Фото В.Н. Кларка. 1908 г.
 Село Унжа. Деревянные памятники русской архитектуры
Часовня преподобного Макария Унженского (Старая Унжа)

Унженский сельский совет

Земли его в одном из древнейших мест северного Заволжья.

Село Унжа даже в период перед революцией 1917 г. было более известно у жителей под названием Старый город. Первое упоминание о селе относится к 1218 г., когда булгары, государство которых было расположено на Средней Волге и Каме, совершили нападение на Великий Устюг, принадлежавший Ростовскому княжеству. На своих легких стругах булгары поднялись по Волге и Унже, переправились по волокам в бассейн реки Сухоны, а когда возвращались обратно, пытались завладеть и городом Унжей, чтобы создать тут свой промежуточный опорный пункт. Но жители Унжи отбились от них.

В XII—XIII вв. усилившееся Владимиро-Суздальское княжество в своей территориальной, торговой и религиозной экспансии простираясь на восток и юг, столкнулось с сопротивлением булгар, мордвы и черемисов. Для закрепления своих границ Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и Юрий Всеволодович основали крепости на границах своего княжества: Городец, Нижний Новгород и др. Видимо и город Унжа был построен в то же время как опорный пункт, прикрывавший с северо-востока территорию княжества от черемисов, живших в междуречье Унжи и Ветлуги.

В начале XIV века опасность нападения на границы московского государства со стороны черемисов уменьшилась, так как в бассейны рек Унжи и Ветлуги проникло много славян, которые ассимилировались с местным населением. Город Унжа из военно-административного пункта превратился в центр, контролировавший торговлю, которую вело Поволжье с Севером по реке Унже. В то время город Унжа находился в составе Городецкого княжества. В духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1405 г. о передаче волостей город Унжа назван «Унженской тамгой» — сборщиком пошлины (тамги) за провоз товаров.

Вознесенская церковь. Фото нач. XX в.

В XVI веке городу Унже пришлось вновь выполнять военную миссию. В результате распада Золотой Орды на Средней Волге образовалось Казанское ханство, и татары совместно с черемисами, подстрекаемые своими союзниками-турками, стали совершать грабительские набеги на северо-восточные окраины Московского государства, в том числе и на Галичский уезд. Город Унжа оказался на пути их набегов.

Об одном из таких набегов в Галичском летописце записано: «В лето 7029 (1521 г. — Д.Б.) маия в 26-й день приходили татаровя казанские с черемисою на Унженские волости и на парфян и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь и унженя на переем придоша и много с татарой бишося и много татар и черемисы побита и плен весь отнята и на костях сташа».

Но через несколько дней другой отряд татар напал на Унжу: «Того же лета месяца июня в четвертый день приидоша татаровя под Унжу и к городу приступиша и мост загжоша и ворота и поможе господь бог унжанам татар много побиша пищалмы и пушками а волости поплениша и полону много взяли и долго стояли и прочь поидоша». Но городом Унжей татары так и не овладели.

В 1522 г. опять «ударишися татаровя на Унжу безвестно и церковь Николая Чудотворца ожгоша и людей поиде за ними в погон с галичскими детми боярскими». Этот набег татар вынудил московское правительство поставить здесь заставу. «В 1527 г. воевода князь Бурбашин стоял с войском на Унже для казанских людей приходу», — записано в летописи.

Церковь Рождества Христова (Макария Желтоводского) с колокольней

Сохранилось описание города Унжи 1616 г. «Город Унжа деревян ветх на реке Унже на осыпи а в нем ворота въезжие да другие потайные и четыре башни да в городе ж соборная церковь во имя Воскресения Христово вверх шатром да другой храм теплый во имя Афанасия да острог в одну сторону города а в остроге трое ворот да в остроге храм Николая чудотворца да другой храм во имя Ильи пророка да в остроге ж изба съезжая да изба таможенная да двор государев а на нем ставятся приказные люди да двор земской а в нем стоят иноземцы пан Пята с товарищи» (поляки, сосланные в Унжу — Д.Б.) Здесь же было шесть подворий для остановки приезжавших из разных волостей, кроме того, было шесть дворов пушкарей, двор палача, дворы ямщиков и было четырнадцать лавок, а всего в городе Унже в 1616 г. было 39 дворов.

Памятным местом Унженского сельсовета является деревня Рогозино с усадьбой, принадлежавшей помещику Волтатису. Здесь родился гениальный математик Иван Петров, позже получивший фамилию Рогозинский.

Деревня Горка. Принадлежала Федору Семеновичу Лопухину, родственнику первой жены Петра I, Евдокии Федоровны, сосланной Петром в Суздальский женский монастырь.

Деревни Боброво и Жильцово. В 1617 г. деревни были в составе вотчины И.Н.Траханиотова, которую он получил за участие в обороне Москвы от поляков. Траханиотовы — выходцы из Греции, приехавшие на службу к великому князю Ивану III в составе свиты его невесты Софьи Фоминишны Палеолог.

Деревня Патрушево. В 1680 г. в ней стояло пять крестьянских дворов и деревня принадлежала попам соборной церкви города Унжи. В переписи деревни записано: «Оная деревня стоит на суходоле в пяти верстах от соборной церкви, на речке Низменице, сенные покосы и на речке старинная мельница об одном поставе и собирают за помол попы 15 рублей в год. Оной деревни крестьяне на собор работают на сенокосе а платят по 10 копеек на день, а деревни пахотной земли мало и лесных угодий у деревни не имеется. Крестьяне от непригодности земли пришли весьма в упадок и в большей части христовым именем питаются».

Россия, Костромская область, Макарьевский район, Унжа на карте
Костромская область