Народные художественные промыслы как элемент стратегии развития этнографического туризма в России
Folk arts and crafts as part of the strategy of development of the ethnographical tourism in Russia
Адашова Т.А. к.г.н., доцент кафедры региональной экономики и географии ФГАОУВО Российский университет дружбы народов (РУДН)
Adashova T.A. PhD Department of Regional Economics and Geography FGAOUVO Russian Peoples' Friendship University (University)
Косарева Н.В. к.г.н., доцент кафедры туризма и гостиничного дела РГУФКСМиТ
Kosarevа N.V. Ph.D., associate professor of the Department of Tourism and Hotel Management RGUFKSMiT
АннотацияВ статье рассматривается значение народных художественных промыслов как важной составляющей российской культуры, способа изучения и сохранения традиций. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам использования предметов народного творчества в развитии этнографического туризма. Проводится анализ привлекательности туров с использованием объектов народных художественных промыслов.
AbstractThe article discusses the importance of folk arts and crafts as an important part of Russian culture, ways of studying and preserving the traditions. Special attention is paid to problems and prospects of the use of folk art in the development of ethnographic tourism. The analysis of the attractiveness of tours using objects of folk arts and crafts.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, этнографический туризм, культурное достояние, символы России.
Keywords: folk arts and crafts, ethnographic tourism, cultural heritage, and Russian characters.
В истории народов мира был длительный период, когда промысловая деятельность (согласно словарю В.Даля от слова «промыслить» т.е. подумать, как добыть средства для жизни) определяла их жизненный уклад. Со временем это трансформировалось в различные формы народного творчества, с одной стороны, по-прежнему приносящие доход, с другой – сохраняющие и передающие традиционные нравы, формировавшиеся на протяжении многих столетий. Изделия, создаваемые при помощи простых подручных средств, умения и смекалки находили практическое и эстетическое применение. Их художественные особенности, складывающиеся с учетом различий географического положения, использования местного сырья и материалов, техники изготовления отражали религиозные и культурно-бытовые традиции.
В условиях глобализации, когда стираются различия между странами, народные художественные промыслы (НХП), в силу своей индивидуальности и самобытности становятся объектом пристального внимания не только на уровне отдельно взятого государства, но проявляется в деятельности международных организаций, взявших достижения народного творчества под свою защиту. К примеру, их материальная и духовная ценность отмечена организацией ЮНЕСКО, которая внесла творческие достижения многих народов мира в список нематериального культурного наследия. Это искусство домоткачества жителей Острова Такиле (Перу 2001 г., 2008 г.), хорватские кружева (Хорватия, 2009 г.) народный промысел хорватских деревянных игрушек (Хорватия, 2009 г.), кружево «лефкара» (Кипр, 2009 г.), шелководство в Китае (2009 г.), искусство изготовления парчи «юньцзинь» в Нанкине (Китай, 2009 г.), ковроткачество в Обюссоне (Франция, 2009 г.), изготовление бумаги в районе Ивами (Япония, 2009 г.), способ изготовления изделий из шёлка (Япония, 2010 г.), азербайджанское традиционное искусство изготовления ковров (2010 г.), традиционное искусство ковроделия в Фасе и Кашане (Иран, 2010 г.), Петриковская роспись (Украина, 2013 г.), производство посуды и различных изделий из меди (2015 г.), технология изготовления черных гончарных изделий в Бизальяйнш (Португалия, 2016 г.). Ежегодно список заявок пополняется. В соответствии со Стратегией развития народных художественных промыслов на период до 2020 г. подготовлено предложение о включении в список нематериального культурного наследия РФ изготовление гжели, хохломы, дымковской игрушки, великоустюгского серебра [6].
Безусловно, НХП - это важная составляющая российской культуры и один из способов изучения и сохранения традиций государства. Многие из них стали брендами обширных территорий, национальными символами, отражающими своеобразие и индивидуальность РФ. Особой популярностью у туристов пользуются: хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельский фарфор, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская и беломорская резьба по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорская и тобольская резная кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинская и псковская керамика, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивка различных регионов.
Отрадно, что осознавая значимость народного творчества, в ряде регионов успешно ведется возрождение народных промыслов: в Вологодской области – ручное ткачество, кузнечный промысел, тиснение и раскраска по бересте, в Республике Карелия – олонецкой керамики, в Республике Татарстан – художественной обработки кости и рога, художественного ручного ковроткачества. Законодательная база позволяет осуществлять долгосрочные федеральные и региональные целевые программы: республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продушин в Чувашской Республике на 2010-2020 гг.», государственная программа «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 гг.», государственная программа Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы» и другие. Создаются специализированные Центры народных художественных промыслов (Рязанская область, Республика Карелия, Республика Дагестан и др.).
Не менее важный момент в деле сохранения и возрождения российских НХП – занятость населения, особенно в экономически депрессивных районах [3]. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в настоящее время сфера НХП включает около 250 предприятий из 64 регионов России. Они занимаются выпуском продукции, относящихся к 15 видам производств, где трудятся более 30 тыс. человек [6]. Примерно для 80 организаций НХП из 34 субъектов РФ в рамках программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено предоставление поддержки за счет средств федерального бюджета. Это позволяет возместить часть затрат на сырье и материалы, железнодорожные перевозки, уплату процентов по кредитным займам, организовать работы по продвижению товаров на рынок и др. Что же касается государственного финансирования отрасли народно-художественных промыслов в целом, то в 2017 г. планируется выделить 450 млн. рублей, а в 2018 году - 615 млн. [6].
Благодаря государственной заинтересованности в поддержании возрождения и дальнейшем развития НХП Министерством культуры РФ в 2013 г. был предложен проект Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г. в котором одной из предпосылок его развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремесел и промыслов народов России. Это позволяет рассматривать возможность более широкого использования НХП и мест их традиционного бытования в качестве туристских достопримечательностей при организации и проведении этнографических туров [1]. Туристов привлекает самобытная культура многочисленных народов, населяющих РФ. Так, в центральной части РФ популярны туры на предприятия, знакомящие с технологией и продукцией промыслов, известных далеко за пределами РФ: федоскинская лаковая миниатюрная живопись, жостовкские декоративные подносы, гжельская керамика и т.д. Широкому охвату территорий народных промыслов способствуют разрабатываемые туристские проекты, направленные на знакомство с бытом и традициями народов: «Нижегородское Золотое кольцо народных промыслов и ремесел» (знакомство с росписью по дереву – хохломской, семеновской, городецкой, полхов-майданской; российским символом – матрешкой – семеновской и полхов-майданской; резьбой по дереву, камню, кости; золотной вышивкой; новинской и федосеевской деревянной игрушкой и др.), «Узоры городов России» (вологодское кружево, изделия из хрусталя и стекла, лозоплетение, лоскутное шитье, деревянные игрушки, ткачество, вышивка и др.), «Самоцветное кольцо Урала» (гончарное и камнерезное ремесло) и прочие.
Один из востребованных видов организации туристского досуга – участие в мастер-классах. При этом привлекается внимание к изделиям народных промыслов не только к сохранившимся до настоящего времени, но и не потерявшими свою значимость и востребованность в быту. К примеру, у народов севера это «многочисленные изделия из меха, бисера, с замшей из оленьей шкуры (ровдугой) и рыбьей кожей, плетение из корней кедра и травы, работа с тканью, берестой и глиной, резьба по кости, по дереву, вязание, вышивка нитками, ткачество» [2], у горных народов – «плетение, ткачество, резьба по камню и дереву, бурочное и кожевенное производство, золотое и серебряное шитье» [1], у степных – пуховязание, резьба по дереву, ткачество, вышивка и другое.
Несмотря на заинтересованность государства в поддержании возрождения и дальнейшего развития НХП, разработку законодательной базы на федеральном и региональном уровнях следует признать, что имеющиеся отрасли НХП сталкиваются с рядом серьезных проблем. Одна из них - процесс формирования подлинного интереса к народному творчеству и культуры его восприятия. Для современной молодежи изделия народных промыслов это не привычный атрибут среды, скорее нечто архаичное, в отличии от представителей среднего и старшего поколения. Поэтому, важное значение придается вопросам сохранения преемственности поколений, передачи традиционных технологий от мастеров к ученикам. Отчасти этому способствует сохранение изделий НХП в коллекциях лучших музеев России: Государственного Эрмитажа, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного музея Востока и во многих других. В числе приоритетов – внедрение образовательных программ для детей дошкольного возраста. Пример тому, методический комплекс «Достояние России. Народные художественные промыслы», включающий рекомендации для проведения занятий, видеопрезентации и образцы подлинных изделий промыслов [5].
Популяризации народных промыслов, их узнаваемости, в том числе в среде международного партнерства, способствует активное участие в региональных, всероссийских и международных экспозиционно-выставочных проектах и выставках, проведение народных праздников, форумов, конференций и многое другое. Так, во многих регионах поведение выставок и фестивалей народного творчества стало традиционным: «Казанская чаша» (г. Казань), «Уфа-Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры» (г. Уфа), «Синяя птица Гжели» (Московская область), «Золотая хохлома» (г. Семенов), «Город гончаров» (г. Богородск) и многие другие. Эти события широко освещаются СМИ и привлекают тысячи посетителей, проявляющих интерес к народному творчеству. Запускаются телепроекты, ориентированные на широкую аудиторию, проводятся областные и региональные конкурсы мастеров народного творчества, обучающие мастер-классы, издаются презентационные каталоги изделий и прочее. Особая роль отводится поведению выставочно- ярмарочных мероприятий. Так на протяжении многих лет успешно реализуются проекты «Ладья» и «Жар-птица», которые проводят показ творческих достижений мастеров и художников и реализуют разнообразные изделия народных промыслов (ювелирные изделия, художественный хрусталь, изделия кружевоплетения, художественной росписи, резьбы по дереву, по кости, лаковую миниатюру, вышивку и многое другое). В целях сохранения и поддержания исторических традиций и стилевых особенностей развития НХП в условиях рыночной экономики в 1990 г. была создана негосударственная некоммерческая Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [5].
Подобный подход к продвижению НХП в дальнейшем, как ожидается, будет способствовать повышению общего культурного уровня и эстетического воспитания населения, поможет сохранить народное наследие. Это позволит пополнить музейные экспозиции, проводить мастер-классы и выставки-ярмарки, найдет отражение в просветительской деятельности среди российских и иностранных туристов. Как следствие, это еще больше усилит интеграцию с сферу туризма и положительно скажется на развитии этнографического туризма в России.
Список литературы1. Адашова Т.А., Косарева Н.В., Лапочкина В.В. Перспективы развития этнографического туризма в республике Адыгея// Экономика и управление – 2015: сборник материалов международной научной конференции, 3 сессия. Россия, г. Москва, 28-29 сентября 2015 г. /под ред. проф. Г.А. Александрова – М.: РусАльянс Сова, 2015. С. 34 - 45.
2. Адашова Т.А., Косарева Н.В., Лапочкина В.В. Югра: особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке//Сервис PLUS. – № 2. – Том 10. – 2016. – С. 17-25.
3. Яковенко Н.В. Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области) //Современные проблемы сервиса и туризма– №4. – Том 9. –2015. С.62- 71.
4. Современный туризм: актуальные проблемы и перспективы. [Коллективная монография под общей редакцией Дусенко С.В.]. – М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 238 стр.
5. Официальный сайт Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nkhp.ru/
6. Svetlana Dusenko, Natalia Avilova, Viktoriya Lapochkina, Natalia Kosareva, Tatiyana Adashova, Dina Makeeva Educational Technology in the Field Of Russian Tourism and Hospitality // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences July – August 2016 RJPBCS 7(4) Page No. 1638 ISSN: 0975-8585
7. Официальный сайт Палата народных помыслов: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://palata-npr.ru/
8. Официальный сайт Минпромторг России: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
Региональная политика в сфере туризма: вызовы времени и перспективы развитияСовременные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России
Материалы международной научно-практической конференции 9-10 марта 2017 г.