Открытие Костромского церковно—исторического общества
(Костромские епархиальные ведомости, 1912, № 13, отдел неофициальный, с. 372–382)
(с. 372)
Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот (с. 373) в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном {а} в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение.
Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня {b} в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов, 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов (с. 374) училища священника Н. Виноградова. Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.
«Приступая к открытию епархиального церковно-исторического общества в целях всестороннего изучения местной церковно-религиозной жизни и тщательного охранения различных памятников церковной старины, испросим себе первее всего помощи и благословения у Господа, Источника и Подателя всяческих благ. Руководственным наставлением и ободрением в предстоящем нам деле изберем для себя эти слова святого апостола Иакова: «Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем нелицеприемне … и дастся ему» (Иак. 1, 5) {с}. Приведенные слова апостола указывают нам во-первых на то, что стремление к мудрости, искание всякого рода знаний бывает плодотворно и успешно только при высшей Божественной помощи, восполняющей нашу духовную скудость и естественную ограниченность, и во-вторых – на то, что эту высшую небесную помощь в достижении мудрости может получить всякий из нас, если усердно будет просить о том Бога.
Не всякая мудрость, впрочем, равноценна для христианина. Слово Божие различает мудрость истинную от мудрости ложной, фальшивой. Последнюю божественный Павел называет мудростью века сего и говорит о ней, что она есть глупость в очах Божиих (1 Кор. 3, 19). А богопросвещенный мудрец ветхозаветный так выражается о ней: все умствования мудрецов суетны и ничтожны (Пс. 93, 11).
Однако было бы большой ошибкой полагать, что под мудростью века сего надобно разуметь все вообще научные познания, добытые умом человеческим в таких областях ведения, которые не имеют непосредственной связи с догматами веры. Напротив, Церковь Православная всегда высоко ценила научные знания, к какой бы области они ни относились. Сама просвещая людей светом веры, она и во свете науки всегда находила родственное себе явление, признавая, что свет знания, надлежаще направленный, приводит к сознательному утверждению во свете веры. Но при таком родстве того и другого света в историческом их развитии, мы видим, нередко обнаруживается между ними несогласие и даже некоторая враждебность.
(с. 375) Наука не всегда с должным уважением относится к правам религии, и представители науки – правда, второй и третьей величины – в своих смелых якобы научных исследованиях не задумываясь посягают на целость религиозных верований, во имя науки разрушают дорогие сердцу человеческому священно-исторические предания. И это делается ими с такой нетерпимостью и с такой самоуверенностью, которые не допускают никаких возражений. Вот такое отрицательное направление в научном знании, а не самое знание, и осуждается Словом Божиим и именуется ложной мудростью века сего. От нее да сохранит Господь наше общество! Не к ложной, а к истинной христианской мудрости будем стремиться мы. Некоторые характерные черты этой мудрости указаны в Слове Божием (Иак. 3, 17). Во-первых, она чиста, так как проистекает не из корысти, не из тщеславия, а из высокого побуждения приблизиться к истине и сколько возможно овладеть ею. Во-вторых, она мирна, посему и те, кто служит ей, также должны быть мирны, то есть избегать пустых и страстных словопрений, которые, по выражению апостола, ни на куюже потребу, токмо на разорение слышащих (2 Тим. 2, 14). Наконец, истинная мудрость христианская всегда кротка: она ни на кого не нападает, никого не оскорбляет, не задевает ничьей чести. Это последнее свойство ее является особенно ценным в наше просвещенное время, когда современная письменность наша вся, за весьма редкими исключениями, непрестанно изливает на всех и на все грязные потоки порицания. Не щадят при этом ни лиц, ни званий, ни учреждений, и результатом всего этого является уменьшение доверия и уважения ко всему и ко всем, то есть, как выражается апостол, не созидание, а разорение.
Итак, чистота намерений и побуждений, миролюбие и кротость ко всем пусть будут отличительными чертами в направлении предстоящей нашему ученому обществу деятельности.
Призывая Божие благословение на эту деятельность, вознесем свои молитвы Всевышнему, да дарует Он нам сердце мудрое и разумное и да не лишит нас Своей вседействующей и укрепляющей благодати» [1].
(с. 376) И эта прочувственная речь преосвященного Тихона, и гармоничное исполнение молебных песнопений хором архиерейских певчих, и сама изящная, хотя скромная, обстановка училищной церкви, в которой особенное внимание богомольца привлекают находящиеся на алтарной, видимой при невысоком иконостасе, стене художественные изображения «Моление Спасителя о чаше», «Явление Воскресшего Марии Магдалине» и «Шествие Его с еммаусскими путниками», произвели самое приятное впечатление на всех присутствовавших в церкви.
После сего они во главе с попечителем церковно-исторического общества преосвященным Тихоном и преосвященным викарием проследовали в обширный актовый зал училища – который оказался весь наполненным просвещенным собранием, на хорах же его поместились воспитанницы двух выпускных классов, оставшиеся в училище для сдачи последних экзаменов. После пения тропаря «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…», по благословению преосвященного попечителя общества, секретарем духовной консистории Л. Шавельским прочитан указ Святейшего Синода об утверждении Костромского церковно-исторического общества {d} по определению от 24 ноября – 22 декабря 1911 года за № 9105, и Его преосвященство изволил объявить общество открытым.
Затем, с благословения Его преосвященства, преподавателем духовной семинарии И. Баженовым прочитан реферат [2] на тему «Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года». По прочтении выражена референту благодарность всего просвещенного собрания. Его преосвященству угодно было при этом отметить, что представленные положительные данные доказательно удостоверяют, что, вопреки появившемуся в последнее время частному предположению, боярин Михаил Феодорович с матерью инокиней Марфой, по удалении своем из села Домнино, в начале 1613 года проживал в безопасности действительно в Ипатьевском монастыре, а не в Костромском кремле.
(с. 377) Далее, по предложению преосвященного попечителя общества, избран почетным членом его директор Императорского Санкт-Петербургского археологического института Николай Васильевич Покровский и предложено было собранию избрать председателя общества и совета и членов совета общества. Избраны председателем преподаватель И. Баженов и членами совета: отец ректор семинарии протоиерей В. Чекан, директор народных училищ И. Виноградов, начальница епархиального женского училища Л. Поспелова, инспектор классов того же училища священник Н. Виноградов, смотрители духовных училищ – Костромского П. Виноградов и Кинешемского священник Д. Лебедев, преподаватель духовной семинарии А. Черницын и член местной ученой архивной комиссии И. Преображенский. В состав ревизионной комиссии избраны: кафедральный протоиерей П. Крутиков, ключарь собора протоиерей Н. Краснопевцев и секретарь консистории Л. Шавельский. – В заседании же совета общества 12 июня из членов оного избраны секретарем совета – священник Н. Виноградов, а казначеем общества – преподаватель А. Черницын.
По случаю открытия церковно-исторического общества получены следующие приветствия, телеграммы и адреса.
Присутствовавший на заседании член Императорской археологической комиссии художник-архитектор Д.В. Милеев, по поручению председателя оной комиссии гофмейстера графа А.А. Бобринского, приветствовал общество в следующих выражениях: «Императорская археологическая комиссия горячо приветствует открытие церковно-исторического общества и выражает пожелание плодотворной деятельности. Костромской край, столь богатый церковными древностями, особенно близок нам, и комиссия верит, что дружная работа общества будет способствовать охранению дорогих памятников родной старины». Далее оглашены телеграммы: 1. Директора Императорского Санкт-Петербургского археологического института Николая Васильевича Покровского: «Сердечно приветствую вновь нарождающееся полезное учреждение, Вас (преосвященнейшего Тихона) и Ваших сотрудников». 2. Протоиерея из Петербурга Вячеслава К. Магнитского {е}: «Приветствую с радостным днем открытия общества. Дай Боже, чтобы горчичное зерно стало великим деревом». 3. Игумении солигаличского Богородице-Феодоровского монастыря Серафимы: «Сочувствуя целям открываемого под Вашим председательством церковно-исторического общества, прошу зачислить (с. 378) меня действительным членом его. Прошу Вашего святительского благословения».
Письменные приветствия.
1. От ректора Московской духовной академии преосвященного Феодора: «К сожалению, служебные обстоятельства решительно не позволяют мне принять участие в торжестве открытия Костромского церковно-исторического общества. Принося Вашему преосвященству глубокую благодарность за любезное приглашение на означенное торжество, прошу передать вновь открываемому обществу мои искреннейшие пожелания процветания под просвещенным руководством Вашего преосвященства и успеха в исследовании и изучении местных памятников церковной старины».
2. От исполняющего должность костромского губернатора, вице-губернатора И.В. Хозикова: «Очень сожалею, что служебные обязанности лишают меня возможности быть на открытии церковно-исторического общества. В 10[-м] параграфе {f} устава общества значится, что желающие быть действительными членами общества должны сделать денежный взнос, и посему, прилагая 25 рублей, прошу Вас, владыко, зачислить меня действительным членом».
3. От настоятельницы Боголюбского женского монастыря Марии: «Приношу Вам, владыко святый, глубокую мою благодарность за Ваше милостивое архипастырское ко мне внимание и приглашение на открытие Костромского церковно-исторического общества. Ознакомившись с уставом этого общества, я вполне сочувствую его цели и задачам… Молю Господа и надеюсь, что под Вашим архипастырским высоким покровительством это доброе начинание не умрет, а возрастет и принесет плод сторицею. На нужды же общества осмеливаюсь принести Вашему преосвященству свою посильную лепту – 50 рублей, прося Вас соблаговолить принятием оной».
4. От корпорации Кинешемского духовного училища: «Кинешемское духовное училище с радостью встречает открытие в Костроме церковно-исторического общества как нового источника и рассадника церковно-исторической науки. Архитектурные, иконографические и палеографические памятники Костромского края издавна привлекали и ныне все более и более привлекают внимание не только местных, но и столичных ученых людей. И вот известные своими учеными трудами по изучению местных древностей костромские (с. 379) археологи учреждают новое ученое общество любителей специально церковной археологии. Благоговейные любители церковных древностей теперь могут радоваться, что новое общество, ставя на первый план открытие духовного церковно-археологического музея, создаст надлежащую обстановку хранения в музее древних предметов церковного почитания, имеющих и научное значение. Да процветает же и развивается в пределах Костромской епархии историко-археологическая наука! Помоги Бог, чтобы славная именами знаменитых отечественных археологов профессоров Ф.И. Успенского, Н.В. Покровского и (недавно скончавшихся) Е.Е. Голубинского и А.П. Голубцова Кострома с открытием нового ученого общества выпустила из своей среды на поприще археологической науки и еще много не менее славных ученых мужей. – Корпорация Кинешемского духовного училища, посылая свое приветствие открывающему[ся] ученому обществу, с своей стороны выражает полное желание оказать то или иное содействие в достижении им намеченных целей: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу!» {g}».
5. От корпорации Галичского духовного училища: «Открывающееся сегодня в Костроме церковно-историческое общество поставило своей целью изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, а также обследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории. – Не говоря уже о тех услугах, какие общество может оказать молодому поколению в разработке церковно-исторических вопросов, оно, несомненно, прямым и косвенным образом будет влиять и на простонародье. Влияние это особенно важно в пределах нашей Костромской епархии, где простонародье еще не может совсем отрешиться от тех взглядов и обычаев, которые господствовали здесь во времена глубокой древности. До сих пор еще совершается, например, здесь сжигание чучелы {h} «Костромы», сопровождающееся торжественным шествием с водруженным на большом шесте фонарем и пением старых языческих песен. До сих пор еще в Галиче во время масленицы по улице стоит несмолкаемый крик слова «о-ле-ле» катающимся по городу новобрачным. При существовании подобных остатков язычества в пределах Костромской епархии, а равным образом и тех зловредных идей, которые заносятся сюда малокультурными (с. 380) жителями деревень с места их летних работ (население во многих уездах нашей губернии занимается отхожим промыслом) и которые противны христианству, церковно-историческое общество может оказать неоцененную услугу населению края проведением в его среду истинных взглядов на религиозно-нравственную жизнь и критикой существующих в народе взглядов, поверий и обычаев. – Поэтому Галичское духовное училище не может не выразить своего искреннего сочувствия открытию такого общества, которое будет благотворно влиять на просветление религиозных взглядов и очищать религиозные понятия населения Костромского края от укоренившихся предрассудков и суеверий. Мысленно присутствуя на торжестве открытия нового общества, корпорация Галичского духовного училища шлет Костромскому церковно-историческому обществу искренние пожелания полного успеха в его деятельности».
6. От корпорации Макарьевского духовного училища: «Испрашивая Ваших архипастырских молитв и благословения, корпорация Макарьевского духовного училища вменяет себе в священную обязанность выразить пред Вашим преосвященством как попечителем Костромского церковно-исторического общества, в знаменательный день открытия этого общества, чувства беспредельного уважения и сердечно-молитвенные излияния Господу о преуспеянии общества. – Глубоко уверены, что деятельность новооткрытого преимущественно, если не исключительно, Вашими заботами рассадника сведений по изучению церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее настоящем и прошлом займет видные страницы в истории Костромской епархии вообще и в Вашей многотрудной и многоплодной деятельности в частности. – Усердно просим принять наши посильные пожертвования на нужды общества» (12 рублей 50 копеек).
7. От протоиерея – сельского благочинного, пожелавшего отметить себя скрытно под инициалами К.У.Ц.П.I.H.: «Приветствуя общество с знаменательным моментом нарождения его, искренно желаю успешно идти ему к достижению намеченных целей на благо епархии, имя которой ныне восприяло. – На Руси православной сохраняется еще добрый обычай приветствовать новорожденных пожеланием быстрого и крепкого возрастания чрез принос вещественных предметов, по общему выражению, «на зубок новорожденному». – Чтобы народившееся Костромское церковно-истори(с. 381)ческое общество быстро возрастало и крепло в жизнедеятельности своей, позволяю и я, следуя помянутому обычаю, явиться к нему с благожелательным и потребным приносом, прося принять пятьдесят рублей».
8. От благочинного Солигаличского 1[-го] округа священника В. Березовского: «Желаю {i} от души процветания вновь открытому Костромскому церковно-историческому обществу и сочувствуя задаче и цели основания его, я в знак сего шлю ему, как новорожденному на зубок, пятнадцать рублей».
9. От благочинного 2[-го] Чухломского округа священника И. Благовещенского: «Имею честь почтительнейше и с благодарностью сообщить церковно-историческому обществу, что приглашение прибыть на торжественное открытие общества мною получено. – Сердечно сочувствуя {j} задачам общества и при всем моем желании, за дальностью расстояния, не имею возможности лично присутствовать на открытии общества. – Усердно прошу зачислить меня членом столь симпатичного общества и всеми силами своей души и уменья постараюсь в будущем быть полезным членом его».
10. От священника села Малых Березников К. Андреевского: «Совершенно сочувствуя задачам новооткрывающегося церковно-исторического общества, я почтительнейше прошу принять от меня двадцать рублей в счет членского взноса означенного общества».
Получены краткие приветствия еще от некоторых отцов настоятелей монастырей и благочинных, приславших вместе и денежный взнос в общество.
Новоучрежденное церковно-историческое общество встречено сочувственно не только сердечными благоположениями {k}, но и денежными приношениями, всего свыше 450 рублей. Более крупные пожертвования поступили: от преосвященного Тихона 100 рублей; от протоиерея, пожелавшего обозначить себя под инициалами, 50 рублей; игумении Марии 50 рублей; вице-губернатора 25 рублей; священника К. Андреевского 20 рублей; священника В. Березовского 15 рублей; прочие же пожертвования состоят из взносов часто в 5, преимущественно в 3 рубля и менее. Церковно-историческое общество питает надежду на то, что и в последующее время оно не будет оставлено сочувствием просвещенных деятелей и епархиального духовенства как доставлением старинных церковных предметов, (с. 382) рукописей и так далее, равно сообщениями из области местной церковной истории и археологии, так и посильными денежными взносами, особенно потребными для начальной надлежащей организации и установки многосложных дел общества {l}.
[Авторские подстрочные примечания:]
(с. 375)
1. Молебствие заключено возглашением отцом протодиаконом многолетий государю императору, государыням императрицам, наследнику цесаревичу и царствующему Дому, Святейшему Синоду и местным преосвященным епархиальному и викарному с богохранимой паствой и членам Костромского церковно-исторического общества.
(с. 376)
2. Он имеет быть напечатан в ближайшем № «Костромских епархиальных ведомостей» {m}.
{Примечания редактора — в тексте выделены фигурными скобками:}
a. Епископ, впоследствии архиепископ Тихон (Василевский) управлял Костромской епархией в 1905–1914 годах.
b. 1912 года.
c. Цитата скорректирована по традиционному церковнославянскому тексту.
d. Вероятно, пропущено слово и следует читать – об утверждении устава.
e. Видимо, здесь упоминается протоиерей Вячеслав Корнильевич Магнитский, настоятель церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских при Александровском кадетском корпусе (Санкт-Петербург) в 1911–1918 годах.
f. В тексте вместо этого слова – знак параграфа.
g. Цитата из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», слова летописца Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).
h. Так в тексте.
i. По контексту вероятнее – Желая.
j. По контексту вероятнее – сочувствую.
k. По контексту вероятнее – благопожеланиями.
l. Статья подписана инициалами: И.Б.
m. Текст реферата был опубликован в №№ 14 и 15 журнала за 1912 год.