Губернский дом 2009 год. № 1
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 1. – Кострома: Б/и, - 2009.
Содержание
Промыслы и ремесла К остромского края:история и современность
Доброе слово. Сокровища земли Костромской 2
IИнтервью с генеральным директором Костромской ремесленной палаты 5
Мастерская. Педагоги и воспитанники Центра творчества «Истоки» 7
Радость от работы в центре «Ровесник» 15
Под парусами творчества и любви. В православном центре «Ковчег» 18
Слово о мастере: В. Шантырева, Т. Большакова, М. Шмаров, А. Еремин, Н. Маслеников, М. Дубова, Т. Криницина 21-44
IIСтаринные костромские брэнды 51
Судиславские художественные промыслы 55
III
Беглые заметки
Добрый примерБез истока нет реки. Представляем краеведческие материалы по истории промыслов и рем есел, подготовленные учителями и учащимися Костромской области 59
Издревле слыла Кострома городом ремесленным и торговым. Сто лет тому назад было в ней на 42 тысячи жителей 60 магазинов и 475 лавок - общественных и частных. Два раза в год проводились крупнейшие ярмарки - трехдневная Федоровская и двухнедельная Девятая. Было что покупать, было чем торговать. Традиция шла из глубины веков. В XVII веке, например, Кострома считалась центром мыловарения, здесь, по отзывам иностранцев, варилось лучшее мыло. А в XVIII веке знаменитый ученый-путешественник профессор Иоганн Готтлиб Георги отзывался о костромских полотнах и кожах как о лучших в России, особенно хвалил он черную и красную юфть, в то время имелось более 20 видов ее возделывания. Кроме полотняного, мыловаренного и кожевенного производств в городе процветали также кузнечное, бондарное, портновское, столярное дела. Развивались промыслы и ремесла и в округе - дальней и ближней, при общем развитии каждое место славилось чем-то особенным: Нерехта - гончарами и ткачами. Красное - ювелирами, Молвитино (Су-санино) - шапошниками, Судиславль - грибовиками, Галич - рыбаками и огуречниками, Макарьев - жгонами, Кадый - плетением корзин и веревок... Название же Семеновское-Лапотное (Островское) отвечало само за себя.
Вот отсюда и шли товары на ярмарки и базары, в торговые лавки и магазины. И не только в пределах Костромской губернии. Широко была известна Костромская иконописная школа, среди городовых мастеров на выезде костромичам не было равных. Не уступали и ювелиры - брали большинство медалей на Всероссийских кустарных выставках. Чухломских плотников царь Петр выписывал к себе на корабельные верфи. Колокололитейный завод Серапиона Забенкина поставлял продукцию к Императорскому Двору. Костромское полотно и галичская кожа широко шли в иноземные страны... Кроме уже традиционных появлялись и новые, весьма экзотичные промыслы и ремесла. Например, «кошатники» - этим видом промысла занимались когда-то целые деревни Костромского уезда. В Мисковской волости было развито хмелеводство, а в окрестностях села Шунги и в бассейне реки Андобы существовал железнорудный промысел. А еще в нашем северном крае было развито пчеловодство. В Костроме в начале XX века был центр пчеловодческого дела в губернии - на улице Дворянской (Овражной) работал музей пчеловодства, были от крыты курсы по пчеловодству, издавались «Известия Костромского общества пчеловодства»... Много времени прошло с той поры, многое в жизни изменилось. Нет уже в наших краях знаменитых хмелеводов и огуречников (огуречные фестивали теперь проводит город Суздаль). Не ходят по улицам Костромы серпозубы и точильщики (а зачем, если и ножей скоро не будет - возле «Русского хлеба» висит плакат: «Сэкономьте на ноже - мы порезали уже»). Нет больше известного на ВСЮ страну колокололитеиного завода Забенкина, а колокола для костромских храмов мы привозим из других городов.
Но кое-что, по счастью, осталось, главное - память о мастеровых людях прошлого. Иконописцах Гурии Никитине, Любиме Агееве, Силе Савине. Ведущем мастере оружейной палаты Алексее Ратькове, династиях ювелиров Серебрянниковых, Сорокиных, Заводовых да кузнеце Михаиле Навоеве, оставившем нам кружевную решетку-ограду вокруг Романовского музея. Плетельщице лаптей Манефе Сараевой и мастерице по бересте Валентине Шантыревой - непременных участников и лауреатов Все российских и Международных выставок... Сапожнике Павле Леонтьеве, полвека обувавшем Кострому и ее округу в сапоги, венгерки, бурки... И многих, многих других мастерах и умельцах, чьи добрые дела и богатые традиции продолжают современные рукотворны - в мастерских, студиях, школах. Таланты, даже самородки есть и сегодня, только им, как говорится в известном стихотворении, надо помогать - как со стороны государства, так и со стороны общества. Как, например, помогал купец Константин Попов, построивший в 1879 году, 130 лет тому назад, в Костромском уезде ремесленную школу по обучению иконописанию и резьбе по дереву, кузнечному и литейному делу. Или предприниматель Федор Чижов, на средства которого на рубеже XIX-XX веков были открыты ремесленные училища в Костроме, Макарьеве, Кологриве и Чухломе. Светлая им память, а сегодняшним предпринимателям - добрый пример. А будет поддержка талантам - и дело пойдет. И еще увидим новые чудо-изделия из дерева, глины, кожи, бересты ... И зделия, которые душу радуют и творческих сил придают. И край наш Костромской красивей и богаче делают. А там, глядишь, и музей пчеловодства в Костроме возродится, тем более, что это дело, кажется, поддерживают в молодежном областном правительстве. Пчелы ведь существа хорошие, они тоже пример людям показывают - трудолюбия и усердия.
Николай МУРЕНИН
Ювелирное дело в Красном
Ювелирно-металлическим промыслом занимается насе ление небольшого округа по побережью реки Волги, вер стах в 35-40 ниже города Ко стромы. <...>
Описываемый промысел состоит в выделке из золота, серебра и меди разного рода мелких изделий, как то: крестов, колец, перстней, серег, цепочек, запонок, булавок, браслетов, брошек, медалионов и т.п. Этой работой занято почти все население с.Красного, она составляет главное и постоянное занятие жителей, хотя они не оставляют совсем и сельского хозяйства; но в других селениях промысел этот развит слабее, гам в большинстве деревень преобладает землепашество. Производство идет круглый год без перерывов, ослабевая лишь несколько во время летних полевых работ. <...>
Трудно сказать, когда именно получил свое начало ювелирно-металлический промысел в селе Красном и чем было вызвано его первоначальное развитие в этой именно местности. Красное прежде называлось дворцовым; здесь были дворцовые магазины, из которых выдавалась хлебная руга причту Костромского Успенского собора. До сих пор в Красном есть улицы Конюшенная, Стадная и Магазейная, устроенные, по преданию, на местах, где были дворцовые конюшни и скотные дворы с магазинами. При сельской церкви - колокол, около 7 пудов, пожертвованный знаменитыми боярами Годуновыми. Последние имели в соседстве с Красным свои владения, уступленные в конце XVI столетия в собственность Костромского Ипатьевского монастыря, когда там (в Красном) строилась Богоявленская церковь (1592 г.) и царский конюший Дмитрий Иванович Годунов щедрою рукою награждал церкви, особенно Ипатьевский монастырь, устроенный предком бояр Годуновых, и где некоторые из рода их погребены в монастырской усыпальнице.
Население села Красного, по всей вероятности, занималось исключительно хлебопашеством до настоящего столетия; в начале же нынешнего века (XIX) здесь появилась торговля льняною пряжею, которая скупалась по мелочам и отправлялась на полотняные фабрики, существовавшие в то время в городах Плесе и Ярославле. Изделий металлических в Красном в то время еще было не видно. После Отечественной войны 1812 года некоторые из местных жителей стали заниматься торговлей хлебом по р.Волге, другие же - отливкой разных металлических вещей и басеным производством. Последнее состояло в выделке мелких вещиц из тонкого битого серебра. Эти изделия отвозились в Москву, Петербург, Новгород и другие более на селенные места.
Удачный сбыт изделий первых промышленников весьма скоро усилил производство, и в 30-х годах уже настоящего (XX) столетия, по рассказам стариков, мастера не успевали исполнять заказы своих хозяев и торговцев; им платили деньги вперед, возвышали задельную плату. <...>
После 30-х годов текущего столетия многие торговцы из Красного выкупились из крепостной зависимости и, получив свободу, еще более усилили промышленность. Но общее освобождение крестьян из крепостной зависимости, по отзывам местных жителей, на промысел не оказало значительного влияния; он получил уже полное развитие до “воли” и теперь только усиливается вместе с возрастанием народонаселения. <...>
Описываемый промысел не требует устройства особых мастерских, работа производится в обыкновенных жилых избах; только для некоторых частей ее нужно отдельное помещение - это для ковки и плавления металлов, а также для позолоты изделий. Небольшие здания, уст роенные при домах с этим назначением, называются работорнями (искаженное название лаборатории) или горнами. Устройство их необходимо, потому что ковка и плавление металлов требуют сильного огня. <...> Нужно заметить, впрочем, что хотя приготовление большинства изделий не требует от исполнителя особого искусства и долголетнего навыка, каждый род изделий имеет своих мастеров, и редко можно встретить, чтобы работали в одном доме, например, кольца и серьги, браслеты и брошки, даже цепочки и прикрепляющиеся к ним передвижки и карабины. Мало этого, иногда одно и тоже изделие приготовляется по частям разными мастера ми, нередко в разных домах, даже селениях. <...> Определить, хотя бы приблизительно, количество изделий всех родов, приготовляемых каждогодно не только во всем промысловом округе, но и в одном селе Красном, положительно нельзя. Можно сказать только, что число это так же громадно, как обширен и распространен сбыт красносельского товара, обнимающий всю Россию и выходящий даже за ее далекие окраины. Столь широкое распространение изделий села Красного, в ущерб петербургской и московской работе, может быть отчасти объяснено низкими ценами первых в сравнении с последними. В то время, когда утонченный вкус образованного и богатого городского населения требует изящной, художественной работы в ювелирных изделиях и находит себе удовлетворение в столичных и заграничных изделиях, деревенский люд, увлекаясь подражанием, по недостатку средств, а может быть, и вкуса, довольствуется более скромными украшениями из красносельских мастерских. Блистая благородством металла и ценностью камней, столичные магазины недоступны простолюдину, к нему ближе стоит “свой брат” торговец мелким товаром, разносчик, который придет к нему на дом и продаст сходно. Надо сказать, что такие торговцы и продать умеют свои “за первый сорт” медно-посеребренные колечки или сережки “модного фасона” и “самой лучшей доброты”, и прийти в деревню в самую нужную пору, когда только что начинаются зимние вечеринки, на которых женихи высматривают себе невест, пред весенними хороводами и тому подобное. Даже отсутствие денег у покупателя нисколько не стесняет такого торговца, он любезно готов променять колечко на пяток яиц и сережки на несколько прядей льну. <...>
Тилло А.А. Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии. - Спб. 1883. С. 1-2,4-6. 10. 19-21.