ХРАМ ЖИВОНОЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
В Коровской стороне на территории бывшего Тимошинского сельсовета до наших дней сохранились руины Троицкой церкви Федьковой слободки, история которой не менее интересна, чем истории других церквей Чухломского уезда. Построена она в 1803 году на месте древней деревянной на средства прихожан. Основную же лепту в строительство каменного храма внесли владельцы усадьбы Тимошино дворяне Верховские, князья Шелешпанские и дворяне Кадниковы из усадьбы Корючево. И хотя церковь не так грандиозна, как в соседнем селе Коровье, все же она имела когда-то невысокий второй этаж, каменную ограду и выглядела очень изящно. На нижнем этаже располагались престолы во славу Живоначальной Троицы, в честь иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца, а вверху был престол в честь Флора и Лавра.
Троицкий приход насчитывал всего двенадцать селений, пять деревянных часовен, а в церковь ходили 794 прихожанина обоего пола. Кроме штатного жалования причт получал проценты с капитала в 1290 рублей и владел 48 десятинами земли. Кроме того, по духовному завещанию крестьянина деревни Крутцы Александра Тихонова пожертвовано 25 десятин и 38 десятин — чухломским мещанином Федотом Трофимовичем Бахваловым, прадедом Почетного гражданина Чухломы Валентина Николаевича Бахвалова.
В этой церкви княгиня Анна Степановна Шелешпанская, урожденная Верховская, истово замаливала грехи, крестила своих детей, заказывала многочисленные молебны. В книге нашего земляка Н. П. Макарова «Мои семидесятилетние воспоминания» дана полная характеристика этой жестокой помещицы, по прозванию Чухломская Салтычиха.
Строилась каменная церковь при священнике Степане Осипове, а какой была по внутреннему убранству и росписям, уже никто не расскажет, но, думаю, выглядела замечательно. Вполне вероятно, что в конце XIX века над внешним и внутренним благолепием церкви немало потрудились здешние прихожане: художник-реставратор императорского Эрмитажа из деревни Лучкино Александр Сидорович Сидоров, его сын Николай и мастера Московского живописного цеха из деревни Межуево — отец и сын Бахваловы.
В 1928 году последний священник Троицкой церкви Н. Н. Лебедев в районной газете «Борона» публично отрекся от сана. Свой отказ он сформулировал так: «Я вполне убедился, что религия и ее обряды приносят вред, а Бог — выдумка и ложь. Призываю и остальных граждан не надеяться на несуществующего Бога, а лишь на свои силы…» И подпись: бывший священник Лебедев. Какова дальнейшая судьба попа-расстриги, можно только предполагать, а церковь в Тимошине окончательно закрыли в 1930 году. Существует подлинный акт описи церковного имущества от 10 марта 1931 года, список состоит из 43 предметов церковного обихода, и в нем нет ни одной иконы. Возможно, древние образа жители окрестных деревень унесли в свои дома. Подписан акт председателем Тимошинского сельсовета Николаем Николаевичем Графовым в присутствии работника сельсовета Марии Васильевны Логиновой и старосты церковной общины Александра Васильевича Анисимова.
В 1933 году остатки церковного имущества отправили в Чухлому, и местные власти запланировали устроить в бывшей церкви клуб для сельской молодежи.
Плотники активно приступили к внутреннему переоборудованию храма, но деревенские жители возроптали и, не таясь говорили начальству: «Зря, мол, делаете, мы все равно не отпустим детей в такой клуб и сами не пойдем». Постепенно идея переустройства сошла на нет, под будущий клуб выбрали дом в Тимошине, правда и церковь не оставили в покое. Колхозницы рассказывали, что когда бригадир давал им наряд на разбор кирпича в церковной постройке, прежде чем приступить к работе, они крестились и говорили: «Господи прости, мы не сами идем, нас заставляют!». Ограду вокруг церкви разобрали в 1961 году, и сельские коровы постепенно вытоптали старинное кладбище.
Но вернемся к истокам повествования. Наиболее известными, долго служившими в здешней церкви были священники Николай Иоакимович Троицкий. Семен Алексеевич Воскресенский, Александр Павлович Альбов и Федор Иванович Зотиков. После революции их потомки стали учителями, врачами. инженерами. Из многочисленного сонма дьяконов и пономарей, бывших при Троицкой церкви за более чем столетний период хочется выделить династию Миропольских. Дьячок Василий Сергеевич Миропольский в 1841 году женился на дочери дьяка из Неи, семнадцатилетней Александре Ивановне, а через четыре года (25 июля), во время купания молодой муж утонул в реке, оставив вдову с тремя детьми. Их старший сын Федор благодаря поддержке родных закончил Костромскую духовную семинарию и служил священником в селе Вожерово Кологривского уезда, Николай стал пономарем в соседней Ризоположенской церкви села Озерки, а дочь Александру выдали за здешнего священника Воскресенского. Хочется подчеркнуть очевидный факт, что, несмотря на молодость, Александра Ивановна Миропольская свою жизнь посвятила воспитанию детей, всем дала образование. Кроме вдовства ей пришлось пережить и раннюю смерть дочери, та умерла в двадцать три года после рождения сына. Не вдаваясь в дальнейшие подробности этой семьи, скажу, что Александра Ивановна Миропольская приходилась прабабушкой бывшей заведующей Чухломским РОНО Ангелине Ивановне Шутовой, в девичестве Миропольской.
Кстати, если говорить об образовании, то в приходе Троицкой церкви существовало земское начальное училище. Его новое здание построили в усадьбе Тимошино (недалеко от церкви) в 1897 году благодаря заботам земского начальника В.А.Кривоногова из соседней усадьбы Ивановское, помощи купца Николая Аполлоновича Завьялова и крестьянина-лесопромышленника Каликинской волости И.А. Херова. Купец и лесопромышленник дали лес на постройку, и в августе мастера произвели закладку здания. Чухломская земская управа не осталась в стороне и пожертвовала 200 рублей царских полновесных денег на возведение довольно вместительного здания с ночлежными комнатами для учеников из отдаленных деревень, квартирой для учителя и общей кухней, где готовились горячие обеды. В конце XIX века было кому учиться в Тимошинской стороне!
В 1981 году священником в Троице назначили Федора Ивановича Зотикова, сына дьячка из села Коровье. Его брат Евгений служил дьяконом в галичской Богоотцевской церкви, а с 1879 года – в соседнем селе Коровье. Известно, что у священника отца Федора было десять детей, семеро из которых умерли в разном возрасте, в том числе семнадцатилетний Иван утонул в Виге 26 июля 1900 года. Старшая дочь, Клавдия, стала учителем, Николай – заслуженный учитель РСФСР, а Федор пошел по стопам отца и стал священником. Все трое жили в Чухломе и хорошо известны старшему поколению.
До революции всякий сельский храм являл собой некий центр, ядро, вокруг которого формировалась духовная и трудовая жизнь прихода. Революция сломала привычный уклад сельской жизни, расправившись жесткой рукой с самыми крепкими крестьянскими хозяйствами. В 1929 году председателем только что образованного Тимошинского сельсовета избрали Николая Николаевича Графова, двадцатитрёхлетнего паренька из Бушневской волости. Семь лет он претворял в жизнь политику партии, участвуя в борьбе с кулачеством, стоял у истоков организации первых колхозов и вел непримиримую борьбу с религиозным дурманом. Сейчас можно смело сказать, что усилия борцов за идею не пропали даром.
Приход Троицкой церкви уничтожен полностью и представляет собой безлюдную пустыню без единой деревни, заросшие лесом поля и сенокосы, разрушенные мельницу и плотину на реке и развалины бывшей двухэтажной церкви.
А когда-то в Тимошине была не только барская усадьба, но и волостное правление, вокруг здания шумел так называемый правленский сад, а напротив на высоком постаменте возвышался памятник царю — освободителю крестьян от крепостной зависимости Александру II. Кто помнит все это? Ушли поколения людей, живших в красивейшем уголке Чухломского края, а их потомки, словно листья сухого дерева, разнес по стране ветер войн и революций. Опустело Тимошино, в 1951 году Тимошинский сельсовет вошел в состав Коровского, давно исчез и памятник российскому царю, но кто-то придумал легенду, что якобы под его постаментом зарыли клад. Трактористы – кладоискатели сдвинули плиту с места, долго и безуспешно лопатили сырую землю в поисках сокровищ.
Видимо забыли люди, что самый большой клад есть та земля, в которую брошено зерно будущего урожая, зерно любви, надежды и продолжения рода. Но, даже понимая эту простую истину, современный человек не может, а если честно, то и не хочет возвращаться к земле, оставленной предками.
Троицкая церковь села Федькова Слободка в наши дни.
Примерное место села Федькова Слободка, Чухломского района,Костромской области.
Где найти историю села Федьковой слободки?