побывали на местах будущих съёмок. Старые улицы города Буя, Стрелка, а также некоторые объекты в Костроме и Сусанине также будут использованы в качестве натуры. Художник-постановщик - И.Ю. Калашникова. Съёмки начнутся в середине июля и будут продолжаться до ноября.
Северная правда. - 1987. - 24 июня.
А корабль кино плывёт
Костромской киноклуб для молодёжи «Синема» существует третий год. Вскоре после съёмок в Костроме фильма «Гулящие люди» второй режиссёр кинокартины Нина Киселёва предложила создать киноклуб, который бы объединил истинных любителей киноискусства. Тогда и собралась инициативная группа из старшеклассников Костромы - участников киносъёмок. Ребята посмотрели новые видеофильмы, провели творческую неделю фильмов Андрея Тарковского, организовали первую тематическую дискотеку «Киноклуб зажигает звёзды».
Когда стало известно о съёмках в Костроме фильма-сказки «На помощь, братцы!», киноклубовцы во главе с руководителем Александром Симоновым отправились в Москву на киностудию детских и юношеских фильмов им. Горького, чтобы встретиться с творческой группой кинокартины.
Такие поездки стали с той поры в киноклубе «Синема» традиционными. Побывали ребята и на «Мосфильме», посмотрели спектакли московских театров: МХАТа, им. Ленинского комсомола, им. А.С. Пушкина, неоднократно выезжали в Москву на концерты.
В 1988 году весь киноклуб «Синема» принимал участие в съёмках кинокартины «На помощь, братцы!», что проходили в Костроме возле стен бывшего Ипатьевского монастыря. А в конце этого же года киноклубовцы снимались в кинокартине «Убегающий август» режиссёра Дмитрия Долинина. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и в том же году руководитель киноклуба приобрёл профессиональную кинокамеру «Конвас», которой ребята сняли свой короткометражный фильм, назвав его «Сказочные дни в России». Отснятый материал сейчас находится на обработке на киностудии им. М. Горького, и вскоре киноклубовцы смогут познакомить костромичей со своим первым опытом.
Много других интереснейших дел было в киноклубе. Проводились дискотеки «Осенний марафон», киновикторина «Что? Где? Когда?», а также весёлый праздник «Монастырские забавы в Ипатьевском монастыре».
Вечер знакомства «Музыка и кино» открыл третий сезон в киноклубе «Синема». Программу его составили премьера новой рубрики «Антиклуб «Аббревиатура» и воспоминания об артистах кино, с которыми встречались киноклубовцы на съёмочных площадках Костромы.
В планах киноклуба «Синема» на новый год - традиционные просмотры и обсуждения фильмов, поездки на киностудии страны, участие в конкурсе на лучший международный киносценарий, который проводит в нашей стране американо - советская киноинициатива, много других интересных дел. Всех, кто любит кино, мы приглашаем на наши встречи.
Молодой ленинец. - 1990. - 27 января.