Лариса Сбитнева

Встреча через 70 лет

Religious and philosophical readings. Hall of the Kostroma Theological School. 1992
Религиозно-философские чтения «П. А. Флоренский. В. В. Розанов». Зал Костромского духовного училища.
Первый слева – В. Г. Сукач, у двери – о. Евгений Никитин. 25 мая 1992 г. Фото А. Анохина

В последнюю неделю мая в Костроме состоялись философско-религиозные чтения, посвященные двум выдающимся русским философам – отцу Павлу Флоренскому и Василию Васильевичу Розанову. Как будто вновь, спустя семьдесят лет после расставания, встретились два мыслителя – говорить, спорить, соглашаться и радоваться друг другу. Встретились в городе, который сердечно был близок обоим.

Чтения проходили в помещении духовного училища. Пожалуй, это было первое «мероприятие», которое свело вместе священников и костромскую интеллигенцию. Подготовленные сообщения затронули самый широкий круг тем: «Философия имени о. Павла Флоренского», «История дружбы Флоренского и С. С. Троицкого», «Мистика природы о. Павла Флоренского», «Флоренский и проблема эстетики фольклора», «Розанов и Кострома», история взаимоотношений и переписки Розанова с современниками: Блоком, К. Леонтьевым, Рцы и другими.

Наряду с учеными – философами и филологами – и священниками в чтениях приняли участие музейные работники, сотрудники архива и просто почитатели выдающихся философов. В зале можно было увидеть много молодых лиц: учителя, студенты, рабочие и даже подростки-школьники.

Мог ли года два назад кто-либо представить подобное? Организатор чтений, заместитель председателя костромского Фонда культуры А. В. Соловьёва заметила мне: «Не задумывались ли вы, какими бы мы стали, изучай в свое время не истмат и диамат, не хронологию съездов партии, а, допустим, историю отечественной философской мысли, в т. ч. и Флоренского с Розановым?» Вероятно, весь склад нашей души, образ мыслей были бы совсем иные, чем теперь. Были бы другими и жизненные цели, и устремления, да и общество наше стало бы другим.

Среди всего разнообразия мыслей и суждений мне представляется важным одно отметить особенно. Предваряя разговор о судьбе и творческом наследии отца Павла, его внук – Павел Васильевич Флоренский, сказал собравшимся примерно следующее: «Слушая меня, думайте о себе, о своем роде. Расспросите своих стариков, сберегите все, что осталось: письма, вещи. А еще: пишите свой день. Каждый день интересен, и он уходит. Пишите дневник, его будут читать ваши дети. Оставьте своим детям РОД».

Мы уже изрядно, в большинстве своем, оторвались от родовых корней и немало потеряли на этом, если не почти все. Но и сегодня продолжаем, как с писаной торбой, носиться с «правами человека». Культу «человека обособленного» Павел Флоренский противопоставляет культ «человека родового». Познать закономерности развития рода и, в рамках этого, познать свои собственные задачи – может быть, это самое важное сегодня для нас?

Всю жизнь отец Павел основательно занимался своей генеалогией, разыскивал Флоренских, списывался, просил прислать что-нибудь о родовых связях – все это его чрезвычайно интересовало.

У Розанова – по-другому. Но вопрос семейных связей, взаимопроникающих нитей родства тоже для него – наиважнейший. После смерти отца – Василия Федоровича – остался дневник, который Розанов просил беречь своих детей, «как мы хранили». Сына назвал он тоже – Василием и, уже будучи сам больным, тяжело переживал его смерть от тифа во время поездки на добычу продуктов в Курск.

Само время поставило сегодня перед каждым из нас проблему духовного выбора. Обретя долгожданную свободу, мы все мечемся и негодуем, вдохновляемся и вновь разочаровываемся, и все не в силах понять: отчего этот душевный разлад, отчего все перестраивая и переиначивая, мы никак не можем ничего путного построить? В поисках ответа Флоренский и Розанов – наши помощники. Во всяком случае, труды отца Павла и короба противоречивейших мыслей вечно мятущегося Василия Розанова во всех смыслах предпочтительнее баррикад. Оставим их атеистам. А нас не оставит Бог.

Молодёжная линия. – 1992. – 5 июня. – С. 7.

Опубликовано:

© Костромской общественный фонд культуры