Журнал «Романовские чтения» 2013
Д. С. Иванцов, Е. А. Чугунов
г. Кострома

Костромской ювелирный промысел: от массового производства ювелирной «мелочовки» в дореволюционной России к туристическому бренду современной Костромской области

 Jewelery School
Ювелирный промысел в нач. XX в.

Костромская земля обладает весьма богатой историей. Одной из наиболее ярких и широко известных страниц этой истории, без сомнения, является костромской ювелирный промысел, производственные и культурные традиции которого многие поколения костромичей бережно хранят и развивают.

Археологические изыскания свидетельствуют, что предыстория костромского ювелирного производства начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок, инструментарий ювелиров»1 . Из века в век ювелирное производство расширялось и совершентствовалось. Однако именно в период правления Романовых значительно разнообразится ассортимент выпускаемых изделий и число вовлеченных в процесс их производства людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы)2. Своеобразный расцвет данного промысла наблюдается со второй половины XIX в., когда в целом ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и целый ряд других сел) и продолжается вплоть до революции 1917 г. Главным центром промысла становится с. Красное-на-Волге. В тот период времени красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения (броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи); мелкие серебряные предметы (солонки, стаканчики, подстаканники и т. п.) – широко распространились по всей России как в европейской, так и в азиатской ее части 3. Костромские купцы широко и весьма успешно торговали этой ювелирной «мелочовкой» в Москве, Петербурге, Курске, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные костромские изделия встречаются практически во всех крупных монастырях тогдашней Российской империи. Тенденцию бурного развития ювелирного промысла характеризует и открытие в 1904 г. в с. Красном Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища принесли сюда опыт работы новых ювелирных фабрик и стиль модерн, в то время наиболее распространенный и востребованный покупателем. В юбилейных торжествах 1913 г., приуроченных к празднованию 300-летия Дома Романовых, ювелирно-металлическому производству был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, о месте и значении которого свидетельствует следующая оценка исследователя промысла: «Что же касается количества экспонатов по различным промыслам, то здесь бесспорным лидером является ювелирный промысел (73 экспоната, т. е. 26,4 %)»4. Во время посещения Костромы в 1913 г. «депутация красносельских кустарей-серебряников в составе В. Н. Чулкова и И. А. Муромкина поднесла императору Николаю II папку, украшенную серебром, со всеподданейшим адресом. Кроме того, Государю были вручены от кустарей-серебряников Красносельской волости 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от Художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручила наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»5 . Эти факты свидетельствуют не только о значительном размахе промысла, но и об успешном развитии его художественного начала.

В послереволюционный период наблюдается тенденция определенного «угасания» промысла: прошла волна раскулачивания, сократилось общее число мастеров, сузился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, несомненно, снизился их художественный уровень. Лишь после Великой Отечественной войны, когда был создан Красносельский ювелирный завод, а чуть позднее – Костромской ювелирный завод, возрождаются лучшие традиции костромского ювелирного промысла, начинают появляться изделия, выполненные в технике скани, эмальерные работы и др.: промысел вновь становится не только производством, но и искусством. Активное и заинтересованное изучение истории костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 г. в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (ныне филиал Костромского музея-заповедника). Основой коллекции музея, насчитывающей около 4 000 единиц, являются ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX в. Из этих экспонатов составлены постоянно действующие выставки, где посетители могут познакомиться как с историей промысла, так и с достижениями современного красносельского ювелирного искусства. Эти и другие материалы, значительное количество научных и краеведческих трудов послужили основой для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье», траснформировавшегося в первом десятилетии XXI в. в туристический бренд «Кострома – ювелирная столица России» 6. В рамках названного туристического бренда достаточно успешно реализуется целый ряд культурно-познавательных, экскурсионных, интерактивных и других программ, предлагаемых туристскими организациями Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской и иных близлежащих областей. Ежегодно Кострома становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья 7 . Весьма значителен ассортимент полиграфической продукции (альбомов, каталогов), в том числе выпускаемых ювелирными предприятиями8. Особое место в этом ряду занимают каталоги тематических ювелирных выставок Музея Фаберже (Германия), которые стали своеобразной изюминкой туристического бренда9. Сами выставки проходили в Костроме в 2010 и в 2011 гг. в здании бывшего Дворянского собрания (Костромской музей-заповедник).

В 2012 г. в п. Красное-на-Волге было завершено строительство интерактивного музея ювелирного искусства, где все желающие могут познакомиться с процессом изготовления ювелирных изделий. Каждый посетитель может стать участником разнообразных интерактивных программ, включающих отдельные операции производства ювелирных изделий: процесс протяжки проволоки через фильерную доску с последующим изготовлением с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки сувенира. На память можно изготовить на настоящем вырубном ручном прессе 30-х гг. XX в. штампованное изделие – монету с изображением церкви Богоявления (1592 г.) – «визитной карточки» п. Красное-на-Волге. Современная Костромская область занимает первое место в современной России по выпуску золотых и серебряных изделий, что делает ее весьма привлекательной для посещения соответствующей категорией туристов как российских, так и зарубежных. Это, в свою очередь, требует дальнейшей сосредоточенной работы по созданию и развитию ювелирного кластера и в его рамках туристического бренда «Кострома – ювелирная столица России». С этой целью Ювелирным центром «Аметист» было принято решение о создании Музея ювелирного искусства в г. Костроме. Музей должен расположиться в цокольном этаже дома А. Афанасьева, памятнике архитектуры конца XVIII – начала XIX в.10

Экспозиция нового музея будет условно поделена на 3 зоны: «Купеческая лавка», «Мастерская кустаря» и «Зал ювелирной славы». Предполагается, что воссоздание купеческой лавки позволит познакомить посетителей не только с многовековой историей самого ювелирного промысла, но и историей костромских купцов-прасолов. В экспозиции будут представлены атрибуты соответствующего времени: галантерейный прилавок с образцами изделий (нательные крестики, складни, серьги «калачи» и др.), горка, иные предметы обстановки. Зал «Мастерская кустаря» представит посетителю тяготы работы ювелира на рубеже XIX–XX вв., даст представление об ювелирном инструментарии, особенностях технологического процесса того времени и т. д. Значительное место в музее будет выделено залу ювелирной славы, в котором будет представлена не только история развития промысла в XX в. в с его взлетами и падениями, но и представлены работы костромских мастеровювелиров советского и постсоветского времени (П. И. Чулкова, И. С. Шедова и целого ряда других). Отдельный модуль будет посвящен Красносельскому училищу художественной обработки металлов, в советское время практически единственной в стране «кузнице кадров» ювелирной промышленности. Работы выпускников займут достойное место в экспозиции музея. В экспозиции музея будут представлены как уникальные вещи того или иного времени, так и «новоделы». В ходе развития Музей ювелирного искусства будет проводить необходимую фондовую (по выявлению и сбору материалов, связанных с историей промысла), исследовательскую (по атрибуции, изучению материалов), информационно-просветительскую и экскурсионно-туристическую (по приему индивидуальных и организованных групп туристов, в том числе школьных) работу. Также планируется периодически организовывать персональные и коллективные выставки современных художников-ювелиров. На взгляд устроителей, открытие подобного музея должно еще более прочно закрепить за Костромой статус «ювелирной столицы России».

Примечания

1 Археология Костромского края. – Кострома, 1997. С. 7–8.

2 См. подробнее: Тилло А. Ювелирно-металлический промысел. СПб., 1882. С. 4–7.

3 См. подробнее: Бузин А. И. Красносельские художники-ювелиры. Кострома, 1997; Корбицкий Н. Н. Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие. Кострома, 1913; Тилло А. А. Ювелирно-металлический промысел. СПб., 1882; Шапошников В. Красносельские ювелиры. Ярославль, 1968 и др.

4 Сорокин Н. В. Кустарный отдел Костромской губернской земской выставки 1913 года // Вузовская наука в условиях реформирования российского образования: материалы ежегодной науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов. Кострома, 1998. Ч. 1. С. 151.

5 Костромская сторона. Загадки истории, предания и обычаи: Историко-краеведческое и культурно-просветительское издание. Кострома, 2010. С. 70.

6 См. подробнее: Иванцов Д. С., Рогов И. В., Чугунов Е. А. Продвижение брендов Костромской области: опыт, проблемы и перспективы // Имидж регионов России в отечественном и зарубежном контексте: в преддверии 1000-летия Ярославля: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 21–22 апр. 2009 г. / под ред. Л. С. Леонтьевой, В. Н. Степанова. Ярославль, 2009. С. 136–143.

7 См. напр.: Золотое кольцо России: III ювелирный фестиваль, 24–29.06.2003: Офиц. каталог. М., 2003; Золотое кольцо России: VIII ювелирный фестиваль, 19–24.06.2007: Офиц. каталог. М., 2007.; Золотое кольцо России: Х ювелирный фестиваль, 25–28.06.2009: Офиц. каталог. Кострома, 2009 и др.

8 См. напр.: Кострома – ювелирная столица России: буклет. Б/м, б/г; Край костромской: информационный справочник туриста / автор вступ. ст. Е. А. Чугунов. Б/м, б/г; Красное-на-Волге: буклет. – Б/м, 2009; Красносельская сторона: сб. Красное-на-Волге, 2010; Золотых дел мастера: История Костромского ювелирного завода. Кострома, 2006; Костромской ювелирный завод: каталог эксклюзивных изделий. – Кострома, 2006; Ювелирный художественный промысел // Художественные промыслы Костромской области. Кострома, 2011. С. 254–285 и др.

9 Иванов А. Н. Искусство Фаберже: каталог выставки / А. Н. Иванов; науч. ред.: С. В. Антошкин, С. И. Никитин. Кострома, 2010; Иванов А. Н. Время Фаберже: каталог выставки / А. Н. Иванов; науч. ред. С. В. Антошкин, С. И. Никитин. Кострома, 2011.

10 Памятники архитектуры Костромской области: каталог. Вып. 1: г. Кострома. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 268–269.

История развития промыслов