кандидат исторических наук
nmargolina@mail.ru
История Костромского государственного педагогического института
Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны и грандиозные задачи, которые ставило сталинское руководство перед страной, требовали скорейшей подготовки специалистов для различных областей экономики. Их нехватка ощущалась как в связи с колоссальными людскими потерями в годы войны, так и в результате продолжавшихся репрессий. Ответственная роль в подготовке будущих специалистов отводилась школе. Поэтому требовалось и большое количество учителей, образование которых соответствовало бы поставленным целям. Учительские институты, дававшие неполное высшее образование, не могли выполнить эту задачу. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в зависимости от научно-преподавательского и материально-технического потенциала они были преобразованы или в высшие учебные заведения (пединституты), или в средне специальные заведения (педучилища). Костромской государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова был создан на базе учительского института на основании распоряжений Совета Министров СССР от 18 июня 1949 г., Совета Министров РСФСР от 1 июля 1949 г. и приказа министра просвещения РСФСР от 6 июля 1949 г. Первое время вуз назывался Костромской государственный педагогический и учительский институт им. А.Н. Некрасова. До 1952 г., пока не состоялся последний выпуск учительского института, оба вуза существовали параллельно. Причем студенты, окончившие учительский институт, могли приниматься на третий курс педагогического института или переводиться из одного вуза в другой на тот же курс при условии сдачи необходимых предметов в установленные сроки. Эта практика действовала до 1953 г., до ее официального запрета Министерством просвещения РСФСР. Всю необходимую работу по преобразованию учительского института в педагогический провел Александр Дмитриевич Волков, последний директор учительского. Но стать первым директором педагогического ему не суждено было. На 42-м году жизни он скоропостижно скончался. На должность директора в 1949 г. назначается Леонид Николаевич Талов, проработавший до 1954 г. Количество студентов-первокурсников, в связи с объединением, выросло в три раза. Общая численность студентов на 1 января 1950 г. составила 615 человек на дневном отделении и 1192 человека – на заочном. Институт располагался в здании по ул. Пятницкой, 2 (в настоящее время корпус «Б»). Там же размещалось студенческое общежитие на 60 мест, несколько комнат было отдано под квартиры преподавателям. Поэтому не хватало учебных аудиторий, инвентаря, мебели. Не хватало и преподавателей, в первую очередь дипломированных. В 1949 г. на 13 кафедрах работало всего лишь 43 специалиста, из которых только 12 имели ученые степени и звания. Однако положение с кадрами постепенно выправляется. В 1952 г. в институте работало уже 84 преподавателя, в числе которых было 2 доктора наук, профессора, 33 доцента и кандидата наук. С 1954 г. КГПИ возглавил Федор Маркович Землянский. Из крестьянской семьи, получивший начальное образование дома, он в 30-е гг. оканчивает Ярославский педагогический институт и поступает в аспирантуру Ленинградского государственного университета. Затем война. В должности инспектора политотдела 11-й Гвардейской армии, с боями прошел через Прибалтику, Польшу и Восточную Пруссию до Берлина. С 1948 г. Федор Маркович – секретарь Костромского обкома ВКП(б), а в 1951 г. он переходит на работу в педагогический институт на кафедру марксизма-ленинизма. А когда в 1954 г. освободилось место директора, в связи с переходом Л.Н. Талова на работу в Воронежский педагогический институт, то руководителем нашего вуза по праву стал Ф.М. Землянский. Энергичный и опытный руководитель, он много внимания уделял подготовке и выдвижению кадров, углублению и расширению научной работы кафедр. При поддержке Федора Марковича группа молодых перспективных преподавателей была направлена в аспирантуру столичных вузов. Новый качественный этап в развитии вуза наступил в 1960–1970-е гг. Ректором института в 1961 г. назначается Михаил Иванович Синяжников. Окончив трехгодичный педагогический рабфак, он начал самостоятельную трудовую деятельность. Работал учителем начальной, семилетней и завучем средней школы. Одновременно заочно учился на факультете русского языка и литературы Ярославского пединститута, который успешно закончил. В начале войны в составе Ярославской коммунистической дивизии вместе со своими учениками-старшеклассниками добровольцем ушел на фронт. За мужество, проявленное в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны, был награжден орденами и медалями. После войны Михаил Иванович с отличием оканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС и находится на партийной и преподавательской работе в Костроме. В 1960 г. М.И. Синяжников успешно защищает в МГУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и в течение 25 лет возглавляет наш пединститут. В 1960-е гг. в сфере образования выдвигается масштабная и значительная задача перехода к всеобщему среднему образованию, над осуществлением которой серьезно трудилась учительская интеллигенция, коллективы педагогических вузов, в том числе и Костромского. Противоречивость ситуации заключалась в том, что в содержание этой грандиозной задачи вкладывался определенный идеологический смысл. Постоянно осуществлялось вмешательство партийно-государственных органов в учебно-воспитательный процесс, форсировались сроки введения всеобщего среднего образования, происходила политизация форм и методов работы с учащимися и студентами. Но, с другой стороны, были и конкретные успехи, учебно-методические находки, смелые эксперименты. Успешно развивалась научная и педагогическая деятельность преподавателей и студентов. Эти противоречия и определяли специфику развития института на этом этапе. В 1960–1970-е гг. в вузе продолжалась интенсивная научная работа. За 5 лет, с 1962 по 1966 гг. было выполнено около 500 научно-исследовательских работ, из которых 67 имели народно-хозяйственное значение, издано 2 учебника, 51 учебное пособие, 5 монографий, 7 выпусков «Ученых записок». В феврале 1972 г. прошла межвузовская научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.Н. Некрасова, под названием «Н.А. Некрасов и русская литература». Это был важный этап в научной деятельности КГПИ. В ней приняли участие ученые Москвы, Ленинграда, Петрозаводска, Ярославля, Смоленска, Иванова, Тбилиси, Уфы. По итогам работы конференции был издан сборник материалов. Необходимость реализации идеи всеобщего среднего образования заставила ректорат, кафедры, общественные организации определить приоритетные направления своей работы в 1970-е гг. Ими стали: переход на новые программы и учебные планы, повышение квалификации преподавателей, сохранение контингента студентов и некоторые другие. Так, с 1970/1971 учебного года институт стал работать по новым учебным планам, в которых предусматривалась иная структура изучения педагогических дисциплин: на 1-х курсах – «Введение в педагогику», на 2-х – «Педагогика школы», на 3-х – «Теория педагогики». В 1975 г. внедрили новую структуру общепедагогической подготовки студентов, когда уже с 1-го курса наряду с теоретическими дисциплинами проводилась педагогическая практика. В 1973 г. на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров коллектив института осуществил систему мер по перестройке учебно-воспитательного процесса с учетом подготовки специалистов для сельской школы. Выпускники всех факультетов изучали методику работы с ученической производственной бригадой, основы экономики и механизации сельского хозяйства. Коренным образом перестраивается педагогическая практика. Студенты выпускных курсов проходят ее только в сельских школах. Ко всем преподавателям, особенно общественных дисциплин, предъявлялось непременное условие – идейная зрелость. Партийные органы влияли на работников института через постоянно действующие теоретические и методологические семинары. Такие семинары были организованы на каждом факультете и охватывали более 160 преподавателей, включая и руководящих работников вуза во главе с ректором. Многих преподавателей партийная организация направила на обучение в вечерний университет марксизма-ленинизма. За 10 лет, с 1966 по 1976 гг. его закончили 94 преподавателя. Социальный заказ партийно-государственных органов особенно ощущался в постановке воспитательной работы в вузе. Прежде всего, проявление этого мы наблюдаем в попытке придания ей планового характера. Первый такой план был утвержден Советом института в 1968 г. и действовал до 1973 г. Следующие появляются в 1975 и 1979 гг. и имеют отвечающее духу времени название «Перспективный комплексный план коммунистического воспитания студентов КГПИ им. Н.А. Некрасова на весь срок обучения». Основная тенденция системы воспитания – ярко выраженный политический характер. Это Ленинский зачет, проведение студенческих теоретических конференций на многочисленные юбилейные темы – от 70-летия II съезда РСДРП до столетия со дня рождения В.И. Ленина, массовое изучение трудов Л.И. Брежнева, материалов съездов КПСС, и т.д. В отчетах вуза в Министерство просвещения РСФСР, в докладах на партийных и комсомольских собраниях в качестве положительного примера неоднократно упоминались клубы по интересам, созданные при кафедрах. В разные годы их насчитывалось от 8 до 10. При кафедре иностранных языков работал клуб интернациональной дружбы, при кафедрах педагогики и психологии – педагогический клуб. Также были клубы воинствующего атеиста, любителей природы, и другие. Идеологическое предназначение клубов налицо, что отражено в названии и содержании работы. Особняком стоит клуб любителей природы, но и там «...активно пропагандировались решения партии и правительства по охране природы». Большая роль не только в идеологической пропаганде и агитации, но и в организации учебновоспитательного процесса, культурно-массовой и спортивной работы принадлежала партийным и комсомольским комитетам и различным общественным структурам. Партийная организация осуществляла контроль за всем, что делалось в институте. Все деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители общественных организаций, постоянно отчитывались на партсобраниях и партбюро. Особое внимание уделялось комсомолу, как самой массовой организации. В 1956 г. комсомольская организация института получила права райкома, т.е. возможность принимать студентов в члены ВЛКСМ и выдавать соответствующие документы. Работа комитета комсомола, хотя и подвергалась постоянной критике, как со стороны партийного комитета, так и ректората, но была очень разнообразной и интересной. Комитет ВЛКСМ стремился привлечь студентов к научной работе через кружки научно-студенческого общества (НСО), к общественной и спортивной деятельности (через ДОСААФ, созданный в институте именно по инициативе комитета ВЛКСМянваре 1966 г., «Красный крест», общество «Буревестник»), художественной самодеятельности и т.д. Комсомольцы вуза постоянно оказывали помощь сельским учащимся, активно участвуядвижении «Комсомол – сельской школе». Они приобретали учебные пособия, оборудовали методические кабинеты наглядными пособиями, помогали учителям в организации учебно-воспитательного процесса. C начала 1970-х гг. проводится операция «Абитура» – агитпробеги по районам области с целью привлечения молодежи в наш институт. Была разработана инструкция по организации собеседования с абитуриентами. Выясняли общие сведения о личности, мотивы выбора, уровень педагогической и организаторской подготовки, общая направленность личности, специфические особенности характера. Создавалась специальная картотека старшеклассников. Эта работа проводилась большей частью студентами истпеда. Важной сферой деятельности комсомола явилась работа по организации студенческих строительных отрядов (ССО), которые в Костроме возникли в результате инициативы 16 студентов пединститута. Комсомол подхватил это начинание и в 1965 г. был создан областной студенческий строительный отряд, куда вошли студенты всех вузов и техникумов города. В 1970-е гг. в районах области работало 11 линейных ССО. Направление деятельности строительных отрядов было самое разнообразное. Строили школы, льнозаводы, дороги, телятники проводили мелиоративные работы. В 1960 – начале 1970-х гг. их усилиями проложили 618 км. высоковольтных линий электропередачи, электрифицировали более 100 деревень. Параллельно с комсомолом действовалапрофсоюзная организация. Они очень часто проводили совместные заседания. Объединенными усилиями были разработаны положения о единой учебной комиссии, условия смотра-конкурса на лучшую группу, социалистические обязательства студенческих строительных отрядов. Учебно-воспитательная комиссия профкома совместно с комитетом комсомола проверяли посещаемость студентами учебных занятий, организовывали учебные аттестации, работали с задолжниками. Они совершали совместные рейды по проверке общежитий, устраивали конкурсы на лучшую студенческую комнату, этаж, проверяли жилищно-бытовые условия студентов, проживавших на квартирах. На профсоюз и комсомол была возложена работа по организации отдыха студентов, отправка их в спортивно-оздоровительные лагеря, санатории и профилактории, оказание нуждающимся материальной помощи, проведение художественной самодеятельности, смотров-конкурсов, тематических вечеров и вечеров отдыха. Под руководством профкома работали спортивный, студенческий и профсоюзный клубы. На комсомольский и профсоюзный комитеты легла основная забота по созданию на факультетах народных дружин для патрулирования улиц с целью охраны общественного порядка. Наряду со студентами в этой работе принимали участие и преподаватели, которые назначались командирами отрядов. В дни патрулирования дружина насчитывала от 100 до 150 человек, у которых были специальные удостоверения, повязки и значки. Дежурство продолжалось с 19 до 24 часов. Агитационно-пропагандистской и воспитательной работой занималось «Общество по распространению политических и научных знаний», позднее получившее название «Общество Знание». В конце 1960-х гг. под руководством «Общества Знания» была открыта Школа молодого лектора (ШМЛ), входившая составной частью в факультет общественных профессий. Она насчитывала 11 секций. В них готовили лекторов международников, атеистов, пропаганды общественных знаний, истории ВЛКСМ, дружбы народов и т.д. Преобладала ярко выраженная идеологическая направленность в их работе. Преподаватели и студенты читали лекции не только в городе, но и выезжали с ними в самые отдаленные районы области. Однако деятельность «Общества» не ограничивалась только лекционной работой. Она способствовала созданию школ юных математиков, физиков, химиков, историков, филологов, в которых занимались свыше 400 старшеклассников. Массовыми были и другие общественные организации: «Общество охраны памятников истории и культуры», «Общество Красный крест», «Общество охраны природы», «Общество любителей книги», ДОСААФ, ОСВОД. Большое внимание администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, партийный и комсомольский комитеты уделяли работе со студентами. Действовало научное студенческое общество (НСО), призванное приобщать студентов к самостоятельной научной работе. Преподаватели руководили научными кружками с учетом своих интересов, студенты проводили исследования, ставили эксперименты, готовили научные отчеты, доклады. Как правило, весной, в конце учебного года, результаты этой работы оглашали на научных студенческих конференциях. Работа в кружках НСО носила массовый характер. Если в начале 1950-х гг., когда это общество было создано, в 15 кружках занималось 78 человек, то к 1970 г. в 60 кружках более 700 студентов приобщались к научной работе. Руководство вуза, профессорско-преподавательский состав стремились помочь студентам овладеть дополнительными специальностями. С этой целью в декабре 1962 г. организуется факультет общественных профессий (ФОПр). Руководство им осуществлял учебно-методический совет во главе с деканом. Второй и четвертый вторники каждого месяца проходили практикумыследующим специальностям: библиотекарь-общественник, организатор массово-затейнической работы, руководитель школьных молодежных драматических кружков, инструктор-общественник по физкультуре, руководитель фотокружкафотокорреспондент, старший пионервожатый, внештатный корреспондент газеты, экскурсоводкраевед, руководитель хореографического кружка и кукольного театра. На условиях почасовой оплаты там работало много известных в Костроме специалистов и перспективных молодых художников, писателей, музыкантов, театральных деятелей и т.д. Например, в конце 1960-х гг. практикум по журналистике вел Игорь Александрович Дедков, известный критик, писатель и публицист, впоследствии долгое время работавший в журналах «Коммунист» и «Свободная мысль». Театральный практикум преподавала будущая Народная актриса РСФСР Людмила Солнцева, выступавшая на сцене Костромского драматического театра. Педагогический институт тесно сотрудничал с учителями области и города. Лучшие учителяметодисты осуществляли руководство педагогической практикой студентов, давая показательные «открытые уроки», делились своим богатым педагогическим опытом, читая спецкурсы и проводя спецсеминары. Студенты и преподаватели института добивались больших успехов на спортивном поприще. Они занимали 1-е места на первенстве ДСО «Буревестник», по стрельбе и волейболу на первенство города и были 2-ми среди педвузов страны по легкой атлетике. Укреплялась и материальная база института. В начале 1960-х гг. ему передается учебное здание, находящееся на ул. 1-го Мая, 14 (корпус «А»), а в 1968 г. сдается в эксплуатацию студенческое общежитие, расположенное ул. Щемиловка, 21 на 850 мест. Это позволило частично снять проблему, как загруженности аудиторий, так и размещения иногородних студентов. Совершенствовалась работа институтской библиотеки, книжный фонд которой на 1 июля 1970 г. насчитывал около 200 тыс. единиц. За один только год ее посетило более 125 тыс. человек, сотрудники библиотеки провели 32 тематические выставки, 20 устных обзоров литературы. Библиотека пользовалась заслуженной любовью и популярностью у студентов и преподавателей. Такая насыщенная и плодотворная работа института была отмечена на высоком министерском уровне. В 1966 г. КГПИ перевели во 2-ю категорию вузов страны. В апреле 1969 г. комиссия Министерства просвещения РСФСР, проверявшая институт, сделала следующий вывод: «Общее впечатление о работе института положительное, коллектив вуза правильно понимает стоящие перед ним задачи и в их реализации проявляет высокое чувство ответственности, инициативу и горячую заинтересованность». В 1973 г. решением коллегии Министерства просвещения РСФСР институту присуждается 1-е место и премия как победителю в социалистическом соревновании среди педвузов 2-й категории. В 1980-е гг. интенсивно растет научный потенциал института. За 1981–1985 гг. было защищено 5 докторских и 30 кандидатских диссертаций. Ведущим направлением научных исследований в этот период стала работа по выполнению двух заданий Минпроса РСФСР и АПН СССР по целевым комплексным программам: «Психолого-педагогическое обеспечение эффективности обучения и воспитания учащихся в ученической производственной бригаде» и «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе». В 1980–1990-е гг. активно развиваются различные формы внеучебной деятельности, и в первую очередь, художественная самодеятельность вуза. Художественная самодеятельность в Костромском государственном университете богата и имеет глубокие и прочные корни. Она является неотъемлемой и одной из важных составляющих образовательного и воспитательного процесса. Физические умения и навыки студенты получали в спортивных секциях по видам спорта: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, штанга, туризм. Активно развивалась и совершенствовалась научная студенческая работа. Большим представительством студентов были отмечены конференции молодых учёных КГПИ, состоявшиеся в 1990-е гг., по результатам которых опубликованы научные сборники. Огромная научная, общественно-политическая и воспитательная работа велась не только в вузе, но и на факультетах КГПИ. В 1990-е гг. в системе педагогического обучения происходят глубокие перемены, связанные со становлением новой человекоцентристской парадигмы образования. Началась перестройка учебно-воспитательного процесса. Благотворным переменам способствовала общая демократизация общества, что отразилось и на деятельности нашего вуза. В 1994 г. он был переведен в новый статус – педагогический университет.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова No 7, 2006