Губернский дом 1993 год. № 2
Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 1993.
Содержание
Время Общество ЗнаниеАлександр Дурилов. Свобода личности - воздух культуры. 3
Александровское Православное Братство: опыт благотворительности. 6
Начало книжного пути. 13
«Моя Россия». Сергей Калинин и его герои. 5, 32-33
Свидетельства Архивы ДокументыПортретная галерея дворянского собрания. 17
Журнальный архив. «Известия Костромского губернского земства”. 24
С.М. Чумаков. Воспоминания костромича. 26
Костромские дворники. 30
Александр Дюма. Берег правый и берег левый. 34
Литература Искусство КультураЗабытое имя. Александра Кобякова «Последняяказнь”. Глава из романа. 39
Игорь Патынко. Я так хочу тишины. Стихи. 52
Антология «Дракона». У нас в гостях артель сатириков и юмористов. 54
Ответы на викторину «Кострома и костромичи». 63
Александр Павлович Дурилов родился в Костроме. Окончив филологический факультет пединститута, был учителем, а затем директором школы в Макарьевском и Костромском районах. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по философии, сейчас - доцент Костромского педагогического института им. Н.А.Некрасова. В прошлом году Александр Павлович принял предложение увлеченных философией молодых людей создать в Костроме религиозно-философское общество. Оно было создано при областном отделении Российского фонда культуры и успешно работает, во многом благодаря участию в нем философа и филолога Александра Дурилова. Вообще, сочетание философского и литературного опыта по-своему интересно и содержательно. И, возможно, читатели «Губернского дома» еще познакомятся с подобным опытом Александра Дурилова - его размышлениями о творчестве Николая Бердяева, Владимира Набокова, Александра Солженицына...
Свобода личности - воздух культуры
Александр ДУРИЛОВ
«Культура есть язык, объединяющий человечество, среда, растения и питающая личность». ( О. Павел Флоренский )
Выступая на страницах журнала с таким теплым, «домашним» названием, меньше всего хочу выглядеть человеком, живущим в мире отвлеченных истин, носителем некой непонятной для непосвященных книжной премудрости, который к тому же, как бы возвышаясь над живой жизнью, берет на себя роль ее судьи и учителя. Непонятное всегда отчуждает. Вот почему, говоря о высоком и вечном, может быть, как ни в каком другом случае, необходимо соблюдать предельную ясность. Сегодня и без того высшие творения человеческого духа, воплощенные в ценностях культуры, продолжают существовать как бы помимо самого человека, оставаясь для большинства жителей планеты своего рода «китайской грамотой», недоступной и пугающе непонятной. Поверхностному взгляду кажется, что они не оказывают заметного влияния на повседневную жизнь, а потому сама их ценность иногда ставится под сомнение. Все зто далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Отчуждение народа от «высокой» культуры таит в себе угрозу вырождения и гибели человека. Сама по себе культура сложна и многолика. Она есть способ бытия человека, среда его обитания, воздух, которым он дышит, не замечая этого. Присутствуя в повседневном обиходе в форме здравого смысла, в предметах и вещах, в традициях, обычаях и нормах человеческого общежития, она выступает средством самосохранения человека и воспроизводства его жизни. Но вместе с тем необходимо также и элитное ее выражение, осуществляемое в творческом акте гения и существующее в форме высших достижений религии, философии, науки, искусства и нравственности. В этой своей ипостаси культура выступает незаменимым инструментом совершенствования рода «человек». В ситуации выбора «быть или не быть», в которой оказалось современное человечество, стало очевидно, что «быть» можно, лишь изменив свое отношение к природе и принципы взаимоотношений между людьми. Ныне угроза всему живому исходит прежде всего от самого человека, поэтому его способность к самосовершенствованию стала, как никогда ранее, насущно важной и необходимой. Вот и получается, что великое и вечное - Истина, Добро и Красота - эти абсолютные ценности и ориентиры, выработанные в ходе тысячелетий развития философии, религии, науки, искусства и нравственности, не так уж и далеки от тягот и забот повседневного человеческого существования. Именно они, являясь целью в себе, в то же время служат средством преодоления ограниченности мышления человека и его знаний о мире и о самом себе, именно они призваны его облагородить, помочь справиться с низменными страстями и инстинктами, пробудить в душе жажду Истины, Добра и Красоты и способствовать ее удовлетворению. Особое значение это имеет для нас с вами, потому что в России, как, может быть, нигде, всегда было очень велико искушение нигилистического отношения к духовным ценностям. Периодические социальные потрясения и народные бедствия приводили к тому, что сама культура, и особенно ее творцы и носители не раз оказывались в положении как бы «красовой ненужности», непригодной к какому-либо употреблению. Отсюда было бы заблуждением объяснять разрушение храмов и истребление интеллигенции лишь чьей-то злобной волей. В этом есть и исторический грех народа, доведенного до крайности, и его беда. И несмотря на это, русский человек, где бы и в каких условиях он ни находился, проявил и проявляет свою исключительную, достигающую гениальности, творческую одаренность, дав миру образцы высших достижений во всех сферах человеческого духа. И в этом отношении нам действительно нечему учиться у западных и иных учителей, ибо творческий потенциал нашего народа неисчерпаем. Наша беда в другом : во внутреннем настроении державы, в неухоженности и неустроенности быта - всего того, что зовут цивилизованностью. Одним из самых кричащих проявлений этой неустроенности является та пропасть, которая отделяет высшие достижения национального духа от повседневной жизни народа, превращая его в толпу безразличных ко всему, кроме забот о хлебе насущном, обывателей. Виной тому и наша традиционная нелюбовь к посредственности и «золотой середине», и те социально-политические условия, в которых нам выпало жить. Длительное господство и засилье диктатуры, основанной на бесчеловечной идеологии, когда человека ценят не по его личным нравственным и профессиональным качествам, а по «верности идее», искусственная изоляция от мировой и отечественной культуры привели к падению нравов и оскудению мысли, к утрате способности самостоятельно мыслить и действовать. Пропаганда радикализма, ставка на моментальное, «революционное» преобразование жизни породили обесценение ценностей, на которых стояло и стоит человечество: ценности семьи и труда на благо ближних, так называемой «теории малых дел». И теперь, когда я слышу о необходимости воспитания чувства хозяина, я думаю о том, что хозяином какой-либо собственности можно стать только тогда, когда научишься быть хозяином самого себя, своих мыслей, слов и поступков. Ведь капитал, о котором сейчас часто приходится слышать, - это не только и не столько товары, деньги и иные материальные ценности, сколько живая человеческая личность, ее знания, воля, ум и личная порядочность. И нет иного средства развития личности, как приобщение к ценностям культуры, поэтому без ее приоритетного развития нам никогда не выбраться из той ямы, в которую мы попали. Однако слишком уж распространенным является представление о том, что бытие в культуре есть легкое, ни к чему не обязывающее времяпрепровождение, тогда как на самом деле это прежде всего личностное усилие, стремление стать выше, чем ты есть в умственном и нравственном отношении, постоянный труд, имеющий ценность в самом себе. Здесь все значительное совершается благодаря не столько внешним условиям, сколько посредством личной доброй и сильной воли и таланта. Только личность способна идти неизведанными путями и творить новое, только личностное усвоение духовных ценностей придает им жизненный смысл и делает их действительными ценностями. Творить же можно лишь будучи свободным. Апологет свободы философ Николай Бердяев придавал поэтому свободе божественный статус, утверждая, что свобода была до Бога, ибо творец, чтобы творить, должен быть изначально свободным. Свобода личности и есть тот воздух культуры, без которого она задыхается и умирает. Не вдаваясь в анализ самого понятия «свободы личности», скажу здесь лишь то, что она заключается в том, чтобы иметь возможность быть самим собою, не попирая при этом прав и достоинства других людей. Это значит не только уметь самостоятельно мыслить, но и действовать согласно своим убеждениям, иметь и осуществлять право на публичное выражение своих мыслей, оставаясь в рамках правовой и нравственной ответственности. Не выраженная и не оформленная в слове мысль умирает, едва родившись, так и не став фактом культуры. Высказанная же, она приобретает самостоятельную жизнь, становясь живым элементом общественного разума. Вот почему необходимо свободное общение людей, объединенных общим интересом к «вечным» религиозно-философским проблемам. Чтобы свободно обсуждать их в духе любви к истине не требуется ни каких-то особых материальных затрат, ни столичной прописки - была бы лишь на то добрая воля. Памятуя о том, что «провинция» - понятие не столько географическое и административное, сколько культурное, участники религиозно-философских собраний нашего общества не испытывают «комплекса неполноценности», хотя большинство из них не являются профессионалами от философии и богословия. Ведь философия - это не профессия, а состояние духа. Ограниченность же интересов и взглядов, вульгарность вкусов и невысокий интеллектуальный горизонт не менее распространены и в среде профессионалов, прописанных и при столичных вузах.