8) ЦЕРКВИ ВО ИМЯ СВВ. ХРИСАНФА И ДАРИИ И СВМ. ИПАТИЯ И АПОСТОЛА ФИЛИППА.


Фрагмент надвратной церкви с фигурами свв. Хрисанфа и Дарии.
Построение церкви во имя свв. Хрисанфа и Дарии. Падение сводов и возобновление постройки. Размеры храма и внутреннее устройство. Малая крестовая церковь.

Государь Император Николай Павлович в своих заботах о благоустройстве Ипатьевского монастыря, как важного исторического памятника, в июне 1835 г. Высочайше повелеть соизволил привести его в должный вид, вполне отвечающий его назначению. С этою целию повелено было перестроить и обновить обветшавшие монастырские здания, а на месте прежних святых и водяных въезжих ворот и бывших на них церквей во имя свв. Феодора Стратилата и Ирины и др. устроить в средине восточного фаса архиерейского дома новую церковь во имя свв. Хрисанфа и Дарии, память которых празднуется церковию 19 марта, с одной стороны, в ознаменование выезда в этот день 1613 года Царя Михаила Феодоровича в Москву на спасение и умиротворение России, а с другой — в память вступления в этот же день Императора Александра I в Париж в 1814 году для умиротворения Европы, потрясенной властолюбием Наполеона.

Начатая 25 июня 1840 года, в день рождения Государя Императора Николая I, каменная кладка храма во имя свв. Хрисанфа и Дарии была окончена к октябрю того же года. Фасад нового храма вполне соответствовал фасаду так называемой „зеленой” башни, устроенной в „новом городе”. [c. 54:] На четыреугольной каменной кладке и многоугольнике был устроен конусообразный восьмигранный верх, увенчанный вызолоченным чрез огонь крестом на таком же яблоке. Но уже чрез год, именно 2 августа 1841 года своды храма обрушились по причине весьма поспешного построения стен и сводов, при том при самой неблагоприятной для каменной кладки дождливой погоде, во второй половине сентября.

В 1854 году, по указу Св. Синода от 25 марта, была возобновлена постройка этого храма на новом фундаменте, а в августе 1858 года окончена. В следующем 1859 году, 10 мая, новопостроенный храм был торжественно освящен епископом Платоном. Но недолго в новосозданном храме продолжалось богослужение: с наступлением осеннего времени, на стенах храма появилась большая сырость, и богослужение в нем опять было прекращено. Оно возобновилось уже в 1867 году, когда в подвальном этаже храма, вместо обыкновенных духовых печей, была устроена одна воздухонагревательная печь, а также приняты меры к устранение сырости стен. Обновление храма было совершено 15 апреля, в великую субботу, преосвященным еп. Платоном.

Ход в церковь свв. Хрисанфа и Дарии общий со входом и в покои викарного епископа, именно — из-под высокой арки, на которой церковь устроена.

Храм этот по размерам весьма небольшой, но хорошо отделанный. Стены его украшены живописью в византийском стиле. В самом куполе храма находится изображение новозаветной Троицы, а на стенах — изображения некоторых из двунадесятых праздников и разных святых.

Иконостас в храме свв. Хрисанфа и Дарии трехъярусный. Все иконы в нем нового письма, кроме иконы Живоначальной Троицы в алтаре, за престолом, из числа пожертвованных в Ипатьевский монастырь боярином Д. И. Годуновым. Икона эта имеет в вышину 2 арш. 11/2 вер. и в ширину 1 арш. 9 вер.; писана на кедровой доске. Из надписи, вычеканенной [c. 55:] на серебряной дщице, видно, что эта икона писана, обложена серебром и золотом и украшена драгоценными камнями при державе царя Феодора Ивановича и поставлена в преименитую Лавру св. Троицы, в Ипатьевский монастырь, повелением боярина Д. И. Годунова в 1586 году.

К этой церкви с северной стороны непосредственно примыкает малая крестовая церковь во имя свм. Ипатия и ап. Филиппа. Эта последняя церковь устроена в 1875 году в одном из покоев епархиального архиерея. Она имеет плоский потолок и обставлена вообще весьма просто. Иконостас в церкви состоит из одного ряда местных икон новейшего письма, без риз и других каких либо украшений. С правой стороны царских врат находятся изображения Господа благословляющего, св. Троицы и свм. Ипатия, а с левой — образ Скорбящей Божией Матери, Похвалы Пресвят. Богородицы с ап. Филиппом и свм. Ипатием и образ святителя Николая Чудотворца.


Восточная стена монастыря 1927 г.
Иван Васильевич Баженов.