Чухломской край
А как правильно?
До революции существовало только одно произношение с упором на первый слог — ЧУ хлома , а о жителях города говорили и писали — чУхломец, чУхломка, чУхломцы . Современное произношение с ударением на последний слог, это изобретение советского времени, которое распространилось в среде приезжих и со временем закрепилось в разговорной речи . Древнейшее название города напрямую связано с его географическим положением . Что обозначает это слово? Ответ следует искать в языках тюркских, иранских и кавказских народов, населявших Волжскую Булгарию. Недалеко от наших земель, по реке Меже проходила Граница русского государства с Булгарией, поэтому Чухлома и оказалась в сфере торгового влияния соседей . Поселений с таким названием в приграничье было несколько: три по реке Ветлуге и одна в Коми. На иранском языке «чух» означает глаз, суффикс сообщение плюс ла , итоге получается в чухла — осматривать, обыскивать. А где это делается? Ну, конечно же, на таможне. Видимо, здесь на берегу озера была расположена булгарская таможенная застава , где купцы, плывшие на малых судах со своим товаром по Волге, по рекам затем костроме и Вёксе, попадали в Чухломское озеро и получали добро от здешней таможни на право торговли с соседней Булгарией. Кстати, ираноязычные скифы жили когда-то на большой территории от Дуная до Забайкалья, недаром иностранцы называли Древнюю Русь — Великая Скуфь. В русском языке и сейчас существует глагол очухаться, те есть открыть глаза. . Слово лишний это раз подтверждает вывод о лингвистов происхождении названия города нашего Чухлома — значит наблюдательный пункт, застава, таможня с ударением на слоге Первом.
газета «ВПЕРЕД», 13 февраля 2014 года
Сколько лет городу Чухлома?
Когда основан, кем и как правильно ставить ударение в названии? Какие племена и народности жили на берегу озера? Это точно не известно. Существует много различных версий учёных историков и краеведов.
Вниманию читателей компания предлагает в статью Николая Александровича Зонтикова , историка, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры РФ «ЧУХЛОМА: спорные вопросы ранней истории города» , опубликованную в альманахе «Костромская земля» (7 вып, 2014 год.).
Чем богата чухломская земля?
Конечно же, объектами историко-культурного наследия — скажет патриот своего края и будет прав, но только отчасти. Существует государственный реестр по учёту памятников истории и культуры, в нём имеется перечень 150 памятных мест, 45 из которых находятся в Чухломе и 105 на Расположены территории Чухломского района . По значимости эти памятники делятся на федеральные и региональные категории . Соответственно и финансирование на их содержание и ремонт должно производиться из бюджетов разных уровней . Однако если в советское время в стране было Общество охраны памятников культуры и архитектуры и законопослушных граждан обязывали приобретать марки этого общества , то сейчас государство стремится распродать нашу историю в частную собственность . Правительство старается переложить бремя расходов по содержанию сохранившихся памятников на плечи новых владельцев. В нашем городе развалины бывшего Преображенского собора и ныне действующая Успенская церковь на бумаге числятся памятниками федерального значения , на деле же федеральный бюджет не вложил ни рубля в их ремонт и восстановление . Не отличаются щедростью региональные и муниципальные власти, а потому особняк булочника Никиты Паршина, в котором долгое время располагалась редакция газеты, четвёртый год стоит бесхозным и разрушается на глазах чухломичей . Возможно, его постигнет участь жилого дома дворян Чалеевых по адресу: улица Овчинникова, 19. Это строение, памятник регионального значения, разобрано до основания, а на его месте заложен фундамент нового жилого дома . Двухэтажное каменное здание бывшей церковноприходской школы в селе Николо -Жуково растаскивают на кирпич домовитые хозяева. Разрушается церковь в селе Коровье. В этом году внутри храма поработали местные «специалисты» и сняли со стен уникальные фрески, написанные рукой мастера Московского живописного цеха, уроженца деревни Межуево Бахвалова Андрея. Давно не существует усадеб поэта Павла Катенина в Клусееве и Колотилове и двух соседних церквей . Сильно обветшала церковь в селе Лаврентьевское, а от церкви Одигитрии в Судае остался лишь куцый фрагмент . Назвать эти утраченные навсегда объекты памятниками культурного наследия как -то язык не поворачивается. И таких развалин в районе наберётся множество, все они с завидным упорством год за годом попадают в списки государственного реестра , хотя этот документ давно подлежит ревизии. Но, с другой стороны, есть в деле сохранности старины положительные моменты, когда за дело берутся собственники объектов. Их деньги способствуют тому, что многие здания в городе помолодели, обрели достойный, нарядный вид. Взять хотя бы двухэтажный дом № 10 на улице Луначарского. Это было серое, неприглядное строение, старинный дом купца Якова Гусева. Особняк знаменит тем, что в здешней чайной собирался социал-демократический кружок молодёжи, и теперь, оказавшись в руках, хороших хозяев, он обрёл новую жизнь. Бывшие купеческие дома Ильичёвых, Большаковых, Парфёновых и Смирновых стали украшением центральной улицы города. Восстановлены из руин: Авраамиево-Городецкий монастырь , Покровская и Варваринская церкви в селе Ножкино, Воскресенская церковь в селе Судае, церковь в селе Георгий, малый и большой храмы и здание бывшей богадельни в селе Введенское . Относительно неплохо выглядит церковь в селе Шартаново. Вывод однозначен — энтузиазм священнослужителей, прихожан и многочисленных благотворителей способны творить чудеса. Но если историческое наследие расположено в безлюдных местах, вдали от проезжих дорог, уповать на сохранность объектов просто глупо. Так постепенно, год за годом утрачиваем мы наследие предков и теряем ту красоту , которая составляет всю прелесть и неповторимость родного края.
газета «ВПЕРЕД» 20 сентября 2011 г.
Из далёкого прошлого
Золотой карась, серебряный ….
Восемьдесят лет назад рыболовецкий колхоз «Путь Ленина» вылавливал в Чухломском озере десятки тонн карася за сезон. Так в 1934 году получен рекордный улов — 141 тонна. Рыбацкий невод никогда не приходил пустым, иногда в сети попадались экземпляры по пять-шесть килограммов весом. НАСТОЯЩИЕ лапти!
Доподлинно известно, что до революции на озере строго блюли порядок. Водяные мельницы на реке Вёксе держали постоянный уровень воды, а чистота её поддерживалась тем, что около 30 ручьёв и речек, впадающих в озеро, местные крестьяне ежегодно очищали от гниющей растительности. Как охранялся карась, говорит ещё одно старинное свидетельство: во время нереста запрещали колокольный звон в монастыре и церквях вокруг озера, а землепашцы не применяли на полях никакой химии, да её и не было в те времена. Карась наш уникален, он имеет своеобразный, чуть сладковатый вкус, сочное мясо, бронзовый цвет чешуи, которая легко отделяется без каких-либо приспособлений. В отличие от других карасей, чухломский никогда не ловится на удочку. Попытки переселить карася в водоёмы соседних областей потерпели фиаско. Нигде не прижился наш уникум. В 1992 году произошёл очередной большой замор рыбы, с той поры пострадавший карась в полной мере не восстановил свою популяцию. Сколько осталось в озере карася, знают только любители сетевого лова, но они своих секретов не раскрывают, а учёные подсчёт рыбных запасов в озере давно не проводили. Очень жаль, если уникальный золотой карась останется жить лишь в легендах и воспоминаниях заядлых рыбаков. Думаю, настало время открыть в краеведческом музее специальный отдел, посвященный чухломскому карасю. Есть же в Мышкине Ярославской области музей мыши, а что мешает в нашем городе организовать музей золотого карася? Замечательная эмблема в виде карася на фоне Чухломского озера стала бы настоящим брэндом провинциальной Чухломы. Чухломский карась в качестве природного уникума может смело стоять в одном ряду с баргузинским соболем и байкальским омулем. Так неужели не найдутся энтузиасты, деятельные и энергичные люди, которым захочется восполнить этот пробел в истории нашего края? Когда-то газета «Эко-вестник» писала, что профессор Рыбакович, руководивший очередной археологической экспедицией, при раскопке на берегу озера нашёл хорошо сохранившийся артефакт, относящийся к первому тысячелетию новой эры. Археологи глазам своим не поверили — это был костяной крючок с обрывком жилковой синтетической лесы. Находка стала подлинной сенсацией! Ещё более сенсационным было сообщение специалистов-химиков о результатах анализа. Установлено, что найденный обрывок принадлежит к синтетическим видам, технология изготовления которых до сих пор применяется только в Японии и хранится в строжайшей тайне. Химики всего мира безуспешно бьются над разгадкой этого секрета. Этот факт означает, что наши предки тысячу лет назад, скорее всего через посредников, имели торговые связи с древними японцами. Возможно, жители страны восходящего солнца уже тогда пробовали нашего знаменитого карася, которого со времён Ивана Грозного в бочках регулярно в живом виде поставляли к царскому столу.
газета «Вперед» 6 февраля 2014 года.
Здесь зародились идеи народного капитализма
Начало XIX века можно назвать временем расцвета необычного для наших мест производственного комплекса. Богатый барин Николай Фёдорович Катенин в своей усадьбе Никольское построил завод по выработке стеклянной посуды, предназначенной для разлива крепких напитков. В соседних цехах его крепостные мастера ткали сукно, парусину, льняные полотна, а рядом располагались дегтярный и кирпичный заводы, постоялый двор, мельница, конюшни, скотные дворы, птичник и огороды. Выйдя в отставку, статский советник и кавалер, бывший паж императрицы Екатерины II решил навсегда покинуть шумное светское общество и поселился в своем чухломском имении, в 17 верстах от города. Накопленные деньги Николай Катенин вложил в производство, и преуспел в этом. Затея удалась. , Мастеров-Девять стеклодувов, не считая подсобных рабочих, трудились на благо хозяина. Управляющий заводом Иван Александрович Арцибашев ежедневно докладывал барину обо всём, что происходило В цехах. Дела шли в гору, в 1813 и году вокруг имения разбили сад, вырыли пруды, а доглядывал за парком садовник по фамилии Цветочкин, что периодически приезжал из другого катенинского имения 3анино. По воспоминаниям очевидцев, имел Николай Фёдорович крутой нрав и держал своих крепостных, которых имел более тысячи, в страхе, требуя безоговорочного подчинения своей воле. К тому же новое для наших мест производство налагало на работников определённые обязательства, а потому дисциплина и была строжайшей. Чтобы запустить завод на полную мощность, требовалось сырьё, много сырья. По найму галичские мужики ездили на лошадях во Владимирскую губернию Судогодской округи, в вотчину брата помещика — Андрея Катенина, и привозили из деревни Константиново за один рейс до полутора тонн белой гжельской глины. Только такая огнеупорная глина, которую впоследствии называли «константиновкой», подходила для обжига стеклянной посуды.Поставки прозрачной тары осуществлялись по всей губернии. Так, в 1816 году только в Костромскую питейную контору отправили 1О тысяч штофов и полуштофов, в декабре 1820 года — 23 тысячи стеклянной посуды, а в 1821 -уже 50 ТЫСЯЧ! Для производства высококачественного стекла необходим особый, белый кварцевый песок, а этим полезным ископаемым богаты и муравьищенский край, и противоположный берег Галичского озера. Наверняка, знающие люди подсказали Катенину идею заняться выработкой собственной посуды для разлива алкоголя, и он с успехом воспользовался даровым природным богатством.
Двести лет назад
Нам с детства внушали, что крепостное право — это рабский труд на благо хозяина, без материального вознаграждения, как говорится, «за похлёбку». Однако расходные книги Никольского стеклянного завода, написанные с марта 1810 по март 1825 года, говорят обратное. Деньги за работу платили всем крепостным, без исключения. Их получали крестьяне, заготовляющие лес-тонкомер для отжига золы, сборщики стеклянного боя, садовники, скотницы, прачки, кухарки, бондари, портные, сапожник, камердинер, приказчики, ткачи и так далее. А если людям приходилось работать в воскресенье или в свой День ангела — платили им отдельно по повышенной ставке. За брак в работе наказывали рублём. Сохранилась такая запись: «Первого мая 1810 года кухарке Дарье Ивановой за худой квас денег не платить». В 1814 году на завод прислали пленных солдат наполеоновской армии, с тем, чтобы они трудились на благо России. Катенин таких набрал 26 человек, и два печника — Фёдор Чиж и его помощник Абрам сделали очаг для французов, куда вмазали купленный в Галиче большой котёл для варки супа весом один пуд 27 фунтов. Для них же приобрели в Чухломе у купца Александра Июдина сто пудов солёной говядины, заплатив 200 рублей, и 26 топоров для заготовки леса. В тот же год хозяин потерпел убыток, за продажу разной стеклянной посуды покупатель расплатился фальшивыми деньгами, 50 белой рублёвой ассигнацией и красненькой десяткой. По приказу хозяина фальшивые деньги сожгли, но остались ли виновные наказанными — неизвестно. Как видите, уже тогда в стране ходили фальшивки! Через девять лет после описываемых событий в расходной книге упоминается «тальянец» Иван Петров с женой Александрой Егоровной. Наверняка, это один из пленных итальянцев, оставшихся здесь, в то время, когда почти все вернулись на родину. Кстати, в тех краях в советское время была фамилия Тальянцевы, носили её потомки этого, крещёного в православную веру итальянского солдата
господа Катенины
У Николая Фёдоровича был единственный сын Иван 1786 года рождения. Полковник лейб-гвардии Измайловского полка, участник Отечественной войны 1812 года Иван Николаевич имел девять детей. После выхода в отставку награждённый орденами и медалями офицер поселился в имении Занино, и в феврале 1818 года принял бразды правления заводом. Отец его сильно болел, к нему часто привозили из Галича штабс-лекаря Ободовского, который, чтобы облегчить состояние старика, делал ему кровопускание. Но это мало помогло, и Николай Фёдорович решил съездить на богомолье в Тоть му, приложиться к чудодейственным мощам Феодосия Тотемского. Вернулся в марте 1822 года, издержав в пути 200 рублей. Однако болезнь прогрессировала, и где-то после 1825 года умер. Его сын завёл в усадьбе свои порядки, в ноябре 1821 года в Галиче впервые в истории купили два четверика картофеля, который и распространился по уезду. Следует отметить, что два века назад в огородах сажали разные овощи: огурцы сорта «Муромские», пастернак голландский, редьку, салат кочанный, шпинат, горох сладкий, бобы турецкие (фасоль), а также тыкву, цветную капусту, шалфей, сельдерей и свёклу , Осенью приобретали у чухломских огородников по 50 гряд капусты и квасили её в больших бочках и по 10 гряд брюквы, которую парили и ели в посты. В Галиче и Чухломе покупали разную рыбу, в том числе и живых карасей. Была здесь ещё одна редкость — в окрестностях соседней усадьбы Занино гуляло огромное, до 500 Голов, тонкорунных стадо овец-мериносов. Из их шерсти ткали необыкновенно мягкие и тёплые изделия. Большие деньги оба хозяина жертвовали на строительство каменных церквей в селе Муравьище и Черемховец. Из Москвы привозили колокола, иконы и облачения для священников. Чтобы в приходских церквях был свой настоящий хор певчих, Катенины в разное время приглашали четырёх регентов из Макарьева, села Теплиново Галичского уезда для обучения своих крепостных, а также регентшу Анну Алексееву от господина Евграфа Обрезкова, владельца крепостного театра. Иван Николаевич отличался хлебосольством, в его имении часто гостили окрестные помещики, особенно в праздники. В 1819 году на День ангела Иван подарил отцу жеребца по кличке Драйвер и заплатил кучеру пять рублей за приведённую лошадь. Для себя и гостей закупали в Москве, Костроме, Галиче и у офеней-разносчиков апельсины, виноград, кофе, ямайский ром, конфеты, арбузы и даже макароны. И если Николай Фёдорович не увлекался спиртным, то Иван любил побаловать себя хорошими винами. Для него управляющий имением покупал вино вёдрами: мадеру, визант, каркавель, шампанское. Не забывали Катенины и бедных дворян, периодически посылая им деньги. Своим же крепостным во время Великого поста специально выдавали по 25 копеек, чтобы сходили в церковь к исповеди и причастию, заплатив за таинство. Кроме того, весной крестьяне получали по рублю на приобретение семян льна, ткацкое производство требовало много льняного волокна. В 1822 году, за 40 лет до отмены крепостного права, хозяин отпустил на волю несколько своих крестьян, при этом отдал в их пользование 70 десятин земли. Чем был обусловлен этот широкий жест — неизвестно.
Озеровы
В 1810 году Николай Матвеевич Озеров — Прадед Профессора Финансового Христофоровича области права Ивана Озерова — работал на стеклянном заводе подмастерьем, а через пять лет стал главным мастером производства. Что произошло между мастером и хозяином, мы никогда уже не узнаем, но осенью 1821 года подался Николай в бега, да не один, а с напарником Климентом Филипповым. Летом следующего года беглецов вернули, и хозяину пришлось заплатить пошлину земскому суду за поимку непокорных крепостных. Николай Озеров продолжил работу на заводе, по праздникам прекрасно пел в церковном хоре, за что был отмечен помещиком. Внук ЕГО Христофор Евгеньевич,-крестьянин собственник из деревни Никольский завод умер в 37 лет от чахотки в феврале 1873 года и похоронен на муравьищенском кладбище. Через несколько лет его вдова Екатерина Гавриловна с дочерью и сыном Иваном переехала в Чухлому. Здесь Озеров блестяще окончил трёхклассное мужское училище, Костромскую гимназию и с помощью благотворителей поступил на юридический факультет Московского университета. Талантливого юношу заметили, когда он делал еще первые шаги в учёбе. Иван имел неодолимую склонность к наукам и получил редкую в ту пору степень доктора финансового права. Откуда взялся этот талант у простого крестьянского сына? Ответ напрашивается сам. Его детство прошло в небольшой деревеньке Никольский завод, откуда ещё не выветрился дух былого расцвета крупного производства. Никаких господ в имении уже не было, здесь жили костромские и кологривские мещане Громовы, Соболевы, Соймины, Физиковы, Голубевы и Вяземские. Они сами, их предки, а также мать будущего учёного много рассказывали о жизни помещиков Катениных, судьбе их крепостных, о большом заводе и его порядках. Эти рассказы запали в душу мальчика и, наверняка, повлияли на дальнейший выбор жизненного пути Ивана Христофоровича. Он поставил задачу выучиться и так обустроить Россию, чтобы рабочий человек чувствовал себя свободным хозяином и на равных участвовал в повышении благосостояния страны.
Послесловие
Современные чухломичи, особенно молодые, вряд ли знают, где находилась старинная усадьба Никольское. В настоящее время трудно отыскать то место, про которое еще Н.П. Макаров, другой наш известный земляк, в 19 веке писал, что стоит она среди дремучих лесов, напоминая гнездо сказочного разбойника. Если ехать из Чухломы в Галич по старинному тракту, то почти сразу за Луковцином был поворот вправо, здесь начиналась дорога на село Муравьище. В нескольких километрах от поворота и стоял барский дом со всеми заводскими строениями . Еще в 70-е годы прошлого века в местечке стеклянный завод были покосы Чухломского райпотребсоюза . На лесных лугах рабочие заготавливали сено для лошадей. А еще помнят люди — в траве росло много земляники.
татьяна Байкова
газета «ВПЕРЕД», 14 ноября 2013 года
ВЕЛИКАЯ ЧУХЛОМСКАЯ СТИХИЯ
Почти сто лет назад, 24 мая 1913 года наш город полыхал в течение трёх дней. Море огня поглотило 32 дома и самые лучшие магазины в центре Чухломы. Так что же случилось в тот роковой день? По рассказам очевидцев известно, что дочь купца Константина Пьянькова, Елена, окончив зубоврачебные курсы, открыла в доме отца первый в городе зубной кабинет. Двухэтажный деревянный купеческий дом стоял на том месте, где сейчас находится магазин «Меркурий». Елена, готовясь к приёму пациентов, кипятила на спиртовке инструменты, и в это время нечаянно разбила пузырёк с эфиром. Тот -час вспыхнуло пламя. Видимо, девушка растерялась, побежала за подмогой, но дом быстро запылал изнутри. Налетевший ветер раздул пламя, и оно перекинулось на соседние строения. Люди тщетно пытались справиться с огнём, город горел трое суток, и жители, спасаясь от нестерпимого жара, ночевали в огородах и молили Бога, чтобы он спас их жилища. Головешки от пожарищ разлетались на большие расстояния, но их успевали тушить. Огонь подобрался и к Успенской церкви, от нестерпимого жара в окнах храма полопались стёкла. Прихожане, опасаясь за судьбу икон, стали выносить образа. Однако все попытки сдвинуть с места афонскую икону Божией матери «Достойно есть» не увенчались успехом. Огонь, ворвавшийся в окно, уже лизал заднюю стенку киота, люди молились Спасителю, и вдруг пожар стал затихать. Эта икона и сейчас находится в храме, и на её тыльной стороне видны следы пожара.
Отец Елены, сражённый проступком дочери, лишившей его дома, имущества, магазинов с товарами, с горя слёг на лавку и долго не вставал. А сама виновница пожара, не вынеся людского порицания, навсегда уехала в Москву, где во время Первой мировой войны работала в госпитале сестрой милосердия. Умерла в столице в 1975 году, так ни разу и не побывав в родном городе.
После пожара чухломскому купечеству пришлось всё начинать заново, и, несмотря на войну с немцами, это им удалось в полной мере.
В последнем декабрьском пожаре (06.12.2012) сильно пострадал от огня дом купца Василия Тимофеевича Ильичёва. Этот двухэтажный особняк у пруда уцелел во время великого пожара 1913 года, но не выдержал натиск огня в веке двадцать первом.
Ещё до революции это строение застраховали владельцы, о чём свидетельствуют два овальных металлических знака страхового общества «Россия». За последние годы это уже третий сгоревший двухэтажный дом, их потеря не в лучшую сторону изменила старинный облик Чухломы. Огненная стихия причиняет немало бед человечеству, и каждый пожар — трагедия. В огне гибнут не только строения, но и люди, поэтому, особенно в старых домах, необходимо быть крайне внимательными, осторожными и тогда наследие предков достанется и нашим потомкам.
ТАТЬЯНА БАЙКОВА
Газета «ВПЕРЕД» 13 декабря 2012 г.
Три века отходничества
Началось всё со строительства города-крепости в устье реки Невы, по воле людей царя отправлять на Стали БЕРЕГА Строить финского залива будущую северную столицу Российской империи — город, названный в честь СВЯТОГО ПЕТРА Санкт-Петербургом.
: Пётр I, начиная с 1700 года, объявил в Чухломском уезде 10 наборов крестьян, главным образом плотников. Некоторые князья и помещики, в угоду царю, поголовно выслали своих крепостных на эту стройку века. С того времени и начала зарождаться в среде чухломичей традиция отходничества, которой насчитывается более трёхсот лет. Его рост пришелся на первые годы после отмены крепостного права.
Согласно статистических данных, накануне Первой мировой войны в Чухломском уезде было 25 тысяч отходников из числа общего населения 64,5 тысячи человек. Они отсылали Ежегодно по почте в адрес своих семей более миллиона рублей, в деревни приходило от 100 до 300 пудов посылок в день. Отхожие промыслы давали крестьянам уверенность в завтрашнем дне и деньги, чтобы улучшать своё хозяйство и своевременно платить налоги.
У наших земляков был в столице свой трактир «Чухлома», располагался он на улице Разъезжей в районе Лиговки. Здесь мужики коротали осенние и зимние вечера, делились деревенскими новостями, присланными из дома, пили чай или что покрепче. Иные спивались и подрядчики увольняли их с работы. За спившимися бедолагами приезжали жёны или родители и увозили домой, но чаще всего опустившихся алкоголиков по этапу, до 600 ежегодно Человек, высылали из обеих столиц в Чухломский край.
По количеству отходников Чухломский уезд занимал первое место в Костромской губернии. Из ста мужчин — 57 были отходниками. Работали они, главным образом, в бригадах у своих же подрядчиков-чухломичей. Некоторые из этих предпринимателей имели артели из 500 человек рабочих. Самыми крупными считались подрядчики-строители, которые брали от казны и от инженеров крупные подряды на постройку больших зданий. В артели работали плотники, столяры, паркетчики, кровельщики, водопроводчики, маляры, слесари. За счёт их труда подрядчики богатели, приобретали в столицах каменные доходные дома, а в деревнях возводили особняки по типу барских хором. Пример тому дом Ивана Поляшова в Погорелове, дом Мартьяна Сазонова в Осташове, несохранившиеся особняки в Бешенове, Козинском, Назарове, Соколове и ещё десятках других деревень Чухломского уезда.
Заработал — делись!
Этого правила неукоснительно придерживались богатые крестьяне. Вот несколько примеров. Святицкий Сергей Андреевич Парфёнов, владелец колбасного завода на Лиговке, на свои средства содержал Варваринскую церковно-приходскую школу, давал деньги на ремонт церкви, мостов и дорог. Его наследники Дмитрий и Фёдор Парфёновы в 1905 году закончили строительство в Чухломе приюта для детей сирот, построили домовую церковь при городской богадельне, отремонтировали храм в Михайловском-озёрном, жертвовали средства для проведения телеграфной линии от Галича до Чухломы.
Лесопромышленник Иван Иванович Поляшов потратил немало собственных денег на капитальный ремонт церкви в селе Николо-Дорок и ремонт Алешковского народного училища.
Столяр-краснодеревщик из деревни Бариново Дмитрий Климович Лебедев построил в селе Введенское дом престарелых и на свои средства содержал кровать в земской больнице. Судайский дом престарелых содержал крестьянин Василий Сергеевич Таланов, а Дионисой Алексеевич Гущин из Пыхина пожетвовал четыре тысячи рублей на содержание Алешковского училища и двух кроватей, одной в земской больнице, другой в Судайской богадельне.
Ещё один богатый крестьянин, Семён Фёдорович Сулоев из деревни Титово, что около Повалихина жил в Москве, но малую родину не забывал. По примеру своего отца, благотворителя Фёдора Маркиановича, он купил дом священнику Воскресенской церкви, 300 пожертвовал рублей на строительство каменной ограды вокруг храма, на своей земле построил новое здание церковно-приходской школы и пожертвовал тысячу рублей на её содержание.
Можно ещё долго перечислять добрые дела наших крестьян, которые много делали на пользу обществу. Но их благотворительность осталась в прошлом и позапрошлом веках. Почти всё наследие патриотов чухломского края в советское время утрачено и забыто.
А что сейчас?
Современная статистика не отражает действительной жизни общества. Она работает выборочно, но и эти скупые сведения недоступны широкому кругу населения. Сколько автомобилей в собственности у чухломичей? Об этом знает только РЭП. Сколько продаётся алкоголя в магазинах района? — Подсчитывает налоговая служба Галича. Данные переписи населения 2010 года ещё нигде не опубликованы. Ну, и так далее … ..
Поэтому мы не можем знать, сколько мужчин в настоящее время работает вахтовым методом за пределами области. А хорошо бы озвучить таинственное количество современных отходников. Они — продолжатели старинной традиции, в которой, как в зеркале отражается состояние современной экономики района. Работы здесь нет — значит, её находят в столице. И если раньше ездили в Питер, и редко в Москву, то теперь обслуживают только Москву, Подмосковье и ближайшие к нему области. Наиболее востребованы на столичном рынке труда специальности плотников, отделочников и печников. Заработанные нелёгким трудом деньги уходят на строительство или покупку своего жилья, автомобиля, мебели, на оплату высшего образования детей, на отдых за границей.
Примечательно, но ни один современный отходник не построил на свои деньги в городе или на селе школу, богадельню, церковь. У наших современников нет и десятой доли того капитала, который имели предки. Даже всем миром не осилить чухломичам возведение крупного объекта, что уж говорить об отдельных личностях. Другая эпоха, другие ценности и оплата труда. Впрочем, выводы делайте сами …
татьяна Байкова
Газета «Вперед» № 77 (12503) от 1 июля 2014 года.
ЧУХЛОМА в ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ КИНОХРОНИКЕ
конец 80-х годов 20 века
ЧУХЛОМА НА ТЕЛЕ И КИНОЭКРАНАХ
Видеофильм предоставлен
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕНТРОМ РУССКОГО фольклора
МИНИСТЕРСТВА культуры Российской Федерации.
«Чухломская кадриль» .
сценарий: А. Шарымов.
Режиссер: Е. . Голынкин
Операторы: Ю.Александров, О. Лучин, Б. Титов.
Ленинградская студия документальных фильмов, 1981 год
На киноэкраны страны фильм вышел в 1981 году.
Подаренная документалистами кинокопия фильма хранится в Чухломском кинотеатре «Экран» и демонстрируется жителям и гостям в дни празднования дня города каждый год вот уже в течении более 30 лет.