Храм Собора Богородицы в селе Коровье
Разоренный более полувека назад, сиротливо смотрит пустыми проемами дверей и окон на родное село Коровье некогда прекрасный и величественный храм Собора Божией Матери. Эту каменную двухэтажную церковь с оградой построили на свои деньги местные прихожане и богатые благотворители в далеком 1797 году на месте бывшего деревянного монастыря, основанного святым Авраамием Чухломским здесь, в Верхней Пустыни.
Храм построен по проекту талантливого архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792 гг.) уроженца посада Большие Соли Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области).
Для любознательных сообщаю, что, кроме Коровской, двухэтажных церквей в уезде было еще три: Троицкая в Федьковой слободе, Воскресенская в селе Муравьище и Воскресенская в селе Васьковки (ныне Антроповский район), остальные — одноэтажные.
После строительства каменной церкви прихожане, стремясь сохранить память о древнем монастыре, обнесли оградой небольшой холм на берегу реки Виги в 30 саженях от храма и на месте алтаря поставил и кованый железный крест. Увы, где дорогие предкам памятные знаки? Ничего нет.
Большинство старинных икон из бывшего монастыря раздали в окрестные деревенские часовни. После революции их закрыли, иконы возвратили в церковь, а все восемь часовен распилили на дрова. В настоящее время вместо 34 деревень бывшего прихода в Коровской округе осталось лишь 11, а почти двухтысячное население уменьшилось до 206 человек.
Естественно, сухая статистическая справка не в состоянии передать подлинную историю жизни одного из богатейших приходов Чухломского уезда. Без кропотливой работы в Костромском государственном архиве сложно воссоздать стройную картину повествования — и все же рискну.
Благодаря рукописи В. А. Зиновьева стал известен факт, что на одной из стен внутри церкви была надпись: «Сей храм в 1824 году посетили Государь-Император и Государыня-Императрица. Надпись сию соделал настоятель храма Тимофей». Представьте себе радость простого сельского священника, да и всех жителей округи, когда в небольшое село Коровье прибыл Александр I (получивший в народе имя «Благословенный») с супругой Елизаветой Алексеевной. В последние годы жизни император, победивший Наполеона, много путешествовал, в одной лишь религии находя утешение и облегчение душевных тревог. Осенью 1824 года чета Романовых совершила поездку на Урал, и возвращались они вместе с сопровождающей свитой по старинному торговому тракту из Вятки через Вологду в Санкт-Петербург. А проходил тракт через г. Кологрив, Галич, Буй, Шушкодом и дальше. Вот так село Коровье оказалось на пути царской семьи. Отстояв службу в церкви, они благоговейно приложились к местным святыням: подлинному деревянному посоху Святого Авраамия и старинному чудотворному образу Божией Матери.
В числе других достоинств храма необходимо отметить колокольный звон. Такого гармоничного, мощного и красивого, воистину «малинового» звона не было ни в одном приходе. Старожилы помнят наличие четырех колоколов на колокольне, но, думаю, до революции их было гораздо больше. А один, особый, состоял из сплава серебра с золотом. В ясный, тихий день благовест Коровского храма слышали чухломичи, а рассказала об этом Клавдия Николаевна Русина 1912 года рождения, недавно умершая.
2002 год — год юбилейный, 205 лет жизни храма разделены на два неравных периода. 143 года он действовал, а 62 стоит разоренный и забытый внуками и правнуками бывших прихожан. Официально церковь закрыли постановлением райисполкома №1416 в 1940 году, но люди утверждают — закрыли раньше, в 1936 году. Последним священником был Никанор Семенович Суворов, служивший с 1900 года. В 1934 году он венчал молодую чету Барашковых — Михаила Михайловича и Зою Николаевну (недавно ей исполнилось 90 лет), а осенью 1936 года, ночью, арестовали всю церковную двадцатку. В числе арестованных оказался и церковный староста Василий Лукьянович Соколов из деревни Лихачево. В деревне Скрипино взяли Анну Ивановну Гончарову и Анну Бычкову, в их домах произвели обыск, все перевернули вверх дном, но ничего крамольного не нашли. Одной Анне дали три года, другой — восемь лет.
Отца Никанора по старости лет и слабости здоровья не тронули. Каждое утро он, больной и полуслепой, лежа у окна – пел молитвы, а напротив в доме раскулаченных Барашковых поселился сельский Совет. Умер отец Никанор перед войной и похоронен у церкви.
Сын священника Иван Никанорович в 1918 году служил прапорщиком 270-го пехотного Украинского полка, сноха Анна Николаевна учила детей в церковно-приходской школе. Внуки Виталий, Всеволод и Валентина после смерти деда уехали в Буй, забрав с собой и бабушку Марию Ивановну.
После отца Никанора (в 1936-1939 годах) ходили по деревням, крестили детей и отпевали усопших братья Голубковы — «Витька да Митька», по прозвищу Красные попы. В престольные праздники, изрядно угостившись брагой, они частенько затевали драку и уважением у народа, судя по именам, совсем не пользовались. Недавно стало известно, что уроженца города Москвы Дмитрия Павловича Голубкова 1888 года рождения арестовали в селе Коровье 23 сентября 1937 года и решением «тройки» приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.
Но вернемся в дореволюционное время. На основании метрических книг, до 1854 года священником в храме был Дмитрий Парский, потом его зять Александр Антонович Соболев, в 1879 году переведенный в село Мироханово. Вместе с Соболевым служил и второй священник — Иоанн Никитич Арсеньев, умерший в 1864 году, потом Василий Михайлович Сперанский, в 1876 году переведенный в село Черемховец Муравьищенской волости, следом служили Георгий Стефанович Соколов и Николай Иванович Львов, а с 1900 года — отец Никанор.
В 1915 году в церковь прислали нового псаломщика Владимира Варфоломеевича Птицына из села Зашугомье Солигаличского уезда. В 20-е годы псаломщик умер, а его сын Петр Владимирович служил здесь дьячком, женившись на Елене Александровне Арсеньевой, дочери священника села Михайловское-Лесное.
В нашем музее есть замечательная фотография участников Всероссийской переписи населения 1926 года, где запечатлены Петр Владимирович Птицын, его сестра Мария, брат жены Птицына Василий Александрович Арсеньев и другие. Большинство из них — учителя и, что примечательно, многие — дети служителей культа.
Тогда, давно, под сводами Коровского храма стройно звучал церковный хор, в основном мужские и детские голоса. Ни одной фамилии регентов хора мы не знаем, но удалось установить, что на клиросе пели Никандр Васильевич Панов из деревни Аристово и Василий Михайлович Барашков из села Коровье, в 1937 году раскулаченный и высланный в Казахстан.
Летом службы в церкви совершались на втором этаже, зимой внизу; храм и кладбище опоясывала кованая ограда на каменном фундаменте и столбах. В 1961 году, когда потребовался кирпич для строительства фермы, недолго думая, ограду разобрали, а железные фрагменты увезли в Чухпому к средней школе на ул. Октября. В это же время руководитель хозяйства приказал своим трактористам старинные памятники с кладбища подвозить к ферме для укладки в фундамент. Волею судьбы теперь от фермы остался лишь этот злосчастный фундамент.
За свою долгую историю церковь не единожды горела. Последний раз пожар случился на Троицу в 1920 году, тогда же сгорело почти все село. После пожара новые лестницы на колокольню делал Андрей Андреевич Бахвалов из деревни Межуево, он же заказывал и привозил новый большой колокол. На праздник Воздвижения Креста Господня его подняли на колокольню.
Бабушка Андрея Андреевича Александра Геннадьевна Бахвалова умерла в 1901 году и похоронена недалеко от алтаря. Чугунный памятник на ее могиле, поставленный сыном и внуком, чудом сохранился до сих пор. Сын, тоже Андрей Андреевич, мастер Московского живописного цеха, восстанавливал настенные росписи после предыдущего пожара, а внук на свои деньги построил часовню в Межуеве и сделал гать — пять верст дороги по топкому лесу, именуемому Копытовкой. Многие мужики из окрестных деревень работали у младшего Бахвалова в Москве на строительном подряде, а также обучались каретному, бондарному и плотницкому делу.
Наступил 1940 год… По приказу свыше имущество храма увезли на лошадях в Чухлому и сдали на какой-то склад Сергей Константинович Иванов и Федор Николаевич Розанов. Книги из большой церковной библиотеки сбрасывали из окон второго этажа прямо в грязь, а потом окна церкви заколотили большими иконами. Руководил всеми действиями ярый коммунист, председатель сельсовета Александр Александрович Козлов из Ермакова. Видимо, местным жителям он крепко насолил, и однажды дом Козловых в Ермакове сгорел, поползли слухи об умышленном поджоге. Так ли это — неизвестно. Семья переехала в Лукино, где в это время жил другой активист — Михаил Александрович Окунев. Тот, войдя в роль, рекомендовал все церковные иконы побросать в реку. Думаю, часть икон действительно постигла такая участь, но кое-что унесли и местные жители.
Уже в начале войны А. А. Козлов заболел туберкулезом и, как утверждали старожилы, перед смертью страшно мучился. И тогда по просьбе жены в церкви открыли царские врата, чтобы душа поскорее покинула измученное тело, — таково поверье. После смерти на могиле бывшего председателя «благодарные односельчане» не захотели даже крест поставить, и от нее в скором времени не осталось следа.
В истории храма поставили последнюю точку, и он превратился в обыкновенный зерносклад. А сейчас на втором этаже гуляют ветер и непогода, великолепные настенные росписи еще в 70-е годы обезобразили неприличными словами и автографами костромские студенты, работавшие в совхозе «Луч». Упали несколько маковок над алтарной частью, а колокольня слегка наклонилась вперед.
И все-таки храм впечатляет, внимательный взгляд, скользя по настенной росписи, заметит, что каждого святого художник наделил индивидуальными чертами, а моделями, по всей видимости, послужили его благочестивые современники-земляки. Жаль, если потомки не увидят ни росписей, ни храма, благолепие которого в свое время поддерживали владельцы усадьбы Ивановское Николай Петрович Лермонтов, его сын Василий Николаевич, дочь вице-адмирала Сипягина Матрена Мартьяновна Слащова, ее внуки Вера и Геннадий Лермонтовы, а также владельцы усадьбы Чурилово Сергей Прохорович и Клеопатра Тимофеевна Костылевы, помещик из усадьбы Лапино Федор Андрианович Макаров и многие богатые крестьяне-отходники.
Более шестидесяти лет смотрит вдаль онемевшая колокольня и никто не говорит в селе: «Пойдемте быстрей к заутрене, сейчас Мухра зазвонит!». В 1935 году умер последний звонарь и сторож церкви Александр Михайлович Розанов из деревни Скрипино, по прозвищу Мухра. Волею судьбы и благотворители, и разорители храма покоятся на одном кладбище в родном селе, но….
Гнев и боль разрывают душу,
Да воздаст по заслугам Бог
Всем, кто брался храмы рушить,
Всем, кто свято их берег.
газета «Вперед», 2002 год