АВТОР РУБРИКИ
«Костромской философ» — о себе
Александр Павлович Дурилов – кандидат философских наук, доцент, почётный работник высшей школы РФ.
и наша свобода, возможно, является единственным,
от чего мы не в состоянии отказаться»
Ж. П. Сартр
Родился в 1947 году в г. Сегежа Карельской АССР, но пробуждение сознания свершилось на родине предков по отцовской линии — в деревне починок Усанов Любимского района Ярославской области, в окрестностях разрушенного в ту пору монастыря Геннадия Преподобного Костромского и Любимоградского. Почти вся сознательная жизнь прошла в Костроме; старый центр города был основным «ареалом» моего обитания в детстве. Подлинной своей родиной считаю Костромской ликёро-водочный завод. Там (по адресу: улица Ленина, 14), в старой проходной завода, которую моему отцу разрешили переустроить для проживания, произошли главные события моей жизни. Здесь началось моё образование, которое по праву считается вторым рождением человека. Отсюда я пошёл в детский сад № 21 на проспекте Сталина 3-а (ныне проспект Мира), а затем в первый класс школы № 26 на улице М. Горького. В 1970 году окончил филологический факультет Костромского пединститута, после чего в течение десяти лет работал учителем в школах Костромской области. Служил в Советской Армии. В 1984 году окончил очную аспирантуру в городе Владимире и получил специальность преподавателя философии. С 1984 по 2012 год преподавал философию, логику, этику и эстетику в КГУ им. Н. А. Некрасова. В настоящее время пенсионер.
Моя жизнь небогата внешними событиями. Главное в ней — событие мысли, которая течёт непрестанно.
КОСТРОМА, по определениям философской энциклопедии, является воплощением весны и плодородия. В древнейших русских обрядах «проводов весны» («проводов К.») К. - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах К. её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но К. воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «К.» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений; ср. также чеш. kostroun, «скелет» (шутливое).
Лит.: Скв-ва С., Проводы Костромы-весны в Самарском уезде, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», 1892, т. 10, в. 1; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, Л., 1963. В. И., В. Т.