Участие во Всероссийских съездах старообрядцев в Нижнем Новгороде: 1905 – 1910 гг.
Важнейшими событиями в старообрядческой жизни начала XX в. являлись ежегодно проходившие в Нижнем Новгороде Всероссийские съезды старообрядцев Белокриницкого согласия. Почему Всероссийские съезды стали проводить именно в Нижнем, а не, например, в Москве или каком-нибудь другом городе? Выбор на город, расположенный у впадения Оки в Волгу, пал в силу ряда объективных и субъективных причин. Ежегодно в начале августа здесь открывалась Нижегородская Макарьевская ярмарка, на которую со всех концов страны приезжали тысячи людей, в том числе и множество старообрядцев. В общей ярмарочной сутолоке Всероссийский съезд проводить было легче (ведь все первые съезды собирались почти что нелегально). К числу субъективных причин относилось наличие в Нижнем двух людей: Веры Михайловны Сироткиной и её сына Дмитрия Васильевича Сироткина, которые предоставляли место для проведения съездов и кров для их участников. Проведение съездов в Нижнем Новгороде активно поддерживал епископ Арсений (Швецов), долгое время связанный с Нижегородчиной, а в 1902 – 1903 гг. временно управлявший Нижегородской старообрядческой епархией. Ежегодно в Нижний Новгород съезжались представители старообрядческих общин со всех концов России для того, чтобы обсудить насущные вопросы своей жизни. Сам факт проведения Всероссийских съездов являлся одной из ярких примет старообрядческого Возрождения начала XX в.
Первый съезд, в работе которого участвовало лишь 14 человек, состоялся 14 сентября 1900 г. в Москве (он состоялся по инициативе епископа Арсения, Д. В. Сироткина и москвича М. И. Бриллиантова). Второй съезд полулегально прошёл в Нижнем Новгороде в начале августа 1901 г. во время ярмарки. Третий Всероссийский съезд старообрядцев (по версии журнала «Миссионерское обозрение» – «Нижегородский всероссийский съезд старообрядцев главарей раскольничьей австрийской секты») прошёл 4 августа 1902 г. в доме Веры Михайловны Сироткиной на Верхне-Волжской набережной*.
* В журнале «Миссионерское обозрение» сказано: «В августе месяце 4 числа сего 1902 года в Нижнем Новгороде происходил всероссийский съезд старообрядческих попечителей австрийского толка. Съезд этот происходил в доме Веры Михайловны Сироткиной, близ церкви Великомученика Георгия»1.
«Миссионерское обозрение» сообщало: «Председателем съезда попечителей (общин. – Н. З.) был Михаил Иванович Бриллиантов, московский фабрикант; секретарем Федор Ефимович Мельников, а делопроизводителем Димитрий Васильевич Сироткин, сын хозяйки дома»2. Третий съезд принял ряд постановлений, в важнейшем из которых говорилось: «Чтобы неотменно каждый год в Нижнем был всероссийский съезд попечителей и непременно во время ярмарки, дабы тем отклонить всякого рода подозрения со стороны правительства великороссийского, которое может им в другое время воспрепятствовать»3. «Миссионерское обозрение» в январе 1903 г. писало о Третьем съезде: «Самым дерзким деянием в прошлом году со стороны раскола было учреждение всероссийского съезда в Нижнем Новгороде <…>. Постановления “раскольничьего нижегородского всероссийского съезда” попечителей моленных австрийского толка лучше всего характеризует нынешнее дерзающее настроение раскола и задорное направление его духовных руководителей. Прежде раскольничья лжеиерархия “таилась”, а ныне демонстрирует своим “представительством”. Прежде не было организации и системы в действиях главарей и защитников раскола и последние думали только об оправдании своего положения, ныне наоборот – вырабатывается план действий агрессивно-пропагаторского направления не только к упрочению своего положения, но и к подкопу под саму господствующую Церковь – раскол ныне выступает уже воюющей стороной с господствующей Церковью, чего решительно не дозволяют коренные государственные законы Российской империи <…>»4. Констатируя подъём старообрядчества, отцы-миссионеры были совершенно правы.
Четвертый съезд в начале августа 1903 г., как писалось выше, прошёл уже с негласного разрешения властей. Пятый съезд состоялся в 1904 г., в его работе участвовало 75 представителей, главным образом из губерний Поволжья.
В 1905 г. Шестой Всероссийский съезд впервые собрался открыто. Золотиловское старообрядческое общество на Шестом съезде представляли: священник о. Георгий Лакомкин, попечитель общины Ефим Михайлович Кабанов из д. Букино и Григорий Иванович Лакомкин5. Из всех троих, вероятно, только о. Георгий уже бывал на старообрядческом форуме в Нижнем: он мог быть участником Пятого съезда в 1904 г. Об участии Ефима Ивановича в съездах до 1905 г. нам ничего неизвестно. Григорий Иванович же, судя по всему, ехал на Всероссийский съезд впервые.
Вероятно, 31 июля братья Лакомкины и Е. М. Кабанов простились с близкими, добрались до Семигорья, сели на пароход и поехали по Волге. Их путь лежал вниз – мимо Кинешмы, Юрьевца, Василёвой слободы, Городца и Балахны. Скорее всего, Григорий Иванович впервые ехал по этому маршруту (позднее, став священником, он будет многократно ездить из Костромы в Нижний Новгород и обратно по различным церковным делам). Вероятно, утром 1 августа перед ним открылась незабываемая панорама Нижнего Новгорода, раскинувшегося на крутых горах над Волгой и Окой.
То, что увидел тогда Григорий Иванович, можно представить по вышедшей в 1894 г. книге А. П. Субботина «Волга и волгари», где автор дал яркое описание того, что видел путник, подъезжающий к Нижнему Новгороду: «Вид на город с парохода, идущего сверху, представляет редкое по красоте зрелище: взор ласкают мягкие контуры <…> гор еще за час до подхода к самому городу, здания же его представляют в то время еще неясные очертания; только темные силуэты колоколен и кремлевских башен выступают на светлом фоне голубого неба. Ближе к городу вырисовывается зеленая стена, и среди этой зелени гармонично мелькают белые пятна зданий и церквей, и всё это царит над окружающей необъятной долиною; направо плоский, еле выступающий над водою мыс с ярмарочными постройками, окаймленный целым лесом мачт, издали похожих на копья каких-то гигантов, охраняющих город. Левее – зеленые острова Волги и необозримые луга, среди которых раскинулось село Бор с шестью белыми церквами, а дальше опять луга, уходящие в туманную даль и где-то, около горизонта, окаймленные темной полосою таинственно-грандиозных семеновских лесов.
Пароход убавляет ход, осторожно лавирует между чудовищными баржами, чуть не с океанский пароход длиною, похожими издали на гигантских китов, проползает между разнообразными барками, буксирами, лодками, минует “стрелку” или песчаный мыс, образованный наносами Волги, Оки, затем выходит на широкое водное пространство, где сливаются две великие русские реки <…> Волга здесь имеет до полутора версты ширины. Пароход пересекает её наискось и устремляется к горному берегу, который теперь висит над нами <…> белые церкви выглядывают из-за куп старинных деревьев, живописные овраги, зеленые откосы; древние кремлевские стены горделиво спускаются с 60-ти саженного гребня гор до самого берега. Вдоль оврагов разбросаны то белые каменные, то деревянные разноцветные домики, некоторые лепятся по косогору, другие как бы висят над крутизною, по которой террасами сползают сады… По набережной ряд каменных зданий, среди них оригинальная многоярусная церковь, у берега ряд разноцветных пароходных пристаней, к одной из них плавно подходит наш пароход…»6.
Бывал ли о. Григорий в Нижнем Новгороде до этих августовских дней 1905 г., мы не знаем. Скорее всего, он впервые тогда попал в этот, по известному выражению И. Е. Репина, «царственно поставленный»7 город у слияния Волги и Оки. Нижний Новгород был несравненно крупнее Костромы – второго города Нижегородско-Костромской епархии. По переписи 1897 г., в Нижнем проживало чуть более 90 тысяч человек8. В Костроме в это же время насчитывалось 41,3 тысячи жителей9. Ежегодно в начале августа в Нижнем Новгороде открывалась Нижегородская Макарьевская ярмарка, имевшая всероссийское значение. Как писалось выше, после Москвы Нижний Новгород являлся вторым признанным старообрядческим центром страны.
Шестой Всероссийский съезд старообрядцев Белокриницкого согласия открылся во вторник 2 августа 1905 г. В его работе участвовало 207 представителей от старообрядческих общин со всех концов страны. Впервые на съезде присутствовал Предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). Как и обычно, в работе участвовали епископ Уральский и Оренбургский Арсений (Швецов) и епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов).
Конечно, это было очень интересно – попасть на Всероссийский съезд, послушать выступления известных старообрядческих деятелей, потолкаться в «кулуарах», посмотреть на участников съезда, представляющих все уголки России – от диакона до маститого старообрядческого иерарха, от крестьянина из дальней губернии до одного из самых богатых людей страны П. П. Рябушинского.
Первые легальные съезды в Нижнем проходили в атмосфере надежд: положение старообрядчества, несмотря ни на что, менялось к лучшему. Все явственно ощущали начало старообрядческой весны, начало старообрядческого Возрождения, подтверждением чего являлся сам факт открытого проведения Всероссийского съезда.
Съезд завершил свою работу 5 августа. Где проходил Шестой съезд – ещё в доме Веры Михайловны Сироткиной на Верхне-Волжской набережной или уже в усадьбе Д. В. Сироткина на Ильинке, нам выяснить не удалось. Скорее всего, он состоялся ещё в доме Веры Михайловны.
Традиционно считается, что все бывшие в Нижнем Новгороде Всероссийские съезды (со Второго по Десятый) проходили в усадьбе Д. В. Сироткина на Ильинке. Об этом неоднократно писал нижегородский историк Ф. А. Селезнёв10. Однако в усадьбе на Ильинке съезды стали проводиться позднее – по-видимому, с Седьмого (1906 г.) или Восьмого (1907 г.). Несколько первых съездов собирались в трёхэтажном доме Веры Михайловны Сироткиной на Верхне-Волжской набережной.
В работе Шестого Всероссийского съезда в 1905 г. Григорий Иванович Лакомкин участвовал ещё будучи мирянином. В 1907 г. о. Григорий принял участие в работе Седьмого Всероссийского съезда в Нижнем Новгороде уже как священник. Вместе с ним от Стрельниковского старообрядческого общества были избраны Иван Михайлович Трофимов из д. Цицино и Павел Иванович Пресняков из д. Курочино. Золотиловскую общину на съезде представлял о. Георгий Лакомкин11. Седьмой Всероссийский съезд прошел 2 – 5 августа 1906 г.
Восьмой Всероссийский съезд старообрядцев в Нижнем состоялся 2 – 4 августа 1907 г. Трудов съезда нам найти не удалось, но в интернете есть коллективная фотография участников съезда, на которой легко узнается о. Григорий.
В 1908 г. на Девятый Всероссийский съезд старообрядцев в Нижний от Стрельниковской общины отправились о. Григорий и Михаил Иванович Морозов. Золотиловскую общину представляли о. Георгий и Е. М. Кабанов12. Девятый съезд открылся в Нижнем Новгороде 2 августа 1908 г. Для участия в нём прибыло 117 человек, представляющих 54 общины со всех концов страны. По традиции, съезд открылся в саду усадьбы Д. В. Сироткина на Ильинке. В журнале «Церковь» сказано: «Место для заседаний съезда, как это было и в прошлые годы, отведено в саду Д. В. Сироткина, при резиденции епископа Иннокентия. Здесь под тенью липовых деревьев устроена довольно обширная палатка, в которой установлен длинный стол, накрытый зеленым сукном, и ряд стульев и скамеек. Тут и заседает Всероссийский съезд»13. Перед началом работы съезда три священника – о. Алексей Старков, о. Георгий и о. Григорий Лакомкины – совершили молебен14. 3 августа на съезде выступил о. Георгий, а в прениях принял участие о. Григорий15. Съезд продолжался три дня: он завершил свою работу вечером 3 августа панихидой по почившим деятелям старообрядчества.
По окончании работы съезда большинство его участников во главе с епископом Иннокентием отправились на престольный праздник в Спасо-Преображенский монастырь в Балахнинский уезд. 4 и 5 августа 1908 г. на пристанях в Василёвой слободе высаживалось большое количество богомольцев, которые на лодках переезжали на левый берег Волги и пять вёрст шли до монастыря пешком. 5 августа епископ Иннокентий совершил в деревянной церкви монастыря Всенощное бдение, а 6 августа – Божественную литургию. После литургии из монастыря в Василёву слободу отправился многолюдный крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери – списком чудотворной иконы, принесённым в обитель в 1907 г. из Костромы16.
В 1909 г. на Десятый Всероссийский съезд старообрядцев от Стрельниковской общины опять ехали о. Григорий и Михаил Иванович Морозов. Золотиловскую общину вновь представлял о. Георгий17. Десятый Всероссийский съезд прошёл в Нижнем Новгороде 18 – 19 августа 1909 г. На коллективной фотографии его участников хорошо видны о. Георгий и о. Григорий Лакомкины, стоящие за сидящими в первом ряду епископом Иннокентием и Д. В. Сироткиным18.
Традиция проведения Всероссийских съездов в Нижнем Новгороде оборвалась из-за острого конфликта между епископом Иннокентием и Д. В. Сироткиным. Не будем углубляться в излишние подробности столкновения между этими двумя незаурядными людьми. Как и в большинстве случаев, в чём-то был неправ один, в чём-то – другой. Пик конфликта пришёлся на начало 1910 г., когда епископ Иннокентий уволил священника из домовой церкви в усадьбе Д. В. Сироткина на Ильинке. В ответ возглавляемый Д. В. Сироткиным Совет Нижегородской старообрядческой общины официально лишил епископа власти увольнять священников, присвоив это право себе. 7 февраля 1910 г. епископ Иннокентий выехал из дома Д. В. Сироткина на Ильинке. В апреле 1910 г. Д. В. Сироткин отказался от должности председателя Совета Нижегородской старообрядческой общины19. Позднее епископ Иннокентий и Д. В. Сироткин помирились, но конфликт между ними имел самые печальные последствия. Прекратился выход журнала «Старообрядцы». Прекратилось проведение Всероссийских съездов старообрядцев в Нижнем Новгороде. Одиннадцатый съезд (19 – 20 августа 1910 г.) впервые за десятилетие прошёл в Москве в здании Политехнического музея20. Съезд вновь избрал Д. В. Сироткин (он отсутствовал на съезде) на пост председателя Совета съездов.
Являлись ли о. Георгий и о. Григорий Лакомкины участниками Одиннадцатого съезда в Москве, нам неизвестно. Участие во Всероссийских съездах, несомненно, много давало братьям Лакомкиным. Судьба постепенно готовила их к роли руководителей старообрядческой Церкви.