А. Б. Изотов
Собирательская и исследовательская деятельность М.Я. Диева.
(по материалам архива историка)В последние десятилетия становится востребованным изучение источников по истории церковной культуры России и биографий их авторов, многие из которых были незаслуженно забыты. Одним из таких авторов является священник, историк церкви, краевед и этнограф М. Я. Диев, живший в первой половине XIX в. в Костромской губернии.
Большая часть рукописей собрания М. Я. Диева сейчас хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании А. А. Титова (ОР РНБ. Ф. 775) и составляет более 80 томов. А. А. Титов, ростовский краевед и член Общества истории и древностей российских, после приобретения архива М. Я. Диева в 1889 г. опубликовал о нем статью в «Библиографических записках» [1, с. 98–105]. В этой статье он, в частности, отмечал, что в 1885 г. собиратель автографов П. Я. Дашков подарил ему коллекцию писем Действительного члена Общества истории и древностей российских М. Я. Диева к секретарю этого же общества и профессору Московского университета И. М. Снегиреву, в 1887 г. они были опубликованы в журнале Общества [2]. А. А. Титов опубликовал также статью, посвященную словарю духовных писателей, составленному М. Я. Диевым [3]. Известно, что библиотекарь Императорской Публичной библиотеки А. Д. Ивановский взял часть рукописей у наследников М. Я. Диева для составления его полной биографии. Им был подготовлен археографический обзор некоторых трудов ученого протоиерея [4].
Биография и научное наследие М. Я. Диева изучены недостаточно. Информацию о нем необходимо искать в различных источниках. Из трудов по истории его археографической деятельности следует прежде всего назвать книгу Н. И. Полетаева «Протоиерей М. Я. Диев и его исторические и этнографические труды» [5]. Первая часть подготовлена на основании писем М. Я. Диева И. М. Снегиреву, вторая — на обширном исследовании М. Я. Диева «112 лет Костромской епархии».
Во второй половине XIX — начале XX в. началось обобщение и осмысление творческого наследия М. Я. Диева. Историография по данной теме невелика. Ее можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся общие работы о биобиблиографических словарях и об их авторах, а также словари, в которых присутствует информация о М. Я. Диеве. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона опубликована его краткая биография [6]. Информация о нем присутствует и в Русском биографическом словаре [7]. В третьем томе труда митр. Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи (992–1892)» помещена статья об этом ученом священнике [8].
Вторую группу образуют научные статьи, характеризующие те или иные аспекты исследования темы. В Археографическом ежегоднике за 2004 г. в статье А. С. Усачева «Забытое мнение о Степенной книге» говорится о роли М. Я. Диева в изучении этого текста [9]. После появления обобщающей работы П. Г. Васенко о Степенной книге в историографии утвердилось мнение о ее создании книжником Андреем (впоследствии митрополитом Афанасием) по поручению митрополита Макария в 1560–1563 гг. [9, с. 75]. Однако М. Я. Диев указал на это гораздо раньше в статье «Афанасий» в своем «Продолжении словаря писателей духовного чина». Статья Н. Н. Розова о М. Я. Диеве также свидетельствует о важной роли этого ученого в исторической науке [10].
Третья группа включает труды о М. Я. Диеве и людях, которые были с ним связаны, в частности, книгу Я. Е. Смирнова «Андрей Александрович Титов» [11]. В 2008 г. вышла в свет небольшая работа Т. Б. Кастальевой, посвященная М. Я. Диеву [12]. В основу биографического очерка о жизни протоиерея М. Я. Диева положены его личные воспоминания и письма, а также письма к нему И. М. Снегирева [13]1.
1 Иван Михайлович Снегирев, известный ученый и издатель, родился в Москве в 1792 г., сын профессора Московского университета Михаила Матвеевича Снегирева. В 1802 г. после домашнего обучения поступил в академическую гимназию при университете, в 1807 г. стал студентом, в 1815 г. получил степень магистра словесных наук. В 1816 г. оставлен при университете преподавателем по кафедре римской словесности и древностей. С 1819 г. — адъюнкт, с 1826 г. — экстраординарный профессор по кафедре латинского языка, а затем ординарный профессор. Еще в 1820 г. И. М. Снегирев был избран в члены Общества любителей русской словесности. В 1827 г. он был избран в члены Общества истории и древностей российских. Скончался И. М. Снегирев 12 декабря 1868 г. в С.-Петербурге.
Михаил Яковлевич Диев родился в 1794 г. в с. Тетеринском Нерехтского уезда Костромской губернии. Отец его, Яков Петрович, с 1778 по 1826 г. был настоятелем церкви Воскресения в Нерехте. Мать, Дарья Ивановна, была дочерью Ивана Алексеева — дьякона церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Тетеринского. Еще ребенком М. Я. Диев проявлял интерес и даже талант к чтению книг и изучению русской истории. В автобиографической записке М. Я. Диев сообщает любопытную историю происхождения своей библиотеки: «Блаженной памяти родитель мой до такой степени радовался, что я жив, что еще не исполнился мне год моей жизни, как на Ростовской ярмарке накупил книг... После того нередко он ездил на ярмарку и составил библиотеку сот из пяти томов, прежде, нежели мне исполнилось 10 лет. Такое собрание в нашей стороне считалось редкостью, особенно у духовных» [14, с. 89].
По окончании курса в Костромской духовной семинарии в 1813 г. М. Я. Диев стал сельским священником Успенской церкви с. Тетеринского, а в 1826 г., спустя 13 лет, получил должность законоучителя Нерехтского уездного училища [5, с. 53]. Место учителя в приходском или уездном училище давало дополнительный заработок, и желание занять его не было чем-то неестественным. В связи с этим «конкурент», нерехотский протоиерей Иоанн Кандорский, получивший отказ от директора училищ Ю. Н. Бартенева, учинил донос на имя государя через жандармского чиновника: якобы в Нерехте скрывается ересь в незамужних девушках, признающих божеством солнце, а начальник этой ереси — Ю. Н. Бартенев. Несмотря на абсурдность обвинений, расследование было проведено. Никаких доказательств, естественно, обнаружено не было. Ю. Н. Бартенев впоследствии лично объяснил государю действительные причины этого доноса.
Особенностью биографии М. Я. Диева является отсутствие сведений о его семье. В письме от 23 января 1857 г. И. М. Снегиреву он сообщает, что все четыре его сына живут с ним. Павел, Александр — губернские секретари, столоначальники в Нерехтском земском суде, Василий и Яков любят древности и историю [14, с. 34]. У М. Я. Диева было два брата: Платон и Владимир Актовы. Платон родился 13 ноября 1797 г. В 1816 г. он окончил Костромскую семинарию с отличием и аттестатом первого разряда [15, с. 74], затем был назначен в Макарьевское духовное уездное училище учителем и инспектором. Через восемь лет он покинул духовное ведомство и 14 лет служил в Туле. В 1838 г. переехал в Петербург [12, с. 17]. П. Я. Актов был известен в Петербурге как библиофил, который владел значительным и редким собранием древних книг. В одном из своих писем М. Я. Диев упоминает о брате Платоне как о собирателе рукописей: «...Любовь к отечественным древностям в нем удивительна: сот до трех собрал старопечатных книг; из рукописей у него на пергамене древнейшего почерка особенно примечательны: Собрание молитв, составленных Кириллом Туровским, и Слово о полку Игореве; первая страница у последнего писана рунами; Востоков об этом сомневается, потому что русские рун не употребляли, но прочие Санкт-Петербургские антикварии отдают справедливость» [2, с. 102]2.
2 Речь идет о подделке рукописи «Слова о полку Игореве» А. И. Бардина.
В 1829 г. М. Я. Диев стал членом-соревнователем Московского общества истории и древностей российских. В 1830 г. он уже сотрудник Московского общества любителей российской словесности. Однако участие священника в работе Обществ не вызвало одобрения у епархиального начальства, еп. Павел (Подлипский) постоянно ставил ему на вид, что занимаясь историей он недостаточно думает о своей духовной должности. В 1832 г. нерехотский священник был переведен в другое село, оставив свой приход в Тетеринском, и хотя в 1836 г. еп. Павел (Подлипский) был переведен в Черниговскую епархию, а на его место был назначен еп. Владимир (Алявдин), ситуация мало изменилась. По-видимому, новый архиерей не признавал учености и не замедлил показать свое отношение к нему. Это отразилось в письмах М. Я. Диева: «Преемник П. П. Подлипского в проезде через Нерехту при духовенстве сказал мне, что священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология» [2, с. 88], «Буря собиралась давно и ныне разразилась над моей головою — подан на меня от диакона донос, будто я занимаюсь сочинениями, никогда не служу, кроме воскресных дней, заставляю петь песни, критическими пословицами отвратил богомольцев...», — писал М. Я. Диев [2, с. 97]. Несмотря на то, что ни одно обвинение не было подкреплено показаниями свидетелей, в 1839 г. еп. Владимир (Алявдин) запретил М. Я. Диеву продолжать священнослужение. Только в 1840 г. дело было решено в его пользу при поддержке духовного писателя А. Н. Муравьева, И. М. Снегирева, а также при вмешательстве Синода.
В 1837 г., как пишет М. Я. Диев, его библиотека достигла 900 книг с рукописями. В 1839 г. начинается его безвозмездное преподавание Закона Божиего в высшем отделении Нерехтского женского Мариинского училища. В 1842 г. он работает в Синодальной комиссии по изучению истории российской иерархии. Результатом этой работы стали три тома рукописных материалов (ОР РНБ. Ф. 775. Собрание А. А, Титова. No 3977, 3978, 3979). В 1854 г. М. Я. Диев служит в Министерстве внутренних дел членом-корреспондентом Костромского губернского статистического комитета.
В 1863 г. Михаила Яковлевича разбил паралич, и он был вынужден отказаться от священнослужения. Дети увозят его в усадьбу Жары, купленную близ Судиславля, где он и скончался 3 февраля 1866 г. Похоронен М. Я. Диев при церкви с. Ильинского в Костромском уезде.
Деятельность М. Я. Диева по собиранию и изучению материалов истории родного Костромского края началась в 1820-х годах. О своих исследованиях и находках он постоянно сообщал в письмах М. О. Бодянскому, профессору Московского университета, основателю славяноведения в России. Также он состоял в переписке с директором Костромских училищ Ю. Н. Бартеневым, министром народного просвещения С. С. Уваровым, литературоведом С. П. Шевыревым, директором Московского архива Министерства иностранных дел А. Ф. Малиновским и др. [10, с. 103]. С тем, чтобы увеличить возможности пополнения своей библиотеки, он приобрел в Костроме и Нерехте несколько домов, которые сдавал внаем — доходы от прихода были невелики. Книги из библиотеки М. Я. Диева и собранные им рукописные материалы еще при его жизни начали рассредотачиваться, оседая в Духовной консистории и архиерейском доме [10, с. 103–104].
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде «Собрание А. А. Титова» среди рукописей М. Я. Диева есть такие, где материалы были подобраны им самим по тематическому принципу. Это пять томов под общим названием «Костромская вивлиофика, или собрание актов и сочинений, служащих к пояснению археологии и истории Костромского края» [16]. В них содержатся подлинные или скопированные М. Я. Диевым документы из архивов монастырей Костромской епархии, а также царские, синодальные и сенатские указы по Костромской губернии. Особенно много материалов собрано по городу Нерехте, селам Сыпаново и Тетерниково — местам службы М. Диева. Им были также собраны сведения по истории уездных городов — Буя, Галича, Чухломы, Солигалича, Шуи и некоторых других. Они содержат обширные сведения по истории промышленности и сельского хозяйства.
Из трудов М. Я. Диева издана лишь малая их часть: «О вирах у россиян X и XI веков»; «Изъяснение некоторых выражений Правды Русской» [17]; «Биографические сведения о преосвященном Симоне Лагове, управлявшем Костромскою епархиею с 1769 по 1778 гг.» [18]; «Город Нерехта в XVIII и в первой четверти XIX века» [19]; «Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря» [20]; «Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 и 1771–1772 гг.» [21]; «Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии» (по рукописи «Ученые делатели Костромского вертограда») [22]; «Старинные волости и станы в Костромской стороне» [23]; «Суздальская иерархия» [24]; «Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою» [25].
Более обширные труды М. Диева остались ненапечатанными, это «Исторический словарь разных писателей православной церкви, преимущественно тех, чьи сочинения переводом вошли в славяно-русскую литературу» (ОР РНБ. Ф. 775. Собрание А. А. Титова. No 3943, далее — только сокращенный шифр); «Сборник актов Костромской епархии XVII–XVIII вв.» (Тит. 3948), «История Западной Церкви» (Тит. 3949), «Исторический словарь костромских ученых и писателей» (Тит. 3952); «Поверка иерархических каталогов» (Тит. 3970–3980); «Материалы для истории Российской иерархии» (Тит. 3977–3979). Сохранились переписка М. Я. Диева в трех томах (Тит. 4002–4004) и письма к нему (Тит. 4898) «История новгородских владык» в двух книгах (Тит. 4009– 4010), «105 лет Костромской епархии» (Тит. 4012), «112 лет Костромской епархии» в двух частях (Тит. 4017–4018) и многое другое.
М. Я. Диев помогал И. М. Снегиреву при подготовке его трудов «Русские простонародные праздники и свадебные обряды» и «Русские народные пословицы и притчи», ревностно трудился над Продолжением словаря писателей духовного чина, начатого митрополитом Евгением (Болховитиновым). Результатом его трудов стали пять обширных томов «Продолжения» [26].
Значительное место в архиве М. Я. Диева занимает его переписка с единомышленниками и родственниками. Большинство из них были воспитанниками Костромской духовной семинарии. Постоянное внимание в ней уделяется историческим дисциплинам, исследовательской работе. По выражению М. Я. Диева, епископы, во второй половине XVIII в. лично опекавшие семинарию, сообщали «ученую ревность» воспитанникам и преподавателям: Симон (Лагов), один из владык, «кого... видел к тому способным, тем он делал ученые препоручения, со всем радушием снабжал их наставлениями и материалами» [27, л. 86–87]. По его поручению в 1770-х годах начались работы по изучению истории Костромской епархии и отдельных монастырей. При такой постановке дела уже первые выпускники семинарии достигли высших ученых степеней — И. Красовский и И. Сидоровский, и, не заканчивая других учебных заведений, были избраны членами Российской академии наук [3, с. 105]. Эта традиция ученых занятий позже была продолжена. Среди выпускников семинарии много ученых, философов, археологов, знатоков древностей — Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, священник Порфирий (Успенский), Е. Е. Голубинский, Н. В. Покровский и др.
Источники позволяют сделать заключение о широком распространении коллекционирования в разных слоях костромского общества. Собирание рукописей, книг и древностей не всегда подчинялось интересам исследования. Здесь можно говорить именно о коллекционировании, когда предметы ценились за редкость, древность, а сами собрания — за полноту. М. Я. Диев пишет: «Кроме римских и русских монет, начиная с Донского, у меня находятся монеты почти всех великих князей и царей кроме самозванца» [28, с. 30]. «На сих днях я собрал несколько серебряных полушек, между ними одна имеет надпись: царь и вел(икий) князь Владислав Сигизмундович. Полагаю, что последняя довольно редкая», — пишет М. Я. Диев А. А. Горскому, инспектору костромской гимназии [29, л. 247 об.]. В 1831 г. литератор и художник П. П. Свиньин дарит М. Я. Диеву «старые деньги польские» [29, л. 300].
Особенно известен был галичский мещанин и собиратель рукописей И. И. Тычинкин [29, л. 332]. Он представил в Общество истории и древностей российских записку по истории города Галича. В 1836 г. он составил «Краткое описание Соль-Галицкого монастыря», результатом чего стало избрание его членом-корреспондентом Общества истории и древностей российских [3, с. 40]. После смерти И. И. Тычинкина в 1836 г. выяснилось, что «он купил большой сундук рукописей какого-то монастыря за 50 руб. Нельзя не дивиться сильной его любви к древностям — он был весьма беден и оставил большое семейство», — замечал М. Я. Диев, сообщая об этом И. М. Снегиреву [29, л. 526].
Таким образом, в первой половине XIX в. в Костромской губернии существовало ученое сообщество, не объединенное каким-либо учреждением или организацией, но связанное общим неформальным интересом к историческим исследованиям, к коллекционированию древностей.
Источником пополнения коллекций, помимо взаимных обменов и дарений среди коллекционеров, были случайные находки. «По замечанию моему, — писал М. Я. Диев, — в руках простого народа есть много сокровищ, которые извлечь может одно единственное время, которые по неведению иногда гибнут; простой народ часто находит на своих пашнях серебряные древние монеты и не зная куда их употребить — продает их серебренникам» [29, л. 269]. Однако не только монеты, но и рукописи также попадали к коллекционерам из крестьянских рук. Особенно много древностей было у крестьян-старообрядцев. В письме брату П. Я. Актову в Тулу М. Я. Диев сообщал: «Около вас не много раскольников, следовательно, поиски не богаты» [33, л. 74 об.].
Кроме того, практиковалось приобретение древностей у антикваров и частных лиц [29, л. 313, 485].
Оставшийся незавершенным, главный краеведческий труд М. Я. Диева — «История города Нерехты». Придерживаясь хронологической последовательности, краевед рассмотрел прошлое родного города начиная с первого летописного упоминания о Нерехте в XIII в. и до середины XIX в. В работе М. Я. Диева получили широкое освещение различные аспекты городской жизни: торговля, ремесло и мануфактурное производство, управленческая структура и элементы городского самоуправления, учебные заведения и внешний облик города. В данную работу были включены факты из области церковного зодчества, предания об иконах и храмах, описание перемен в период правления Петра I, картина духовного и материального состояния церквей и монастырей на протяжении XVIII в., биографические данные и факты деятельности особо выдающихся церковнослужителей всех рангов.
В настоящее время на родине М. Я. Диева краеведение переживает новый этап развития. В Нерехте проводятся краеведческие чтения «Времена и люди», в которых принимают участие научные сотрудники Государственного архива Костромской области и исторического музея Ипатьевского монастыря [31, с. 274–277]. Директор краеведческого музея Нерехты Н. П. Родионова 3 с коллегами ежегодно проводят конференцию «Диевские чтения».
3 Выражаю искреннюю благодарность Н. П. Родионовой за возможность познакомиться с материалами этой конференции.
Личность М. Я. Диева заслуживает особого внимания в первую очередь как историка, соединившего два направления в своей научной деятельности: основное – работу над биобиблиографическими словарями, и профессиональную краеведческую деятельность, что отразилось в его эпистолярном наследии. «Продолжение исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» остается фундаментальным справочным трудом по биобиблиографии различных деятелей церковной истории. М. Я. Диев трудился на поприще священника и в то же время ученого, что особенно выделяло его из культурно-исторической среды первой половины XIX в. Изучая жизнь Русской православной церкви, он вместе с тем имел возможность выявлять и познавать закономерности русской истории в целом.
Источники и литература1. Титов А. А. Ученый протоиерей Костромской епархии о. Михаил Яковлевич Диев и его рукописи// Библиографические записки. 1892. No 2. С. 98–105.
2. Титов А. А. Биографический очерк протоиерея Михаила Диева с приложением его писем к И. М. Снегиреву: 1830–1857. Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских. М.: [Б. и.] 1887. Кн. 1. 250 с.
3. Титов А. А. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. По рукописи ученого протоиерея М. Я. Диева «Ученые делатели Костромского вертограда». М.: Журнал «Библиографические записки», 1892. 43 с.
4. Ивановский А. Д. И. М. Снегирев и дневник его воспоминаний с 1823 по 1865 гг.. СПб.: Типогр. Ф. С. Сущинского, 1871. 496 с.
5. Полетаев Н. И. Протоиерей М. Я. Диев и его исторические и этнографические труды. Кострома: Губерн. типогр., 1891. 76 с.
6. Диев (Михаил Яковлевич, 1794–1866) // Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А.: Энциклопедический словарь. СПб.: Типогр. АО Брокгауз-Ефрон, 1893. Т. 10. С. 749.
7. Рудаков В. Диев Михаил Яковлевич// Русский биографический словарь / изд. под наблюдением председателя Имп. Русского исторического общества А. А. Половцова. Т. 6. СПб.: Имп. Русское историческое общество, 1905. С. 419–421.
8. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи: 992–1892 гг. М.: Вега, 2004. Т. 3. С. 26.
9. Усачев А. С. Забытое мнение о Степенной книге. Из неопубликованного наследия М. Я. Диева // Археографический ежегодник за 2004 год. М.: Изд-во АН, 2005. С. 74–77.
10. Розов Н. Н. М. Я. Диев — костромской краевед и собиратель рукописей первой половины XIX в. // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов: сб. науч. трудов. Вып. 2. Л., 1980: Наука. С. 101–108.
11. Смирнов Я. Е. Андрей Александрович Титов: 1844–1911. М.: Атлас, 2001. 254 с.
12. Кастальева Т. Б. История жизни ученого протоиерея М. Диева, рассказанная им самим. М.: ФОРУМ, 2008. 64 с.
13. Письма отца Михаила (Диева) к И. М. Снегиреву. М.: Имп. Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1909. 64 с.
14. Диев М. Я. Благодетели мои и моего рода// Русский архив. 1891. Кн. 2. С. 89.
15. Берков П. Н. О людях и книгах. М.: Книга, 1965. 144 с.
16. Костромская вивлиофика // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 775. Собрание А. А. Титова. No 3965; No 4008.
17. Диев М. Я. Изъяснения некоторых выражений Правды Русской // Журнал Министерства народного просвещения. 1839. Т. 22. No 4–6. С. 46–67, 75–89.
18. Диев М. Я. Биографические сведения о преосвященном Симоне Лагове, управлявшем Костромскою епархиею с 1769 по 1778 гг. СПб.: [Б. и.] 1870. 87 с.
19. Диев М. Я. Город Нерехта в XVIII и в первой четверти XIX века. Кострома: Советская типогр., 1920. 113 с.
20. Диев М. Я. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря. М.: Типогр. А. Семена, 1858. 90 с.
21. Диев М. Я. Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 и 1771–1772 гг. М.: Оттиск из чтений в Имп. Обществе истории и древностей российских. 1859. 8 с.
22. Диев М. Я. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М.: Журнал «Библиографические записки», 1892. 43 с.
23.Диев М. Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне. М.: Печатня А. Снегиревой, 1909. 62 с.
24. Диев М. Я. Суздальская иерархия. М.: Типогр. А. И. Снегиревой, 1892. 98 с.
25. Диев М. Я. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. М.: Типогр. А. И. Снегиревой, 1892. 43 с.
26. Словарь писателей православной веры// ОР РНБ. Ф. 775. Собрание А. А. Титова. No 3986; No 3947; No 3969; No 3990; No 3987.
27. ОР РНБ. Ф. 775. Собрание А. А. Титова. No 4015.
28. Письма М. Я. Диева// Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М.: [Б. и.] 1837. Кн. 1. Ч. 1. С. 30.
29. Переписка М. Я. Диева // ОР РНБ. Ф. 775 (Собрание А. А. Титова). No 4002.
30. ОР РНБ. Ф. 775. Собрание А. А. Титова. No 4666.
31. Нерехтский историк, краевед, этнограф М. Я. Диев (1794–1866) // Третьи Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Ярославль: [Б. и.], 2004. С. 274–277.
© А. Б. Изотов, 2012