Н. Ю. Погорелова
Обзор фонда «Керамика. Стекло»
Фонд «Керамика. Стекло» составляет около 5 тыс ед. хр., из них предметов коллекции «Стекло» – 820.
Коллекция формировалась за счет передачи произведений искусства из фондов Министерства культуры РСФСР, через закупки у частных лиц и путем дарения. В настоящее время коллекция охватывает исторический период с конца XVIII в. и до наших дней. Представлены изделия художественной промышленности и авторские работы художников декоративно-прикладного искусства.
По музейной коллекции можно проследить географию фарфорового производства России. Особенно широко представлена Московская губерния: это фарфор заводов Гарднера, Аксеновых, Дунашова, фабрики Храпунова-Нового, братьев Корниловых, Попова и, конечно же, Кузнецова.
В конце XVIII в. Екатерина II в честь двадцатилетия своего восшествия на престол утвердила орден Св. Владимира и заказала гарднеровскому заводу сервиз. Заказ был выполнен, но на заводе осталось много нерасписанных предметов, отбракованных из-за мельчайших недостатков. Все эти предметы предприимчивый хозяин пустил в продажу. Сухарница с ажурными бортиками, конфетница, тарелки, украшенные красными ленточками и перевитые изящной цветочной гирляндой с розочкой имеются в нашей коллекции.
Фарфоровый завод А. Г. Попова был одним из ведущих в первой половине XIX в. по качеству продукции и уровню ее гравировки. Ассортимент выпускаемой продукции был очень велик: чайные и столовые сервизы, вазы, трактирная посуда, фарфоровые статуэтки. Всем изделиям присуща прекрасная декоративность, любовь к ярким краскам и сложная роспись золотыми орнаментами.
Конец XIX и начало XX вв. в истории русской фарфоровой промышленности отмечены работой огромного концерна «Товарищество М. С. Кузнецова», который к этому периоду являлся монополистом по производству фарфора. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта не только аристократических, но и самых широких слоев населения. Большое количество предметов из кузнецовского фарфора можно увидеть на экспозициях музея.
В 2009 г. были закуплены большие и мелкие тарелки с надписью по бортику «Гостиница Россiя/ И. С.К./ въ Костромъ». В конце XIX в. Гостиница «Россия» находилась на Павловской улице, д. № 1 (ныне пр. Мира; архитектор Н. И. Метлин) и принадлежала генеральше Козлоковой. В ресторане при гостинице нередко отмечались юбилеи и устраивались многолюдные банкеты «по подписке».
В фонде имеется 250 изразцов XVII–XIX вв. (печные и сюжетные).
Большую часть из них подарил в 1913 г. в Романовский музей видный краевед, фольклорист и этнограф Владимир Алексеевич Андроников. По окончании университета он преподавал литературу в Костромской мужской гимназии. Владимир Алексеевич был активным сотрудником КГУАК, автором книг «Живая старина в пределах Костромской губернии» (Ярославль, 1901); «Свадебные причитания костромского края», «Частушки костромского края» (Кострома, 1906).
Интересна коллекция глиняных и фарфоровых курительных трубок XVIII–XIX вв., поступившая из разных усадеб Костромской губернии.
В 1964 г., во время реставрации подвальных помещений Табачных рядов в Костроме, специалистами научно-реставрационной мастерской было обнаружено и передано музею 15 глиняных краснолощеных и фарфоровых трубок сер. XVIII – 1-й пол. XIX вв.
Интересна коллекция яркой и красочной авторской игрушки Павла Иванова из с. Петровское Сусанинского района Костромской обл., благодаря которой «костромская игрушка» стала известна всему миру. Около 50 фигурок людей, животных и птиц хранятся в собрании музея.
Игрушка из с. Дымково Кировской обл. известна всему миру. Яркие барыни, наездники на коне, индюки и жар-птицы, маленькие и большие. Более ста декоративных глиняных скульптур знаменитых мастериц А. В. Кузьминых, З. И. Казаковой, Е. А. Смирновой, изготовленных в 1950–1960-х гг., красуются на полках нашего музея.
Семьдесят семь глиняных игрушек, выполненных Ефимом Васильевичем Честняковым, постоянно участвуют в выставках.
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопине Рязанской обл. Скопинские гончары стали торговать на близких и дальних рынках невиданной керамикой: много-ярусными фигурными кувшинами, квасниками, покрытыми лепным орнаментом, сосудами-скульптурами в виде львов, птиц, полулюдей-полуконей, политыми яркими, переливающимися на лепнине глазурями. Крышку каждого изделия завершает фигурка птицы, зайца или собачки.
В России мода на художественное стекло утвердилась к концу XVIII в. Производство такого стекла наладили на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге, Гусевском хрустальном заводе, Бахметьевском (близ с. Никольское Пензенского у.). Соперниками Бахметьевых были именитые Мальцовы, самым крупным предприятием которых являлся Дятьковский завод на Брянщине. К началу ХХ в. Мальцовым принадлежало уже более пятнадцати стекольных заводов.
Вазы и графины двухслойного стекла, штофы с живописной росписью, подставки под ножи и вилки, крюшонницы, бокалы и рюмки с хрустальной гранью XIX в. соседствуют с предметами начала и середины XX в. Большая музейная редкость 3-, 4- и 6-частные кувшины.
В 1963 г. из Московской дирекции художественных фондов и проектирования памятников были переданы тянутые вазы автора А. И. Маевой (Дятьковский хрустальный завод) бесцветного и цветного стекла, изящные и стройные с алмазной гранью, которые заняли достойное место в собрании музея.
Из Художественного фонда РСФСР в 1987 г. поступили комплекты авторов В. И. Касаткина, Р. Н. Аксенова и О. И. Гущина (Гусевский хрустальный завод). Одинаково изысканные по форме, различные по цвету, на круглой ножке сочного красного, синего, желтого и зеленого цветов рюмки из серии «Мозаика» (33 предмета). Ваза для фруктов с алмазной гранью и комплект из двух ваз и 12 рюмок, выполненные из двухцветного редкоземельного стекла в сочетании дымчатого с золотистым и изумрудного с бесцветным. К низкой крепкой ножке прикреплено небольшое яблоко, из которого как бы вырастает гладкое шаровидное тулово, цвет возрастает и рюмки освещаются изнутри солнечным лучом.
Наталья Алексеевна Максимченко (1915–1978), необычайно одаренный человек, ученица профессора Александра Терентьевича Матвеева, единственная на курсе, получавшая на протяжении всей учебы в Суриковском институте Сталинскую стипендию. С 1948 г. член Московского отделения Союза художников. В пятидесятые годы XX в. Наталья Алексеевна создала скульптурные композиции в фарфоре на темы народных сказок, дружбы народов, большие серии расписных блюд из фарфора и фаянса, многочисленные сервизы для чая. В начале 1960-х гг. Наталья Алексеевна сотрудничала с архитекторами, активно участвовала в оформлении различных общественных интерьеров Москвы и Сочи. Самая крупная коллекция скульптора Максимченко, насчитывающая около 200 предметов фарфора, фаянса, шамота, и около
90 зарисовок находится в фондах музея.
Особая гордость нашей коллекции – незаконченная композиция «Хор Малининой Прасковьи Андреевны» (Героя Социалистического Труда, председателя колхоза «12-й Октябрь»). Композиция состоит из пяти женских фигур в рост в концертных костюмах (фарфор, подглазурная роспись, 88,0х34,0). Композиции «Ярмарка» и «Чаепитие» (фарфор, глазурь, позолота), предназначенные для банкетного зала гостиницы «Москва», построенной в 1933–1935 гг. по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана, А. Щусева и разобранной в 2004 г. Из 50 предметов, предназначенных для банкетного зала гостиницы, 40 хранятся в фондах музея.
Европейский фарфор представлен изделиями мейсенского, английского (в основном фарфоровой фабрики Веджвуд), итальянского и французского производства. В 2010 г. исполнилось 300 лет мейсенскому фарфору. Помимо дорогой изысканной посуды, мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы.
Коллекция постоянно пополняется новыми предметами, закупленными в антикварных магазинах и переданных в дар не только жителями г. Костромы, но и москвичами.
Так, Галина Сергеевна Бурлаева передала в дар 8 предметов изделий из фарфора и хрусталя 1940–1960-х гг., принадлежавших ее родителям.
27 предметов (из них 4 изготовлены на Копенгагенской королевской мануфактуре, Дания. 2-я пол. XIX в.) поступили от Ариадны Ивановны Поройковой, вдовы талантливейшего танцовщика, балетмейстера, художника, в 1940–1960 гг. ведущего солиста Большого театра СССР Юрия Тимофеевича Жданова.
Задача будущей работы – пополнение коллекции предметами фарфора, стекла, керамики, костромской глиняной игрушкой второй половины ХХ в., научное описание коллекции скульптора Н. А. Максимченко и издание каталога.
Из альбома-каталога "100 лет Императорскому Романовскому музею", ОГБУК "Костромской музей-заповедник", Кострома, 2014 год. ©