Художник Сулейман Кадыбердеев изобразил город своего детства с высоты птичьего полета
Кострома конца 50-х годов прошлого века изображена в мельчайших деталях. На картине, размером практически в человеческий рост, можно разглядеть людей, идущих по улицам, катающихся с горок, едущих на лыжах, ведущих за руку упирающихся детей,тушащих пожар...
Задумка создания работы появилась совершенно случайно. Художник, въезжая в город со стороны улицы Магистральной, увидел достроенную колокольню. Она и подсказала художнику: город растет, меняется. То, что в детстве казалось незыблемым, навеки исчезает. На пустырях, где играл ребенком, возводят новые постройки.
Кадыбердеев захотел сделать то, что до него не сделал еще никто в области. Принявшись за работу, художник обнаружил, что где-то современность вытеснила его детские воспоминания, какие-то куски вылетели, какие-то места путаются.
Приходилось идти на место, сравнивать воспоминания с действительностью, делать зарисовки, фотографировать. На листе - город такой, каким он знал и видел его ребенком.
Оригинал работы выполнен тушью, пером и цветными карандашами. Ценность ее - не только точная планировка города того времени. Самое главное - показан быт людей. Улица Кооперации, центральная улица детства художника, не была такой прямой, как сейчас, она была изогнутой, такой и изображена на работе. Время года выбрано не случайно. Изображая зимний город, художник сумел показать самые дорогие для себя вещи. Недалеко от фонтана стоял большой Дед Мороз, вылепленный из снега. На вопрос, правда ли, что он был больше фонтана, Сулейман Ибрагимович отвечает, что за фактическую точность он, конечно, не ручается, но в детстве этот Дед Мороз казался ему просто огромным. Дети забирались в огромное ухо скульптуры и скатывались по языку. На площадь Сусанинскую, которая тогда называлась площадью Революции, с наступлением сумерек приезжала киноустановка, на пожарную каланчу вешали большой экран и показывали фильмы, в основном патриотического характера. Для людей, у которых в то время практически ни у кого не было дома телевизора, посмотреть бесплатное кино было большим удовольствием. Парк Ленина весь заливали льдом. Кадыбердеев как сейчас помнит, что вход на каток стоил двадцать копеек. На улицах нарисованного города не случайно так много детей - ведь начались зимние школьные каникулы. Большие очереди стоят у магазинов, очагов культуры - везде устраивались детские елки, и дети всегда выходили оттуда с подарками.
В детские годы художника над городом постоянно летали самолеты, оставляя в небе следы - все небо было изрезано белыми полосами. По городу ездили желтокрасные автобусы и зеленые машины. Все машины красили тогда в зеленый цвет, на случай, если они перейдут в собственность армии. Художник изобразил и себя - мальчика, едущего по городу на железных изогнутых прутьях и представляющего, будто он управляет машиной. По словам художника, сегодня город уже не тот; места, еще сохранившие сходство с нарисованным городом, - это центр и набережная Волги. Его работа - это не совсем мемуары. Это - скорее, «рассказ о времени, когда никто не заглядывал 8 паспорт и кошелек».
Два года назад Кадыбердееву выпала возможность полетать над городом в открытом самолете и сравнить город, нарисованный им, с тем городом, что он увидел. И приятно обрадовало то, что некоторые места, которые он писал по памяти, оказались нарисованы правильно.
В настоящее время работа Кадыбердеева выставлена в областной администрации. А у художника уже появилась новая задумка - изобразить с высоты птичьего полета Кострому 1913 года во время приезда в город Николая II.
Людмила МАКСИМОВА г. Кострома.