Смерть и жизнь философа

"Клиническая смерть - восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определённого времени ещё сохраняется жизнеспособность всех тканей организма, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий и последующей интенсивной терапии... В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается три-пять минут, после чего восстановить нормальную деятельность ЦНС невозможно. Признаками клинической смерти являются отсутствие сознания, спонтанность дыхания и сердечной деятельности; зрачки максимально расширены".
("Краткая медицинская энциклопедия").

Александр Павлович Дурилов - человек с самой, как он говорит, обычной биографией, кандидат философских наук, преподаёт логику, философию и этику в университете им. Н.А. Некрасова. Свободное время посвящает изучению трудов древних философов, одно время сочинял стихотворения. Сейчас Александру Павловичу 59 лет. И он не понаслышке знает о клинической смерти.

 

- Интересно, какой была ваша жизнь до того, как пришлось пережить клиническую смерть?

- После окончания филологического факультета Костромского педагогического института уехал преподавать в сельскую школу, за короткий срок стал завучем, а потом и директором. Но после города новая жизнь показалось мне очень тяжёлой. Я был очень требовательным к людям, с максималистскими убеждениями. Меня никто не понимал, возникали конфликты. Я разочаровался в своих жизненных взглядах, произошла переоценка ценностей. И в двадцать три года попросился в армию. Служить попал в элитный полк, где половина солдат была с высшим образованием. Но я всегда был очень странным человеком в глазах окружающих. И тут эта странность меня не покидала. В армии ведь всего два желания - поесть и поспать, а у меня была бессонница. К тому же я всё время вёл дневник, изучал немецкий язык по словарям. Однажды, уснув только под утро, проспал подъём. Очнулся и увидел, что меня ведут под конвоем. Посадили в автобус. Я не понимал, куда меня везут. Оказалось - в психиатрическую больницу. И только там осознал, что происходит. Меня поместили в палату круглосуточного наблюдения и ввели сильную дозу аминазина. Ночью, когда проснулся, у меня остановилось сердце. Я умер.

- Что вы чувствовали в этот момент, видели?

- У меня были очень сильные, интенсивные ощущения: лихорадочно билось сердце, потом оно остановилось. Я, как и многие, кто пережил клиническую смерть, видел узкий тёмный тоннель, а впереди яркий свет. Я словно летел по нему. Наступало полное забвение, облегчение для души. Похожая ситуация описывается даже в пятом веке до нашей эры у философа Платона, где рассказывается о юноше по имени Ор, который погиб в бою. Молодой человек был без признаков жизни пять су-то!<. Когда же его положили на жертвенный костёр, он очнулся. Люди расспрашивали Ора, и он рассказал им о том, что видел и я. И не странно, что ему возвращаться в эту жизнь не хотелось. Потому что там душа нашла свою истинную родину. Я согласен - это состояние очень притягательно. Поскольку ощущаешь себя за пределами земной жизни. И то, чем живут обычные люди: переживания, заботы, то, за что они сражаются, уходит.

Странно, но с тех пор эти остановки сердца время от времени у меня происходят. Медицина не может это объяснить. Сердце проверяли - никаких патологий не обнаружили. В последний раз сердце останавливалось этой весной.

- Не кажется ли вам, что высшие силы хотят напомнить о чём-то?

- Здесь есть какое-то мистическое начало. Обычно сердце останавливается, когда чувствуешь, что следует изменить жизненные установки, принципы. Это верный сигнал - нужно начать всё с чистого листа.

- Александр Павлович, изменилось ли что-то в вашей жизни после этих событий?

- После этого жить, как жил раньше, стало невозможно. Я навсегда оставил мысль о какой-либо карьере. Пришёл к смирению. И ещё больше, чем в детстве, возлюбил природу.

- Некоторые люди после пережитого приходят к Богу. А каково ваше понимание Бога?

- Бог - очень сложное понятие, но, видимо, он живёт в душе каждого человека, и в минуты жизненных потрясений это чувство просыпается. У меня был период в Жизни, когда я очень сильно чувствовал зов Бога в душе.

- Как это проявлялось?

- Мне постоянно снились храмы. И, уже имея философское образование, хотел уйти в монастырь. Но друзья, знающие церковный мир, меня предупредили, что я не найду там идеальной справедливости, ведь там тоже живут люди. - А люди должны, на ваш взгляд, думать о смерти?

- Без понимания смерти невозможно понимание жизни. Смерть - самый последовательный демократ, который есть на свете. Она уравнивает богатого и нищего, доброго и злого, умного и глупого. Человек должен понимать, для чего он живёт в этом мире, к чему должен стремиться: земному или высокому. Главное, чтобы он понимал - он прожил жизнь не зря. Когда люди говорят, что о смерти думать не надо, что она не заслуживает внимания, мне кажется, это позиция бескультурья. Культурный человек должен думать о смерти и всегда о ней помнить.

- Что вы думаете о смерти сегодня?

- Смерть разумна. Она расчищает поле для новой жизни. Смерть, по-моему, может считаться великим благом и избавлением для больных людей, испытывающих сильные страдания. Потому что в такой ситуации жизнь для них становится невыносима. Тогда смерть воспринимается ими как облегчение.

- Не оправдываете ли вы эвтаназию, вокруг которой ведутся громкие споры?

- Я думаю, поскольку человек наделён разумом и волей, он имеет право принять это решение по отношению к себе, но не по отношению к другому человеку.

- В христианстве только Бог даёт жизнь и может её забрать. Получается, вы не рассматриваете жизнь как высшую и неприкосновенную ценность?

- Что касается жизни, то это высший дар. Человек не волен в своём рождении. Его родили и тем самым подарили жизнь. А принимать его как высшую ценность - зависит уже от того, в какие жизненные условия ты попал.

- Наверное, жизнь становится высшей ценностью, когда чётко представляешь, для чего ты живёшь на свете. К чему вы стремитесь в этой жизни?

- Я всегда стремился к истинному знанию окружающего мира. Причём к знанию самого главного - смысла жизни. В дикой природе не существует такого понятия. А вот человек - существо смысловое, и он иначе воспринимает смерть, потому что она перечёркивает все его начинания. Все те смыслы, которые он придумал и которые считает истинными. А так смыслы жизни бывают разные. Например, бытовой: стремление заработать деньги, сделать карьеру, создать семью. Но со временем у каждого человека происходит переоценка ценностей, соответственно меняется и смысл жизни. Но есть исключительные люди, которые с юных лет знают, зачем они пришли в этот мир. Например, Ленин, Гитлер. Это люди, которые свою жизнь пбдчиняют идее и не приспосабливаются к жизни, а пытаются её изменить в соответствии со своей идеей. Нельзя сказать, что они несли позитив, потому что жизнь выше и ценнее идеи. Но обычно существование смерти приводит к тому, что простой человек вынужден задумываться о вопросе, для чего живёт.

 

 

Лидия ДЁМИНА

Р.S. Александр Павлович очень хотел бы, чтобы такая наука, как философия, не теряла своей значимости сегодня. Он говорит, что это высшая форма проявления достоинства человека как мыслящего существа. Поскольку она изучает понятия жизни и смерти.

 

27 сентября 2006 года газета «Северная правда» №108

 

 

A. Durilov