Л.В. Москалева,
главный хранитель музея-заповедника «Костромская слобода»

Костромская народная вышивка полотенца ХIХ – первая треть ХХ вв.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Костромская народная вышивка необычайно разнообразна, она объединяет шитье, различающееся по стилю, технике исполнения, колориту, сюжету и мотивам орнамента. В музеях Костромской области собраны предметы крестьянского быта, конец ХVIII – первая треть ХХ веков, украшенные вышивкой. Они представляют большой интерес как произведения народного искусства, показывающие местные художественные традиции, и как предметы обрядовой жизни крестьян, орнамент которых имел глубокий смысл и раскрывал основы народного мировоззрения.

Вышивкой украшалась праздничная одежда – головные уборы, мужские и женские рубахи, передники; верхняя одежда и праздничные предметы домашнего обихода – полотенца, столешники (скатерти), подзоры, каймы настилальников (простыней). Древний мир народных представлений отразился в вышитых узорах этих предметов.

Во всем своем многообразии, костромская вышивка представлена на обрядовых и праздничных полотенцах, а также встречается на скатертях и подзорах, узоры которых старательно копировались из века в век и в измененном виде, фрагментарно, донесли до ХХ века старинные мотивы шитья.

На обрядовое употребление полотенца славянами имеются летописные указания: «дуплинам древяным ветви убрусцем (полотенцем) обвешивающе, и сим поклоняющеся».[1] С древнейших времен у славян существовало представление о том, что нить и сотканное из нее полотно символизирует судьбу. Полагали, что это тот путь, по которому человек проходит свой век. Полотенце, как часть полотна, наделено всеми его свойствами. Орнамент полотенца осмысливался и как знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, поэтому полотенце являлось важным атрибутом обрядов жизненного цикла, отмечавших главные этапы человеческой судьбы: рождение, свадьбу, погребение.

Полотенце домотканое
Конец полотенца. Начало 19 века. Костромская губерния. Из книги Богуславской "Русская народная вышивка"

На расшитое полотенце, орнамент-оберег которого, вероятно, способствовал наделению ребенка здоровьем и доброй долей, принимала новорожденного бабка-повитуха.

В обряде «Бабина каша», завершающем крестинный обед, полотенцем бабка-повитуха покрывала горшок с кашей.

В свадебном ритуале крестьян Костромской губернии II половины ХIХ – начала ХХ веков полотенце имело большое значение, и функции его были разнообразны. Оно играло важную роль на всех этапах подготовки и в день самой свадьбы в наиболее значимых моментах свадебного обряда, а вышитый орнамент, насыщенный магическими символами -оберегами, по древним представлениям, оделял здоровьем, чадородием, способствовал ладу в семейной жизни, достатку. Костромские свадебные полотенца II половины ХIХ - I трети ХХ веков выполнялись в различных техниках шитья, по домотканому полотну и кумачной прошве красными нитками или в многоцветной гамме. Примером подобной вышивки является свадебное полотенце из д. Иванниково Костромского уезда, выполненное из домотканого льняного полотна; на концах вышивка (24х40 см) тамбурным швом хлопчатобумажными нитями красного цвета. По ткани расположен четкий ритмичный стилизованный растительный орнамент. Цепочка тамбурного шва плавно выводит узор, состоящий из чередования двух мотивов – тюльпана, из сердцевины которого выходит стебель с веточкой и цветком, и завитков с двумя веточками и двумя цветами. Полоса подузора, состоящая из волнообразной линии с трехлепестковыми цветами и зигзагообразная с завитками, окаймляет узор снизу. Вверху, на одном конце полотенца, вышито имя « Александра», на другом – « Федоровна». Полотенце датируется концом ХIХ – началом ХХ вв.; к этому периоду от свадебной символики орнамента остался только цвет (красный), дарящий жизненные силы и энергию.

Полотенце домотканое Полотенце домотканое
Полотенце домотканое свадебное. Костромской уезд, д. Иванниково. Конец ХIХ – начало ХХ в.

Не меньшее значение имело полотенце и в погребальных обрядах, которые в общих чертах в пределах губернии были одинаковы, но в каждой местности имели свои особенности. В фондах музея-заповедника хранится погребальное домотканое льняное полотенце из деревни Котельницы Костромского района начала ХХ века. Вышивка выполнена цветным льном в технике креста и строчки. По центру полотна изображен большой восьмиконечный крест, у основания которого изображены две склоненные ветви. Под ними вышита надпись печатным шрифтом: «Подъ крестом моя могила». Снизу всю композицию окаймляет полоса, составленная из чередующихся цветов и дубовых листьев. Темные тона цветовой гаммы соответствуют назначению вышивки. Полотенце являлось атрибутом и обрядов аграрного цикла – сева, сбора урожая и т. п. В Макарьевском уезде: «Перед тем, как сеять лен, вся семья молилась. На тябле, перед иконами ставили зажженную свечу, под образами ставили посевное лукошко с льняным семенем. На столе – полотенце, каравай хлеба с деревянной солонкой.» [2] Повсеместно, в губернии, на Егорьев день – первый после зимы выгон домашней скотины, совершавшийся в день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая по н. ст.), обходили скот с ковригой хлеба, обернутой в полотенце.

Использовалось полотенце и в других, возникших в более позднее время, обрядах.

В обряде «Девишник» (6 мая по н. ст.) – память по рекрутам, записанном в начале 20 века в Ветлужском уезде, при проводах молодых новобранцев в город в полутора км от деревни с ними прощались. Рекрут вырывал с корнем или ломал небольшую елочку (до одного аршина) и передавал девушкам. В ближайший праздник девушки собирались в доме у рекрута «бантить», т.е. украшать елочку цветными лоскутами и ленточками. Из тряпок делали солдатика с полотенцем на груди. Куклу, размещенную под елочкой, прибивали к стене, на карниз или «на налобыше, близь подволощного окошка». [3] В Вохомском районе в д. Большой Двор еще в 1960-е годы существовал обычай в день проводов в армию прикреплять под крышу дома свитый венок, переплетенный полотенцем, который висел до дня возвращения солдата домой. [4] В конце ХIХ-начале ХХ веков вышитые полотенца использовались для убранства крестьянских изб в большие религиозные праздники: на Пасху, Рождество Христово, ко дню Святой Троицы, во время свадеб, семейных праздников. Ими украшали иконы в красном углу; развешивали на деревянных спицах (крюках) на стенах, составляющих красный угол избы, на окнах, на зеркалах, рамках с фотографиями, появившимися в крестьянском быту в конце ХIХ – начале ХХ веков. Яркие вышитые и тканые узоры придавали избе праздничный нарядный вид.

Таким образом, полотенца являлись важной частью обрядовой жизни и быта крестьян Костромской губернии вплоть до 30-40-х годов ХХ века, и традиция украшать вышивкой полотенца жила, пока бытовали эти обряды, пока сохранялся старый уклад жизни на селе.

В конце ХIХ – 1 трети ХХ веков вышивка в Костромской губернии была известна, в основном, как домашнее ремесло, удовлетворявшее личные потребности крестьян, и имела широкое распространение не во всех уездах губернии. В Солигаличском и Костромском уездах это было рукоделие, которым владели многие женщины-крестьянки. « В нашей местности трудно, даже очень, встретить девушку не умеющую вышивать; многие не могут сшить простой кофты, но вышивать умеют», – писал в н. ХХ в. корреспондент “Этнографического Бюро» князя В.Тенишева из Солигаличского уезда. [5] В Пыщугской волости Ветлужского уезда вышивка была мало распространена. В Макарьевском уезде каждая деревенская девушка шить домашнюю одежду выучивается еще до выхода в замужество; вязать, плести и вышивать выучиваются только некоторые (меньшая часть). [6] В Чухломском уезде (Просековская волость) девушки вышивают крестом полотенца и вяжут к ним крючком кружева из белой чулочной бумаги, но теперь это уже встречается как редкость (начало ХХ в). [7]

Домашняя вышивка, со слов крестьянок – «шитье», была женским, а точнее девичьим занятием. Взрослые женщины редко садились за вышивание, так как много было другой работы по хозяйству и забот о семье и детях. Полотенца, которые ткали и вышивали в девушках, должны были сопровождать женщину всю жизнь.

Лет с 8-9 крестьянская девочка начинала осваивать это рукоделие под руководством матери, старшей сестры или бабушки. Занимались рукоделием дома и на посиделках, которые зимой устраивались в избе у какой-нибудь одинокой старушки. « В обыкновенную беседу девушки сходятся с работою, чаще всего с вышиванием по канве и реже с пряжею, так как льнов у нас сеют теперь мало и дешевенький гнилой ситчик вытесняет прочный домашний холст».[8]

Вышивали полотенца, в основном, готовя для себя приданое. Сразу, как просватают, так и начинали дары готовить. К «сговоренке», так называли просватанную девушку, приходили помогать подруги – вышивать полотенца, вязать подзоры.

Количество полотенец в приданом зависело от достатка семьи и местной традиции: от нескольких штук в Костромском уезде Шунгенской волости до 20-30 штук в Галичском уезде и 50 и более в Макарьевском, Солигаличском, Ветлужском, Кологривском.

Такое количество свадебных полотенец обуславливалось тем, что по традиции ими одаривалась вся родня жениха и в свадебной обрядности они играли важную роль в наиболее значимых моментах свадебного действа. Свадебные обряды, записанные во II половине ХIХ – начале ХХ веков, несмотря на то, что из поколения в поколение старались следовать старинным традициям, исполнять все как исстари велось, дошли до этого времени в измененном виде. В народной среде осталось отношение к полотенцу как необходимой вещи для определенных обрядовых действий, а отношение к орнаменту как к чему-то очень важному, в чем заключается основной смысл, было забыто. Древний вышитый орнамент-оберег заменил яркий разнообразный, в основном, цветочный узор. Народная память сохранила связь свадебных обрядов и узорных полотенец. До настоящего времени дошла традиция встречать молодых после регистрации брака или венчания хлебом – солью на расшитом полотенце.

Полотенца, столешники, подзоры изготавливали из полотна. На полотенца шло тонкое льняное полотно ручного ткачества из «чистого волокна», как говорили крестьянки, т.е. волокна лучшего качества. Такое полотно было гладкое, без изъянов, обычно выбеленное на насте и выстиранное в снежной воде. Также использовалось полотно из смешанных нитей (основа-лен; уток – хлопчатобумажная нить) и из фабричной ткани – белого полотна (редко) и кумача. Даже в Костромском уезде, несмотря на распространение полотняных мануфактур, а затем и фабрик в начале ХХ века, крестьянские полотенца из фабричной ткани – явление довольно редкое. На полотенца употреблялась ткань полотняного переплетения и ремизной техники ткачества. Из полотна изготавливали почти все полотенца в Солигаличском, Чухломском, Макарьевском уездах. В Костромском и Кологривском уездах на полотенца шло и полотно и узорная ткань. В Ветлужском уезде подавляющая часть полотенец выполнена из узорной ткани. Наиболее распространены были следующие узоры: « рубчик», «искосинка», которые ткутся «в четыре цепка « ( на 4-х ремизках) и более сложные, используемые для изготовления скатертей-«пешечка», ( в форме кубика), « пряник» (в форме прямоугольника), « фонарик» (сочетание геометризованных кругов), «клетичина» (ромб в ромбе) и т.п.

Ширина домотканого полотна различна и колеблется от 32 см до 46 см, что зависело от ширины применяемого в данной местности ткацкого стана. В Костромском уезде ширина полотна, в основном, 37-38 см; в Солигаличском – 39-42 см; в Буйском и Макарьевском – 38 см; в Ветлужском – 36-38 см; в Кологривском – 38-40 см.

Подзоры шили из тонкого льняного полотна, холста. Столешники из сурового и окрашенного холста, набойки.

Основными инструментами и приспособлениями для вышивания были иголки, ножницы, крючки, бумага, пяльцы квадратные и круглые.

Квадратные пяльцы в каждой местности имели свои размеры. В Чухломском уезде в к. ХIХ – 30-х годах ХХ веков были известны пяльцы со стороной квадрата 72 см. Они состояли из четырех деревянных планок длинною 72 см и толщиною 2,5 см. На концах планок были сделаны выемки для крепления. В местах соединения планок вколачивались деревянные гвоздики. К планкам веревочкою привязывалась «опушка», сшитая из холста. В один край опушки вставлялись деревянные палочки по длине внутренней части пялец. В опушке сделано 8 проранок (отверстий), края которых внутри обшивались нитками, чтобы не «ершились». В эти отверстия вставлялась веревочка, с помощью которой опушка привязывалась к планкам пялец. Принимаясь за работу, крестьянка отрезала кусок полотна по размеру пялец и пришивала его к концам опушки. Опушку привязывала к пялешникам, туго натягивая пришитый к опушке кусок полотна с нанесенным на него рисунком. [9]

Материалом для вышивания служили различные нитки, прежде всего льняные, отбеленные и окрашенные; хлопчатобумажные – красного и черного цветов; шерстяной гарус (тонкие крученые шерстяные нитки всех цветов спектра); шерсть домашнего приготовления и крашения анилиновыми красителями в яркие цвета; шелк нежных пастельных тонов; металлическая нить желтого цвета; блестки.

До появления анилиновых красителей (8090-е годы ХIХ века) для окрашивания использовались растительные. «Пряжу красили, когда не было покупных красителей корой ольхи, корой дуба, толокнянкой, луковичными перьями». [10]

Ольховые коренья давали красный цвет. Корни высушивали, замачивали, в этом составе нитки выдерживали двое суток, высушивали. Для получения интенсивного цвета проделывали эту процедуру несколько раз. Для получения красного цвета использовали и корни подмаренника. Их сушили, толкли в порошок, разводили в пропорции одна горсть на одну пасму ниток в кипяченой воде и, положив туда пряжу, ставили на ночь в печь. Повторяли до четырех раз, в зависимости от желаемой густоты цвета. Кора ольхи давала желтый цвет. При добавлении железа получалась темно-буро-желтая окраска. Болотная трава–толокнянка и ржавчина использовались для получения желтого цвета. При кипячении окрашенных в желтый цвет ниток в настое из листьев полыни и волчьих ягод добивались темно-зеленого цвета. Для достижения большей прочности окраски использовали соль и щелок.

Для костромской народной вышивки характерна полихромная цветовая гамма: в первой половине ХIХ века приглушенная по колориту, во II половине ХIХ века ярких, сочных цветов.

В Костромской губернии в ХIХ- 1трети ХХ веков были известны следующие декоративные швы: счетные (исполняемые по счету нитей ткани) по неразряженной ткани – роспись, набор, счетная гладь, крестик и несчетные (по заранее нанесенному на ткань рисунку) – тамбур, стебельчатый шов; по разряженной ткани – различные виды строчки.

Старинные швы роспись и набор в ХIХ веке бытовали на территории костромского края. Двусторонний шов (роспись) выполнялся техникой «вперед иголку», образуя пунктирную линию, затем нитки поворачивают обратно и тем же способом заполняют пропуски, создавая одинаковый узор с лицевой и изнаночной сторон ткани. Внутри контура узор заполняется клеткой или ступенчатыми линиями или цепочками ромбов и квадратов, расположенных по диагонали, в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вышивка выполнялась красной нитью по белому полотну, имела традиционную трехчастную композицию с верхним и нижним подузорами или состояла из одного или нескольких рядов. Мотивы орнаментов, выполненных этим швом, были разнообразные: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные, геометрические и растительные. Двусторонним швом льном брусничного цвета вышито полотенце из с. Зашугомье Солигаличского уезда, начала ХХ в. Узор составляют четыре одинаковые по величине и рисунку мотива – ромба, равномерно расположенные по домотканому льняному полотну. Каждый элемент внутри имеет заполнение геометризованными цветами и ромбиками. От внешних сторон ромба отходят побеги и цветы. К краям полотна пришито кружево, вязанное крючком.

Во II половине ХIХ века двусторонний шов был известен в Костромском, Кинешемском, Макарьевском уездах; встречался в Солигаличском; преобладал на северо-востоке – в Кологривском и Ветлужском уездах.

К старинным швам относится и техника «набор». При шитье набором стежок кладется то по лицевой, то по изнаночной стороне ткани и на изнанке получается негативное по отношению к лицевой стороне изображение (как в браной технике ткачества).

Техника набора представлена в коллекции музея единичными предметами, один из них – концы полотенца из домотканого льняного полотна (23,5х38 см), шитые льном и разноцветной шерстью (брусничный, желтый, зеленый цвета). В центре трехчастной композиции изображен двуглавый орел, по сторонам – обращенные к нему птицы-павы с пышными хвостами, петлями на концах перьев и раскрытым крылом. Снизу композиция ограничена узкой полосой подузора, выполненного двусторонним швом.

Шитье набором использовалось для украшений полотенец в Ветлужском, Кологривском, Макарьевском уездах, хотя известно было повсеместно.

Самой распространенной техникой вышивания в губернии во II половине ХIХ века была строчка. В Солигаличском уезде полотенца, шитые строчкой, назывались «пелешники», так как выполнялись в пяльцах – «пялах». В Галичском уезде о такой технике говорили «в строковую» – подрезали нитки, раздергивали, обвивали сетку ниткой. Работали в пяльцах квадратных и круглых». [11] О времени появления строчки в народной вышивке исследователями высказываются две версии: шитье по разряженному холсту появилось в ХVIII веке и заняло одно из ведущих мест; шитье по перевити – древнее, как и шитье двусторонним швом. На Севере и в центральных областях значительное распространение белой строчки относится к концу ХVIII-началу ХIХ веков. [12] Основной признак этой техники – разряженная ткань в основе и утке. Сетка перевивалась разными способами; по величине встречалась крупной (выдергивались 6-8 нитей) или мелкой (3-4 нитки). По сетке различными способами выполнялся узор: настилом (наложение нитей узора в определенном направлении), стланью (заполнение выдернутых ниток неперевитой сетки), строчевыми разделками, т. е. разнообразным узорным заполнением, путем перевивки сетки нитками разных цветов. В строчке «шов по письму» узор выстилался по цельной ткани, а раздергивался только фон. Контур узора закреплялся тамбурным швом в один – три ряда. Узор из полотна покрывался «атласниками» – геометрическими фигурами, выполненными счетной гладью.

Все перечисленные виды строчки были распространены в Костромском крае повсеместно и применялись при шитье праздничных полотенец и подзоров. Строчка встречается двух типов: белая и с введением цветной нитки в обводку контура и разделку деталей узора.

Узор в белой строчке выявлялся различными способами, чаще применялся настил. Плотно положенные нити четко и рельефно выделяют орнамент. В шитье конца полотенца (фрагмент), выполненном из домотканого льняного полотна (17,5х38,5 см), льняные отбеленные нитки настила выявляют двух птиц с коронами на головах, поднятым крылом в виде ветки ели и хвостом, состоящим из двух пар такого же рисунка веток. Птицы направлены к краям полотенца, хвосты птиц образуют узорные стороны ромба. Шелковистая поверхность ровно положенного плотного настила при солнечном свете играет разнообразными оттенками белого цвета. В вышивке ряда полотенец узор выполнялся одновременно несколькими способами: стланью, настилом, различными разделками. В строчке одного из полотенец коллекции музея стлань и настил выявляют мотивы орнамента в трехчастной композиции, в центре которой изображен ромб. К центру ориентированы две крупные птицы с коронами и хвостом-веером с кольцами на конце перьев. Сочетание тонкой, легкой стлани с выступающим настилом создает разные по рельефу элементы орнамента, что придает большую выразительность белой вышивке.

В концах полотенца из д. Пасынково Костромского района представлен традиционный растительный орнамент – ветка-древо расположенная по всему полотну. Орнамент напоминает древние травные узоры ХVII века. Округлые ветви и листья древа разделаны «воздушной петлей», «плетенкой», что делает вышивку легкой и прозрачной.

Довольно сложной по исполнению является разновидность строчки – «шов по письму». В этой технике выполнялись концы полотенец и подзоры. Подзоры или «подвесы» (местное название) – вышитая кайма около 50 см шириной и длиной около 180 см, закрывающая нижнюю часть кровати и настилальники (простыни) с шитым краем, появились в быту костромских крестьян в 80-90 годы ХIХ века и употреблялись в особо торжественные дни. Постельные принадлежности также входили в приданое невесты. Свадебную постель готовили особенно: стелили перину, простыни приданого невесты до 6 штук сразу. Их постилали так, чтобы кайма одной простыни свисала над другой. По преданиям, молодой должен был «проспать» все простыни, а вышитый орнамент подзора оберегал молодых и способствовал многочадию. В начале ХХ века подзоры украшали строчкой, двусторонним и тамбурным швами.

На одном из подвесов изображен растительный орнамент, состоящий из ряда повторяющихся мотивов – крупного стилизованного цветка. Гладевые узоры -атласники заполняют внутреннюю часть контура мотивов в виде дорожек, городков, зигзагов, зубчиков, квадратов, расположенных в шахматном порядке и т. п. Контраст между ажурным фоном и плотным узором, сочетание блестящих атласников и матового фона полотна делает вышивку необычайно своеобразной.

Шитье белой строчкой, характерное для Чухломского уезда, встречалось повсеместно в Костромском, Галичском, Солигаличском, Буйском, Ветлужском, Кологривском, Варнавинском, а в Макарьевском, Кинешемском и особенно в Юрьевецком имело промысловый характер. «Шов по письму» распространен был, в основном, на ограниченной территории – северо-западной части губернии (Буйский, Чухломской, Солигаличский уезды ).

Особенностью костромской строчки является введение цветной нитки в обводку контура и разделку деталей узора. [13] «Вышивали в пяльцах. Орнамент обшивали цветной шерстяной ниткой» – рассказывали крестьянки в д. Сокольниково Солигаличского района. [14]

Вышивка этого типа различается по характеру проработки цветом орнамента: контур узора выявлялся белой хлопчатобумажной нитью или отбеленным льном, а цветом прорабатывались детали; обводка контура мотивов орнамента и разделка деталей производилась цветной нитью. В вышивке использовались все цвета спектра. Материал вышивания использовался разнообразный: в к. ХVIII- 1-ой половине ХIХ веков – это шелк нежных оттенков бирюзы, светлой зелени, голубого, а также насыщенная охра и густой черный. Со II-ой половины ХIХ века – гарус ярких сочных цветов, а к концу ХIХ – н. ХХ веков - шерсть домашнего приготовления, крашения анилиновыми красителями с включением оранжевого, лилового и других необычных для крестьянской вышивки цветов.

Характерным примером цветной строчки является вышивка на полотенце конца ХIХ века из д. Стрельниково Костромского уезда. Оно выполнено из домотканого льняного полотна (184х42 см); материал вышивания – шерсть красного, желтого, синего цветов домашнего крашения. На концах вышивка (23х42 см ) в технике строчки с введением цветной нитки в обводку контура узора. К краям пришито кружево, плетеное на коклюшках. По всему полотну края полотенца равномерно расположены два геральдических орла с широким размахом крыльев и ветвями-коронами на головах. Одинаковые по величине и рисунку, они различаются строчевыми разделками туловища, крыльев, хвоста. По контуру обведены цветной шерстяной ниткой, цветная нить введена и в разделку деталей узора.

Частичная обводка контура узора и разделка деталей цветом прослеживается на конце полотенца 1-ой половины ХIХ века. По домотканому льняному полотну (20х47см) шелком голубого, светлой охры, брусничного, черного цветов шиты львы, направленные к центру композиции и друг к другу. Отмечается проработка цветом и частичная обводка черным шелком контура фигур.

Цветная перевить, характерная для южных районов России, на территории Костромской губернии встречалась довольно редко.

Строчка с введением цветной нитки в обводку контура мотивов была распространена повсеместно с преобладанием в Костромском уезде и на северо-западе губернии – в Буйском, Галичском, Солигаличском уездах.

Тамбурная вышивка - наиболее яркая и самобытная часть народного шитья края. Многоцветная красочная гамма, узорочье, оригинальные сюжеты – отличительные черты праздничных предметов, украшенных тамбурным швом.

Считается, что в крестьянской среде этот шов получил распространение со II половины ХIХ века. Даты исполнения вышивок на полотенцах фиксируют 1858, 1861, 1863 годы и отмечают время бытования тамбура в крае. О распространении тамбурного шва в пределах губернии у исследователей сложились разные мнения. Г.С. Маслова, известный этнограф, связывает применение тамбура с вышивальным искусством татар Поволжья. И.Я. Богуславская, исследователь народного творчества (доктор искусствоведения), такое утверждение не считает правомерным, т.к. техника тамбура применялась в русском шитье ХVII века. «Стилистически костромские вышивки не имеют ничего общего с одновременными татарскими, а использование шва если и получило стимул от соседства с татарским населением, то костромские мастера применили его в собственном самобытном исполнении». [15]

Местное название шва – «в петлю» (Костромской уезд); « в проемную петлю» (Пыщугская вол. Ветлужского у. ); « в плетешок», «веревочка» (Павинская вол.); «на кобылью петельку» ( Макарьевский у.) Выполнялся иглой, крючком и машиной. На лицевой стороне – ряд петель, как бы вставленных одна в другую, на изнанке – сплошная ровная строчка.

Тамбурный шов дает большую возможность в создании разнообразных узоров, предоставляя фантазии полную свободу, ограниченную рамками местной традиции. Затейливая линия с многочисленными петельками и завитками непрерывно вьется, перетекая из одного мотива в другой, создавая орнамент. В орнамент включали надписи – поговорки, слова песен, имена вышивальщиц или одариваемых, даты. По использованию цвета тамбурная вышивка встречается полихромная и монохромная: белая хлопчатобумажная нить или лен по белому полотну (редко), алая хлопчатобумажная нить или шерсть по полотну; белая хлопчатобумажная нить по кумачным прошвам.

Тамбурным швом шито домотканое льняное полотенце к. ХIХ – н. ХХ веков из церкви с. Козуры Костромского уезда. В селениях губернии был распространен обычай «подавать» в церковь по обещанию полотенца, вкладывать на помин души умерших родственников.

В народе верили, что полотенце могло обладать и целительной силой: при болезни обтирали себя полотенцем, несли в церковь и вешали на икону местночтимого святого. [16]

В центре трехчастной композиции этого полотенца изображен цветок на длинном стебле, по сторонам которого – фигуры в виде сердец, заполненных петлевидным узором. Все мотивы соединены между собой непрерывной цепочкой тамбура, обрамляющей узор с боковых сторон и по нижнему краю. Орнамент ограничен снизу подузором.

Тамбурным швом выполнялись в начале ХХ века характерные для шитья Костромского уезда композиции: мотив древа жизни с сидящими на его ветвях или летящими к нему птицами. Один из вариантов представлен на полотенце из деревни Бельково. Оно исполнено из домотканого льняного полотна (210х40 см) хлопчатобумажной красной и черной нитью и шерстью разных оттенков: синего, розового, бордового, зеленого цветов. Все поле конца полотенца занимает изображение древа-стебля с цветком-тюльпаном на верхушке и симметрично отходящими в обе стороны от стебля листьями, цветками, завитками, петлями. Нижние углы конца полотенца заполняет петлевидный и спиралевидный узор. С двух сторон в средней части древа между пышных цветов и завитков изображено по голубку в полете, направленному к стеблю-стволу. Сердцевины цветов, листья, крылья и туловища птиц плотно заполнены тамбуром. Сверху, по центру, полукругом вышита письменным шрифтом надпись «Серафима» – на другом конце полотенца – «Петровна».

Вся композиция воспринимается ярким красочным пятном, способствующим созданию радостного настроения .

С середины ХIХ века тамбур был широко распространен в Костромском уезде. С конца ХIХ века тамбурный шов был известен во всех уездах губернии; преобладал в Костромском и Ветлужском уездах (юго-запад и северо-восток); а в Соличаличском, Галичском, Чухломском уездах почти не встречался.

В начале ХХ века самой распространенной техникой шитья был крест – глухой односторонний шов. Вышивка выполнялась по канве мелким плотным стежком. «Вышивали крестом по канве; узор – петухи, рыбы, кузнец с молотом. Орнамент брали друг у друга», – рассказывали жительницы деревень Галичского района. [17] В Ветлужском уезде узоры для вышивания также переснимали друг у друга, или придумывали сами. «Рисунок сглядывала у своей соседки по деревне. Снимали так – на вышитый узор клали бумажку и водили ложкой, затем его исправляли карандашом и переносили на свою ткань для вышивки». [18]

Большая часть сюжетов были взяты с образцов печатной продукции, которая проникала в деревню в начале ХХ века: с оберток дешевого мыла фабрик Брокар и Рале, специальных картинок – образцов для вышивки в приложениях к журналам « Нива» и «Родина». «Рисунки для вышивания, в основном, брали с бумажек, которые покупали на базаре, иногда придумывали сами. На Вятском починке очень редко делали рисунок сами «самодельщину». [19] Наиболее часто встречались растительные мотивы и бытовые сюжеты на темы деревенской жизни: сельский пейзаж с тройкой лошадей на переднем плане; жанровые сценки на фоне изб и деревьев. Как правило, такие сюжеты можно видеть на полотенцах в городах Костроме, Чухломе или подгородних селениях, т.е. расположенных рядом с городом. Также распространенным в этот период и часто выполняемым в технике крест был растительный орнамент – волнообразный побег с цветами, бутонами и листьями. Характерным примером вышивки крестом является полотенце начала ХХ века из д.Шихардино Костромского уезда (190х36 см). Оно выполнено из домотканого льняного полотна. Орнамент состоит из основной полосы узора, ограниченной верхним и нижним (на кумачовой прошивке ) подузорами. Орнамент подузоров – волнообразная гирлянда роз. «Середка» составлена из ряда мотивов женских и одной мужской фигуры, вышитых разноцветными хлопчатобумажными нитками. К краю пришито кружево, вязанное крючком.

В шитье некоторых полотенец, выполненных крестом, сохранились традиции народного искусства в композиции, орнаменте. Изменилась только техника. Чаще всего – это трехчастная композиция с деревом в центре и обращенными к нему птицами. Иногда традиционная композиция наполняется новыми мотивами. Болгарским крестом выполнена вышивка (16х34,5 см ) на домотканом полотенце начала ХХ века хлопчатобумажными нитками брусничного и черного цветов. К краям пришито кружево – полоса фабричного тюля. В центре трехчастной композиции изображена барышня в народном костюме, по сторонам по большому цветку с листьями и бутонами в вазах-плошках. Одинаковые по высоте барышня и цветы образуют яркую полосу узора.

Вышивка крестом, проникшая в крестьянскую среду в конце ХIХ века, к 20-м годам ХХ века вытеснила повсеместно традиционные техники шитья и стала преобладающей почти во всех уездах губернии. В конце ХIХ – начале ХХ веков в деревню приходят модные городские техники вышивки – ришелье, филе, гладь. Встречались они, как правило, в селениях, расположенных вблизи городов. В Рыбной слободе г. Галича распространение получили скатерти, салфетки, выполненные в технике филе (настил по плетеной сетке).

Жительницы Рыбной слободы, имея навыки плетения рыболовных сетей, быстро освоили эту технику. Настил выполняли шерстью ярких цветов, предпочитали растительный орнамент.

Обзор материалов коллекции позволяет говорить о том, что костромская народная вышивка – это своеобразная, яркая и выразительная часть народного искусства края.

Традиционная народная вышивка, как широко распространенное рукоделие, ушла в прошлое. Время, когда вышитые предметы были необходимой и важной частью обрядовой жизни, ушло безвозвратно. Вышивание, как потребность к занятию рукоделием, творчеством, самовыражению, становится любимым занятием в свободное время отдельных девушек, а чаще женщин. А старинные полотенца, являющиеся не только предметами народного прикладного искусства, но и важным историко-этнографическим источником, позволяющим понять образ жизни и мировосприятие народа, становятся одной из самых ярких коллекций музейного собрания.

(По материалам коллекции Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).

Примечания

1. Бломквист Е. Полотенце в русском быту. Русский музей. Этнографический отдел., Л., б.г., с.1.

2. Гусева С.М. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Макарьевский район. 1979г. (рукопись).

3. Завойко К. В Костромских лесах по Ветлуге-реке. Труды КНО, вып.8 , Кострома, 1917,с.22-23.

4. Лебедева Н.И. Вохомские полотенца. «Губернский дом», 2003, No1-2,с.122.

5. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Том 1.Костромская и Тверская губ., СПб., 2004, Солигалический уезд, с.339.

6. Материалы «Этнографического бюро» В.Н.Тенишева, указ соч., Макарьевский у., с.295.

7. КГИАХМЗ. Фонд «Документы». Анкета ГУАК, 1909 г. (Одежда. Обувь. Украшения. Пища).

8. Материалы «Этнографического бюро» В.Н. Тенишева, указ. соч., Галический у., с.175.

9. ГАКО, фонд р-1043, д. 55.

10. Каткова С.С. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Павинский и Пыщугский районы Костромской обл.1975г. (рукопись).

11. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Галический район Костромской обл. 1993г. (рукопись).

12. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко- этнографический источник. М., «Наука», 1978, с.50.

13. Маслова, указ. соч., с. 52.

14. Масалева С.Д. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Солигалический район Костромской обл. 1975г. (рукопись).

15. Богуславская И.Я. Лубочные картинки в костромской народной вышивке. Народное искусство. Исследования и материалы. Сборник статей Государственный Русский музей.,1995 , с.157.

16. Материалы архива ОДНТ. Корнилова Е.Н. Парфеньевский район.

17. Москалева Л.В. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Галичский район Костромской обл. 1993г. (рукопись).

18. Каткова С.С. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Павинский и Пыщугский районы Костромской области. 1975г. (рукопись).

19. Каткова С.С. Материалы экспедиции КГИАМЗ в Пыщугский район. Костромской обл.1974г. (рукопись).

Художественно-этнографический альманах «Костромская слобода»
История развития промыслов