Л. Голушкина
Русские художникиУченик Репина
Под Костромой, в деревне Шаблово Кологривского района, обнаружены интереснейшие работы неизвестного ранее художника Ефима Честнякова. Обычно подобные находки объясняют волей случая. Справедливо ли это, если люди, влюблённые в искусство, специально занимаются поисками, чтобы открыть миру ещё одно имя, порадовать людей ещё одной находкой?
Так было и в этот раз. Главный хранитель Костромского областного музея изобразительных искусств В. Макаров и старший научный сотрудник В. Лебедева выехали в экспедицию. В деревне Шаблово в одном доме их внимание привлекла небольшая картина. Опытным специалистам достаточно было одного взгляда, чтобы определить её настоящую художественную ценность. В ответ на вопрос, откуда у неё эта вещь, хозяйка рассказала, что жил в их деревне художник, Ефимка Честняков, от него у многих и остались картинки. Пошли по домам. Собрав всё, что могли, Макаров и Лебедева возвратились в Кострому. Директор музея Виктор Игнатьев, тонкий знаток живописи, увидев привезённые вещи, выехал в Шаблово теперь уже с единственной целью — отыскать ещё работы Честнякова и узнать подробнее о нём самом.
В результате этих поездок было найдено и собрано в Костромском музее более двадцати картин, выполненных в масляной технике, множество рисунков, акварелей, глиняных игрушек. Во время одной из своих служебных командировок в Кострому с ними ознакомился московский искусствовед и реставратор Савелий Ямщиков. Он позаботился о том, чтобы найденные вещи без промедления попали в Москву на стол реставратора.
Сейчас реставрацию ведут специалисты Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской имени И. Грабаря. И, конечно, в первую очередь, хотелось услышать их мнение о художнике и о его работах.
— Необычайно интересный крестьянский художник. Художник-сказочник. И самое главное — ни на кого не похожий, — говорят реставраторы. — Если бы вы попросили сравнить его с кем-то из известных уже мастеров, это было бы трудно сделать — настолько он индивидуален. Своя тема, своя, присущая только ему манера письма. Необыкновенные сочетания красок, которые, кстати, он изготовлял по собственным рецептам, сочные цвета, подобранные умело, со вкусом, до тонкостей продуманная композиция картины, скрупулёзная работа над мельчайшими деталями — всё это говорит о том, что Честняков — профессиональньй художник высокого класса.
О Честнякове — художнике, человеке, о его жизни, творческих устремлениях — дают представление и документы, основную часть которых предоставила сотрудникам музея Г. Смирнова, племянница художника. Активное участие в поисках новых документов приняла секретарь Кологривского районного комитета партии З. Осипова. Кое-что рассказали и старожилы деревни Шаблово, знавшие художника. Ведь в этой деревне Ефим Васильевич Честняков родился и прожил всю жизнь. Согласно документам, он родился в 1874 году. Учился в сельской начальной школе, в уездном училище, затем в Новинской учительской семинарии. Работал в Здемировском начальном училище, затем в колонии для малолетних преступников в Костроме, а ещё позже — в Углецком начальном народном училище Кинешемского уезда Костромской губернии. И одновременно с этим увлекался рисованием и живописью.
Уже позже, в 30-е годы, в письме к К. И. Чуковскому, с которым он познакомился в Куоккале у Репина, Е. Честняков писал: «По неписаной субординации на поприще искусства обязан И. Е. Репину. Мои рисунки, когда был учителем, нечаянно для меня пропутешествовали к Репину». Как следует далее из письма, тогда Репин и дал согласие принять Честнякова в студию княгини М. К. Тенишевой, руководителем которой был он, а старостой — И. Билибин.
В 1901 году студия княгини Тенишевой была расформирована, однако творческие связи Честнякова с Репиным поддерживались на протяжении многих лет. С 1901 по 1905 годы Честняков учился сначала в Казанской художественной школе, затем в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств, где был свободным слушателем.
С 1905 года и до конца своей жизни Е. Честняков, если не считать его поездки в Петербург в 1913 году, жил в своей родной деревне Шаблово. Сам выходец из крестьян, он хорошо знал деревню, крестьянский быт. И, естественно, это находило отражение в его творчестве.
Будучи не только художником, но и талантливым литератором, Честняков сочинял стихи, частушки, сказки. Большинство картин живописца написано на сюжеты его же сказок. В этих картинах воплощена мечта художника о счастливой жизни, о хлебосольстве и изобилии, в котором будут жить крестьяне.
Нет почти ни одной работы Е. Честнякова, на которой не были бы изображены дети. Любовь к детям он пронёс через всю жизнь. «И славы не нужно, и мненья в мире людей, а мила мне одна лишь улыбка детей», — писал он в одном из своих стихотворений. Специально для детей он строил сказочные глиняные городки, лепил из глины игрушки, ласково называя их глинянками. Водил детей по этому сказочному городу благоденствия, пел частушки, читал стихи, рассказывал сказки, и глинянки от этого будто оживали.
К. И. Чуковский, прочитав ещё при первом знакомстве с Честняковым его сказки и стихи для детей, посоветовал непременно напечатать эти «сочинушки». Это было в 1913 году. А в 1914 в издательстве «Медвежонок» в Петербурге вышла книга сказок Е. Честнякова, им же иллюстрированная.
Е. Честняков наивно думал, что жизнь деревни можно изменить только приобщением крестьян к искусству. Так, в одном из писем он с болью говорил: «Душа исстрадалась, что мало делается для коренного воздействия на жизнь... И так жизнь мало совершенствуется, тянется по кочкам и болотам, тогда как давно пора устраивать пути и дороги, могучую универсальную культуру». И далее: «...при отсутствии средств я стремлюсь создавать “свою культуру” и забочусь о её сохранении...»
Под «своей культурой» он, видимо, подразумевал искусство, созданное на основе народного, искусство, которое соединяло бы в себе все формы: изобразительное, поэзию, театр — своеобразный идеальный синтез искусств, благодаря которому, как полагал он, можно перестроить мир крестьянина.
Не будем упрекать художника за ошибочность его взглядов. Нам важнее иное— сама суть его искусства, народного в своей основе, его служение народу, который он знал, страстно любил.
После революции, в 1920 году, Е. Честняков по приглашению Кологривского пролеткульта работал в художественной студии. А в 1924 году выставка работ Е. Честнякова была организована в Кологривском художественно-историческом музее...
Сейчас уже отреставрирована часть найденных работ Е. Честнякова, в том числе и «Город благоденствия» — одно из самых больших и самых сложных для реставрации полотен.
Можно надеяться, что в скором будущем состоится выставка возрождённых работ Е. Честнякова. В историю отечественного искусства войдёт новый художник, который мечтал о том, чтобы все его способности послужили делу «всенародно важному не только для преобразования деревни, но и вообще жизни».
Советская культура. — 1974. — 15 февр.