Волга река
Волга самая крупная река в России и Европе. После прохождения Волги через систему Верхневолжских озёр в 1843 году была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень.
После первого от истока крупного населённого пункта на Волге — города Ржева река становится судоходной. Ниже Костромы Волга фактически перестаёт быть рекой и представляет собой череду водохранилищ, сплошь зарегулирована. Между городами Тверью и Рыбинском на Волге созданы Иваньковское водохранилище (так называемое Московское море) с плотиной и ГЭС у г. Дубны, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича) — Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). В районе Рыбинск — Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Даниловскую и Галичско-Чухломскую возвышенности. Далее Волга течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У Городца (выше Нижнего Новгорода) Волга, перегороженная плотиной Нижегородской ГЭС, образует Горьковское водохранилище.
Волжский торговый путь
В древнерусской летописи, «Повести временных лет», сказано: «Из того Волоковского леса [1] потечёт Волга на восток и втечёт… в море Хвалисское [2]».
Географическое положение Волги и притоков привело к возникновению волжского торгового пути. Через волгодонскую переволоку осуществлялась связь с Доном-Азовским-Чёрным морем. Из арабского халифата вывозились ткани, металлы, из славянских земель — оружие [3], меха, воск, мёд. В IX—X веках в торговле значительную роль играли такие центры, как хазарский Итиль в устье, булгарский Булгар на Средней Волге, русские Ростов, Суздаль, Муром в Верхнем Поволжье. После похода князя Святослава в 965 году на Волгу и разгрома многих хазарских городов значение волжского торгового пути падает, а многие древние торговые города приходят в упадок.
Начиная с XI века большая часть русской международной торговли проходит по днепровскому торговому пути, чему способствует княжеская политика, ориентированная на торговые и религиозные связи с Византией. В этот период волжская торговля сильно ослабевает, а в XIII веке монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси. С XV века значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань.
Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке. Возникают новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Симбирск. По Волге ходят большие караваны судов.
1 Совр. Валдайская возвышенность.
2 Совр. Каспийское море.
3 Мечи
левые притоки
* - Молога
* - Шексна
* - Ить
1 - Горьковское водохранилище *
2 - Кострома (Костромка), судоходна
4 - Покша
5 - Стёжера
8 - Кистега
11 - Мера
14 - Желвата
16 - Нёмда
17 - Унжа, судоходна
18 - Моча
19 - Лоймина
21 - Ветлуга (Выше Красных Баков), судоходна
правые притоки
* - Которосль
* - Солоница
* - Черная
3 - Кубань
6 - Шача
7 - Сунха
9 - Казоха
10 - Кинешемка
12 - Корба
13 - Решемка
15 - Елнать
20 - Ячменка
Города на Волге
Тверь
. . .Рыбинск
Тутаев
Ярославль (Ярославская губ.) Костромская губ.Каменка
Кинешма, пристани
Решма, пристани
Елнать
Юрьевец, пристани
Сокольское
Катунки
Нижегородская губ.Городец
Балахна
Ниж. Новгород
. . .
Костромская губерния обильно орошена. В ней находится порядка 300 рек Волжскго бассейна. Волга протекает по губернии 240 верст; на этом протяжении 18 пристаней (нач. XX в.).
Волга в литературе
- Ф.Д. Нефедов. Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам
- Л.П. Смирнов. Левитан в Плесе
- Алексеева Н.Д. Исторический аспект развития речного круизного туризма в России
- В.В. Мизицкий. Боль и тоска по утраченному. К проблемам Волги и костромской низины
- А.Д. Козловский. Путешествие Екатерины II по Волге в 1767 г. Кострома — Борщёвка
- А.В. Кузнецов. Заповедник на Рыбинском водохранилище
- А.В. Кузнецов. Наследие древних озер. О пойме погибшей замолвите слово…
- А.В. Кузнецов. О топонимах незатопленной части Костромской низменности
- А.В. Кузнецов. История польдерных территорий Костромской низменности
- А.В. Кузнецов. Растительность Костромской низменности до затопления
- А.И. Ревякин. «Спасенье русское придет от Волги», «Красота» Волги
- А. Григоров. По-над берегом Волги. Щелыково
- Г.Г. и Н.Г. Чернецовы. Путешествие по Волге
- П. Свиньин. Жареный Бугор на Волге
- В. Грибков-Майский. Судоходство на Верхней Волге
- В.Н. Бочков. Нижняя набережная на Волге. Лесная улица
- А. Анохин. Как уходила Волга зимовать
- Л.А. Колгушкин. Кострома на Волге. Прогулка по городу
- Б. Коробов. Тайны костромского моста
Изображения реки Волги
Самым дешевым способом транспортировки леса с древних времен был сплав. Наиболее ценные партии леса в дореволюционной России вывозились в огромных размеров баржах. Такие деревянные плоскодонные сооружения для перевозки белого леса назывались Белянами.
В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин), Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка)**
* На протяжении от Рыбинска до города Городец с 1956 года уровень воды в реке приподнят и контролируется Горьковской ГЭС. Образовавшееся водохранилище называют Горьковским (либо Костромским).
Пристаней, где каждый год происходит разгрузка и нагрузка судов пять: в Костроме, Плёсе, Кинешме, Юрьевце и пос. Пучеж.
Мели на Волге крайне затрудняют судоходство: в засухи на некоторых из них глубина не более аршина, так что порожние баржи едва могут пройти. Первая из наиболее опасных отмелей* на Харчевенском перекате, находящемся между Ярославлем и Костромой, верст на 10 ниже д. Дубровы, где караваны судов останавливаюся для распаузки. Другая отмель Густолесовская находится несколько выше города Плеса.
* Всего по описаниям в пределах губернии более десятка отмелей.
Во второй половине XIX века, во времена появления самоходных судов, когда потребность в бурлацкой силе начинает отпадать, по главной русской реке продолжают ходить расшивы, гусляны и мокшаны.
Наиболее полный список рек Костромской областиVolga River
Russian town Kostroma is located not so far from Moscow – just 350 kilometres away. It is interesting to note that Kostroma stands on both banks of Volga river and Kostroma river. For this reason the basic transport means habitual for Kostroma dwellers is river shipping. Lots of moorings and ports are located on Kostroma quay.
Река Волга на карте