Александр Дурилов:
Я искал смысл жизни... и не нашел

Жизнь... У каждого она своя. Кто-то стремится к деньгам и лёгкой наживе. Кто-то зарабатывает на хлеб честным трудом. Но есть в нашем обществе люди, которые абстрагируются от реальной жизни. Это философы. С одним из таких "отшельников" - Александром Павловичем Дуриловым - и состоялась моя беседа о жизни и её смысле.

 

- Александр Павлович, философ - это профессия или образ жизни?

- Настоящий философ - это призвание и образ жизни. Но есть не только философы по призванию, но и философы по профессии. Можно, например, иметь академическую профессию философа по диплому и быть просто научным работником в области философии.

- То есть настоящим философом стать нельзя? Им надо родиться?

- С одной стороны, да. С другой стороны, чтобы разбираться в философских проблемах, надо получить философское образование. Между прочим, некоторым людям философское образование жизненно необходимо. Они мучаются, не понимая этой жизни. А при знакомстве с философией обнаруживается, что их проблемы на самом деле являются псевдопроблемами. Для истинных философов такое знакомство заканчивается самопожертвованием. Жизнь философа всегда на грани страдания.

- Получается, что философ - несчастный человек?

- Я скажу словами из Ветхого Завета: "Умножающий знания умножает свою скорбь". Философ действительно может быть несчастлив физически, но счастлив, испытывая большое внутреннее удовлетворение. К примеру, некоторые люди в нашем обществе гонятся за яркими впечатлениями, ударяясь в путешествия. Да, они обретают физическую радость. А философ может прожить более содержательную жизнь, не выходя из дома. Между прочим, присутствие философски настроенных людей благоприятно для общества. Они никогда не проявляют агрессии, не выживают других. Ведь подлинно философский образ жизни - это жизнь в мысли. Мысль - единственная ценность для философа. Материальные проблемы его не интересуют.

- Не станет ли такой человек беспомощным перед миром?

- А так оно и получается. Когда человека занимают философские вопросы, вся житейская сторона уходит на второй план. Он становится идеалистом, отрешенным от житейских проблем. Я должен сказать, что разлад мысли и действительности -это очень страшный и болезненный разлад. В мыслях ты можешь быть совершенным человеком, а в действительности -быть в прямом смысле никем. Такое очень часто бывает с истинными философами.

- Вы себя таковым считаете?

- Я считаю себя скромным преподавателем философии, не более того. Хотя философией увлекаюсь с детства.

- Вы,наверное, родились с философским мышлением.

- Я бы так не сказал. Всё было гораздо проще. Я долгие годы страдал и мучился в поисках смысла жизни. После окончания филологического факультета пошёл работать сельским учителем. Преподавал историю, обществоведение, русский язык, литературу, музыку, пение, немецкий язык. Потом окончил университет марксизма, но смысл жизни так и не нашёл. Не помогло и увлечение ранним Марксом.

- Почему именно ранний Маркс?

- А вы знаете, чем отличался ранний Маркс от позднего? Нет? Ранний Маркс - это совершенный идеал! Он блистательно боролся с цензурой в печати, с бюрократией. Сторонник демократии, свободы политических партий, общественных организаций... Разве этого недостаточно? Разве его идеи не созвучны современности? Правда, есть одно "но". Маркс был ярым атеистом. Я же к религии отношусь не просто терпимо, а с большим уважением. В какой-то мере я даже завидую верующим людям.

- В каком смысле?

- Религиозные люди полностью обрели смысл жизни. Ведь религия - это такая сфера, которая даёт ответы на любые вопросы. Причём ответы стопроцентно гарантированные. Есть высшая сила - Господь, который определяет судьбу всех людей. У каждого есть ясный смысл жизни: подготовиться к загробному существованию, к вечному блаженству. Вообще религиозный человек имеет преимущество перед нерелигиозным во всём. Его жизнь разумно организована. Он никогда не бывает одинок, Бог рядом с ним. Кроме того, религия, сама того не предполагая, проповедует здоровый образ жизни. Многие религиозные заповеди буквально совпадают с медицинскими рекомендациями. Верующие не подвержены житейской суете, страху перед инфляцией, безработицей, политической конъюнктурой. Это прекрасная жизнь! Я прожил свою жизнь по-другому.

- К счастью или к сожалению?

- Иногда я разочаровываюсь в своей жизни, потому что большую её часть провёл за книгами и в размышлении. На какое-то время из-за философии бросил семью. Очень хотел поступить в аспирантуру. В то время, когда мне наконец-то предложили долгожданное обучение, я уже был женат, воспитывал ребёнка. Материальное положение тоже было вполне устоявшимся: работа завучем в школе. А аспирантура находилась в другом городе. Требовалось срочно принять решение: изменить свою жизнь, уехав от семьи, или оставить всё по-прежнему. Напомню, что я тогда пытался найти смысл жизни. Надеясь отыскать у философов ответ на больной вопрос, круто изменил свою жизнь. Долгое время был очень далёк от действительности, многое потерял. Но многое и приобрел.

- Александр Павлович, почему в наше время философия стала менее популярной?

- Народ занят житейскими проблемами. Большинство людей живёт злобой дня. К тому же у людей появилась новая проблема: как выжить. Раньше простой рабочий ничего не боялся. Его довольно трудно было уволить. Он был защищен чёткими законами. Поэтому никакого страха у него не было. Правда, у интеллигенции был страх перед идеологией. Иметь свои мысли было опасно. Так вот, в то время страхи были у части людей, а сейчас -у большинства. Поэтому человечество стало интересоваться тем, как устроиться в жизни, а не тем, что такое истина и в чём смысл жизни.

- Вы упомянули о том, что раньше иметь свои мысли было опасно. А есть ли сейчас реальная свобода высказываний?

- Свобода слова есть для тех, кто стремится осуществлять её в своей деятельности. Это трудно и далеко не безопасно. Причём цензуры-то как таковой нет. Но за пестротой и обширностью информации скрываются очень серьёзные вещи, которые не дают знать простому народу.

- Можно ли изменить ситуацию?

- Изменить, конечно, можно. Но это по силам только сильным людям, которые сперва возьмутся за преобразование самих себя. Никакие партии и другие общественные организации им в этом не помогут. Есть очень хорошая теория современного философа Александра Александровича Зиновьева. Не так давно он написал книгу "Евангелие от Ивана", тем самым разработав свою религию для борцов за свободу и справедливость. Так вот, он утверждает: "Я принадлежу к самой великой и большой партии на земле - партии одиночек. Любую партию легко разгромить. А одиночек, если они живут порознь в разных частях мира, победить невозможно". Я полностью поддерживаю эту программу и многое почерпнул для себя в ней.

- Например...

- К примеру, он считает, что любое общество является глубоко несправедливым. Хорошие люди страдают и влачат жалкое существование, а плохие люди процветают. Скажите, разве это не так? Кстати, преобразовать общество на справедливых началах невозможно. Политическая борьба носит бессмысленный характер. Ведь все политики и полити-. ческие партии преследуют прежде всего корыстные цели. Всякая правящая власть - это правящая банда, которая господствует над другой частью общества.

- Каков же выход?

- Надо противопоставлять себя этому обществу и не играть по его правилам. А правила его давно известны: как можно лучше устроиться, добиться большей зависимости других от тебя и меньшей зависимости тебя от других, получить безграничные права и увильнуть от ответственности. К этому стремится всё человечество. И не потому, что оно плохое, а потому, что оно изначально так устроено. Люди знают об этом, но при этом не хотят знать. Слишком неприглядна эта правда. Поэтому большую часть жизни человечество лжёт себе. Сначала -потому, что хочет скрыть правду, а потом - по привычке, не замечая этого. Ложь - это самая выгодная форма социального поведения. Потому-то мы и не меняем этот мир, хотя и можем.

- Значит, человек при желании может сыграть далеко не последнюю роль в истории?

- История, в принципе, непредсказуема. Но роль личности очень высокая. Человек изначально - существо биологическое. И в первую очередь историю вершит природа. Но за последнее время история начинает приобретать более искусственный характер. Человек старается отвлечься от при-родно-естественных факторов и перейти на искусственные: экономику, политику, науку. Поэтому, я думаю, в нынешнем положении он может многое изменить. Может быть, в этом и будет его смысл жизни и предназначение.

- Александр Павлович, а вы смогли найти смысл своей жизни?

- Вы знаете, точный смысл жизни может сформулировать только религиозный человек. Что касается меня... Мне кажется, что смысл жизни заключается в том, чтобы постоянно его искать и... не найти.

- А если говорить о человечестве?

- Я боюсь, что сейчас смысл жизни человечества состоит в том, чтобы выжить. Ведь сейчас идёт очень жестокая борьба между странами и народами за выживание и за лучшее положение в мире. Чем это закончится? Никто не знает.

Наталия ГУРЬЯНОВА

 

30 ноября 2005 года газета «Северная правда» №137

A. Durilov