Мерянская топонимика Костромской области.
Сондоба и Мерзино

В XVII в. обе деревни входили в приход Богоявленской церкви с. Раменье (Богоявленье) бывшей одним из центров Усольской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь «Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в лосево рамене». В 1625 г. упоминается церковь «Богоявление Господне чюхломские осады в лосеве рамене по дозору игумена паисия». В 1654 г. по сыску Романа Киреева церковь [по Чухломской осаде] «велено очистить и впредь не писать».

Сондоба типичный мерянский топоним с формантом -бал. Сондоба стоит в истоке речки Соне и переводится с мерянского как «место на Сон(де?)» - Сондобал.

В паре километров от Сондобы находится урочище Мерзино в котором сразу угадывается этноопределяющий (по Матвееву) корень -мер (меря). По-видимому Мерзино близко к мерянским этнотопонимам Мерско > Мерский > Мерзкий; Мерец > Мерецкий и т.д.

По мнению академика Матвеева, эта конструкция совершенно аналогична конструкции марийских этнотопонимов. Важно также подчеркнуть, что для других финских народов названия населенных пунктов такого рода нехарактерны. Не исключено, правда, что некогда они были у вепсов (ср. Арбужевесь, Луковесь, Череповесь и т.п.) или русские в древности именовали так отдельные группировки вепсов, но это очень спорно ввиду дискуссионности этимологических толкований топоформанта -весь и его редкости. Однако у марийцев рассматриваемый ойконимический тип очень распространен. По-видимому, был он и у мерян.

Этнотопонимы сохраняются обычно в зонах маргинального или внутри-регионального контакта между пришельцами и аборигенами в местах более или менее длительного процесса ассимиляции. Вероятно, Сондоба и Мерзино может считаться одной из таких зон.

Любопытно что России есть два населенных пункта с названием Мерзино, это деревня (ныне урочище) Мерзино в Солигаличском районе Костромской области и деревня Мари-Мерзино в Уржумском районе, Кировской области, в зоне традиционного расселения вятских марийцев.

В Списке населённых мест Вятской губернии 1802 года эта деревня фигурирует под названием починок Мерзин (Уржумская округа Сабатской волости Вятской губернии) и населена ясачными крещеными черемисами. В Списке населённых мест Вятской губернии 1905 г. деревня фигурирует уже как Черемиский Мерзин.

Что это, отголосок одного из мерянских переселений из Галичского княжества в Меровию и далее на Вятку?.. Какова должна быть жажда к вольной жизни, сохранению своей идентичности что бы взять так и уйти с Чухломы в Уржум на расстояние в 600 километров? Думаю, что эта и другие подобные ей миграции могли быть связаны с процессом постепенного закабаления черносошных и ясачных крестьян бывшего Галич-Мерьского княжества начавшимся в середине XVI века и вступившем в свою окончательную фазу в первой половине XVII века.

Так и представляю, наиболее непримиримые члены мерзинской общины на сходке заявили, что уходят к родственникам мари на Ветлугу и пригласили сородичей с собой. Как водится, половина жителей не захотела сниматься с насиженных мест и осталась, остальные же ушли к Судаю, а там дальше на Юму, Котельнич и вниз по реке Вятка. А может быть пошли через Ветлугу до Шахуньи и дальше на Яранск. Кто знает, кто знает. Такое путешествие запросто могло растянуться на годы, пока наши мерзинцы не осели рядом с Уржумом. Интересно было бы собрать генетический материал у потомков жителей солигаличского Мерзино и сравнить с генотипами марийцев из уржумского Мари-Мерзино.

К слову, среди марийцев я уже встречал выходцев с костромской стороны. В 2017 году в Кукарке познакомился с самобытным деревенским художником из Яранска (Кировская область), носителем марийского языка и самосознания, по фамилии Унженин. В Яранск его предки пришли с костромской Унжи, может быть с Макарьева, Горчухи или Вочурово...

Продолжим наши топонимические изыскания. Марийский топоним, возможно, поможет разгадать загадку солигаличского Мерзино. В марийском Ономастиконе Черных есть несколько марийских имен:

1 - Мерес, Мереш, Мерешка м. фин.-п.: фин. morska лачуга, берлога; венг. meresz смелый, отважный, дерзкий; ненец, мерець 1. быстро 2. быть быстрым; удм. мерас диал, наследие, наследство; реликвия Тал. д. в. Кужморы, 1748; Козьмодем. у. д. Рутка, 1748.

2 - Мерзон м. др.-мар. стяж.ф. ССИ: мер/мерысе 1. общественный 2. уст. мирской+он I. предводитель 2. глава 3. вождь. «М.хал.» 1918. По-видимому марийский топоним Мерзин > Мерзино является антропотопонимом производным от имен Мерес(з) или Мерзон, либо может обозначать собой центр местного "мера" - марийской территориально-родовой общины.

Таким образом, возможно, у чухломской мери в XV-XVI веках могли быть входу похожие имена Мерез, Мерзин или было подобное марийскому этно-территориальное деление на «меры» (общины). Также гипотетическое мерянское имя Мерез, Мерзин может быть этнонимным антропонимом, связанным с названием племени меря. По аналогии с именем Меря > Мерец > Мерич.

Кстати, из Сондобы происходит знаменитый костромской фотограф Орлов Сергей Александрович (на заглавном фото) родившийся там в 1867 г., (умер 2 июня 1919 г.) Был из крестьян, занимался «отходным» промыслом — сезонно работал маляром в Санкт-Петербурге, в том числе занимался росписями, потом — в найме в фотоателье, в 1903 г. открыл собственную фотомастерскую в селе. Корцово Солигаличского уезда Костромской губернии. Позже семья фотографа переехала в Солигалич, затем в Галич. Типичный надо сказать представитель пост-мерянской антропологии, сближающей региональные популяции Костромской области с ветлужскими и вятскими марийцами. Подробнее о нем можно прочесть на Костромке:

Сергей Александрович Орлов

https://life.kostromka.ru/orlov-serge-aleksandrovich-2477/

Андрей Мерянин. 2021.

Акаунты автора в соцсетях:
Авторы публикаций