V. «Истинный художник не тщеславен»

Реставраторы

Во всяком деле, касающемся искусства, если только оно искусство и не преследует эгоистических целей, главным стимулом является преданность ему как таковому.

В максимальном приближении к эстетическому идеалу высшая награда художника. Любуясь совершенными созданиями зодчества, скульптуры, живописи, слушая прекрасную музыку, в первые мгновения восприятия мы не задумываемся об их творцах, а предаёмся непосредственному переживанию. Наверное, в этом объединяющая, общечеловеческая сторона искусства вообще. Лишь затем приходит мысль о людях, создавших это.

Истинный художник не тщеславен. Тем более должен быть чужд этого реставратор, спасающий или восстанавливающий памятники искусства прошлых эпох. Объединяя в себе исследователя, искусствоведа и архитектора, архитектор-реставратор, например, обязан вполне проникнуться характером восстанавливаемого здания, отказаться от своей индивидуальности, перевоплотиться. Разумеется, это идеал, но иного пути быть не должно. Поэтому естественно, называя отреставрированный объект, не называть имени реставратора. Но если уже оно на звано, то заменять его другим недопустимо.

Если уж называть имена тех, кто реставрировал памятники архитектуры в г. Костроме с времён основания в 1950 году реставрационной мастерской, то лучше сделать это на месте, используя архивные документы и свидетельства очевидцев.

Коллектив «Костромареставрации». Слева направо: верхний ряд: В. Карпычев, В. Смирнов, А. П. Чернов, В. Тисов, неизвестная, Т. В. Кильдышева, Г. В. Денисова, Т. Разливалова; средний ряд: С. С. Каткова, В. Ю. Дыренков, Е. В. Ильвес, С. Разливалов, В. Михеев, Л. Н. Васильева, Л. П. Матросова, В. И. Маршелихина, Балыкин; нижний ряд: Е. Марев, А. Смирнова, В. А. Чапыгин, А. М. Малафеев, Л. Богомолов, В. Н. Платонова. Фото 20.3.1997 г.

Беловая неоконченная рукопись. // Архив автора. Ранее не публиковалось.

Памяти Альберта Кильдышева

Трудно встретить незаменимых. Но Алик обладал поистине редким комплексом свойств – широкой гума нитарной эрудицией, ненасытным стремлением к по знанию нового, обострённым пониманием прекрасного – будь то стихи, предмет прикладного искусства или создание зодчества. Его своеобразная мягкая ироничность, сквозь которую всегда чувствовалась благожелательность, широкая литературная эрудиция, осведомлённость во всём новом и прекрасном, [что дала] литература последних лет, делали разговор с ним интересным и поучительным, открывая подчас области, нам дотоле неизвестные. Чрезвычайно привлекательным свойством в нём было полное самозабвение: не считаясь ни со временем, ни – зачастую – с тем, что называется материальными соображениями, он делал то, что считал наиболее важным, то, в чём видел своё призвание.

Он любил русское искусство. Ради него он нашёл в себе силы отказаться от профессии педагога и начать сначала… Годы учёбы в Ленинградской академии художеств, параллельная с этим работа художником-реставратором в Троицком соборе Ипатьевского монастыря (и нелёгкая работа) – разве это не свидетельство мужества и служения идее? Меня, как архитектора-реставратора, поначалу удивило и тронуло, а потом вызвало глубокое уважение к Алику то, как близко он принимал к сердцу наши чисто строительные проблемы. Чуждый профессиональной ограниченности, он живо болел всем комплексом вопросов реставрационного дела. Создание музея народного деревянного зодчества, мечты о создании музея купечества в Костроме, восстановление ансамбля костромского центра были его личными больными вопросами; вести о гибели памятников искусства, где бы это ни случалось, делали его несчастным.

За две недели до гибели*, зимой, он поехал в отдалённый район Костромской области для вывозки древней церкви в Костромской музей деревянного зодчества, – он, художник-реставратор.

Глубоко укоренившееся в нём чувство личной ответственности за сохранность, спасение сокровищ русской культуры не давало ему спокойно спать. Вся его жизнь подвижника вызывает у нас, его товарищей, его коллег, чувство величайшего уважения и любви к нему.

К. Г. Тороп и А. В. Кильдышев (в центре). Москва, 1968 г.

Печатается по машинописной копии (ГАКО, ф. р-1350, оп. 1, ед. хр. 74, л. 14). Заглавие предложено редакцией. Пропущенные в тексте слова даны в квадратных скобках. Было опубликовано в иной редактуре в журнале «Губернский дом», 2005, № 5–6 (68–69), стр. 49–50.

* Альберт Васильевич Кильдышев (26.04.1937– 15.02.1970) трагически погиб под рухнувшими лесами во время экскурсии, которую он проводил в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, рассказывая о росписях собора и их реставрации, осуществляемой костромскими художниками-реставраторами.

Восстанавливая справедливость

Сравнительно недавно газета «Северная правда», знакомя своих читателей с памятными датами из истории отечественной культуры, поведала им любопытную новость*. Сообщив о круглом юбилее доктора искусствоведения Веры Григорьевны Брюсовой, недвусмысленно назвав её весьма почтенный возраст (что в отношении дам вообще-то не принято), автор публикации М. П. Магницкий объявил её, не более не менее, руководителем реставрационных работ, проводившихся в своё время в Ипатьевском монастыре**.

Трудно судить, из каких источников почерпнул он эти сведения – из уст ли почтенного юбиляра, или из иных. Но ради попранной истины мы обязаны заявить: сказанное г. Магницким ложно.

В. Г. Брюсова, работавшая в 50–60-е годы в Ярославской реставрационной мастерской в качестве художника- реставратора и искусствоведа, периодически наезжала в наш город, проделав несколько реставрационных экспериментов на фресках часовни у Святого озера и в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Работая попутно в Костромском областном архиве, она составила в это время ряд ценных выписок из истории монастыря.

Однако практическая работа её этим и ограничилась. Появившееся вскоре искусствоведческое описание Ипатия, выпущенное в виде небольшой книжки***, запомнилось больше всего сенсационным сообщением об якобы существовавшем захоронении Ивана Сусанина под Троицким собором. Это оказалось блефом.

Полубеловая рукопись, написанная Л. С. Васильевым (как и её черновик на обороте библиотечного требования, заполненного им 22.10.1992 г.). // Архив автора. Опубликовано с купюрами: «Северная правда» (Кострома), 25.12.1992, с. 2. Заглавие, очевидно, дано редакцией газеты (в рукописях отсутствует).

* 1 сентября 1992 года в выпуске «Краеведческого календаря », постоянным автором которого был историк и краевед Михаил Павлович Магнитский (1924–1995), – а не Магницкий, как у Л. С. Васильева. ** «8 <сентября> – 75 лет со дня рождения доктора искусствоведения Брюсовой Веры Григорьевны, руководившей реставрационными работами Ипатьевского монастыря в 1958–1961 гг., автора книг “Ипатьевский монастырь”, “Гурий Никитин”, “Русская живопись XVII века” и многих других».

*** В. Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. М., 1982.

Ни о каком руководстве В. Г. Брюсовой реставрационными работами в монастыре не может быть и речи. Художники-реставраторы Костромской реставрационной мастерской – А. Малафеев, Е. Ильвес, Д. Губочкин, Е. Марев, Е. Рыбцов, – в течение ряда лет возродившие более 4000 квадратных метров фресок Троицкого собора, работали по технологии реставраторов Софии Киевской. В Киеве они стажировались, киевские мастера были их консультантами.

Тем более странно предполагать, что она могла руководить реставрацией монастырских зданий. Это попросту вне её компетенции. Если и следует говорить о чьём бы то ни было руководстве при реставрации стен и зданий Ипатия, то только о периодической консультативной помощи со стороны Методического совета при Министерстве культуры СССР. Все практические вопросы, в том числе самые запутанные, как правило, решались на месте костромскими архитекторами-реставраторами. Ими были: И. Шевелёв, Л. Васильев, В. Шапошников и В. Баранов. Решением инженерных вопросов ведала инженер-конструктор мастерской Л. Н. Васильева. И, конечно, решающая роль в деле возрождения архитектурного комплекса принадлежит мастерам-каменщикам мастерской – И. Коваленко, К. Кулигину, Л. Шишову, В. Груничеву, выросшим в своём деле до уровня первоклассных мастеров.

Неоценима роль в возрождении Ипатьевского монастыря, да и вообще в становлении Костромской реставрационной мастерской, её главного архитектора – Калерии Густавовны Тороп. Это был истинный идейный руководитель реставрационного коллектива, его воспитатель, великолепный организатор дела. И при этом – предельно скромный человек*. Есть люди, скромно работающие; есть люди, паразитирующие на их труде, – так устроен мир. Но именно последние создают общественное мнение – зачастую, вследствие своей необъективности, несправедливое.

И долг наш – время от времени восстанавливать истину.**

Костромские реставраторы.

Гонорар просим перечислить в фонд газеты «Северная правда».

* В черновике: «Неоценима роль в возрождении Ипатия К. Г. Тороп, более 20 лет служившей гл. арх. мастерской, отдавшей ей силы, здоровье, воспитавшей трудоспособный коллектив. Именно она была истинным идейным руководителем костромской реставрации, её душой – хотя всегда и оставалась в тени». ** См. также окончание не найденной полностью мемориальной заметки Л. С. Васильева об искусствоведе КСНРПМ Е. В. Кудряшове в сноске на стр. 77.

Письмо о Н. А. Зонтикове

В ближайшее время, после 5-летнего пребывания в Псковской области, в Кострому возвращается Н. А. Зонтиков. Уроженец Костромы, он всю жизнь по святил изучению истории Костромского края, увязывая её с историей общерусской. Выполненные им блестящие аналитические исследования по часовням у Святого озера позволили заново их атрибутировать, назвать точное время постройки, приоткрыть обстоятельства их разорения в 30-е годы нашего века.

Не менее замечательны исследования Н. А. Зонтикова по храмам г. Костромы и области, многие из коих опубликованы в местных периодических изданиях, а также изданиях центральных – «Московский журнал», «Вопросы истории». В частности, в последнем из них опубликована большая его работа, посвящённая Ив. Сусанину, обстоятельствам его гибели и месту захоронения. Этой теме будет посвящена книга, которую он готовит в настоящее время. В дальнейших планах – на писание школьного учебника по истории Костромского края.

Как краеведа-историка его отличают серьёзная общая эрудиция, умение сопоставлять факты и не довольствоваться общепринятыми историческими схемами. Внимательнейший архивист, он отнюдь не кабинетный учёный. Значительную часть времени он отдаёт поискам живых свидетелей интересующих его исторических событий, постоянно находится в разъездах. Несомненно, это наиболее серьёзный учёный-исследователь и краевед Костромы за последние десятилетия, имя его делает честь нашему городу.

К сожалению, обстоятельства личной жизни Н. А. Зонтикова сложились далеко не благополучным образом. Рано лишившись родителей, в своё время он попал в число жертв – ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы, потеряв при этом здоровье.

Вот краткая биография Н. А. Зонтикова.

Николай Александрович Зонтиков родился 24 января 1956 года в г. Костроме. Окончил здесь среднюю школу и архитектурно-строительный техникум. Выпуск ник исторического факультета Московского Государственного университета (как и его жена, Ольга Геннадьевна, до 1990 г. сотрудница Государственного архива Костромской области).

Черновая рукопись. Датируется по содержанию началом 1996 г. (не позже 1.02.1996 г.). Судя по всему, является письмом, адресованным архиепископу Александру. // Архив автора. Ранее не публиковалось. Заглавие предложено редакцией.

В Костроме работал сотрудником областного архива, Бюро путешествий и экскурсий, начальником производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры.

В 1990 году переехал на родину жены – в Пуш кинские горы Псковской области, где работает школьным учителем. Причина переезда – состояние здоровья после удаления опухоли глаза, которая появилась после пребывания в Чернобыле.

Краевед. Инициатор издания краеведческого альманаха «Костромская земля», его постоянный автор и член редколлегии. Составитель книги А. А. Григорова «Из истории Костромского дворянства».

До 1995 г. Н. А. Зонтиков во время школьных каникул регулярно приезжал в Кострому для работы в областном архиве и библиотеках города. Но сейчас это стало невозможным, ввиду дороговизны железнодорожных билетов, в связи с задержками в выплате зарплаты.

Состав семьи: жена – Ольга Геннадьевна (выпускник МГУ, история);

сын – гимназист – 13 лет;

дочь – 11 месяцев.

Основная причина возвращения Н. А. Зонтикова в Кострому – невозможность заниматься костромским краеведением без изучения документов по истории края, сосредоточенных в основном в архивах Костромы.

Нет сомнения, принятие на службу столь ценного работника как Н. А. Зонтиков стало бы для Костромы весьма удачным приобретением. Но дело осложняется тем, что здесь у него нет никакого жилья.

Обменянную в своё время однокомнатную костромскую квартиру на двухкомнатную в Пушкинских горах обменять наоборот не удастся (близость с Эстонией). Купить квартиру в Костроме – вещь нереальная, по причине безденежья.

Убедительная просьба. Не представится ли возможность попросить содействия в решении этой проблемы у главы Костромской администрации Бориса Константиновича Коробова, посвятив его в курс дела?*

С уважением, архитектор Л. Васильев.

* Письмо, к счастью, возымело действие, и Н. А. Зонтиков вскоре не только был принят на преподавательскую работу в Епархию, но и получил квартиру в Костроме. См. также прим. издателя к следующему письму.

Письмо об А. В. Соловьёвой

Начальнику Департамента культуры Костромской области ИВАНОВОЙ Галине Ивановне

Глубокоуважаемая Галина Ивановна!

Мы обращаемся к Вам с ходатайством о представлении СОЛОВЬЁВОЙ Антонины Васильевны, заместителя председателя Костромского Фонда культуры, к почётному званию ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЛОВЬЁВА Антонина Васильевна – инициативный и талантливый краевед, посвятивший всю свою жизнь и чрезвычайно много сделавший для развития и пропаганды исторического и культурного наследия в Костромской области.

С 1970 года Антонина Васильевна работает в музеях-заповедниках Щелыково, Костромского Ипатиевского монастыря и Ростова Великого Ярославской области*.

С 1987 года она – заместитель председателя Костромского фонда культуры. Её отличают глубокое знание истории культуры Костромского края, личная скромность, инициативность и настойчивый труд в деле сбережения и пропаганды культурного исторического наследия России.


Заслуженный архитектор РФ
Академик Нью-Йоркской АН,
почётный гражданин города
И. ШЕВЕЛЁВ

По инициативе Антонины Васильевны и при её непосредственном участии Костромским Фондом Культуры изданы краеведческие труды: А. А. ГРИГОРОВ «Из истории костромского дворянства», А. В. КИЛЬДЫШЕВ «Фрески Воскресенского храма на Нижней Дебре», выпущены 4 сборника периодического издания краеведческого альманаха «Костромская земля». Подготовлен для переиздания ценнейший труд ЛУКОМСКИХ «Кострома», давно ставший библиографической редкостью**.

А. Соловьёва – инициатор приведения в порядок захоронений известных деятелей русской культуры, связанных с Костромской землёй: философа-богослова Голубинского, Диева, поэтессы Готовцевой. Лишь благодаря ей спасено от уничтожения древнейшее кладбище в ограде церкви Иоанна Богослова в Ипатиевской слободе. Неоценим её вклад в дело популяризации духовного наследия В. Розанова – философа, писателя, одного из столпов русской культуры «Серебряного века».

Самоотверженный труд Антонины Васильевны СОЛОВЬЁВОЙ достоин присвоения ей высокого звания Заслуженного Работника Культуры Российской Федерации.***

Заслуженный работник культуры РФ
архитектор Л. ВАСИЛЬЕВ

Н. А. Зонтиков и А. В. Соловьёва в составе группы костромской общественности у могилы о. Михаила Диева (с. Ильинское Судиславского района). Фрагмент фото Г. П. Белякова. 1990 г.

Компьютерный чистовик. Датируется по содержанию 2000–2001 гг. // Архив Л. С. Васильева. Ранее не публиковалось. Заглавие предложено редакцией.

* 1969–1971 – в Щелыкове, 1972–1978 – в КИАМЗ, 1980–1982 – в Ростове.

** А. В. Соловьёва лишь участвовала в реализации репринта книги Лукомских, но не была причастна к её изданию.

*** Это и предыдущее письма оставались неизвестны Н. А. Зонтикову и А. В. Соловьёвой до конца 2013 г., когда рукописи обнаружились в архиве Л. С. Васильева. Издателю для включения этих писем в корпус книги пришлось всеми мерами убеждать своих коллег, что подобная публикация спустя многие годы и при указанных обстоятельствах не даст повода к упрёкам в личной нескромности составителей книги и что исключение этих писем в чём-то обеднило бы и характеристику Л. С. Васильева и нещедрую на архивные публикации местную историографию новейшего времени. (Прим. изд.)

Об «Исторической энциклопедии города Костромы»

Уважаемая Екатерина Александровна!*

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ», в той её части, с которой мы познакомились (архитектура и реставрация, реставрационные мастерские), производит впечатление, скорее, словаря, расставившего слова по алфавиту, чем энциклопедии знаний об истории и архитектуре города Костромы. У составителя нет ясного представления о том, что и как он намерен осветить, нет ясного плана, ясного отчёта о том, как внутри себя устроен предмет, о котором ведётся рассказ, и потому в расположенных в алфавитном порядке статьях раздроблена суть освещаемых энциклопедией фактов и понятий; второстепенным событиям и явлениям порой отведено значительное место, в то время как явления важные освещены либо мельком, либо вообще пропущены. Допущено большое число неточностей. Присутствует балласт – пустопорожние ходульные общие места, нетерпимые в торжественном юбилейном издании.

Описать в рецензии этот беспорядок трудно, но не внести поправок, не представить как энциклопедию собрания компиляций – нельзя. Поэтому ещё не поздно уяснить схему главных понятий архитектурных разделов энциклопедии, выявить и ясно зафиксировать их структуру. И потом – править.

Непонятно, например, почему проектные институты: «Костромагражданпроект», «Костромапроект» – попадают в букву «К», ведь имена других проектных институтов могут начинаться на другие буквы. Проблему легко решает понятие Проектные институты,и здесь («П») – их место.

В разделе «З»: «заслуженные» после «Заслуженные артисты» должны идти «Заслуженные архитекторы РФ», но только в конце длинного списка упомянут один из них; Заслуженные архитекторы России Н. Рыбникова и П. Щербинин вообще не упомянуты. В статье «Шевелёв» опущено звание «Почётный гражданин г. Костромы».

Непонятно, какая тайная сила вырвала изо всех довольно многочисленных гнёзд энциклопедии, посвящённых памятникам гражданской архитектуры, её ансамблям и отдельным комплексам и улицам, из них всех, два памятника архитектуры: дом соборного притча и дом б. усадьбы А. Батухина – и поместило их в литеру «Д», в раздел «Дома»? Это нелепо.

Компьютерный чистовик. Датирован 13 сентября [2001] г. // Архив Л. С. Васильева. Ранее не публиковалось. Заглавие предложено редакцией.

* Начальник управления по делам культуры и искусства администрации г. Костромы Е. А. Шаблова.

Но вот куда более прискорбный пример: Музей народного деревянного зодчества под открытым небом, АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Он существует. Но такого понятия «Музеи» в энциклопедии вообще нет! В разделе буква «М» есть «Музей художественный », и только, никаких других музеев. Любой потенциальный гость Костромы откроет энциклопедию здесь и не найдёт слова «Музеи», их перечня, их описания. «Бескультурный, убогий город», – подумает он. А у нас музеи всё же есть, вплоть до литературного музея. Музей же народного деревянного зодчества в Костроме уникален. Но он попал в букву «П» – как памятник истории и культуры. Какой же это памятник, если мы сами его вчера создали и создаём сегодня как органичное целое, как Музей? Это Музей, собрание памятников Народного деревянного зодчества под открытым небом! А его вписали в подрубрику памятников, причём в раздел этой подрубрики «Монастыри»,в главу «Ипатиевский монастырь», В ТО ВРЕМЯ КАК МУЗЕЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ МОНАСТЫРЯ, а есть отдельная, вновь создаваемая ветвь архитектурного комплекса. Объекты музея, по сути, к Ипатиевскому монастырю не относятся. Размещение их в ограде стен было вынужденным, осознано как неудачное, они оттуда почти все вынесены и территориально находятся вне стен Ипатиевского монастыря.

К сожалению, одна нелепость рождает другую: Ипатиевский монастырь составители энциклопедии разорвали на две части, и принцип разделения текста на две части здесь отсутствует. Создан хаос – вместо того, чтобы дать необходимую ссылку: «смотри там-то», а описание монастыря, грамотно и структурно его выстроив, сконцентрировать в одном месте.

Посмотрим на последствия деструктивного подхода к составлению архитектурного раздела энциклопедии. Что сотворил он с конкретным описанием Музея народного деревянного зодчества под Открытым небом (См. П.-8, 9, 10)? (Так были окрещены при возникновении своём музеи подобного типа и в Москве, и вслед за ней в Костроме, Вологде, Великом Новгороде, в Прибалтике, за рубежом – в Финляндии; это истинное первое имя музея, об этом нужно упомянуть.)

Объекты перечислены в хаотическом беспорядке. Начинается перечень с избы в д. Тристиха, (вероятно, Аристиха, П-3). Между тем на стрелке реки Игуменки стоит церковь из села Фоминского – доминанта композиции музея на стрелке. Описания этой церкви, рассказа о её реставрации, о выполненной докомпозиции утраченных её важнейших частей: колокольни, крыльца и глав, – об авторе воссоздания всего утраченного об раза этого замечательного храма в тексте ни слова.

Сложилось исторически так, что музей трёхчастен: храм из села Спас-Вёжи размещён в ограде монастыря, храм из села Холм вместе с домом Ершова из деревни Портюг – в Ипатиевской слободе и всё остальное

– на стрелке. Об этом в энциклопедии где-то правильно сказано. Но отсутствуют, наряду с описанием церкви из села Фоминского, также и описания храмов из сёл Спас-Вёжи (реставрирована архитектором Б. Гнедовским) и ц. из села Холм (реставрирована архитектором А. Ополовниковым). А ведь это – крупнейшие и по художественному и историческому значению и по масштабу своему памятники русского национального зодчества и главнейшие экспонаты музея. Осуществляли их перенос известные архитекторы и замечательные плотники-реставраторы (бригада Ивана Каргина), имена которых в энциклопедии преданы забвению – и в этом разделе, и в описании истории реставрационной мастерской. Р-7. Реставрационная мастерская. Эта статья со держит 72 строки. Из них: 1) непосредственно реставрационным работам по воссозданию каменных строений в области посвящено 9 строчек, из которых две содержат неверную информацию, 2) собиранию и созданию Музея деревянного зодчества – 8 строчек, 3) реставрации стенописи и работе реставраторов иконопи си – всё остальное пространство статьи. Заслуги костромских живописцев-реставраторов оценены по до стоинству, но полный вакуум в части реставрационных работ – главной функции мастерской в сохранении исторического наследия – создаёт ложную общую картину жизни реставрационной мастерской. Наряду с именем гл. архитектора мастерской Тороп К. Г. (упомянута дважды), имя искусствоведа С. Катковой (поступила в мастерскую в 80 году)* в этой статье звучит трижды, но ни превосходный организатор производства б. директор мастерской В. П. Чулков, ни архитекторы: Л. С. Васильев (реставратор с 1958 года, более 50 реставраций), Шевелев И. Ш. (1953–1970), реставратор многих важных объектов и создатель методов реставрации памятников, признанных во всей России, Г. И. Зосимов, В. Баранов, В. Шапошников, А. Экк, А. Нечаев; конструкторы: Благовещенский, Л. Васильева; фотограф Д. А. Девочкин, виртуозы-плотники И. Каргин и С. Титов, каменщики Кулигин и Шишов, белокаменщик Р. Ансехо и др. – те, чьими руками сохранены и приведены в должный вид исторические строения центра, комплекс Ипатиевского монастыря, центр Галича и пр., ни разу не упомянуты здесь.

* С. С. Каткова поступила в КСНРПМ 30.9.1987 г.

Фактические ошибки: ограда Гауптвахты воссоздана при гл. арх. В. Дворяшине, воссоздание колокольни Спаса в рядах осуществлено по инициативе автора проекта реставрации Л. Васильева.

Реставрация в Костроме, осуществляемая КСНРПМ, пережила и эпоху маленького расцвета, и эпоху упадка и потери всех воспитанных ею мастеров. Всё это фальшиво замаскировано и спутано. Этот раздел создан некомпетентно, он должен, нам думается, быть написан заново.

Беглое, нечаянное знакомство с остальными разделами энциклопедии позволяет заметить деструктурность и в других местах.

Нас крайне смущают такие лишённые правды и действительного смысла допотопные сентенции, как приведённая в отношении к скульптуре – бюсту А. Писемского: «в серьёзном, вдумчивом взгляде писателя чувствуется богатое внутреннее содержание, напряжение духовных сил»; реплика: «окружающий его (памятник А. Писемскому) портик», чего нет и быть не может.

Некоторые отдельные ошибки помечены нами в тексте карандашом.

В очерке об изобразительном искусстве (заключительная его часть) незамеченной осталась большая группа художников. Для интеллигенции Костромы во все времена характерно движение к философско-духовному осознанию смысла человеческого бытия и выражению его в творчестве. Присутствие прогрессивной оппозиции застывшим формам искусства не снесено было репрессиями 37-х годов (Царнах, Балакирев и др.) В 60-е годы начатое творчеством Шувалова, Муравьёва, Козлова, оно нашло своеобразное продолжение и в наше время: в цикле выставок «Синтез» в 70– 80 годы, в творчестве талантливых мастеров Вячеслава Грачёва, Александра Бекасова, Павла Беляева, Иосифа Дашевского, Николая Касаткина. Грачёв – участник и лауреат Международных биеннале современной графики, Бекасов и Дашевский – международных симпозиумов и зарубежных выставок, и это следовало бы, вероятно, в энциклопедии показать.

Мы встречаем в тексте, естественно, не одни минусы. Есть ряд интересных и прекрасно написанных материалов, и тем огорчительней непроработанность целого как единой структуры, неразборчивость и непрофессиональность в отборе материала, некомпетентность или недобросовестность авторов отдельных статей.

С уважением,

архитекторы-реставраторы:

Леонид Васильев, стаж реставрационных работ 43 года, Заслуженный работник культуры РФ

Иосиф Шевелёв, непрерывный стаж реставрационных работ 17 лет, эпизодическое участие в реставрационных работах – до настоящего времени с 1953 года, Засл. архитектор РФ.

О Костромской реставрационной мастерской (КСНРПМ)

Обращаясь мыслью к Костроме, к её многовековой истории, невольно вспоминаешь об её значении, роли в жизни Русского государства, о связи её с именем Дмитрия Донского, о родоначалии царских династий – Году нова, Романовых, об Иване Сусанине. Татаро-монгольское иго, пору Смутного времени с нашествием поляков и всероссийским разорением – всё перенёс наш город. Вопреки всему он рос и стал крупным экономическим и художественным центром России, с неповторимо прекрасным архитектурным обликом, с оригинальной школой фресковой живописи.

В начале XX века известный искусствовед Г. К. Лукомский, в книге «Кострома» (СПБ, 1913) весьма поэтически обрисовавший наш город, называл его «городоммузеем» – по обилию и сохранности архитектурных шедевров и наполнявших их произведений искусства, отнюдь не уступавших столичным.

В то время Россия готовилась к 300-летнему юбилею царствующей династии Романовых и в Костроме, официально признанной её «исторической колыбелью», шла усиленная подготовка к этой дате – впервые были проведены крупные реставрационные работы на Ипатьевском и Богоявленском монастырях. Осуществлялись они под руководством Д. В. Милеева, известного реставратора, члена Императорской археологической комиссии. Особое внимание уделено тогда было Ипатьевскому монастырю.

Так начиналась Костромская реставрация. Казалось, ничто не предвещало того, что произошло далее. Пропасть, втайне зауготованная России, разверзлась…

Излишне, да и не к месту, напоминать о последствиях коммунистического эксперимента над Россией, о судьбе русского народа и его тысячелетней культуры, исконно православной.

Из 47 храмов, украшавших Кострому (XVI–XIX вв.), уцелели считанные единицы. Вакханалия разрушений, начатая в 1923 году (Александровская часовня вверху Молочной горы), набирая силу, закончилась лишь в 1944 году (Никольский храм за Волгой). Летом 1934 года была взорвана главная святыня города – Кремль:

Рукописный черновик. Судя по содержанию, готовился как основа выступления на юбилее мастерской: либо накануне 50-летия (декабрь 2000), которое, впрочем, практически не отмечалось, либо накануне торжественно отмеченного 55-летия (к последнему склоняет и вид почерка автора). // Архив автора. Публикуется впервые. Название предложено редакцией.

Успенский и Богоявленский кафедральные соборы, монументальная ограда, Царская беседка. Была взорвана ажурная пятиярусная кремлёвская колокольня с золотым шлемом; погибли золотые купола древнего Успенского собора.

Мартиролог утрат бесконечен. Это и Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиин монастыри, памятник Ивану Сусанину на главной площади Костромы и многое другое. И, как принято в нашей стране, за содеянные преступления никто не понёс ответственности, никто не покаялся.

А город – памятник градостроительного искусства, лишившись храмов и колоколен, утратил своё лицо, превратился в аморфную массу разностильных построек.

Всё духовное рождается через страдание. Несчастья, выпавшие на долю нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, гибель миллионов людей, гибель прекрасных городов – жемчужин русского зодчества, пробуждало в первые послевоенные годы понимание ценности того, что мы утратили. И тогда, несмотря на разруху и голод, в стране нашей появляются реставрационные мастерские – сначала в городах, наиболее пострадавших от немецких фашистов, затем в глубине России: в Москве, Владимире, Ярославле, Костроме.

Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская (КСНРПМ) была официально открыта в декабре 1950 года. До этого в Костроме существовал реставрационный участок.

***

Сложности становления мастерской были трудно вообразимыми. Вполне объяснимая скудость финансирования, отсутствие производственной базы, транспорта (две лошади), отсутствие стройматериалов и, наконец, квалифицированных рабочих – всё это как будто обещало полную невозможность справиться с возложенной задачей. Но энтузиазм и чувство ответственности превозмогли. Такое было время, такими были люди.

Нужно сказать и то, что во главе области стояли тогда такие руководители, как первый секретарь Костромского обкома Леонид Яковлевич Флорентьев и его помощники; начальником управления культуры был Борис Демьянович Капустин, высокоинтеллигентный человек. Разумеется, без их сочувственной поддержки любое дело реставрации было бы обречено. Ведь прежде чем начать работы по Ипатьевскому монастырю, надо было отселить из него 270 семей. И это было сделано!

***

В первое десятилетие существования мастерской работы шли по четырём направлениям:

1) Ипатьевский монастырь, церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, реставрация фресок в Троицком соборе;

2) начало формирования Музея деревянного зодчества (церковь из села Холм, дом Ершова), обследование районов Костромской области, перевозка изб, часовен, храмов в Музей деревянного зодчества на участок вокруг речки Игуменки;

3) реставрационные работы по усадьбе А. Н. Островского в Щелыкове;

4) в черте города: Пожарная каланча, Гауптвахта, Торговые ряды, церковь Воскресения на Дебре.

В последующие годы, вплоть до насильственного развала федерально финансируемой реставрационной системы и гибели реставрационных мастерских в масштабе России (конец 1980-х годов), сделано следующее:

I. Обмер и восстановление Покровского собора и Никольского храма Авраамиево-Городецкого монастыря (1970-73 гг.).

II. Обмер домов Катенина в Клусееве и Колотилове (Чухломский район).

III. Кострома. Церковь и колокольня в Красных рядах.

IV. Кострома. Церкви Ильинская и Спасо-Преображенская за Волгой.

V. Проект восстановления Знаменского храма на Нижней Дебре. Восстановление колокольни (в рамках Костромской епархии).

VI. Проект восстановления Ильинской церкви на ул. Русиной (Советской).

VII. Проект восстановления церкви Иоанна Богослова у Молочной горы.

VIII. Проект восстановления храма Воскресения на площадке (площадь Советская).

IX. Восстановление южной и западной стен Анастасиино-Богоявленского монастыря.

X. Трапезный корпус и Богоявленский собор монастыря.

XI. Квасные ряды и Никольская часовня на Молочной горе.

XII. Кострома. Церковь Вознесения в Мельничном переулке.

XIII. Разное: работы в Шушенском мемориале и Иркутске (Дом княгини М. Н. Волконской).

XIV. Проект полного восстановления ансамбля Костромского кремля.

Приводимый список (неполный) может дать представление о характере и масштабе работ, выполненных костромскими реставраторами начиная с 1950 года.

***

Чтобы добиться чего-то стoящего, нужны знания, трезвое мышление, способность мечтать и смелость рисковать. Этими качествами должны обладать и руководитель коллектива, и каждый его участник. Посему

несколько слов о них.

Из числа руководителей мастерской, в разные годы её возглавлявших, в благодарной памяти сохранились:

1) Владимир Павлович Чулков (1959–68 гг.) 2) Владимир Гаврилович Павлов (1968–78) 3) Ляпин А. Д. (1979–87) 4) Главный архитектор мастерской начиная с вес

ны 1957 г. – Калерия Густавовна Тороп. Профессиональная культура, требовательность и высокая интеллигентность обеспечивали ей авторитет как в Костроме, так и в столицах. Именно ей обязаны мы созданием широко известной бригады художников-монументалистов, восстановивших 4 000 м2 фресковой живописи в Троицком соборе Ипатия, в храме Воскресения на Дебре. Старые реставраторы, мы чтим её память. В связи с этим нельзя умолчать о безвременно ушедших из жизни А. В. Кильдышеве и Е. В. Кудряшове, многим обязанных ей.

Архитекторы: Горохов, Чащин, В. В. Васильева, А. Э. Экк, В. В. Баранов, В. С. Шапошников, А. П. Чернов, трагически погибший.

Особенно хочется возблагодарить Геннадия Ивановича Зосимова; он восстановил венчающую беседку на Каланче и построил Беседку у подножия Кремлёвского холма.

Шевелёв Иосиф Шефтелевич, помимо реставрационных работ в Музее деревянного зодчества, восстановивший церковь Богоявления в селе Красном, получил мировое признание как теоретик и истолкователь всемирной природы золотого сечения.

В последние годы в поредевшие ряды архитекторов возвращаются ушедшие было специалисты, и это подаёт некую надежду на лучшее впереди.*

Инженеры-конструкторы:

1) Васильева Людмила Николаевна. Трудится с 1949 г. Старейший работник мастерской. 2) Семёнов Александр Михайлович.

Упомянем об ушедших в небытие инженерах, прорабах и сметчиках:

1) А. К. Благовещенском, так много давшем нам, начинающим; 2) В. П. Ваулине, 3) В. Н. Васильеве, 4) В. Н. Смирнове, 5) Л. М. Новожиловой.

Из этой славной когорты остался с нами Василий Андреевич Чапыгин.

Храни вас Господь!**

* В частности, сам Л. С. Васильев вернулся в штат мастерской 11.1.2005 переводом из епархии. Год с не большим спустя, 14.3.2006, он уволился оттуда по собственному желанию, и с тех пор нигде более в штате не состоял.

** К рукописи приложен список работников КСНРПМ, где Л. С. Васильев отметил некоторые фамилии крестика ми, подчёркиванием и т. п. Поскольку он представляет определённый исторический интерес, мы приводим его на следующей странице (дополнения в квадратных скобках сделаны редакцией).

Коллеги Л. С. Васильева по работе в КСНРПМ

Художники:
Малафеев А. М.
Ильвес Е. В.
+ Марев Е. И.
+ Губочкин Г. Б.
Сизов В.
+ Рыбцов Е. В.
Кильдышев [А. В.]

[Руководители:]
Лобанов Н. К.
Вершинин В. А.
Щербов Н. Н.
+ Чулков В. П. (59–68)
+ Павлов В. Г. (68–78)
Ляпин [А. Д.] (79–87)
+ Алексеев С. К.

[Архитекторы:]
Григоревский
Горохов
Чащин
Васильева В. В.
Экк А. Э.
Шевелёв [И. Ш.] (с 53)
Баранов [В. В.]
Зосимов Г. И.
Орехова Н.
Шапошников [В. С.]
Чернов [А. П.]

[Гл. архитектор:]
Тороп К. Г.

[Прорабы: ]
+ А. К. Благовещенский
+ В. П. Ваулин

Каменщики:
Коваленко И. [Я.]
Кулигин К. [И.]
Шишов Л. П.
Груничев В.
Беляков К. И.

Фотографы:
+ Девочкин Д. А.
Фурманов

Сметчики:
+ Новожилова Л. М.
Васильев В. К.

Инженеры:
Васильева Л. Н.
Семёнов А. М.

[Искусствовед:] + Кудряшов Е. В.

[Отдельная запись посвящена занимавшей тогда должность директора мастерской Т. В. Кильдышевой:]

начало работы в мастерской:
а) химик-технолог;
б) директор …..
в) работы в Ростове Великом
г) ….

Отзываясь публично с неизменным уважением о К. Г. Тороп, в частных отзывах Л. С. Васильев приоткрывал и «оборотную сторону медали».

«В пятницу был в Костромской мастерской, по делам заказов, которые мы [Ярославская СНРПМ] дали им. Это столярка и кузнечные дела. Был там недолго. Видел начальство и кое-кого из проектников. К. Г. Тороп “пожурила” меня, что я избегаю их и, приезжая в мастерскую, знаюсь только с директором и гл. инженером. Действительно, был такой грех: дважды это было в этом году, и ни разу не показывался Калерии. Почему? При всех прекрасных её качествах, несмотря на то, что многим ей обязан в прошлом, остался у меня в душе горький осадок. Она упрямая и до безобразия самолюбивая баба. Если она неправа (в отношении работы), она никогда не признает этого. Ложно понимаемое чувство достоинства заставит довести защищаемое ею ошибочное положение до абсурда. Так, безуспешно, в течение трёх лет, не мог убедить её в необходимости сделать хотя бы временную кровлю над церковью Спаса за Волгой. А на сводах её фрески XVII в. Случаев этого рода было немало.

Я работал в Шушенском, в Иркутске. И хоть бы один вопрос, что я делал там. А привёз оттуда чертежи своих работ, надеясь, что она поинтересуется. Что это: зависть, ревность к чужому успеху? Не знаю. Но, глубоко уважая её прежде, я с тех пор разочаровался в ней».

(Из письма от 23.3.1980 к А. В. Соловьёвой, хранящегося в её архиве. Слово «баба» здесь не является грубостью: в «частной» речи, устной или письменной, у Л. С. Васильева, по свидетельству хорошо знавших его людей, это было стилистически нейтральной заменой отчего-то нелюбимого им слова «женщина»: ср. на стр. 266.)

О неровности отношений Л. С. Васильева к коллегам пишет в нашей книге не один автор воспоминаний о нём. Это могло коснуться любого, и толчок к кардинальной перемене мнения могли дать самые разные и не всегда для внешнего наблюдателя убедительные или понятные поводы. Но и возврат к прежним отношениям мог произойти так же быстро. Это следует иметь в виду читателю. (Прим. изд.) Л. С. Васильев в проектном отделе КСНРПМ. Фото 1960-х гг.

Проекты Л. С. Васильева в фотографиях

КОСТРОМА


Вид с запада на Сестринский корпус Знаменского монастыря. Фото Д. Лопатниковой. Апрель 2008 г.

Колокольня Знаменской церкви в процессе реставрации.
Колокольня Знаменской церкви в день её освящения.

Фото конца 1990-х гг.

Фото Г. П. Белякова. 26.9.2001 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Северные (Екатерининские) ворота Ипатьевского монастыря. Фото около 2003 г.

Прясло южной крепостной стены и Воскобойная башня Ипатьевского монастыря. Фотоснимки около 2003 г.

Вид Ипатьевского монастыря. Троицкий собор (слева), церковь Рождества Богородицы (в центре), Звонница (справа). Торговый вкладыш 1910-х гг.

Западный фасад Архиерейского корпуса Ипатьевского монастыря. Фото В. Л. Бромберга середины 1980-х гг.

Здание бывшей богадельни в Новом городе Ипатьевского монастыря (музей природы). Фрагмент фото 1970-х гг.

Церковь Иоанна Богослова. Фото 2005 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Часовня Животворящего Креста на Святом озере. Фото 2006 г.

Святые ворота церкви Воскресения на Дебре и колокольня Знаменской церкви. Фото А. Н. Сыромятникова. 15.9.2005 г.

Церковь Спаса Преображения за Волгой. Фото А. Н. Сыромятникова. 28.6.2005 г.

Ильинская (Рождества Христова) церковь за Волгой на Городище. Фото А. Н. Сыромятникова. 28.6.2005 г.

Красные ряды с колокольней церкви Спаса. Реконструкция на сер. 1970-х гг. по фото начала 1980-х гг.

Часовня Феодора Стратилата на Новом (Воинском) кладбище. Фото 2.5.2006 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Церковь Тихона, патриарха Всероссийского, и Новомучеников Российских в Давыдовском-2. Фото В. Шелёмина. 4.10.2005 г.

Ул. Советская, 24/2. Дом И. В. Малышева (Акатовых). Фрагмент фото В. Л. Бромберга середины 1980-х гг.

Церковь Иоанна Кронштадтского. Фото Е. Шиховцева. 2013 г.

Церковь Серафима Саровского в Малышковев завершающей стадии строительства. Фото Ю. Верещагина. 15.7.2011 г.

Ул. Войкова, 23. Дом Шипова (училище слепых). Фрагмент фото В. Л. Бромберга середины 1980-х гг.

Вид на Присутственные места с северо-востока. Проектный эскиз Л. С. Васильева. 1986 г.

Восточный фасад, варианты решения. Проект 1986 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Пряничные ряды с Успенской часовней. Фрагмент фото В. Л. Бромберга середины 1980-х гг.

Дом Ратьковой и Домерникова (ул. Советская, 19). Фото Е. Шиховцева. 5.10.2013 г.

Квасные ряды. Фото Е. Шиховцева. 13.11.2013 г.

Венчания обелисков Московской заставы на набережной р. Волги. Скульптор В. В. Зайцев. Фото 2011 г.

Приходской дом при Ильинской церкви за Волгой. Фото Е. Шиховцева. 10.10.2013 г.

Табачные (Овощные) ряды с торцевой часовней Спаса. Фрагмент фото В. Л. Бромберга середины 1980-х гг.

Никольская часовня в Пряничных рядах. Фото Е. Шиховцева. 13.11.2013 г.

Проект мемориала В. В. Розанова. Авторская акварель 2002 г.

Памятник узникам фашизма на воинском кладбище.

Вверху: Фото С. Каргапольцева. 31.08.2007 г.

Внизу: Первый (нереализованный) вариант памятника. Дизайн и оцифровка А. Ф. Комаровой по чертежу Л. С. Васильева. 8.11.2013 г.

Фигуры львов на пилонах ворот Дворянского собрания. Скульптор А. Я. Дёмин по проекту Л. С. Васильева. Фото Е. Шиховцева. 10.10.2013 г.

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Буй

Часовня Параскевы Пятницына центральной площади г. Буя. Фото 2002 г.

Никольская церковь. (Слева железнодорожный вокзал.) Фото около 2010-х гг.

Галич

Паисиев монастырь. Успенский собор и Святые ворота. Фото 2011 г.

Церкви Василия Великого (слева) и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Галич. Фото рубежа XX и XXI вв.

Православный духовно-культурный центр г. Галича (надстроенное здание бывшей богадельни при Богоявленской церкви). Вид из церковного двора. Фрагмент фото Н. В. Сотникова. 1.11.2013 г.

Торговые ряды (Нижние ряды на фото – сверху) и церковь Богоявленская (Никольская). Фото около 1980-х гг.

(В створе ул. Подбельского, ведущей к Галичскому озеру, Л. С. Васильев спроектировал мемориальную колонну.)

Поклонный крест на горе Балчуг в память о событиях Смутного времени. (Внизу справа – Троицкий собор Староторжского Николаевского монастыря.)

Фото около 2000-х гг.

Макарьев

Макарьев монастырь на реке Унже. Фрагмент фото С. М. Прокудина-Горского. 1913 г.

Мантурово

Мантурово. Свято-Никольская церковь (церковь Николы Мокрого). Фрагмент фото 2011 г.

Островский район

А. И. Садкевич. Церковь Николы в Бережках. Акварель конца XIX в. (фрагмент).

(Ныне входит в комплекс Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».)

А. И. Садкевич. Щелыково. Гостевой дом. Акварель конца XIX в. (фрагмент)

Щелыково. «Голубой дом». Фото 2006 г.

Щелыково. Цветочная ваза в начале лестницы в парк. Фото сентября 2008 г.

Парфеньевский район

Церковь Царственных страстотерпцев и Новомучеников российских в с. Матвееве. Фото В. Р. Зернова. 2006 г.

Судиславский район

Могила М. Я. Диева в с. Ильинском. Фото Т. Б. Кастальевой. 7.8.2011 г.

Чухломский район

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Введенского. Фото 1.9.2012 г.

Церковь Димитрия Солунского села Введенского. Фрагмент фото В. Шелёмина. 12 октября 2010 г.

Часовня Феодора Студита при Чухломском профессиональном лицее № 23 им. Ф. В. Чижова, п. Анфимово. Фото Е. А. Ксенофонтовой. 2009 г.

Шарья

Шарья. Церковь Николая Чудотворца. Фото 2-й половины 2000-х гг.

ДРУГИЕ КРАЯ И ОБЛАСТИ РОССИИ

Красноярский край и Иркутская область

Шушенское

Волостное правление (за ним – частокол тюрьмы). Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г.

Здание волостной тюрьмы (южный и восточный фасады). Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Дом М. Лауэра. Вид с ул. Ленина. Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г.

Усадьба С. А. Ермолаева (вид с ул. Крупской). Баня и кухня во дворе волостной тюрьмы. Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г. Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г.

Минусинск

Дом Е. Ф. Черкашина (вид с ул. Почтовой). Фото Ю. М. Моргунова. 14.3.2013 г.

Мемориальный музей «Квартира Г. М. Кржижановского и В. В. Старкова» в Минусинске. Фото около 2010-х гг.

Иркутск

Дом Волконских после реставрации (вид со двора). Фото 2011 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Рязанская область

Рязань и Рязанский район

Рязань. Дом по ул. Щедрина, 21. Деталь. Фото ок. 2010-х гг.

Рязань. Дом Г. В. Рюмина (ул. Свободы, 57), главный (сверху) и боковой фасады. Фото Д. Спирина. Февраль 2013 г.

Солотчинский монастырь под Рязанью. Церковь Святого Духа с трапезной палатой. Фото В. Кутаева. 2011 г.

Касимов

Рязань. Дом по ул. Щедрина, 21. Фото из панорам Яндекса (2010-е гг.?)

Касимов. Дом купцов Алянчиковых. Фото 2010 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Ярославская область

Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь. Слева направо: башня

Святых ворот в монастырской стене, звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, восточный фасад Спасо-Преображенского собора. Фото С. М. Чувилина. 2007 г.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Вид с запада. Фото К. Костюченко. 2010 г.

Спасо-Преображенский монастырь. Завершение звонницы с часами Х. Галовея из Спасской башни Московского Кремля. Фото около 2010-х гг.

Усадьба губернатора (дворовый фасад). Фото 2000-х гг.

Ризница Спасо-Преображенского монастыря (белое высокое здание левее центра). Фото 2004 г.

Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (слева) и Дмитрия Солунского со звонницей. Фото А. Бузина. Около 2010 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Ростовский кремль. Иераршие палаты. Фото 30.4.2005 г.

Ростов Великий

Ростов. Часовня Успенского собора в Торговых рядах. Фото около 2000-х гг. (Правее портика часовни – относящаяся к ней же иконная и книжная лавка; за куполом часовни – стена Успенского собора в лесах; слева из-за неё выступает край звонницы; ещё левее синими куполами увенчана церковь Спаса на Торгу.)

Ярус звона Звонницы Ростовского кремля. Фото около 2000-х гг.

Никольская надвратная церковь Авраамиева-Богоявленского монастыря. Фрагмент фото Е. Строевой. 2012 г.

Западная стена Спасо-Яковлевского монастыря. Фото 2007 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Тутаев (Романов-Борисоглебск) Посёлок Борисоглебский

Церковь Благовещения в Романове-Борисоглебске. Фрагмент картины М. Д. Аладжалова. 1913 г.

Церковь Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре. Фото Павла и Елены Каллиниковых. 21.5.2005 г.

Йошкар-Ола и Республика Марий Эл

Йошкар-Ола. Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери. Фото 2000-х гг.

Йошкар-Ола. Дом Пчелина после реставрации. Фото 2000-х гг.

Село Ежово Медведевского района, соборный комплекс Мироносицкого монастыря. Фрагмент фото А. Г. Баданова. 2010 г.

Козьмодемьянск. Тихвинская церковь. Реконструкция первоначального вида. Автор Л. С. Васильев. Около 1991 г., репродукция 2013 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Йошкар-Ола. Мемориал

Село Нурма Медведевского района, церковь Казанской

«Дерево Памяти».

иконы Божией Матери. Фото 24 августа 2010 г.

Фотоснимки 1995 г.

Церковь Покрова Богородицы села Кокшайск Звениговского района. Фото А. С. Михеевой. 10.2.2010 г.

Медведевский район, село Савино. Часовня св. пророка Илии. Фото около 2000-х гг.

Йошкар-Ола. Церковь Троицы. Фото ок. 2000-х гг.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Мурманская область

Завершение строительства Никольской полковой церкви. Ара-губа близ пос. Видяево. Фото около 2000 г.

Никольская полковая церковь. Ара-губа близ пос. Видяево. Фото 28.7.2002 г.

Москва

Церковь Иконы Божией Матери Феодоровская при Российском государственном социальном университете в Москве. Вид с юго-востока. Фото А. Чеботаря. 23.4.2011 г.

ФРАНЦИЯ, Сильванеc

Сильванес, Франция. Экуменическая церковь (Eglise OEcumenique). Открытка издания Аббатства Сильванес. Около 1995 г.

Сильванес, Франция. Церковь Пустого Престола (Eglise de l'hetimasie; также: церковь Единения; Русская церковь). Фрагмент фото Joel Berthonneau. 21.10.2010 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Л. С. Васильев в цветных фотографиях

Л. С. Васильев и В. И. Ненароков (справа) на Галичском

И. Ш. Шевелёв (слева) и Л. С. Васильев на Галичском

озере. Фото И. Ш. Шевелёва. Вторая половина 1990-х гг.

озере. Фото В. И. Ненарокова. Вторая половина 1990-х гг.

Л. С. Васильев и И. Ш. Шевелёв (справа) перед звонницей Преображенского собора г. Судиславля. Фото В. И. Ненарокова. Вторая половина 1990-х гг.

Л. С. Васильев в Макарьеве. Фото А. А. Анохина. 7.8.1997 г.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Л. С. Васильев в зале Костромского дворянского собрания.

Л. С. Васильев. Фото 1990-х – 2000-х гг.

Фото середины – второй половины 1990-х гг.

Л. С. Васильев в зале Костромского дворянского собрания. Фото середины – второй половины 1990-х гг.

Л. С. Васильев (последний из идущих) направляется на АПЛ «Кострома» на базе под Видяевом. Сентябрь 2000 г.

Л. С. Васильев (второй слева) в Ара-губе, на месте, выбранном для установки часовни по его проекту. Крайний справа – В. Г. Смирнов. Сентябрь 2000 г.

Л. С. Васильев в зале Костромского дворянского собрания беседует с И. Ш. Шевелёвым. Фото середины – второй половины 1990-х гг.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Два снимка в Мантурово, у Никольской церкви.

Три снимка с конференции Костромского фонда культуры.

Фото о. Георгия Студенского 2000–2001 гг.:

Фото А. Н. Сыромятникова. 23.11.2002 г.:

Слева направо: Л. С. Васильев, А. В. Соловьёва, Ю. В. Лебедев.

Л. С. Васильев в зале конференции в областной библиотеке

Л. С. Васильев (справа) получает благодарственное письмо Фонда культуры от Ю. В. Лебедева.

На врезках:

увеличенные фрагменты фотографий

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Л. С. Васильев у храма Казанской иконы Божией Матери в г. Долгопрудном. Фото В. И. Ненарокова. Около 2002 г.

Серия снимков, сделанных В. В. Белоусовым 24.6.2004 г. рядом с церковью Воскресения на Дебре и внутри храма:

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Серия снимков, сделанных А. Н. Сыромятниковым на чествовании 70-летия Л. С. Васильева 1 июля 2004 г. в областной организации Союза архитекторов России (на подписях все называются слева направо, если не указан иной порядок) :

А. И. Серобаба, И. Ш. Шевелёв, В. Н. Захаров, Л. С. Васильев, Г. Н. Наумкина, В. Г. Смирнов, А. С. Кокшаров

А. И. Серобаба, И. Ш. Шевелёв, В. Н. Захаров, Л. С. Васильев, сидит А. Ф. Румянцева, Г. Н. Наумкина, В. Г. Смирнов, А. С. Кокшаров, В. В. Якимов, В. Ю. Рыбакова, спиной – А. П. Зиновьева, вполоборотаА. П. Нечаев

А. И. Серобаба, И. Ш. Шевелёв, В. Н. Захаров, Л. С. Васильев, сидит А. Ф. Румянцева, Г. Н. Наумкина, В. Г. Смирнов, А. С. Кокшаров, В. В. Якимов, В. Ю. Рыбакова, спиной – А. П. Зиновьева, вполоборотаА. П. Нечаев

В. Г. Смирнов, А. С. Кокшаров, В. В. Якимов, спинойВ. Н. Захаров, В. А. Романчук, С. А. Матюгин, В. Ю. Дыренков, М. В. Белова, Л. П. Матросова, З. М. Ноговицына, сидит спиной И. Ш. Шевелёв, А. В. Соловьёва, А. П. Зиновьева, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

В. Н. Захаров, М. А. Кокшарова, Г. Н. Наумкина, В. Г. Смирнов, А. С. Кокшаров, сидят А. Ф. Румянцева и И. Ш. Шевелёв, В. В. Якимов, В. Ю. Рыбакова, Р. А. Никитин, Г. П. Морозов, В. А. Романчук, С. А. Матюгин, А. П. Зиновьева, В. Ю. Дыренков, М. В. Белова, А. И. Серобаба, Л. С. Васильев, А. В. Соловьёва

А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, поздравляет А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев

Л. П. Матросова, З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, А. П. Зиновьева, поздравляет Г. П. Морозов, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев

А. П. Зиновьева, поздравляет А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев

М. В. Белова, Л. П. Матросова, поздравляетА. Ф. Румянцева, З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев

В. Ю. Дыренков, М. В. Белова, Л. П. Матросова, З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев, поздравляет А. И. Серобаба

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, поздравляет И. Ш. Шевелёв

З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев, поздравляет А. И. Серобаба

З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, поздравляет В. А. Романчук, А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев

Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, И. Ш. Шевелёв

З. М. Ноговицына, А. В. Соловьёва, поздравляет Л. П. Матросова, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев, сидит спиной И. Ш. Шевелёв, А. И. Серобаба А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, Л. С. Васильев

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

XXIV

А. П. Зиновьева, А. П. Нечаев, поздравляет В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев

Л. С. Васильев благодарит за поздравления

Поздравляет А. П. Зиновьева, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба

Л. С. Васильев внимательно слушает

Л. С. Васильев благодарит за поздравления

Л. С. Васильев благодарит за поздравления

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, С. Л. Катков

Л. С. Васильев, М. А. Кокшарова, Г. Н. Наумкина, И. Ш. Шевелёв, А. С. Кокшаров В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, С. Л. Катков

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов

Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, М. А. Кокшарова

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

XXVI

В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов Г. П. Морозов

Р. А. Никитин, А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев, А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, стоит за А. И. Серобаба ним Г. П. Морозов, А. И. Серобаба, М. А. Кокшарова, Р. А. Никитин, за ним сидит В. В. Якимов

Неизвестный, И. Ш. Шевелёв, В. Г. Смирнов, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба С. Л. Катков, Р. А. Никитин

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

XXVII

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, В. Г. Смирнов, Л. С. Васильев, Г. П. Морозов, Р. А. Никитин

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба

Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, В. В. Якимов, Р. А. Никитин, Л. П. Матросова

В. Г. Смирнов, А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

XXVIII

А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, В. В. Якимов, Р. А. Никитин, Л. П. Матросова А. В. Соловьёва, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, Г. П. Морозов, В. В. Якимов, Р. А. Никитин, Л. П. Матросова В. В. Якимов, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба

В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев, А. И. Серобаба, за ним стоят М. А. Кокшарова и А. С. Кокшаров

Л. С. Васильев предлагает тост

Л. С. Васильев, М. А. Кокшарова, А. С. Кокшаров, А. И. Серобаба

Л. С. Васильев, А. И. Серобаба

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

И. Ш. Шевелёв, Л. С. Васильев, сидит спиной А. Ф. Румянцева, В. Н. Захаров, Р. А. Никитин, В. А. Романчук, А. И. Серобаба

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев

А. В. Соловьёва, В. Ю. Рыбакова, Л. С. Васильев И. Ш. Шевелёв, Л. С. Васильев, В. Н. Захаров, Р. А. Никитин

Л. С. Васильев, В. Н. Захаров, Р. А. Никитин Л. С. Васильев

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Кадры из телефильма «Врачеватели земли Костромской» Серия снимков с церемонии присвоения Л. С. Васильеву Костромской ГТРК 2005 года (автор и режиссёр Г. Зайцева): звания Почётного гражданина г. Костромы 28.8.2005 г. на Сусанинской площади (фото А. Н. Сыромятникова):

Л. С. Васильев в кабинете ГП «Костромареставрация»

Перед вручением медали Почётного гражданинаЛ. С. Васильев принимает поздравления от председателяСовета думы г. Костромы А. В. Украсина

Л. С. Васильев в кабинете ГП «Костромареставрация»

После вручения медали и диплома – букет и поздравления от главы города И. В. Переверзевой. (За А. В. Украсиным – другой лауреат звания Почётного гражданина 2005 года, ветеран спорта Николай Метёлкин.)

Л. С. Васильев на фоне церкви Спаса в рядах (г. Кострома)

Л. С. Васильев и глава самоуправления г. Костромы И. В. Переверзева на трибуне

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

Л. С. Васильев и И. Ш. Шевелёв (слева) в первом ряду перед трибуной

Л. С. Васильев и глава самоуправления г. Костромы И. В. Переверзева на трибуне

Новый Почётный гражданин города Костромы Л. С. Васильев говорит ответные благодарственные слова с трибуны праздника

Л. С. Васильев и И. Ш. Шевелёв (слева)

Л. С. Васильев беседует с народной артисткой РСФСР И. А. Аркадьевой (Красиковой)

Почётные граждане города Костромы И. Ш. Шевелёв и Л. С. Васильев после торжественной церемонии 28.8.2005.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края: Иллюстрации

XXXII

Искусство. Архитектура в литературе